ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Екатерина Чернова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез
Файл:

Фотосинтез.docx - Урок биологии в 6 классе тема: фотосинтез


Все файлы публикации > Фотосинтез.docx
Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Тема: «Фотосинтез». (6 класс)
Цели и задачи урока:
Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для
жизни на Земле.
Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об, об
условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия
протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения
опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и
выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и
жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.
Педагогические технологии: проблемно­ развивающее обучение, метод эвристических
вопросов – «кто? ­что? ­где? ­чем? ­зачем? ­как? ­когда?» (словесная формула Цицерона),
элементы эвристической беседы.
Формы работы: вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации,групповая
работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с
результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение
проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний .
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично­поисковые
(самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод
(при решении проблемных заданий).
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение
листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие « 1С :
Образование.4Дом» биология. 6 класс», задания для индивидуальной
проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, , таблица
“Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.
Предварительная подготовка к уроку: за неделю до урока группа учащихся по
инструктивным карточкам закладывает два опыта: 1.«проба Сакса» 2. выделение
кислорода процессе фотосинтеза. Ученики, осуществляющие лабораторные исследования
во время урока, проходят инструктаж по технике безопасности.
Педагогические технологии: проблемно­ развивающее обучение, метод эвристических
вопросов – «кто? ­что? ­где? ­чем? ­зачем? ­как? ­когда?» (словесная формула Цицерона),
элементы эвристической беседы.
Оборудование урока: растения, выдержанные в темноте; лабораторное оборудование:
спирт, стакан с водой, йод, раствор щелочи, вазелин, спиртовая горелка, стеклянные
колпаки, стеклянные банки с крышками, лучина; таблица «Фотосинтез».
Планируемые результаты обучения:
Ученик должен знать:
­ что фотосинтез – воздушное питание;
­ что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;
­ условия необходимые для протекания фотосинтеза;
1

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

­ что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;
­ что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза
Эпиграф
Двое правят жизнью на Земле –
Красное солнышко и Зелёное зёрнышко.
Задачи:

Развивающие: развивать в детях способность к логическому мышлению, умение
работать со схемами, устанавливать связь между внутренним строением органа и
его функциями.
 Образовательные: углубить и расширить представление о питании растений, изучить
суть фотосинтеза и его значение в жизни растения.
 Воспитательные: формировать умение применять знания, полученные на уроке, в
жизни.
Цели урока:
1. Изучить процесс фотосинтеза.
Задачи:
1. Познакомиться с историей открытия процесса фотосинтеза.
2. Выявить, какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза.
3. Доказать наличие крахмала в зеленых растениях.
4. Выявить, в каких тканях листа происходит процесс фотосинтеза.
5. На основе изученного материала, сделать вывод о значении фотосинтеза.
2. Развитие логического мышления.
Задачи:
1. Умение лаконично выражать свои мысли.
2. Анализировать опыты.
3. Аргументировано доказывать свою точку зрения.
3. Экологическое воспитание школьников.
Задачи:
1. Значение зеленых растений для жизни на Земле.
2. Сохранение и забота о зеленых насаждениях.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня 10апреля ,в этот весенний день я рада
приветствовать вас и ребята и наших гостей. Весна в этом году явно запаздывает.. И
2

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

каждый из нас ,наверное, ждет когда же растает это надоевший и уже серый снег ,и на
деревьях появятся изумрудно – зелёные листья.
Ах, как красива, как прекрасна
Весна с зелёною листвой,
В зелёно­ яркий цвет одета,
И с нежными цветами над травой… (слайд№1)
Листья ­ это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные
лаборатории, в которых образуются органические вещества: сахар и крахмал. Этот
процесс является едва ли не самым замечательным процессом происходящим на нашей
планете. Благодаря ему существует все живое на Земле.
И сегодня на уроке нам предстоит очень не простая задача: раскрыть
механизмы этого биологического процесса.
­Кто из вас догадался о каком процессе идет речь? Конечно о фотосинтезе.
Тема урока –Фотосинтез.
(Записывается тема урока на доске , ученики в листочках)
Чтобы изучить этот процесс образования органических веществ в растении нам нужно
ответить на несколько вопросов:

