Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"
Оценка 4.6

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
05.03.2017
Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"
Урок чтения в 7 классе адаптированной школы Тема урока: Стихотворение К. М. Симонова «Сын артиллериста» 1 часть Тип урока: Сообщение новых знаний + презентация Вид урока: комбинированный, интегрированный Метод урока: словесный, наглядный, поисковый Формы работы: коллективная, индивидуальная, творческая Принципы урока: принцип доступности, научности, логичности и наглядности Цели урока: Образовательные: -познакомить учащихся с биографией К. Симонова; -познакомить учащихся с новым художественным произведением; -расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне; -активизировать познавательную деятельность учащихся путём интеграции учебного материала и подготовить учащихся к успешному усвоению последующего материала по теме; -вывести фактические знания учащихся на уровень причинно – следственных связей и обобщений. Коррекционно-развивающие: -коррекция и развитие связной устной речи через правильную формулировку ответов на вопросы, через умение давать характеристику герою произведения; -развивать навыки самостоятельного анализа произведения; -коррекция и развитие личностных качеств учащихся через формирование умения выражать свои чувства по отношению к героям произведения; -развитие выразительности чтения, логики, мышления, внимания; -расширение словарного запаса и кругозора учащихся; -развитие связной монологической речи учащихся, умения отвечать на вопросы развёрнутым ответом. Воспитательная: -воспитание у учащихся чувства национальной гордости за лучших сынов Отечества и пробуждения интереса к урокам чтения и истории; -способствовать воспитанию у подростков чувства гражданственности и патриотизма, уважения к защитникам Отечества. Задачи урока: -показать презентацию и кратко рассказать о жизни и творчестве поэта; -прочитать и проанализировать стихотворение; -закрепить изученный материал.Методическая разработка урока чтения по изучению стихотворения К. М. Симонова "Сын артиллериста"
2. К. Симонов Сын артиллериста.docx
Урок чтения в7 классе адаптированной школы Тема урока:   Стихотворение К. М. Симонова «Сын артиллериста» 1 часть Тип урока:  Сообщение новых знаний + презентация Вид урока: комбинированный, интегрированный Метод урока: словесный, наглядный, поисковый Формы работы: коллективная, индивидуальная, творческая Принципы урока: принцип доступности, научности, логичности и наглядности Цели урока:  Образовательные: ­познакомить учащихся с биографией К. Симонова; ­познакомить  учащихся с новым художественным произведением;  ­расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне; ­активизировать познавательную деятельность учащихся путём  интеграции  учебного материала и подготовить учащихся к успешному усвоению  последующего материала по теме; ­вывести фактические знания учащихся на уровень причинно – следственных  связей и обобщений. Коррекционно­развивающие:  ­коррекция и развитие связной устной речи через правильную формулировку  ответов на вопросы, через умение давать характеристику герою произведения;  ­развивать навыки самостоятельного анализа произведения; ­коррекция и развитие личностных качеств учащихся через формирование  умения выражать свои чувства по отношению к героям произведения;  ­развитие выразительности чтения, логики, мышления, внимания; ­расширение словарного запаса и кругозора учащихся; ­развитие связной монологической речи  учащихся, умения отвечать на  вопросы  развёрнутым ответом. Воспитательная: ­воспитание у учащихся чувства национальной гордости за лучших сынов  Отечества и пробуждения интереса к урокам чтения и истории; ­способствовать воспитанию у подростков чувства гражданственности и  патриотизма, уважения к защитникам Отечества. Задачи урока: ­показать презентацию и кратко рассказать о жизни и творчестве поэта; ­прочитать и проанализировать стихотворение; ­закрепить изученный материал. Оборудование:  1. Компьютер, проектор 2. Учебник чтения. 7 класс. Автор – составитель: А.К. Аксёнова М.,  «Просвещение» 2012 3. Портрет К. М. Симонова 4. Иллюстрации к произведению 5. Презентация «Константин Симонов «Сын артиллериста»» 6. Толковый словарь Ожегова №        Этап и содержание урока              I Организационный  цель: психологическая и практическая подготовка учащихся к учебной  деятельности  Приветствие. Организационный момент Презентация II Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока,  цели и задач цель: подготовить учащихся к осознанному восприятию учебного  материала и возбудить интерес к обсуждаемой теме Слайд № 1 III 15 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения русского поэта Константина Михайловича Симонова. Сегодня на уроке мы  познакомимся с биографией поэта, прочитаем стихотворение  «Сын артиллериста», попробуем разобраться в его содержании,  а также, продолжим работу по обучению выразительному  чтению поэтического произведения и его анализу. ­ Тема сегодняшнего урока: «Константин Симонов «Сын артиллериста»».  Актуализация знаний и работа по теме  цель: подготовить учащихся к осознанному восприятию новой темы  1.Сообщение новых знаний: Слово о поэте Константин Симонов родился 15 ноября 1915 г. в Петрограде.  Отца своего не знал, т.к. он пропал без вести в Первую  Мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который  преподавал тактику в военных училищах, а потом стал  командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в  военных городках и командирских общежитиях. Семья была  небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи  классов пойти в фабрично­заводское училище (ФЗУ) и работать  токарем сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья  Слайд  № 2­3 переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и  продолжал работать ещё два года после того, как поступил в  Литературный институт им. А. М. Горького. Когда в июне 1941  года началась война, Симонов, как и многие другие советские  писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны  его можно было видеть на самых опасных участках фронта.  Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя  и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой  невыносимо трудно бывает солдату. На войне он был военным  корреспондентом. ­ Кто такой корреспондент? (обратите внимание на  написание этого слова) Обратимся к Толковому словарю. За боевые заслуги, за личное мужество и бесстрашие Симонов в  годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя  орденами Отечественной войны 1­ой степени и Военным  крестом Чехословацкой Социалистической Республики.  Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года. По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле  под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в  июле сорок первого. Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на  котором высечено «Константин Симонов», а в каких­нибудь ста метрах – обелиск воинам 388­го полка, почти целиком  полегшего под Могилевом. Прах поэта смешался с прахом  погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда. 2.Закрепление изученного материала:  ­ Используя вступительную статью учебника (стр. 214), ответьте на  вопросы: 1. Какова основная тематика произведений К.М.Симонова? 2. 3. Прочитайте последний абзац статьи.  Как вы понимаете   Как сам поэт определял задачу своего творчества? слова Константина Симонова? Слово учителя: «Тема войны всегда была и будет актуальной и  в музыке, и в живописи, и в литературе.  Благодарная память  человечества всегда будет помнить великий подвиг советского  народа во Второй мировой войне, подвиг тысячи известных и  безымянных героев. Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов». История создания стихотворения: «В основу многих  произведений, написанных Симоновым во время войны, легли  действительные факты и события. Героями его произведений  часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок  Слайд № 4­8 Слайд № 9 Слайд  № 10­11 Слайд  № 12­13 сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения «Сын  артиллериста». В 1941 году Константин Симонов опубликовал  поэму «Сын артиллериста», которая была создана по  правительственному заказу с целью поднятия боевого духа  военнослужащих. Тем не менее, в основу произведения легла  подлинная история дружбы двух фронтовых офицеров, которые вместе прошли Гражданскую войну и решили связать свою  жизнь с армией. У одного из боевых товарищей подрастал сын,  который справедливо считал, что у него не один, а целых два  отца. Судьба разбросала боевых друзей по разным гарнизонам, и Великую Отечественную войну они встречали за тысячу  километров друг от друга. Вскоре один из боевых товарищей  погиб, а его другу повезло встретить его сына Леньку, который  из сорванца превратился в бравого солдата. И именно его  опытный офицер послал на верную смерть, так как жизнью  названного сына он мог рисковать, а вот жизнью любого другого солдата – нет. Физпауза цель: создание условий психологического и физического комфорта Проведение физминутки.  Просмотр видеоролика «Сын артиллериста» Закрепление нового материала цель: осмыслить, систематизировать  и  закрепить  изученный  материал 1.Стихотворение называется «Сын артиллериста». Словарная работа: кто такой артиллерист? что такое  артиллерия? И вновь обратимся к Толковому словарю. На этот  вопрос ответит Антонов Алексей. 2.Комментированное чтение и анализ произведения: А) Чтение 1 столбика IV V VI Слайд № 14 Видеоролик Слайд № 15  Слайд № 16  ­ Кем приходились друг другу майор Деев и майор Петров? ­ Скажите, что было общего у друзей, что их сроднило? Историческая справка:  Гражданская война. Белая и Красная  армия. Слайд   № 17 Б) Чтение 2­3 столбика ­ Кто такой Лёнька? ­ Как ласково называет автор Лёньку?  Какие ключевые слова в  характеристике мальчика вы можете выделить? (Сорванец,  малец ­ т. е. это обыкновенный мальчишка, ваш сверстник).  ­ Кто воспитывал Лёньку? Почему у него оказалось два отца?  (Выразительно прочитайте строки, рассказывающие о детстве Лёньки) ­ Чему учил Лёньку майор Деев? ­ Объясните значение слова и выражения: спасует, «поедут  рысью, а потом в карьер». ­ Какие слова он постоянно повторял Лёньке? Выразительно  прочитайте поговорку майора. ­  С какой целью майор её произносит? Поговорка звучит как наставление мудрого и опытного воина. Майор  стремится поддержать мальчика и вселить в него веру в свои силы. Он хочет сказать, что всё начинается с малого, что на пути у Лёньки  встретится ещё немало барьеров (препятствий) и их нужно учиться  преодолевать. В) Чтение 1 части стихотворения до конца ­ Что случилось с отцом Лёньки?  ­ Как произошла встреча майора Деева и Лёньки? ­ Какие чувства испытывал каждый во время встречи?  ­ Нарисуйте словами картину этой встречи: «Низкая землянка.  Полумрак, Сквозь щели бревенчатого наката сыплются струйки песка.  Две чадящих свечи освещают стол, покрытый скатертью. И вдруг  "Вошёл...» ­ Каким стал Лёнька? Выделите детали портрета Лёньки.  Высокий военный, косая сажень в плечах, басок лейтенанта, те же  детские губы, курносый нос. ­ Прочитайте выразительно диалог встречи Лёньки с майором и  попытайтесь передать чувства (удивления) майора и Лёньки (радости) от встречи со своим вторым отцом. Встреча  раскрывает психологическое состояние героев. ­ Какова реакция Лёньки на слова майора: «Жаль, до такого  счастья отцу не пришлось дожить». О чём говорит такая  реакция? ­ Как в этой ситуации звучит поговорка майора? Поговорка  звучит как призыв мужаться, не поддаваться горю. Быть верным  воинским традициям отца. Она звучит как призыв отомстить врагам. 3. Работа с иллюстрациями: Рассмотрите иллюстрации, расскажите, к какому эпизоду они  сделаны, соотнесите их с текстом. Рефлексия цель: проанализировать работу на уроке. ­ Понравилось ли вам стихотворение? ­ Есть ли у вас вопросы? Итог урока.  Комментирование оценок. Выставление оценок Сообщение домашнего задания цель: мотивировать учеников к выполнению домашнего задания,   объяснить  особенности  выполнения  домашнего задания Выучить отрывок из стихотворения наизусть (стр. 215­216) VII VII I IX Слайд № 18 Слайд № 19

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"

Урок чтения по изучению стихотворения К.М. Симонова "Сын артиллериста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017