ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Алла Зубенко Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Урок-игра «Счастливый случай» ( 3 класс, русский язык)
Просмотр файла:

Урок Состав слова.doc - Урок-игра «Счастливый случай» ( 3 класс, русский язык)


Все файлы публикации > Урок Состав слова.doc
Урок-игра «Счастливый случай» ( 3 класс, русский язык)

РУССКИЙ ЯЗЫК
Урок­игра «Счастливый случай»
Тема урока: «Состав слова» (Обобщенuе)
Цель урока: О. – проверить сформированность понятий: состав слова, приставка,
суффикс, окончание;
В. – воспитывать умение работать по группам, в коллективе;
аккуратность и грамотность письма;
Р. – развивать умение разбирать слова по составу.
Оборудование: ­ классная доска;
­ тихая спокойная музыка на организационном моменте;
­ таблички с названиями команд «Приставка», «Суффикс»,
«Окончание»;
­ таблички с рисунками лесного шалаша и букв «Л, л»;
­ цветы с лепестками для образования слов при помощи приставок и
суффиксов;
­ жетоны за ответы;
­ карточки с вопросами и ответами для каждой команды.
Ход урока
I . Организационный момент
Учитель. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь
сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II . Сообщение темы урока
У. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай».
Продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать. Сегодня
встретятся три команды друзей­товарищей. Наша задача ­ выявить команду­
победительницу и лучших знатоков в каждой из них. 3а правильный ответ дается

Урок-игра «Счастливый случай» ( 3 класс, русский язык)

жетон. Итак, начнем, но сначала дадим командам названия. Дли этого вспомним,
какие части слова вы знаете. Расскажите о них.
Дети вспоминают. И в результате команды получают названия. Первая команда –
«Приставка», вторая – «Суффикс», третья – «Окончание».
III
. Минутка чистописания
лесной шалашик.
У. Давайте сделаем небольшую разминку. Отгадайте, какая буква похожа на
Дети. Буква л.
У. Дайте характеристику этому звуку.
Д. Буква л обозначает [л], он согласный, звонкий, непарный, может быть
твердым или мягким.
У. Будем писать строчную букву л с элементами скорописи. Но сначала
подготовим пальчики к работе.
Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до
больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и
говорят:
­ Вышли пальцы погулять.
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю
по внешней стороне:
правого большого пальца:
­ Этот пальчик самый сильный;
левого большого пальца:
­ Самый толстый и большой;
правого указательного пальца:
­ Этот пальчик для того...;
левого указательного пальца:
­ Чтоб показывать его;
правого среднего пальца:
­ Этот пальчик: самый длинный;
левого среднего пальца:
­ И стоит он в середине;
правого безымянного пальца:
­ Этот пальчик: безымянный;
левого безымянного пальца:
­ Он избалованный самый;
правого мизинца:
­ А мизинчик: хоть и мал;
левого мизинца:
­ Очень ловок: и удал..
У. Встряхнем пальчики и вспомним правила письма.
IV. Обобщение по теме
l­й гейм: «Найдите друзей»
У. Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте
однокоренные слова. Запишите в тетрадь.

Урок-игра «Счастливый случай» ( 3 класс, русский язык)

Первая команда: Лень, ...
Вторая команда: Боль, ...
Третья команда: Соль, ...
Проверка задания осуществляется с помощью доказательства. 3а правильный
ответ выдается жетон.
2­й гейм: «Домашнее задание» (было задано упражнение ­ составить слова и
разобрать их по составу)
Первая команда: и, ник, под, снеж. (Подснежники.)
Вторая команда: а, к, по, сад. (Посадка.)
Третья команда: а, ушк:, корм. (Кормушка.)
Во время проверки выдаются жетоны.
Физкультминутка­игра «Не ошибись, пожалуйста»
У. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я
скажу волшебное слово «пожалуйста».
1. Встаньте, пожалуйста!
2. Поднимите руки.
3. Будьте добры, похлопайте.
4. Потопайте, попрыгайте, пожалуйста.
5. Тихонько сядьте.
6. Тихонько сядьте, пожалуйста.
3­й гейм: «Спешите видеть»
У. Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по
смыслу слова:
Жили­были серый ...
И его ...
Серый ... был очень тих
И ... тоже.
И ребенок; был у них.
Очень тихий ... .
Слова для справок: еж, ежик, ежиха.
У. А теперь найдите однокоренные слова.
Во время проверки выдаются жетоны.
4­й гейм: «Кто больше?»
У. Задание заключается в том, чтобы как
можно больше слов написать за одну минуту.
1 в а р и а н т . При помощи при ставок от
корня ход образовать и записать новые слова.
Приставки выделить.
II в а р и а н т. От заданных слов при помощи
суффиксов образовать и записать новые слова.
Суффиксы выделить.
Во время проверки выдаются жетоны.

Урок-игра «Счастливый случай» ( 3 класс, русский язык)

У. Что общего и чем различаются приставка и
суффикс?
5­й гейм: «Это мы все проходили» ­ игра
«Грамматическое домино»
Во время игры используются карточки двух
видов: на одних написаны вопросы, на других –
ответы. В каждой команде имеются по две такие
карточки.
Команды задают друг другу вопросы.
Первая команда задает вопросы второй.
1. Что вы знаете о родственных словах? (Родственные слова имеют общую
часть. Они близки по смыслу.)
2. Какая часть слова бывает во всех словах? (Главная часть слова ­ корень.)
Вторая команда задает вопросы третьей.
1. Что называется корнем? (Корнем называется общая часть всех
родственных слов.)
2. Что называется окончанием? (Окончанием называется изменяемая часть
слова. Окончание служит для связи слов в предложении.)
Третья команда задает вопросы первой.
1. Что такое приставка? (Приставка ­ часть слова, которая стоит перед
корнем. При помощи приставок образуются новые слова.)
2. Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после
корня. При помощи суффикса образуются новые слова.)
Во время проверки жетоны выдаются и тем ученикам, кто задает вопросы, и тем,
кто отвечает.
6­й гейм «Родственные слова»
У. Прочитайте текст на доске. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные
слова с корнем снег (снеж).
На доске:
Скоро зима. 3амелькают в воздухе первые ... .
Теплым одеялом укроет ... землю. ... .метели заметут лесные
тропы. А детям радость.
Будут лепить ... , строить крепости.
­ Напишите текст в тетрадь.
Работа выполняется 5­7 минут. Победителем становится тот, кто справится с
работой первым.
­ Прочитайте законченный текст. Назовите среди записанных слов
однокоренные имена существительные, имена прилагательные.
­ Разберите их по составу.
V. Подведение итога урока .
1. В каждой команде подсчитываются полученные жетоны.

Урок-игра «Счастливый случай» ( 3 класс, русский язык)

Команде, занявшей l­е место, класс хором говорит: «Молодцы».
Команде, занявшей 2­е место, класс хором желает: «Так держать!»
Команде, занявшей 3­е место, класс советует: «Не вешать нос!».
2. Выявление и награждение победителей в каждой команде.
Прощальный конкурс
У. А вот вам еще один шуточный конкурс на прощание. Он из книги Джона
Чиарди «Еще одно эхо».
Скажу я слово: ­ Высоко!
А ты ответишь: ­ ...!
Скажу я слово: ­ Далеко!
А ты ответишь: ­ ...!
Скажу тебе я слово: ­ Трус!
Ответишь ты: ­ ...!
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай: ­ ...!
И для нашего урока это конец. Понравился вам урок.
Ответы детей.
Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете ­ и тогда
каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым. Всего
доброго!
Учитель: Зубенко Алла Витальевна, 3 «А» класс.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл