Урок-импровизация в реальном размере (или как родилось занятие на глазах учителя и учеников)
Оценка 4.8

Урок-импровизация в реальном размере (или как родилось занятие на глазах учителя и учеников)

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
pdf
русский язык
5 кл—7 кл
05.01.2017
Урок-импровизация в реальном размере (или как родилось занятие на глазах учителя и учеников)
Может ли учитель пойти на занятие к детям без подготовки? Конечно, это риторический вопрос... Рассказываем, во что выплеснулась просьба пятиклассников не проводить последнее занятие по русскому языку в конце учебного года. Учительский опыт показал, что урок-экспромт – это длительная жизненная заготовка, которая способна обрисоваться в сущностный жизненный образ. И этот образ надолго оставит след в судьбе каждого присутствовавшего на уроке.
Урок-импровизация_Лукашенкова.pdf

Урок-импровизация в реальном размере

(или как родилось занятие на глазах учителя и учеников)

 

Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель православной культуры, русского языка и литературы МБОУ «СШ №34» города Смоленска

Последний урок по русскому языку. Захожу в класс к своим уже повзрослевшим за год пятиклашкам-желторотикам, и на меня – с порога! – обваливается настоятельная просьба:

             А давайте сегодня не будет урока!

Строго смотрю на них, замеревших от своей же неожиданной дерзости. Чувствую, как в моей руке стало неуютно подготовленному конспекту «Повторение изученного за год…» и как все ожидают от меня снисхождения…

             А давайте, - отвечаю (мой класс ведь пока мал и не понимает, что занятие состоится при любом стихийном бедствии J).

             Что же вы предлагаете? – спрашиваю у повеселевших детей.

             Поговорить! – кричат.

             Согласна!

Дети ликуют.

             А о чём?

И тут наступает моя очередь замереть от неожиданного ответа:

             О смысле жизни!

Вот так поворот – детям только 11 лет! И больше никаких вариантов. Единогласно, как сговорились, о смысле жизни – и точка! (Почему современных пятиклассников интересует такая «взрослая» тема?).

А тем временем, в нашем кабинете на последних партах пишут «отработки» по обществознанию ученики 10 класса (я учила этих ребят с 5-го по 9-ый класс включительно). О смысле жизни! – это же

тема их горячих дискуссий на уроках литературы и Православной культуры. Все глаза с последних парт – на мне… Кажется, они забыли про отработки.

В классе тишина. Работаем.

Структурными компонентами учебного занятия становятся: 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА НА ТЕМУ 

СИМВОЛИКО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ТЕМЫ 

КОРНЕВЫЕ СМЫСЛЫ СЛОВ 

          ПРИМЕРЫ       ИЗ        ХУДОЖЕСТВЕННОЙ       ЛИТЕРАТУРЫ         и

СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 

МИНИ-СОЧИНЕНИЕ…

Трудимся и самостоятельно, и в парах сменного состава...

Работал ли 10 класс? Ещё бы! Пятиклассники поют гимн знанию и образованию, а десятиклассники – оду радостным событиям, которые (уж они-то знают!) крайне важно моделировать в своей жизни и жизни окружающих (З. Дарья). Пятиклассники – о важности вдумчивого

прочтения книг, а десятиклассники – о необходимости настоящей семьи-крепости и рождении здоровых детей (К. Татьяна)…

А какие образы предлагали мои желторотики! Жизнь человека как заострённый карандаш… Ломается       грифель,   или   еще хуже, переламывается       сам   карандаш –       это

«трудности, печали, горе в жизни человека». Стачивается карандаш – это уходит, тает жизнь

А в руках – заострённый

карандаш… для наглядности                                                                                                         

человека… Философы растут!...

J

 

Существенное внимание уделяем корневым смыслам слова ЖИТЬ, родственной пары СВЕТ – СВЯТОЙ (светоносность человека), вспоминаем настоящее, но абсолютно забытое значение слова ОБРАЗОВАНИЕ (возвращение иконичного состояния человеку)… Слову нашего – русского – языка низко кланяемся, поскольку их духовные значения способны образовывать душу, наделять силой преодоления самых невероятных трудностей, давать жизнь жизни…

Что успели из запланированного по повторению? Всё успели! Повторили правописание глаголов, постановку запятых в сложных предложениях, вспомнили о роли прилагательных в тексте. Только выполняли это не на тексте, мной подготовленном, а на живорождённых мини-сочинениях детей. А как дети «подавали» свои представленияразмышления о смысле жизни! Не желают о высоком говорить с пола – стульчик берут! Текст интонируют (научились-таки!). Экспромтом выбирают из одноклассников собеседника или «назначают» оппонента – так работают с аудиторией J. Забавный народ – пятиклассники!

А что я делаю в это время? Радуюсь от души! Это же наш результат! И личностный! И предметный! И метапредметный! Дети тоже радуются! И своим успехам, и удачным выступлениям друзей.

Радуются общению друг с другом и, конечно же, тому, что им «удалось увести строгую учительницу от урока»!  J.

Творческие уроки – это НАШ ОБЩИЙ ПРАЗДНИК!

Скажете, что недолжно учителю идти на урок неподготовленным? Безусловно, соглашусь, если речь идёт об обычном рядовом уроке. А экспромт – это длительная          жизненная          заготовка, которая сегодня выплеснулась в тот образ, в ту мысль, которая оставит (я в этом уверена!) след надолго в каждой судьбе присутствовавшего.  

Спасибо вам, мои желторотики! Спасибо вам,

мои повзрослевшие десятиклассники за состоявшееся занятие с названием «Хотим поговорить!».

Так здорово, что мы «сошлись» на теме «Смысл жизни человека», которая способна возделывать душу, которая заставляет человека откуда-то изнутри, буквально на молекулярном уровне ДУМАТЬ!

 

 

Урок-импровизация в реальном размере (или как родилось занятие на глазах учителя и учеников)

Урок-импровизация в реальном размере (или как родилось занятие на глазах учителя и учеников)

Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель православной культуры, русского языка и литературы

Лукашенкова Жанна Васильевна, учитель православной культуры, русского языка и литературы

А тем временем, в нашем кабинете на последних партах пишут «отработки» по обществознанию ученики 10 класса (я учила этих ребят с 5-го по 9-ый класс…

А тем временем, в нашем кабинете на последних партах пишут «отработки» по обществознанию ученики 10 класса (я учила этих ребят с 5-го по 9-ый класс…

Православной культуры. Все глаза с последних парт – на мне…

Православной культуры. Все глаза с последних парт – на мне…

Философы растут!... J

Философы растут!... J

Скажете, что недолжно учителю идти на урок неподготовленным?

Скажете, что недолжно учителю идти на урок неподготовленным?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017