Урок химии в 8 классе "Кислоты"
Оценка 4.7

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
04.02.2018
Урок химии в 8 классе "Кислоты"
8 класс Тема урока: «Кислоты» Цель: формирование знаний о классе кислот, их классификации Задачи:  Образовательные – сформировать понятие о кислотах, продолжить формирование знаний об оксидах, основаниях, умения определять степень окисления, составлять формулы соединений и давать названия неорганическим веществам;  Сформировать представление о кислотах как классе неорганических веществ, сформировать умение составлять формулы кислот и давать им названия  Воспитательные – воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы  Развивающие – развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений. Методы и методические приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, демонстрационный химический эксперимент, самостоятельная работа с упражнениями. Литература для учителя и ученика:  О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: «Дрофа», 2012.  О.С. Габриелян. Настольная книга для учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.  О.С. Габриелян и др. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику М.: Дрофа, 2010. Структура урока: 1) Организационный момент – 2-3 минуты 2) Актуализация знаний – 5-7 минут 3) Изучение нового материала – 15-25 минут 4) Закрепление изученного материала – 5-8 минут 5) Рефлексия 2-3 мин Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, электрохимический ряд напряжений металлов, таблица растворимости.Урок химии в 8 классе по теме "Кислоты". По программе О.С. Габриэляна.
8 класс_Кислоты.docx
8 класс Тема урока: «Кислоты» Цель: формирование знаний о классе кислот, их классификации Задачи:   Образовательные –  сформировать понятие о кислотах, продолжить формирование знаний об оксидах, основаниях, умения определять степень окисления, составлять формулы соединений и давать названия неорганическим веществам;  Сформировать   представление   о   кислотах   как   классе   неорганических   веществ, сформировать умение составлять формулы кислот и давать им названия  Воспитательные   –  воспитывать   трудолюбие,   культуру   речи   и   общения, самостоятельность в выборе решения проблемы  Развивающие   –  развивать   логическое   мышление,   память,   внимание,   умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений. Методы   и   методические   приемы: демонстрационный химический эксперимент, самостоятельная работа с упражнениями.     Литература для учителя и ученика:   фронтальный  опрос,   самостоятельная   работа,  О.С. Габриелян. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: «Дрофа», 2012.   О.С. Габриелян. Настольная книга для учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.  О.С. Габриелян и др. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к  учебнику М.: Дрофа, 2010. Структура урока: 1) Организационный момент – 2­3 минуты 2) Актуализация знаний – 5­7 минут 3) Изучение нового материала – 15­25 минут 4) Закрепление изученного материала – 5­8 минут 5) Рефлексия 2­3 мин Оборудование:   ПСХЭ  Д.И.  Менделеева,   электрохимический   ряд   напряжений   металлов, таблица растворимости. Деятельность учителя Приветствие учащихся, запись  отсутствующих. Ход урока: Деятельность ученика Организационный момент Актуализация знаний Ребята, цель нашего урока сегодня  изучить еще один класс  неорганических соединений –  кислоты. Но для начала давайте вспомним,  Какие соединения называются  оксидами? Какие соединения называются  основаниями? Записывают число, классная работа в тетради,  тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Оксиды – сложные вещества, состоящие из  двух хим. Элементов, один из которых  кислород в степени окисления ­2. Основания – сложные вещества, состоящие из  ионов металлов и связанных с ними  1 А теперь самостоятельная работа.( 5­7 мин.) Выберите из приведенных соединений  основания и дайте им название. , HCl KO , 2 OHAl ( ,) 3 2 OCl 7   ,  , NaCl ,  CuO ,  ,  2SO CaCO 3 2 SOH 4 ,  , NaOH ,  NaNO 3 Cu (OH 2) ,  2 ON 5 ,  , CaO H 2 CO 3 ,  ,  FeO 2 OP 5 2 SOK 4 ,  ,  2CO 2 OAl 3 ,  ,  , (OHMn 2) , 3HNO Ba (OH 2) ,  . MgCO 3     множество Внимание на слайд 2 Подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Кислоты   постоянно   присутствуют   в нашей   жизни.   Организм   человека содержит кислот различных классов. Некоторые из них, например,   аскорбиновая   кислота, являются витаминами. Аминокислоты, соединяясь друг с другом, участвуют в создании   всех   тканей   нашего организма. Фосфорная кислота в виде своих   солей   является   основным строительным   материалом   зубов, костей и ногтей. В желудке человека содержится   в   норме   до   примерно 0,5 %   соляной   кислоты.   Изменение этой концентрации в желудочном соке вызывает   различные   проблемы   с пищеварением. Немало кислот и в нашей пище. Фрукты, овощи и молочные продукты содержат   яблочную,   лимонную, аскорбиновую, молочную, масляную и гидроксид­ионов.  гидроксид алюминия (OHAl 3) Cu (OH 2)  гидроксид меди (II)     гидроксид натрия NaOH (OHMn 2)  гидроксид марганца(II) Ba (OH 2)   гидроксид бария О кислотах. 2 другие   кислоты.   В   ядрах   миндаля содержится синильная кислота. Изучение нового материала. Кроме оснований выделяют еще один  класс сложных веществ – это кислоты. Например, HCl – соляная кислота H2CO3 – угольная кислота Что общего в этих соединениях? Давайте дадим определение кислот: КИСЛОТЫ – сложные вещества,  молекулы которых состоят из атомов  водорода и кислотного остатка. Внимательно посмотрите на формулы  кислот. HNO3 – азотная кислота HNO2 – азотистая кислота H2SO4 – серная кислота H2SO3 – сернистая кислота H2S – сероводородная кислота HCl – соляная кислота H2CO3 – угольная кислота H2SiO3 – кремниевая кислота H3PO4 – фосфорная кислота Общая формула кислот   п п АН По формулам кислот можно  определить и общий заряд , который  имеет кислотные остатки. Заряд  кислотного остатка всегда  отрицательный и равен числу атомов  водорода в кислоте. Число атомов  водорода в кислоте называется  основностью. В тетради разделите  вышеперечисленные кислоты на  группы a) По числу атомов водорода  (основность):  одноосновные двухосновные трехосновные • • • b) По наличию кислорода в  Например, HCl – соляная кислота H2CO3 – угольная кислота Содержат водород , который в формуле  записывается на первом месте. КИСЛОТЫ – сложные вещества, молекулы  которых состоят из атомов водорода и  кислотного остатка. HNO3 – азотная кислота HNO2 – азотистая кислота H2SO4 – серная кислота H2SO3 – сернистая кислота H2S – сероводородная кислота HCl – соляная кислота H2CO3 – угольная кислота H2SiO3 – кремниевая кислота H3PO4 – фосфорная кислота  п п АН 3 кислотном остатке: бескислородные кислородосодержащие • c) По растворимости в воде: • нерастворимые(кремниевая  кислота H2SiO3) растворимые По формуле кислот можно определить степень окисления атомов химических элементов , образующих кислоты. Для бинарных кислот это сделать  просто , т.к. у атома водорода с.о. +1. Например:  1   1 ClH Несложно и рассчитать с.о. атомов  элементов­неметаллов, образующих  кислотные остатки  кислородсодержащих кислот.  Суммарная с.о. в соединении равна  нулю, а с.о. водорода +1 и кислорода  ­2. Например:    2_6 1 OSH 2 4 Зная с.о. элемента­неметалла,  образующего кислотный остаток  можно определить , какой оксид ей  соответствует. Например: в серной кислоте с.о. серы  +6, ей соответствует оксид серы (VI).  6 OS 3 +1 +5 ­2    +5 ­2  → N2O5 – оксид азота (V). HNO3  Сейчас я  вам продемонстрирую как  изменяется окраска индикатора в  кислой среде. Демонстрационный опыт: В пробирку с кислотой капнуть 2 – 3  капли индикатора. Наблюдаем изменение окраски. Число атомов водорода в кислоте называется  основностью. Пользуйтесь текстом на с. 102 Самостоятельно, в тетради выполняют  задание. одноосновные  HCl,  HNO3  и   многоосновные H2SO4,  H3PO4 бескислородные HCl  и  кислородсодержащие HNO2 H3PO4 1   1 ClH 4   2_6 1 OSH 2 4  6 OS 3 +1 +5 ­2    +5 ­2  → N2O5 – оксид азота (V). HNO3  Название  индикатора Окраска  индикатора в  кислотной  среде Окраска  индикатора  в  нейтральной среде Фиолетовая  Красная  Красно­ Оранжевая  розовая Лакмус  Метиловый  оранжевый Фенолфталеин Бесцветная  Бесцветная Техника безопасности при работе с  к­ми! Серная кислота. «Серная   кислота   H2SO4  — бесцветная   жидкость,   не   имеющая запаха.   Техническая   серная   кислота выглядит более или менее тёмной из­ за   присутствия   в   ней   следов обугленных органических соединений. Концентрированная   серная   кислота содержит   97–98 %   H2SO4.   Плотность её   1,84 г/см3.   Это   маслообразная сильно   гигроскопичная   жидкость, вызывающая очень сильные ожоги.   Концентрированная серная кислота   незаменима   для   химических опытов,   но   является   самым   опасным из   всех   наших   реактивов.   Прежде всего,   учтём,   что   при   разбавлении всегда приливают кислоту к воде (или иной жидкости, используемой в опыте) малыми   порциями.   Иначе   из­за выделения большого количества тепла кислота   может   разбрызгиваться   или даже лопнет сосуд. Правило гласит! Cначала   вода,   потом   кислота, иначе случится большая беда! При работе с концентрированной серной кислотой следует обязательно надевать защитные очки.       