А теперь подумайте, какой информацией мы должны владеть , чтобы изучить
Процесс или явление ?
На какие вопросы мы должны найти ответ?
Дополн.(Какой информацией мы должны владеть, чтобы описать любой процесс,
например, процесс приготовления пирога « Шарлотка»?)
(Либо пример с Квинтилианом).
Учитель проводит поисковую беседу.
Где? Т.е . в какой части растения образуются органические вещества?
Из каких веществ?
При каких условиях в растения образуются органические вещества?(учитель вопросы
записывает на доске).
Итак первый вопрос: Где? Думаю, на этот вопрос вы мне ответите без труда
Верно­ сахар и крахмал – образуются в листьях.
Учитель: А можем мы с вами проверить и обнаружить , в листьях крахмал?
ПРИ ПОМОЩИ КАКОГО ВЕЩЕСТВА МЫ СМОЖЕМ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Йод.( раствор йода). Давайте нанесём раствор йода на лист герани.
Учитель вызывает ученицу( пипетка и йод на столе) салфетка..
Яна, что должно произойти с раствором йода?
Как меняется окраска раствора йода при взаимодействии с крахмалом?
Верно : йод должен изменить окраску? Как должна измениться окраска?
Какие изменения произошли? ( посмотреть под микроскопом)
Ученик: Никаких.
3

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Учитель: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ ПОЧЕМУ?
Учитель: Изменению окраски мешает зелёный цвет листа.

Вопросы классу
­Чем обусловлена зеленая окраска листа? ( хлорофилл)
­ Где в клетке содержится хлорофилл ?( в хлоропластах)
Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом.
А как это осуществить расскажут Женя и Настя с, которым мы вместе провели этот опыт.
Ученики заранее получили задание повести эксперимент.
Результаты эксперимента представлены ввиде презентации.
(Демонстрация презентации) Слайды (№2,3,4)
Для этого мы взяли растение герань и поставили комнатное растение в тёмный шкаф на 3
дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев, затем растение поместил на
свет на 8 часов ,потом удалили лист растения и поместили сначала в горячую воду ( при
этом разрушилась покровная и основная ткань листа), лист стал более мягким, затем мы
поместили его в кипящий спирт.( При этом лист обесцветился , а спирт стал ярко зелёным
от хлорофилла) . Потом обработал слабым раствором йода­ и вот наш результат.
( фотографии)
Учитель: Как изменилась окраска листа? О чем говорит появление синей окраски при
обработке листа йодом?
Вывод: Действительно в листьях образовался крахмал.
С первым вопросом мы разобрались.
Но у нас остались еще два вопроса:
Из каких веществ образуется сахар и крахмал?
При каких условиях?
Выяснить это я предлагаю вам самим, поработав в группах, точнее в лабораториях. У вас
на столах карточки с заданиями. Внимательно их прочитайте. Выполните задания и
расскажите о своих результатах и выводах остальным. И в конце наших исследований
каждая лаборатория должна будет сдать отчет о проделанной работе­ это заполненная
схема процесса фотосинтеза « формула фотосинтеза». Которая отражает как протекает
этот процесс. (Учитель демонстрирует листы с заданиями )
« ФОРМУЛА ФОТОСИНТЕЗА»

?

?
+

?
+
?
условия
?

вещества вещества
4

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

На работу вам отводится 2 минуты. Вы работаете в группах , Обращаю внимание на
необходимость взаимного уважение и умение выслушать чужую точку зрения, и хочу
напомнить , что в лабораториях всегда достаточно тихо.
Приложение №1 « Задания для лабораторий»
Лаборатория №1 (слайд)
Кто из сотрудников выступит от вашей лаборатории.
Вывод к которому вы пришли ,сравнив результаты опытов?
Вывод: На свету в листьях образуется крахмал. В темноте ­ не образуется крахмал.
При каком условии образуются органические вещества? Какое же условие необходимо для
образования орг. веществ? Свет ( запись на доске)
Лаборатория №2 ( слайд)
Как прошли ваши исследования?
Возможные доп.вопросы. Чем отличается лист герани от листа колеуса?
Какой вывод сделала ваша лаборатория?
Вывод:
Ученик: Органические вещества образуются в зеленых листьях, содержащих хлорофилл,
только при наличии света.
Итак, какое 2 условие необходимо для протекания процесса фотосинтеза?
Лаборатория №3 ( слайд)
Пожалуйста ,3 лаборатория. Какой газ поддерживает горение? При каких условиях
проводился опыт?( обр. вним. На усл .на доске)
Вывод: Зелёные растения на свету выделяют кислород.
Происходит ли при этом процесс фотосинтеза?
Лаборатория №4
У вас было интересное задание.
Ответ ученика.
Вопрос классу.
Учитель :В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты
Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он
был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные
тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала,
мята засыхала.( слайд)Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют
кислород?
Вывод: Зелёные растения выделяют кислород только на свету.
Т.е когда протекает процесс фотосинтеза.
Растения в результате процесса фотосинтеза выделяют кислород.
Учитель. У нас остался нерешенным последний вопрос.
Из каких веществ в листьях образуются крахмал?
И я приглашаю вас в свою лабораторию. Хочу попросить вас разобраться с результатами
моих опытов.
Демонстрация ролика 1С: Образование.Дом»»
« Вещества необходимые для образования крахмала в зелёных листьях»
Учитель: Давайте разберёмся , что же это значит?
О чем нам говорит появление синей окраски у листа 2­го растения?
А почему не образовался крахмал у в листьях 1­го растения?
Чем отличались условия проведения опыта?
Сделайте вывод. ( посмотрите на вопрос)
Какое вещество необходимо для образования сахара и крахмала?
5

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Углекислый газ( запись на доске)
Ученик:

И еще необходима вода.
Откуда растение получает воду?
Мы ответили на все вопросы , а теперь самое время поработать со схемой.
Заполните пожалуйста схему.( на эту работу даю вам 2 минуты)
Ученики от каждой лаборатории выходят с листочками и демонстрируют свои
результаты.
Демонстрация верной схемы на слайде. Разбор ошибок. Упомянуть О необходимости
воды.
Вода + углекислый газ органические вещества (сахар, крахмал) + кислород
Свет, хлорофилл
Учитель: Исходя из схемы, какое определение процесса фотосинтеза вы
можете предложить? Можем вместе.
Фотосинтез ­ это процесс……
Фотосинтез – это процесс, протекающий в зелёных листьях растений растений
на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются органические
вещества и кислород. ( от греч. «фото» ­ свет, «синтез» ­ образование).
На слайде Фотосинтез – это процесс, протекающий хлоропластах листьев
растений на свету, при котором из углекислого газа и воды образуются
органические вещества и кислород.
Учитель( поясняет):Фотосинтез может протекать не только в листьях . но и в
других частях растения , имеющих зеленую окраску, т.е содержащиххлорофил.
кислород
Каков главный результат
этого процесса?( схема на
доске)
Рассказ учителя по схеме
(на слайде)
Опыты показали ,что
сначала в растении
образуется сахар, затем
крахмал, образовавшийся
крахмал под действием
особых веществ
превращается в
растворимый сахар
И транспортируется из
листьев по всему
растению. Органические
вещества , которые
вырабатываются в
процессе фотосинтеза нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и
плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа будет получать растение , тем
больше органических веществ оно будет образовывать. В некоторых тканях растения
6

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

растворимый сахар вновь становиться крахмалом и может откладываться прозапас
например в клубнях картофеля.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам
полученные знания при решении биологических задач.
И 1 минута на обсуждение.
Задания для лабораторий.
Лаборатория № 1.
Задание. Прочитайте текст письма. Найдите ошибки ,допущенные автором письма?
Исправьте ошибки.
Здравствуйте, юные биолухи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток
процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях,
только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород
расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества:
сначала крахмал , а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии,
поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не
было бы обогащения атмосферы углекислым газом.
Перепуткин А. 09.04.12.
__________________________________________________________________
Лаборатория № 2.
Почему повышается урожай огурцов в теплице, если в неё впустить очищенный от копоти
заводской дым?
_______________________________________________________________
Лаборатория № 3
Как вы считаете, в какое время суток лучше собирать листовые овощи : салат, укроп,
петрушку и почему?
_______________________________________________________________
Лаборатория № 4
Вспомните сказку. К. Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так
случилось. К чему это может привести?
После ответа 4 лаборатории.
Действительно, растения создают органические вещества для собственных нужд , но и
обеспечивают пищей другие живые организмы ,представляют всему живому кислород для
дыхания. Растительный покров земли называют
« зелёными лёгкими планеты».А будут ли они здоровыми зависит от нас с вами , от того
насколько разумно мы распорядимся данным нам богатством.
Урок мне бы хотелось закончить стихами
Фотосинтез идет на свету круглый год.
И он людям дает пищу и кислород.
Очень важный процесс­ фотосинтез, друзья,
Без него на Земле обойтись нам нельзя.
Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –
7

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Фотосинтез всему этому голова.
Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!
И озоновый слой будет нас защищать.
Сегодня на уроке вы хорошо работали.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Комментарии оценок.
Ваше домашнее задание на отдельных листочках Выберите любые 5 вопросов или
задания по своему желанию и ответьте на них.
Урок окончен. До свидания!
Приложение №1
Задание. Рассмотрите опыт с растением колеус и сделайте вывод.
Лаборатория №2.
Опыт с растением колеус.
Вопросы:1. При каких условиях был проведен опыт?
2.Какая часть листа после обработки раствором йода окрасилась в синий цвет, а
какая часть осталась желтой ? О чем говорит появление синей окраски?
3.Во всех ли клетках листа образуется крахмал?
Объясните результат опыта и сделайте вывод.
Вывод: __________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
8
При ответе не забудьте прокомментировать опыт, пользуясь рисунком
на слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

9

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Лаборатория №1
Задание. Рассмотрите опыты с растением герань ( пеларгония) и
сделайте вывод.
Опыт №1 Опыт с геранью
Сравните результаты опытов и сделайте вывод.
Вопрос: Отличаются ли условия проведения первого и второго
опыта?
Опыт №2 Опыт с геранью
Отсутствие света.
Вывод:__________________________________________
_________________________________________________
___________________________________________________
При ответе не забудьmе прокомментировать опыт, пользуясь рисунком
на слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!
10

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Лаборатория №3
Водное растение элодею поставим на яркий свет. Через некоторое время на
освещенных листьях появятся пузырьки газа. Соберали пузырьки в пробирку, затем
опустили в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает и ярко горит. Какой вывод из этого
следует?
Вывод: ______________________
_______________________________________
___________________________________
______________________________________
При

ответе
прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на слайде! Ответ не должен
превышать 2 минуты. Удачи!

не

забудь
Лаборатория №4
Задание. Рассмотрите опыт. Ответьте на вопросы и
сделайте вывод .
Природа любит загадывать загадки. С одной из таких
загадок столкнулся английский химик Джозеф
Пристли. В 1771 году он провёл оригинальный и
смелый эксперимент. Он посадил на подоконник двух
мышек и плотно прикрыл их стеклянными колпаками.
Через некоторое время одна из мышек погибла, а вторая
продолжала жить. И мышки были одинаковыми, и
колпаки.
Вопросы: 1.Как вы можете объяснить результат опыта ?
2.Почему погибла первая мышь?
3.Изменился ли состав воздуха под колпаком 2­ ой мыши?
Вывод: ______________________________________________________
______________________________________________________
11

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

_____________________________________________________
___________________________________________________
При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на
слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!
12

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Карточка 4.
Задание. Рассмотрите опыт ученого Джозефа Пристли и сделайте вывод.
Джозеф Пристли сжигал свечу в замкнутом объеме воздуха, и обнаруживал, что
получавшийся при этом воздух уже не может поддерживать горение, так как свеча, сгорая,
потребляла кислород из замкнутого объема воздуха. Мышь, помещенная в такой сосуд,
умирала. Однако веточка мяты продолжала жить в воздухе неделями. В заключение
Пристли обнаружил, что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь стала гореть
свеча, могла дышать мышь.
«Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его
пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось
небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью
оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов,
бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии
перекинулась в соседние страны.
Итак , что же происходит в зеленых листьях – лабораториях на свету.
Слайд( на рисованный лист)Комментарий учителя.
Когда в хлоропластах вода соединяется с углекислым газом, под действием
энергии солнечного света, получается сахар, который затем он превращается
в крахмал, но еще много кислорода. Крахмал, образовавшись в клетках листа,
превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам передается от
листьев ко всем частям растения.
Кислород в таком большом количестве растению не нужен, и его излишки
удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим,
постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле
растений, тем легче нам будет дышат.
А теперь давайте вместе составим формулу фотосинтеза. (Слайд)
(запись в рабочих листах)
Теперь составив формулу ф/с .Попытайтесь сами дать определение этому
процессу, используя фомулу.
13

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды
при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» ­ свет, «синтез» ­
образование).
Фотосинтез­процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из
неорганических веществ углекислого газа и воды.
Фотосинтез ­ процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ
из неорганических за счет энергии света.
Крахмал и сахар ,которые вырабатывают зеленые листья, нужен для питания
всех частей растения – от корней до цветков и плодов. Затем из сахара и
минеральных солей растение создает необходимые ему белки, жиры,
углеводы.
Т.е получается ,что фотосинтез – это тоже питание. Что такое питание ?
Но какое ?
Воздушное питание.поэтому я думаю стоит сделать дополнение в теме урока.
Фотосинтез­ воздушное питание растений.
Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как
пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.
1. Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных?
2. Исследователи установили, что интенсивность фотосинтеза в
течение дня сильно изменяется. Наиболее высокая она утром,
а к полудню падает, но к вечеру снова немного возрастает.
Объясните,
какие факторы вызывают изменение
интенсивности фотосинтеза в течение дня?
3. Хозяйка сорвала верхние зеленые листья капусты на корм
кроликам. Правильно ли она сделала?
4. В оранжереях и теплицах часто специально насыщают воздух
углекислым газом. С какой целью это делают?
14

