Урок "Грибы" 5 класс
Оценка 4.6

Урок "Грибы" 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
16.01.2017
Урок "Грибы" 5 класс
Цель: создать условия для формирования понятия – грибы как самостоятельные представители отдельного царства организмов. Задачи: - формирование нового биологического понятия; - совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами; - воспитание бережного отношения к представителям царства. Оборудование: микроскопы, микропрепараты, проектор, компьютер, учебник. Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания.конспект урока+ самоанализ + приложения
грибы.docx
Урок по теме: Грибы. 5 класс учитель биологии МАОУ «СОШ № 124» г. Перми Перевалова Светлана Викторовна Цель:  создать   условия   для   формирования   понятия   –   грибы   как самостоятельные представители отдельного царства организмов. Задачи: ­ формирование нового биологического понятия; ­ совершенствование умения работы с микроскопом и микропрепаратами; ­ воспитание бережного отношения к представителям царства. Оборудование:   микроскопы,   микропрепараты,   проектор,   компьютер, учебник. Технология: ТРКМ, урок изучение нового знания. Ход урока: n/n 1. учитель Предлагает   изображением   грибов. видеоряд с   представителей   учащиеся Смотрят 2. 3. 4. 5. 6. Задает вопрос что это? Предлагает загадки и пословицы по теме. Фиксируют тему урока. Высказывают предположения. Формулируют урока.     свои тему СТАДИЯ ВЫЗОВА: Предлагает поделиться на группы и ответить на вопрос грибы это…. (корзина идей) Фиксирует идеи на доске. После   предлагает   заполнить таблицу верю, не верю.(приложение 1) СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ: Работают   с   текстом   и   делают пометки. (приложение 2) (инсерт) Спрашивает   что   нового   узнали   из Обсуждают   в   группе   и предлагают свои идеи Заполняют таблицу. Работа с текстом. 7. 8.  9. 10. текста… Отвечают на вопросы.   понятие   грибы, Формирует показывает фрагмент о внутреннем строении   шляпочного   гриба     и предлагает   с микроскопом   и   рассмотреть микроскопические грибы дрожжи. поработать   Фиксируют   в   тетради   и работают с микроскопами.   Предлагает сформулировать вывод по уроку. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ: Предлагает   вернуться   к   таблице верю не верю и сопоставить ответы уже с полученными знаниями. Возвращает   к   началу   и   первому вопросу     грибы   это…?   И предлагает   сделать   окончательный вывод. Формулируют вывод Проводят рефлексию по таблице. Отвечают на вопрос. 11. Задает домашнее задание на выбор. Выбирают задание.   домашнее Приложение 1 Верите ли вы? 1. Грибы – это растения… 2. Размножаются грибы спорами… 3. Грибы могут светиться… 4. Есть микроскопические грибы 5. Из грибов получают витамины…. 6. У грибов есть признаки как растений так и животных…. 7. У гриба есть тело и оно называется грибница…. 8. Грибы могут жить совместно с другими организмами… 9. Среди грибов есть хищники… 10. Есть паразитические грибы… 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Да нет Приложение 2 Грибы   —   это   довольно   многочисленная   группа   живых   организмов, насчитывающая   около   100   тысяч   видов.   Традиционно   грибы   относили   к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное — третье — царство живых организмов. Грибы   сочетают   в   себе   признаки   как   растений,   так   и   животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы. Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли. Телом гриба является грибница, или мицелий, состоящий из грибных нитей — гифов. У  низших  грибов  мицелий  лишен  перегородок  и  представляет   собой одну гигантскую разветвленную клетку. Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют. Например, дрожжи. У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры. Грибы размножаются спорами.   Споры   разнообразны   по   форме   и   размеру.   Шляпочные   грибы являются представителями высших грибов. Их грибница растет с весны до осени и вырастает за это время на 10 — 30 см. Грибница залегает в почве на глубине 6­12 см. За сезон грибница дает  несколько плодовых тел. Плодовые тела шляпочных грибов — ценные питательные продукты. По   форме   и   окраске   плодовые   тела   шляпочных   грибов   очень разнообразны   и   весьма   причудливы.   Особенно   много   таких   грибов   в тропических лесах. Некоторые   грибы   приспособились   к   совместному   проживанию   с другими организмами (симбиозу) растениями или животными. Микориза — широко   распространенный   в   природе   симбиоз   гриба   и   растения.   Кроме сожительства   с   растениями   известны   и   формы   сожительства   грибов   с насекомыми.   Примером   могут   служить   бразильские   муравьи   и   термиты, которые разводят грибы, подобно тому как человек разводит шампиньоны. В других   случаях   грибы   постоянно   присутствуют   в   теле   насекомого,   не причиняя вреда.  Грибы   являются   возбудителями   многих   болезней   у   растений   и животных. К ним в первую очередь относят головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля и многих других паразитов. Некоторые грибы вызывают заболевания животных и человека. Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. Некоторые виды хищных грибов могут поражать простейших животных. Некоторые грибы светятся, например опенок.  Помимо пенициллина из грибов были выделены многие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины. Самым ядовитым грибом является бледная поганка. Домашнее задание 1. Объясните смысл поговорок: ­ Гриб быстро растет под дубом. ­ Лучше рыжик, чем ничего. ­ Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут. ­ Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпа. ­ Грибы – не хлеб. 2. Разгадайте ребус: 3. Какой гриб из расположенных в нижнем ряду вы бы перенесли в  верхний ряд – вместо знака вопроса? Самоанализ урока: данный урок является первым в теме.  Цель   урока:   создать   условия   для   формирования   понятия   грибы   как самостоятельные представители отдельного царства. Урок изучения нового знания – тип урока. Урок построен по технологии развития критического мышления. Для формулирования темы урока учащимся был предложен видео ряд, просмотрев   который   нужно   было   понять,   что   это?   УЧАЩИЕСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМУЛИРУЮТ ТЕМУ УРОКА – ГРИБЫ. Для достижения цели урока использовала технологию ТРКМ. Считаю, что все этапы я выдержала. На первом этапе вызова использовался прием корзина идей: учащиеся отвечая на вопрос предлагают свои идеи, которые фиксируются на доске. Далее предлагается таблица верю­не верю. На втором этапе осмысления при работе с текстом используется прием инсерт – учащиеся читают текст и делают пометки. На третьем этапе – рефлексии возвращаются к таблице верю­не верю. Домашнее задание предлагается на выбор. В   ходе   урока   предусмотрена   смена   деятельности   учащихся,   что положительно   отражается   на   здоровье.(просмотр   видеоряда,   работа   с текстом, практическая работа с микроскопами ). Используется принцип доступности и научности. Соблюдаются особенности подросткового возраста.  Учащиеся   самостоятельно   формулируют   тему   урока   и   цель,   проводят рефлексию в конце урока.   Совершенствуется умения работы с микроскопом. В   ходе   урока   использовано   несколько   информационных   источников: видеоряд, статья из справочника по биологии, микропрепараты, цифровые ресурсы. В   качестве   источника   получения   знаний   мной   использовались словесные, наглядные и практические методы. СЛОВЕСНЫЕ   –   для   актуализации   знаний   на   этапе   формулирования темы и работе с текстом; ПРАКТИЧЕСКИЕ – на этапе осмысления при работе с микроскопом; НАГЛЯДНЫЕ – на этапе формулирования темы урока – видео ряд и на этапе осмысления – видео ресурс; ДЕДУКТИВНЫЙ – работа с текстом; АНАЛИТИЧЕСКИЙ – работа с текстом; Для   активизации   познавательной   деятельности   использовала исследовательский метод, когда учащиеся должны были работать с текстом и микроскопом и выбрать информацию. Учащиеся справились. В ходе урока использовала различные формы: На   начало   урока   использовала   фронтальную   беседу;   на   этапе осмысления   –   групповая   работа   с   микроскопами,   так   как   она   является оптимальной   для   данного   содержания   урока.   В   ходе   урока   мной   была предусмотрена   смена   деятельности,   что   позволило   мне   не   допустить перенапряжения учащихся. Содержание   урока   отработано   мной   в   соответствии   с   программой   и задачами темы, с учетом возрастных особенностей детей данного класса и предполагаемыми мною возможностей. Эффективности работы на уроке способствовало и соблюдение мною принципов обучения, воспитания и развития: ­ для определения содержания урока я руководствовалась принципом сознательности и активности, мне удалось связать ранее изученный материал с новым(все организмы состоят из клеток и тканей и имеют особенности в зависимости от среды обитания). ­   для   организации   успешной   поисковой   деятельности   учащихся руководствовалась   принципом   наглядности;   представляя   мультимедиа ресурс на этапе вызова и осмысления; ­   принципом   систематичности   и   последовательности   повторяя   ранее изученное перешла к новому материалу; ­ принципом прочности – сначала формировала интерес к вопросу через видео   ряд,   потом   добавляла   отношение   и   только   тогда   предлагала приступить к поиску решения; ­ принципом связи с практикой – для использования грибов в народном хозяйстве; Средствами обучения на уроке были мультимедиа ресурсы и текст из справочника по биологии. Оптимальный результат урока выразился в хорошем качестве знаний и умений(нашли клетки дрожжей) и определили особенности грибов. Объем материала соответствовал программным требованиям. Считаю,   что   при   изложении   материала   присутствовала   логика, последовательность, высказывания были эмоциональными. На   уроке   я   использовала   компетентностно­ориентированный   подход: личнопрактикоориентированное   обучение   я   подразумевала   при   постановке цели, выборе содержания, форм и методов, которые я использовала на уроке. Считаю, что мне это удалось. В ходе урока я формировала у учащихся: ­   коммуникативные   компетентности   (умение   организовать   работу   в группе) ­   информационные(умение   работать   с   текстом   и   выбрать   нужную информацию) ­ учебно­познавательные(умение ставить цель, найти ответ на вопрос, провести рефлексию, дать оценку себе и товарищу) ­ общекультурные (при работе в группе слушали и принимали точки зрения всех). Компетентностное   обучение   считаю,   применила   при   постановке вопроса и готовности найти решение с использованием принципа научного мышления: ДОКАЗАЛИ,   ЧТО   ГРИБЫ   ЭТО   ОРГАНИЗМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА. При использовании на уроке мультимедиа ресурсов соблюдала нормы САНПинов. Считаю, что мультимедиа ресурсы были использованы уместно и дали свои плодотворные результаты, т.к. внимание детей было сосредоточено на проникновении во внутрь организма, что невозможно представить другими средствами. В ходе урока я управляла деятельностью детей, считаю что мне это удалось. Новое знание открыто, содержание урока грамотно отработано мной под цель и способствовало развитию специальных биологических понятий и обще­культурных навыков учащихся. Считаю, что я цели урока достигла. По моему мнению, урок по результативности был проведен на высоком уровне.

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс

Урок "Грибы" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017