В продажу поступает разбавленная   серная   кислота   с концентрацией 10 %. Доступна также 29 %­ная кислота, применяемая в аккумуляторах. серная   В   отличие   от   других   кислот, серная   кислота   нелетуча.   Поэтому даже   сильно   разбавленная   серная кислота   может   сильно   прожигать одежду,   после   того,   как   испарится содержащаяся в ней вода». Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Отрывок из книги «Химия для 5 любознательных. Основы химии и занимательные опыты» Дем.  Обугливание   серной   кислотой сахарозы. Диск «Углеводы», опыт 8.7. Задание:  Закрепление 1. а, д 2. д, е 3. а, б  4. б 5. а, в 1. Выберите формулы кислот: а) HCl б) P2O5 в) NH3  г) Ca(OH)2 д) H3PO4 е) NaCl   2. Выберите двухосновные  кислоты: а) HNO3 б) HF в) HCl г) H3PO4 д) H2SO4 е) H2CO3 3. Выберите бескислородные  кислоты: а) H2S б) HF в) HNO3 г) H3PO4 д) H2SO3 е) HNO2 4. Выберите формулу кислоты, в  которой степень окисления  атомов серы +6: а) H2SO3 б) H2SO4 в) H2S 5. Выберите формулы кислот, ион  кислотного остатка которых  имеет заряд 2­: а) H2S б) HNO3 в) H2CO3 г) H3PO4 Рефлексия. Домашнее задание: § 20 , упр.1, 3, табл 5 (1­й столбик) Анализируют свою деятельность Записывают в дневник 6 Применение серной кислоты. Это интересно. «Нет кислоты, которая была бы нужнее и применялась бы чаще, чем серная. Главным образом   её   применяют   в   качестве   полуфабриката;   многочисленные   предприятия   по производству серной кислоты перерабатывают её далее в различных процессах. Её   потребляют   две   отрасли   хозяйства:   производство   синтетических   волокон   и суперфосфата. Серная кислота также необходима для получения красителей, взрывчатых веществ, средств для консервирования, ядохимикатов, медикаментов и моющих средств. Почти всем предприятиям металлургической и горнодобывающей промышленности серная кислота необходима для обогащения руд. В промышленности концентрированную серную кислоту используют для сушки газов (нам это также известно из лабораторных опытов), а из нефти с помощью серной кислоты можно удалить примеси. Наконец, серная кислота служит электролитом в свинцовых аккумуляторах. Неслучайно   перспективные   планы   развития   химической   промышленности   каждой страны предусматривают увеличение производства серной кислоты и числа требующихся для этого многочисленных установок». Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. Отрывок из книги «Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты» Самая нужная кислота. «Крайне благоприятным обстоятельством для развития химической промышленности является тот факт, что самая важная из всех кислот является и самой дешёвой. Это — серная кислота. Количество   серной   кислоты,   вырабатываемое   в   той   или   иной   стране,   является показателем развития в этой стране химической промышленности вообще. Ещё бы! Без серной кислоты химия «как без рук». Она необходима для получения большинства других кислот, как минеральных, так и органических, очень многих солей и других химических соединений. Она применяется для превращения древесины в газетную бумагу, для превращения крахмала в сладкую патоку, для получения многих красок и взрывчатых веществ, для очистки нефтяных продуктов, в технологии чёрных и цветных металлов, в коксо­бензольном и кожевенном производстве и в ряде других производств. И, главное, при её посредстве получаются ценные удобрения — суперфосфаты, на что уходит почти одна треть всей вырабатываемой у нас серной кислоты». В.В. Рюмин. Отрывок из книги «Занимательная химия» 7 1. Выберите формулы кислот: 4. Выберите формулу кислоты, в  8 класс «Кислоты» которой степень окисления  атомов серы +6: а) H2SO3 б) H2SO4 в) H2S 5.  Выберите формулы кислот,  ион кислотного остатка  которых имеет заряд 2­: а) H2S б) HNO3 в) H2CO3 г) H3PO4 а) HCl б) P2O5 в) NH3  г) Ca(OH)2 д) H3PO4 е) NaCl 2. Выберите двухосновные  кислоты: а) HNO3 б) HF в) HCl г) H3PO4 д) H2SO4 е) H2CO3 3. Выберите бескислородные  кислоты: а) H2S б) HF в) HNO3 г) H3PO4 д) H2SO3 е) HNO2 8 класс «Кислоты» 8 1. Выберите формулы кислот: 4. Выберите формулу кислоты, в  которой степень окисления  атомов серы +6: а) H2SO3 б) H2SO4 в) H2S 5.  Выберите формулы кислот,  ион кислотного остатка  которых имеет заряд 2­: а) H2S б) HNO3 в) H2CO3 г) H3PO4 а) HCl б) P2O5 в) NH3  г) Ca(OH)2 д) H3PO4 е) NaCl 2. Выберите двухосновные  кислоты: а) HNO3 б) HF в) HCl г) H3PO4 д) H2SO4 е) H2CO3 3. Выберите бескислородные  кислоты: а) H2S б) HF в) HNO3 г) H3PO4 д) H2SO3 е) HNO2 9

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"

Урок химии в 8 классе "Кислоты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018