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

5. Учитель задает ученикам вопрос: Как можно увеличить
интенсивность фотосинтеза? (учащиеся выдвигают
гипотезы)
6. Учитель: А как сказывается загрязненность воздуха пылью и
газами на интенсивности процесса фотосинтеза?
(выслушиваются варианты ответов учеников)
7. Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей ( укроп,
шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему?
(ответ: вечером т.к. в это время накапливается максимум
органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а
ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)
8. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты
на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?
(ответ: нет, неправильно. Органические вещества, образованные в
зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья
кочана, где и накапливаются)
9. Особенности строения листа в связи с функцией поглощения света,
необходимого для фотосинтеза».
10.
11. Запись в тетрадь:
12. А/ плоская поверхность листовых пластинок;
13. Б/ мозаичное расположение листьев;
14. В/ наличие черешка, благодаря которому лист поворачивается к
свету;
15. Г/ прозрачность клеток кожицы, наличие устьиц.
 Но голые знания без практики, можно сказать, почти пустое место. Я предлагаю
поработать на мыслительных листах. В конвертах биологические задачи
различного уровня сложности. Выберите любые, которые вам понравятся. Ответы
с краткими пояснениями запишите на «мыслительных» листах.
1. Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?
2. Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на
урожае? Объясните свою точку зрения.
3.
на открытом или затенённом месте? Ответ обоснуйте.
* Как вы думаете, какой участок необходимо выбрать для посадки картофеля:
* С какой целью в оранжереях и теплицах дают испаряться сухой углекислоте?
** Объясните, почему огурцы, выращенные на навозной грядке, дают больше
4.
5.
урожай, чем при выращивании в грунте?
6.
урожай?
** Почему при недостаточном поливе замедляется рост растений и снижается
Напишите .За что мы бы могли сказать спасибо зелёному листу?
А в пожелтевших листьях возможен фотосинтез? (нет, т.к. в них разрушен хлорофилл)
15

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Вслушайтесь в стихотворение И. Сельвинского:
Какое сложное явленье – дерево.
Вглядитесь! В каждом облик утомленный,
Ему на долю пало древнее:
Оно глотает солнце как лимоны.
Потом хвоей зеленой и листвой
Раздаривает это солнце.
Заснет. Но исполинский подвиг свой
Опять свершает тут же, как проснется.
В нем жизни вековое волшебство,
В нем бьются воды, что волны покрепче.
Оно шумит, шуршит и что­то шепчет,
И хочет, чтобы поняли его…
­ У вас возникли вопросы?
Зачем дерево глотает солнце?
Как вы это понимаете?
Что за волшебство происходит в дереве?
­ Что значит “растение глотает солнце” (хлорофилл поглощает солнечную энергию)
­ А что раздаривает солнце? (энергию)
­ В чем заключается подвиг растения? (энергия нужна всему живому, а ее передают от
Солнца растения)
­ О каком волшебстве идет речь? (о фотосинтезе)
Фантазеры”.
1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что
так случилось. К чему это может привести?
2. “Математики” Решите задачу:
Человек в среднем за сутки потребляет 430 г кислорода и выделяет 800 г углекислого газа.
Какое количество кислорода нужно в сутки жителям города в 1 млн. .человек? Какое
количество углекислого газа при этом выделится?. Сколько га леса “работает” на жителей
этого города, если 1 га поглощает столько углекислого газа, сколько выделяет 200
человек?
3. “Натуралисты” В нашей природной зоне происходит смена времен года. Осенью
растения сбрасывают листву и до весны находятся без зеленых листьев. Почему не
истощается запас кислорода?
4. “Историки” В 1630 году ученый Ван­Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет
ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 г. За счет чего выросла
ива? Объясните результаты опыта.
16

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

­ А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в
комнате?
(Посадить растение).
Все молодцы справились с очень непростыми задачами.
­ Ребята, а вы можете способствовать поддержанию кислорода в вашем городе?
­ А что вы можете сделать?
Сегодня на уроке вы хорошо работали.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать
Попробуйте закончить предложение…
Сегодня на уроке:
я узнал…
самым трудным для меня было…
меня больше всего удивило….
Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему
желанию.
1. “Желтые” ­ прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”.
2. “Синие” ­ надо подумать, догадаться: “Возможен ли фотосинтез в плодах растений?
Ответ поясните”.
3. “Зеленые” ­ выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке.
“Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”
В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у
березы…”
Чему бы вы хотели поучиться у дерева?
Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец.
Спасибо всем за урок.
Значит, – решил Пристли, – листья растения постоянно обновляют воздух и делают его
пригодным для дыхания». Когда англичане узнали про опыты Пристли, в стране началось
небывалое увлечение комнатными растениями. Все вдруг захотели с их помощью
оздоровлять воздух в своих домах. Комнаты «ломились» от обилия герани, фикусов,
бегонии и других зеленых помощников. Мода на комнатные растения из Англии
перекинулась в соседние страны.
17

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1 Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с
осуществлением процесса фотосинтеза.
2 Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха.
3 Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.
4 Зарисовать и объяснить результаты опытов Д. Пристли.
Данные задания предлагаются отдельным учащимся, в зависимости от их
творческих способностей и познавательных интересов.
Познавательная задача. Шестиклассник, узнав, что из воды и углекислого газа на
солнечном свету образуется крахмал, решил получить его. Он поставил сифон с
газированной водой (а газированная вода – это смесь углекислого газа и воды) на яркий
солнечный свет. Образовался ли крахмал в сифоне? Что необходимо для образования
крахмала? Значит главный участник процесса фотосинтеза – это хлорофилл
Хлорофилл – самое удивительное вещество на земле. Он придает листьям зеленый цвет –
его называют цветом жизни.
­ Какую роль выполняет хлорофилл в клетке?
Обратитесь к информационной карте п.2.
“Хлорофилл поглощает солнечную энергию и превращает ее в химическую энергию
органических веществ”
В хлоропластах соединяются углекислый газ и водород из воды, и происходит настоящее
чудо. От их соединения рождается совершенно новый продукт – сахар. Этот процесс
называется фотосинтезом.
18

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Задание. Рассмотрите опыт с растением колеус и сделайте вывод.
Лаборатория №2.
Опыт с растением колеус.
Вопросы:1. При каких условиях был проведен опыт?
2.Какая часть листа после обработки раствором йода окрасилась в синий цвет,а
какая часть осталась желтой ?О чем говорит появление синей окраски?
3.Во всех ли клетках листа образуется крахмал?
Объясните результат опыта и сделайте вывод.
Вывод: __________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
19
При ответе не забудьте прокомментировать опыт, пользуясь рисунком
на слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

20

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

Лаборатория №1
Задание. Рассмотрите опыты с растением герань( пеларгония) и
сделайте вывод.
Опыт №1
Сравните результаты опытов и сделайте вывод.
Вопрос: Отличаются ли условия проведения первого и второго
опыта?
Опыт №2
Отсутствие света.
Вывод: ______________________________________________________
______________________________________________________
_____________________________________________________
___________________________________________________
21

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на
слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!
Лаборатория №3
Задание. Рассмотрите опыт и сделайте вывод.
Водное растение элодею поставим на яркий свет. Через некоторое время на
освещенных листьях появятся пузырьки газа. Соберем пузырьки в пробирку, затем
опустим в неё тлеющую лучину. Лучина вспыхивает и ярко горит.Какой вывод из этого
следует?
Вывод:_______________________________________________________________________
___________________________________________
________________________________________
_______________________________________
Лаборатория №4
Задание. Рассмотрите опыт и сделайте вывод.
Джозеф Пристли сжигал свечу в замкнутом
объеме воздуха, и обнаруживал, что получавшийся при
этом воздух уже не может поддерживать горение,
так как свеча, сгорая, потребляла кислород из
замкнутого объема воздуха. Мышь, помещенная в такой
сосуд, умирала. Однако веточка мяты продолжала жить
в воздухе неделями. В заключение Пристли обнаружил,
что в воздухе, восстановленном веточкой мяты, вновь
стала гореть свеча, могла дышать мышь.
Вывод: ______________________________________________________
22

Урок  биологии в 6 классе тема: фотосинтез

______________________________________________________
_____________________________________________________
___________________________________________________
При ответе не забудь прокомментировать опыт, пользуясь рисунком на
слайде! Ответ не должен превышать 2 минуты. Удачи!
23

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл