ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Хайрова Людмила свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Урок  Биосинтез белка     биология
Файл:

конспект биосинтез белка.docx - Урок Биосинтез белка биология


Все файлы публикации > конспект биосинтез белка.docx
Урок  Биосинтез белка     биология

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Краснотурьинский индустриальный колледж»
Открытый урок по биологии для студентов 1 курса:
« БИОСИНТЕЗ БЕЛКА»

Разработала преподаватель химии и биологии
Хайрова Л.Н.

Урок  Биосинтез белка     биология

Краснотурьинск 2015 г.
Тема урока: «Биосинтез белка»
Технология: применение мультимедиа
Аннотация: данный урок разработан в рамках курса «Общая биология» и
является частью темы «Основы цитологии».
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный
тестовый материал для закрепления, проверки и взаимопроверки знаний.
Цели урока:
­ раскрыть сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов
жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка;
­ сформировать знания о генетической информации, генетическом коде, его
свойствах, особенностях транскрипции и трансляции;
­ раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосоме;
­ научить пользоваться новыми терминами;
­ развивать мышление учащихся.
Задачи урока:
­ актуализация самостоятельной деятельности учащихся;
­ прохождение новой сложной темы;
­ выработка коммуникативно­конструктивных форм обучения;
­ мотивация учащихся на освоение темы с помощью индивидуального
обучения с само­ и взаимопроверкой.
Методическое обеспечение:
­ таблицы по общей биологии «Строение клетки», «Биосинтез белка»;
­ раздаточный тестовый материал для закрепления, проверки и
взаимопроверки знаний;
­ презентация Microsoft PowerPoint «Биосинтез белка» – презентационное
сопровождение урока 18 слайда (среда POWER POINT).
Задание к уроку: повторить материал о нуклеиновых кислотах и белках.
План урока.
1.Вступление.
2.Повторение пройденного материала (строение нуклеиновых кислот,
белка, функции белка).
3.Краткая историческая справка: Франсуа Жакоб, Жак Люсьен Моно.
4.Новые понятия в биологии.

Урок  Биосинтез белка     биология

5.Схема синтеза белка.
6.Транскрипция – первый этап биосинтеза белка
7.Трансляция – второй этап биосинтеза белка.
8.Кодирование и раскодирование белка.
9.Решение ситуационных задач по биосинтезу белка.
10.Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся:
Сл. 1 Тема урока
Сл.2­3 В ходе фронтальной беседы по вопросам осуществляю проверку
знаний студентов по усвоению пройденного материала по молекулярному и
клеточному уровням, а именно строение нуклеиновых кислот (определение
нуклеотидов), белков, функции белков, примеры. Готовность к восприятию
нового материала.
III. Изучение нового материала:
Формулировка темы и постановка целей урока, плана урока.(4слайд).
Сл.5 Студенты рассказывают о лауреатах Нобелевской премии по
биосинтезу белка Франсуа Жакоб и Жак Люсьен Моно.
Сл.6 Преподаватель рассказывает общую схему биосинтеза белка. Дает новые
понятия в биологии: ген, генетический код, триплет, антикодон, стоп­кодон.
Ген: элементарная единица наследственности,
представляющая собой
участок молекулы ДНК, который содержит информацию о первичной
структуре белка.
Генетический код: определенная система записи наследственной
информации в молекулах нуклеиновый кислот в виде последовательности
нуклеотидов.
Триплет: число нуклеотидов, кодирующих одну аминокислоту равно трем(3)
Антикодон: на вершина «листа» каждой тРНК – последовательность трех
нуклеотидов, комплементарных нуклеотидам триплетам в мРНК.
Стоп­кодон: эти сигналы служат окончания сборки белковой молекулы.

Урок  Биосинтез белка     биология

Сл.7 Преподаватель: 1­этап: транскрипция белка:
Транскрипция – переписывание­биосинтез белка молекул м­РНК,
происходящий в ядре молекулы ДНК. В определенном участке ДНК под
действием ферментов белки­гистоны отделяются, водородные связи рвутся, и
двойная спираль ДНК раскручивается. Одна из цепочек становится матрицей
для построения м­РНК. Участок ДНК в определенном месте начинает
раскручиваться под действием ферментов.
Сл.8 Преподаватель: сборка м­ РНК на ДНК. Затем на основе матрицы под
действием фермента РНК­полимеразы из свободных нуклеотидов по
принципу комплементарности начинается сборка м­РНК. Между азотистыми
основаниями ДНК и
между
нуклеотидами самой матричной РНК образуются сложно­эфирные связи.

Сл.9 Преподаватель: выход в цитоплазму. После сборки мРНК водородные
связи между азотистыми основаниями ДНК и мРНК рвутся, и
новообразованная мРНК через поры в ядре уходит в цитоплазму, где
прикрепляется к рибосомам. А две цепочки ДНК вновь соединяются,
восстанавливая двойную спираль, и опять связываются с белками­гистонами.
М­РНК присоединяется к поверхности малой субъединицы в присутствии
ионов магния. Причем два ее триплета нуклеотидов оказываются
обращенными к большой субъединице рибосомы.
РНК возникают водородные связи, а

трансляция



2­этап:
Преподаватель:
Сл.10
последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислот белка.
В цитоплазме аминокислоты под строгим контролем ферментов аминоацил­т­
РНК­синтетаз соединяются с т­РНК, образуя аминоацил­т­РНК. Это очень
видоспецифичные реакции: определенный фермент способен узнавать и
связывать с соответствующей т­РНК только свою аминокислоту.
белка–перевод
Сл.11­12 Преподаватель: постройка м­РНК, анти­кодон, окончание
биосинтеза белка.
Далее тРНК движется к и­РНК и связывается
комплементарно своим антикодоном с кодоном и­РНК. Затем второй кодон
соединяется с комплексом второй аминоацил­тРНК, содержащей свой
специфический антикодон. После присоединения к мРНК двух тРНК под
действием фермента происходит образование пептидной связи между
аминокислотами; первая аминокислота перемещается на вторую тРНК, а
освободившаяся первая тРНК уходит. После этого рибосома передвигается
по нити для того, чтобы поставить на рабочее место следующий кодон. Такое
последовательное считывание рибосомой заключенного в и­РНК «текста»
продолжается до тех пор, пока процесс не доходит до одного из стоп­кодонов
(терминальных кодонов). Такими триплетами являются триплеты УАА,
УАГ,УГА.

Урок  Биосинтез белка     биология

Одна молекула мРНК может заключать в себе инструкции для синтеза
нескольких полипептидных нитей. Кроме того, большинство молекул
и­РНК транслируется в белок много раз, так как к одной молекуле и­РНК
прикрепляется обычно много рибосом.
VI. Подведение итогов работы и рефлексия:
Индивидуальная проверка изученного на уроке материала по вопросам с
последующей взаимопроверкой. Подведение итогов работы за урок.
Оценивание учащихся. Домашнее задание.
Сл. 13 Решение студентами ситуационных задач по биосинтезу белка.
Кодировка белка (использование таблиц).
Сл.14­16 Контрольный тест (студенты решают самостоятельно).

1. Матрицей для синтеза молекулы м­РНК при транскрипции служит:
а) вся молекула ДНК
б) полностью одна из цепей молекулы ДНК
в) участок одной из цепей ДНК
г) в одних случаях одна из цепей молекулы ДНК, в других– вся
молекула ДНК.
2. Транскрипция происходит:
а) в ядре
б) на рибосомах
в) в цитоплазме
г) на каналах гладкой ЭПС
3.Последовательность нуклеотидов в антикодоне т­РНК строго
комплементарна:
а) триплету, кодирующему белок
б) аминокислоте, с которой связана данная т­РНК
в) последовательности нуклеотидов гена
г) кодону м­РНК, осуществляющему трансляцию
4.Трансляция в клетке осуществляется:
а) в ядре
б) на рибосомах
в) в цитоплазме

Урок  Биосинтез белка     биология

г) на каналах гладкой ЭПС
5.При трансляции матрицей для сборки полипептидной цепи белка служат:
а) обе цепочки ДНК
б) одна из цепей молекулы ДНК
в) молекула м­РНК
г) в одних случаях одна из цепей ДНК, в других– молекула м­РНК
6.При биосинтезе белка в клетке энергия АТФ:
а) расходуется
б) запасается
в) не расходуется и не выделяется
г) на одних этапах синтеза расходуется, на других– выделяется
7.Исключите лишнее: рибосомы, т­РНК, м­РНК, аминокислоты, ДНК.
8.Участок молекулы т­РНК из трех нуклеотидов, комплементарно
связывающийся с определенным участком м­РНК по принципу
комплементарности называется…
9.Последовательность азотистых оснований в молекуле ДНК следующая:
АТТААЦГЦТАТ. Какова будет последовательность азотистых оснований в
м­РНК?
Сл.17 Студенты меняются тетрадями и проверяют друг друга: решение
задачи и ответы на тест (на слайде правильные ответы). Оценивают студента
по своему усмотрению, ставят в тетради свою оценку, при этом ее (оценку)
необходимо обосновать письменно, написать свою фамилию (в конце урока
сдают тетради преподавателю для подтверждения оценки).

Сл.18 Спасибо за внимание
Ответы: 1­В;
2­А;
3­Г;
4­Б;
5­В;
6­А;
7­ДНК;
8­АНТИКОДОН;
9­В

Урок  Биосинтез белка     биология

Литература:
1 Н.Д. Андреева «Общая биология» 10­11 класс. Изд: Мнемозина
2012г.в.
2 Д.К. Беляев, Н.Н. Воронцов, П.М. Бородин «Общая биология» Изд:
Просвещение 2013 г.в.
3 С.Е. Мансурова «Практикум по общей биологии» Изд: Владос 2006 г.в.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл