Урок информатики в 9 классе по теме "Двоичное кодирование. Подготовка к ОГЭ"
Оценка 4.7

Урок информатики в 9 классе по теме "Двоичное кодирование. Подготовка к ОГЭ"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл
12.01.2017
Урок информатики в 9 классе по теме "Двоичное кодирование. Подготовка к ОГЭ"
Лист контроля
Урок информатики в 9 классе.doc

                                Урок информатики в 9 классе

                   Тема: «Двоичная система счисления»

Цель  урока: создать усло­вия для осмысления новой учебной инфор­мации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усво­ения материала с использованием ЭОР.

 Задачи:

- обучающие:

ü способствовать запомина­нию цифрового материала как ориентира для понимания теории о системах счисления;

ü способствовать по­ниманию теории о системах счисления, способах записи чисел в разных системах счисления, взаимосвязи между системами счисления;

ü способствовать формированию навыков выполнять перевод чисел из любой системы счисления в десятичную;

-развивающие:

ü развитие познавательного интереса,  внимания учащихся;

ü развитие навыков индивидуальной практической деятельности;

ü развитие коммуникационной компетентности у учащихся;

ü развитие мышления учащихся при решении задач;

-воспитательные:

ü повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;

ü формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

ü формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока - урок закрепления новых знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Необходимое оборудование: ПК, презентация "Системы счисления", интерактивный комплекс, ЭОР "Системы счисления" на каждом ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся и учитель приветствуют друг друга, учитель раздает листы самоконтроля.  

II. Подготовка к восприятию нового материала, мотивация.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.С каким универсальным техническим устройством мы работаем на уроках информатики?

Это устройство называется компьютер.

2. Для чего была изобретена ЭВМ?

ЭВМ изобретена для работы с числами.

3.Зачем нужны числа?

Варианты учеников

4.Сколько цифр используется для представления чисел?

10

5.Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются?

Включено, выключено – 0,1

6.Сколько цифр используется?

2 цифры: 0 и 1

7. Какая это система счисления?

Двоичная система счисления

 

III.Постановка целей урока.

Прочитайте стихотворение А.Старикова "СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ"

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила —

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ

 

- Как это возможно?

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

- Сегодня мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Двоичное кодирование».

- Запишите тему урока.

- Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.

План работы на уроке следующий:

1.     Перевод чисел из двоичной СС в десятичную.

2.     Перевод чисел из десятичной СС в двоичную.

3.     Загадка поэта.

4.     Практикум

5.     Сложение и умножение  чисел в двоичной СС.

 

Прием «Знаю, хочу узнать, узнал».

Заполните две колонки таблицы, что вы  знаете по этой теме и что хотите узнать.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

IV. Осознание и осмысление учебной информации.

1. Перевод чисел из двоичной СС в десятичную.

- Назовите алгоритм перевода чисел из двоичной  системы счисления в десятичную. Вспомним, как это выглядит наглядно.

(просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=jeSErJeu_7Q)

2. Работа в парах. Выполните задание №1.

В -1. (1 ряд) Перевести в десятичную систему счисления числа  11012 и 110102.

В- 2. ( 2 ряд) Перевести в десятичную систему счисления числа  11102 и 110012.

 

3. Перевод чисел из десятичной СС в двоичную.

- Давайте теперь вспомним алгоритм перевода десятичного числа в двоичное.

(просмотр видеоролика https://www.youtube.com/watch?v=pwyp38gAyRo )

Дифференцированное задание. Выполните задание №2 в своих карточках.

Для сильных учащихся

Числа в десятичной системе счисления

Числа в двоичной системе счисления

369

 

678

 

334

 

231

 

45

 

289

 

 

Для слабых учащихся

Числа в десятичной системе счисления

Числа в двоичной системе счисления

70

 

54

 

3

 

5

 

60

 

12

 

 

Ответы:

Для сильных учащихся

Числа в десятичной системе счисления

Числа в двоичной системе счисления

369

101110001

678

1010100110

334

101001110

231

11100111

45

101101

289

100100001

 

Для слабых учащихся

Числа в десятичной системе счисления

Числа в двоичной системе счисления

70

1000110

54

110110

3

11

5

101

60

11110

12

1100

 

 

4. Работа в группах. Загадка поэта.

Учитель формулирует вопрос, поставленный в начале урока: "Сколько лет девочке? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле?"

Выводы: Сколько ей лет? (12 лет), В какой класс она ходила? (5) Сколько книг носила? (4) Сколько рук и сколько глаз? (2).

5. Практикум

-Аналогичные задания встречаются в 13 задании на ОГЭ, некоторые из них в другой интерпретации.

- Онлайн решение задания 13 из ОГЭ 2017 года (каждый ученик самостоятельно выполняет задание и проверяет его на сайте https://inf-oge.sdamgia.ru/test?theme=13)

 

8

Пе­ре­ве­ди­те число 135 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 153

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 135 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 135 = 128 + 4 + 2 + 1. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 128 = 1000 0000; 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Сле­до­ва­тель­но, 13510 = 1000 01112.

 

Ответ: 4.

 

9

Пе­ре­ве­ди­те число 125 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 173

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 125 в виде суммы: 125 = 128 − 3. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 128 = 100 0000; −3 = −11. Сле­до­ва­тель­но, 125 = 111 1101.

 

Ответ: 6.

 

10

Пе­ре­ве­ди­те число 121 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 193

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 121 в виде раз­но­сти: 121 = 128 − 7. Те­перь пе­ре­ведём от­дель­но два числа и вы­чтем ре­зуль­та­ты в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния: 128 = 10000000; 7 = 111. Сле­до­ва­тель­но, 121 = 1111001.

 

11

Пе­ре­ве­ди­те число 134 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 213

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 134 в виде суммы: 134 = 128 + 6. Те­перь пе­ре­ведём от­дель­но два числа и сло­жим ре­зуль­та­ты в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния: 128 = 1000 0000; 6 = 110. Сле­до­ва­тель­но, 134 = 1000 0110.

 

Ответ: 3.

 

12

Пе­ре­ве­ди­те число 143 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 233

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 143 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 143 = 128 + 8 + 4 + 2 + 1. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 128 = 10000000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Сле­до­ва­тель­но, 14310 = 100011112.

 

13

Пе­ре­ве­ди­те число 141 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 253

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 141 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 141 = 128 + 8 + 4 + 1. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 128 = 1000 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 1 = 1. Сле­до­ва­тель­но, 14110 = 1000 11012.

 

Ответ: 4.

 

14

Пе­ре­ве­ди­те число 126 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 273

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 126 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 126 = 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 2. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 64 = 100 0000, 32 = 10000, 16 = 1 0000, 8 = 1000, 4 = 100, 2 = 10. Сле­до­ва­тель­но, 12610 = 111 11102.

 

Ответ: 6.

 

17

Пе­ре­ве­ди­те дво­ич­ное число 1101100 в де­ся­тич­ную си­сте­му счис­ле­ния.

За­да­ние 13 № 333

По­яс­не­ние.

Имеем:

11011002 = 1 · 26 + 1 · 25 + 1 · 23 + 1 · 22 = 64 + 32 + 8 + 4 =  108.

 

18

Пе­ре­ве­ди­те число 111 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 354

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 111 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 111 = 64 + 32 + 8 + 4 + 2 + 1. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 64 = 10 0000; 32 = 10 000; 8 = 1000; 4 = 100, 2 = 10, 1 = 1. Сле­до­ва­тель­но, 11110 = 110 11112. 6 еди­ниц.

 

Ответ: 6.

 

19

Пе­ре­ве­ди­те число 100 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 374

По­яс­не­ние.

Пред­ста­вим число 100 в виде суммы сте­пе­ней двой­ки: 100 = 64 + 32 + 4. Те­перь пе­ре­ведём каж­дое из сла­га­е­мых в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния и сло­жим ре­зуль­та­ты: 64 = 100 0000; 32 = 10 000; 4 = 100. Сле­до­ва­тель­но, 10010 = 110 01002.

 

Ответ: 3.

 

6. Правило двоичной арифметики.  

Нам необходимо познакомиться с правилами двоичной арифметики: сложением и умножением. Запишите все варианты сложения и умножения двоичных чисел в тетрадь.

0+0=0             0*0=0

0+1=1             0*1=0

1+0=1             1*0=0

1+1=10           1*1=1

Складывать и умножать двоичные числа нужно столбиком. Давайте попробуем.

Задание:

101011+1001=110100

Работа по карточкам.

1010012                            1100112

1001012                   1000012

10 0  1 1 102                         10101002            

 

101 2                                     1002

  112                             112

1111 2                          11002

 

VI. Домашнее задание.

Даётся домашнее задание: Задания ОГЭ 2017 года №1,2,3,4*,5* дифференцированное.

 

VII. Рефлексия.

Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал».

 

Итоги урока: Оцените свою работу в соответствии с критериями.

 

 Критерии оценивания: 

«5» - 10-11 правильных

«4» -8-9 правильных

«3» - 6-7 правильных

«2» - 5 правильных

 

 

Прием «Круги по воде»

На экране высвечивается тема урока «Двоичная система».

(Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома).

Например:

Д- делить на 2

В – важная тема

О- очень трудно или легко

И – интересная тема

Ч – числа нужно сложить или умножить

Н – необходимо внимание

А – аккуратность

Я - я научусь решать без ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

           


Скачано с www.znanio.ru

Урок информатики в 9 классе

Урок информатики в 9 классе

Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются?

Какие сигналы используются в компьютере и как они обозначаются?

Прием «Знаю, хочу узнать, узнал»

Прием «Знаю, хочу узнать, узнал»

Для слабых учащихся Числа в десятичной системе счисления

Для слабых учащихся Числа в десятичной системе счисления

Пред­ста­вим число 121 в виде раз­но­сти: 121 = 128 − 7

Пред­ста­вим число 121 в виде раз­но­сти: 121 = 128 − 7

Ответ: 6. 19 Пе­ре­ве­ди­те число 100 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния

Ответ: 6. 19 Пе­ре­ве­ди­те число 100 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния

Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»

Учащиеся заполняют последнюю колонку таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»

Урок информатики в 9 классе по теме "Двоичное кодирование. Подготовка к ОГЭ"

Урок информатики в 9 классе по теме "Двоичное кодирование. Подготовка к ОГЭ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017