ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Тамара Князева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору

Все файлы публикации > опыление растений.doc
урок и презентация по биологии 7 класс "Опыление у покрытосеменных растений"

Методическая разработка
урока биологии
в 7 классе по теме:
Автор разработки:
учитель биологии 2­й дидактической категории
Князева Т.А.

Методическая разработка урока биологии
в 7 классе по теме:
"Опыление цветковых растений"
Тип урока: усвоение новых знаний

Задачи урока:

обучающиеся должны знать понятие опыление, уметь различать растения с
разным типом опыления, понимать биологическое значение опыления;
показать практическую значимость изучения опыления;
продолжить развитие общих учебных умений и способов деятельности;
умений анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод,



продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

Планируемые результаты обучения:

урок и презентация по биологии 7 класс "Опыление у покрытосеменных растений"

Предметные:
 знать характеристики видов опыления растений;
 уметь отличать ветроопыляемые растения от насекомоопыляемых растений.
Метапредметные:
Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по
достижении результата, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать
вопросы.

Личностные:
развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению опыления
растений.
Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение,
игровая технология, технология проектирования.
Информационно­технологические ресурсы:
учебник, компьютер, проектор,
презентация к уроку, раздаточный материал (Приложение ).
Основные понятия урока: опыление, самоопыление, перекрёстное опыление.
Деятельность учителя
Формиро­
вание УУД
I. Организационный этап. (1 мин)
Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу
Л(5­7) 1.5
Л(5­7) 2.1
К(5­7) 5.
­ Добрый день, ребята!
Ребята, обратите внимание на девиз
сегодняшнего урока
«На уроке, как в лесу
Едва­едва отвлёкся – все ушли вперед.
Пожалуйста, не теряйся» СЛАЙД 2
(В. Шаталов)
Деятельность
обучающихся
Приветствие учителя.
Настраиваются на работу.
2. Мотивация учебной деятельности. ( 3 мин)
Цель: актуализация опорных знаний и способов действий
П(5­7) 2.1
П(5­7) 2.2
Р(5­7) 4
Р(5­7) 5
К(5­7) 1.1
К(5­7) 1.2
­ Подумайте, о каком процессе идет речь?
Каждую весну воздух над лугами и лесами
наполнен густыми ароматами цветов, а взор
поражает их пёстрое многообразие.
Пробудившись от зимней спячки каждое
растение, стремится дать жизнь новым
поколениям. СЛАЙД 3
­ Что называется размножением?
­ Как называется размножение с участием
половых клеток?
­ О размножении, каких растений идёт речь?
­ С каким органом покрытосеменного растения
2
Воспроизводят имеющиеся
знания о растениях.
Синтезируют имеющиеся
знания и применяют их.
Формулируют тему урока,
цель урока.
Отвечают на вопросы.
Составляют схему,
проверяют, оценивают,
приклеивают к цветку
первый лепесток.

урок и презентация по биологии 7 класс "Опыление у покрытосеменных растений"

связано половое размножение?
­ Чем отличаются цветки разных растений друг
от друга?
­ самая яркая и заметная часть цветка, часто
окрашена в разные цвета?
­ Какие части цветка отвечают за размножение?
­ Женский орган цветка?
­ Мужской орган цветка?
­ Вспомним главные части цветка и их
строение.
­ Для этого выполните задание: напишите
цифры, указывающие строение пестика и
тычинки в нужном порядке. СЛАЙД 4
­ Оцените свою работу. Для этого нам
поможет оценочная цветовая шкала: (на
доске)
o отлично ­ красный
o хорошо ­ оранжевый
o справился ­ синий
o не справился ­ желтый
и цветок на вашей парте.
­ Вы берете цвет лепестка и приклеиваете
его
к 1.
­ С их участием происходит два процесса. Об
одном из них мы сегодня поговорим. Слайд 5
3. Постановка целей и задач урока.(3 мин)
Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи
Р(5­7) 1.1.
Р(5­7) 2.1.
К(5­7) 5
Обсуждают проблему,
выдвигают гипотезы.
Формулируют тему и
задачи урока.
­ Вскоре после открытия Новой Зеландии и
Австралии туда прибыли первые поселенцы из
Европы. Они возделывали там поля и посеяли
клевер, которого раньше на этих землях не
было. Клевер пышно разрастался на
плодородной почве, но семян не давал, и,
следовательно, не размножался. Каждый раз
для посева приходилось привозить новые
семена из Англии. Почему не происходило
размножение? СЛАЙД 6
­ Что мы будем изучать сегодня на уроке?
­ Какие задачи будем решать?
В случае затруднения ответа, учащимся
показывается слайд со шмелём, потом
прочитывается текст (Приложение1)
3

урок и презентация по биологии 7 класс "Опыление у покрытосеменных растений"

СЛАЙД 7
ТЕМА УРОКА: Опыление цветковых растений.
ЗАДАЧИ:
­ дать определение опылению
­ рассмотреть виды опыления
­ показать практическое применение знаний.
СЛАЙД 7а
Отвечают на вопрос.
4. Первичное усвоение новых знаний. (10мин)
Цель: поиск решения учебной задачи.
Л(5­7) 3.2
П(5­7) 1.1
П(5­7) 1.2
П(5­7) 3.3
Р(5­7) 4
Р(5­7) 5
К(5­7) 1.2
К(5­7) 4
К(5­7) 6.1
­ Как вы понимаете термин «опыление»?
Организует работу в группах с учебником по
видам опыления (задания выдаются на
карточках ­ Приложение 2).
Во время работы звучит МУЗЫКА «Цветочная
поляна»
В ходе беседы проверяет результаты работы.
СЛАЙД 8
­ Оцените свою работу, приклеив к цветку
второй лепесток. Слайд 8а
Организует работу по заполнению таблицы в
парах:
«Признаки ветроопыляемых и
насекомоопыляемых растений»
(Приложение 3)
Проверяет работу. СЛАЙД 8а
­ Оцените свою работу, приклеив к цветку
третий лепесток
­ Оказывается, насекомых привлекает не
только приятный запах. Сейчас разыграем
сценку, из которой вы узнаете или вспомните
два новых факта. (Приложение 4). ЗВУК пчелы
и мухи. Слайд 9
5. Домашнее задание. (1мин)
Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания
Работают в группах с
текстом, иллюстрациями,
схемами в учебнике и с
дополнительной
информацией.
Составляют схему
опыления.
Работают в парах по
заполнению таблицы.
Оценивают работу и
приклеивают лепестки:
второй и третий.
Разыгрывают сценку.
Отвечают на вопросы.
Сообщение об опылении растений водой или
птицами на выбор. Слайд 10
Записывают в дневник
домашнее задание, задают
интересующие их вопросы
6. Первичное закрепление.(4 мин)
Цель: построение ориентированной основы нового способа действия.
Л(5­7) 3.2
П(5­7) 1.2
П(5­7) 2.1
­ Все мы помним жителя Цветочного города,
придуманного писателем Носовым ­ Незнайку.
Помним и о его потрясающем умении нарушать
Находят и исправляют
ошибки.
4

урок и презентация по биологии 7 класс "Опыление у покрытосеменных растений"

П(5­7) 2.2
К(5­7) 6.1
установленные правила, вносить сумятицу в
царившие до его появления покой и порядок.
Однажды Незнайка прослушал лекцию
“доктора цветочных наук Чашелистикова” и
выдал следующие строки
Игра «Найди ошибки» СЛАЙДЫ 11 и 12
«Во поле берёза стояла
и её пчела опыляла…»
«Как на нашей грядке
Расцвёл горошек сладкий
Мушки, пчёлки налетят,
Будем урожая ждать»
7. Самостоятельное применение знаний.(1 мин)
Цель: выяснить умение применения знаний в новой ситуации.
Л(5­7) 1.4
Л(5­7) 2.1
П(5­7) 1.1
Р(5­7) 4
Р(5­7) 5
К(5­7) 6.1
Задаёт вопросы: Слайд 13
– Почему ливни над фруктовым садом весной
могут стать причиной плохого урожая осенью?
– Почему весной выносят ульи в цветущий сад?
– Оцените свою работу, приклеив
четвёртый лепесток.
Отвечают на вопросы.
Оценивают и приклеивают
к цветку четвёртый
лепесток.
Рассказ о самоопылении и искусственном опылении. Слайды 14­18
Фильм «Опыление цветковых растений» (до 6.58)
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (4 мин)
Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также
выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин
выявленных недостатков
Р(5­7) 4
Р(5­7) 5
К(5­7) 1.1
Организует тестовую работу и
контрольно­оценивающую деятельность
(Приложение 5) слайд 19
­ В центре вашего цветка заготовка теста, вы
ставите буквы ответа под цифрами вопроса.
­ Оцените свою работу, приклеив пятый
лепесток. СЛАЙД 20
Выполняют работу,
анализируют,
контролируют и оценивают
результат
и приклеивают к цветку
пятый лепесток
9. Рефлексия. (3 мин) слайд 21
Цель: инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и
взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Л(5­7) 1.5.
Р(5­7) 4
Р(5­7) 5
К(5­7) 1.1
Организует рефлексию.
Оценивают свою работу,
работу класса и учителя, и
приклеивают к цветку
шестой лепесток.
Задают вопросы учителю.
5

урок и презентация по биологии 7 класс "Опыление у покрытосеменных растений"

К(5­7) 6.1

Критерии, показатели, диагностический инструментарий оценивания УУД обучающихся
Личностные:
Сформированность целостного мировоззрения,
Л(5­7) 1.4.
современному уровню развития науки и общественной практики.
Л(5­7) 1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах сверстников
Л(5­7) 2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде.
Л(5­7) 3.2. Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
соответствующего
Познавательные:
П(5­7) 1.1. Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения
П(5­7) 1.2. Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение
информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для
выполнений учебных заданий.
П(5­7) 2.1. Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для
решения задач.
П(5­7) 2.2. Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач.
П(5­7) 3.3. Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством
учителя в соответствии с требованиями
Регулятивные:
Р(5­7) 1.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи;
Р(5­7) 2.1. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути
достижения познавательных задач;
Р(5­7) 4. Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять
превентивный контроль по результату и по способу действия.
Р(5­7) 5. Сформированность умения самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия на уровне соответствия результата заданным требованиям
Коммуникативные:
К(5­7) 1.1. Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно
выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными
учителем;
К(5­7) 1.2. Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной
деятельности под руководством учителя.
К(5­7) 4. Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией
для общения и деятельности и оказывать необходимою помощь партнеру в процессе
сотрудничества
К(5­7) 5. Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего
6

урок и презентация по биологии 7 класс "Опыление у покрытосеменных растений"

решения в совместной деятельности
К(5­7) 6.1. Сформированность, умений в соответствии с коммуникативными ситуациями
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

7

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл