Урок физики в 7 классе. Лабораторная работа №9
«Сложение сил, направленных вдоль одной прямой».
Цели урока:
Обучающие:
- Закрепить понятие равнодействующей силы и способах ее нахождения.
- Научить складывать силы, направленные по одной прямой.
- Показать необходимость изучения данной темы и использование знаний по теме на практике.
Развивающая:
- Развивать у учащихся познавательный интерес.
- Расширять их кругозор, память, воображение.
- Развивать умение думать, делать выводы, сравнивать, размышлять.
- Применять полученные знания в новой ситуации.
- Формировать информационную компетентность.
Воспитательная:
- Формирование навыков самостоятельной работы и работы в группе, умения анализировать, обобщать и применять изученный материал.
- Продолжать формировать положительную мотивацию к учению.
- Коммуникативные умения, дисциплинированность.
- Прививать интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой», учебник «Физика. Сферы. 7 класс» В.В.Белага, И.А.Ломаченков, Ю.А.Панебратцев, несколько одинаковых динамометров, малое тело (например ластик), скрепки, тонкая палочка, несколько грузов массой , штатив с лапкой.
Применяемые технологии: проблемного обучения, интерактивные технологии.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А обо всём остальном я не буду думать сейчас, я подумаю об этом потом». Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.
2. Проверка домашнего задания, пятиминутка.
Пятиминутку я провожу в виде короткого теста, так я проверяю выполнение устного домашнего задания. Диктую вопрос и варианты ответов, а ребята в своих тетрадях пишут только правильный ответ. Вопросов – 5, поэтому за 5 правильных ответов учащийся зарабатывает отметку «5», за 4 ответа – «4», за три ответа – «3» и т.д. Таким образом каждый учащийся имеет возможность на уроке заработать отметку. (слайды №1 – 5)
3. Этап постановки целей и задач урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием СИЛА. Однако, на практике часто на одно тело действует не одна, а несколько сил. Например, при перетягивании каната, растяжении пружины под действием груза и т.д. Иногда бывает необходимо заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной силой, особенно при решении физических задач, связанных с движением транспорта, запуском космических аппаратов, строительством и др. Сегодня наша с вами задача установить законы, по которым можно найти суммарную силу, действующую на тело. (слайд №6) Для этого я предлагаю вам выполнить несколько опытов и сделать соответствующие выводы.
4. Изложение нового материала.
Опыт 1.
- Воткните в ластик две разогнутые скрепки с крючками и положите его на стол.
- Прикрепите посредством крючков динамометры №1 и №2 к исследуемому телу согласно рисунку. (слайд №7)
- Придерживая рукой динамометр №1, переместите динамометр №2 на некоторое расстояние вдоль прямой, соединяющей динамометры. (слайд №7, рис.2)
- Показания обоих динамометров запишите в таблицу.
Опыт 2.
- Измените способ соединения динамометров №2 и №3 с телом согласно рисунку. (слайд №8)
- Придерживая динамометр №1 рукой, с помощью карандаша или тонкой палочки сместите на некоторое расстояние динамометры №2 и №3.
- Уравновесив тело, запишите показания динамометров в таблицу. (слайд №8, рис.2)
Опыт 3.
- Закрепите динамометр в держателе штатива.
- Подвесьте груз, массой , к динамометру. Зафиксируйте показания динамометра. (слайд №9)
- Подвесьте к динамометру еще один груз массой (слайд №9, рис.2), затем еще один (слайд №9, рис.3). Каждый раз вычисляйте силу тяжести, снимайте показания динамометра и результаты заносите в таблицу.
5. Закрепление пройденного материала, выводы.
Итак, какие же выводы мы можем сделать из проведенных опытов?
ВЫВОД из опыта №1
Если к телу приложены две равные и направленные противоположно силы, то равнодействующая равна нулю. При этом тело будет находиться в покое или двигаться равномерно и прямолинейно.
R = F1 – F2 =0
(слайд №10)
ВЫВОД из опыта №2
Равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны равна разности модулей составляющих сил
R = F1 – F2
(слайд №11)
ВЫВОД из опыта №3
Равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил
R = F1 + F2
(слайд №12)
6. Рефлексия.
А теперь для закрепления давайте ответим на следующие вопросы:
1. Что вы узнали сегодня на уроке?
2. С какими новыми понятиями встретились?
3. Что научились определять?
4. Какое определение, правило запомнилось сразу?
5. Какое надо еще повторить?
7. Домашнее задание. §21, вопросы к параграфу, контрольные вопросы к лабораторной работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.