Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»
Оценка 4.7

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
искусство
8 кл
14.05.2017
Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»
Цели: - познакомиться с творчеством художника; - глубже раскрыть и понять смысл его картин; - почувствовать отношение художника к величию природы России; - учиться говорить, описывать и анализировать произведения искусства; - расширять кругозор в области искусства. Перед подготовкой к выступлению разделить класс на творческие группы. Одна группа готовит биографию художника, другая представляет его работы. Ребятам предлагается побывать в роли экскурсоводов.
Творчество Левитана.doc
С природой одною он жизнью дышал:                                             Ручья разумел лепетанье,                                            И говор древесных листов понимал,                                           И чувствовал трав прозябанье…                                                                                                            Баратынский Левитан Исаак    Ильич (1860­1900) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дубровинская основная общеобразовательная школа» «Творчество Исаака Ильича Левитана» Тема Цели:           ­ познакомиться с творчеством художника;          ­ глубже раскрыть и понять смысл его картин;          ­ почувствовать отношение художника к величию         природы России;          ­ учиться говорить, описывать и анализировать  произведения искусства;          ­ расширять кругозор в области искусства. Учитель изобразительного искусства  Тищенко Наталья Ивановна высшая квалификационная категория Дубровино, 2017 г.  Перед подготовкой к выступлению разделить класс на творческие группы.     Одна группа готовит биографию художника, другая представляет его  работы. Ребятам предлагается побывать в роли экскурсоводов. Иссак Ильич Левитан родился в 1860 году в Литве в семье бедного железнодорожного служащего. Спустя 10 лет семья Левитана переезжает жить в Москву. Здесь он вместе с братом в 1873 году поступает в Московское училище живописи. Искусство стало призванием для Левитана с самого детства. За успехи в учёбе мальчика освободили от платы за обучение. Проучившись три года в этом училище, мальчик попадает в пейзажный класс к художнику Саврасову.   Может   быть   поэтому   Левитан   тоже   становится   художником   – пейзажистом.   Вскоре у Левитана умерли родители. И ему приходится очень трудно. Он скитается по Москве, ночует в пустых классах училища, но продолжает упорно учиться.  Уже в ученические работы Левитана попадают на выставки. За одну из них   художник   получил   малую   серебряную   медаль.   А   когда   Левитану исполнилось 19 лет, ему стали платить стипендию Владимира Долгорукова.  В этом же году у него с ученической выставки купили картину «Осенний день. Сокольники».   (мы   ещё   вернёмся   к   разговору   об   этой   картине)   Все   эти средства дали ему возможность доучиться. Учителями и друзьями Левитана были и другие художники Поленов, Нестеров. На 24 году своей жизни Левитан поселился жить под Звенигородом. Там он впервые узнал и навсегда полюбил русскую природу. Пишет картины, в которых передает лирическое восприятие природы. В каждом уголке природы художник умел найти что­то заветное, сокровенное. Товарищ Левитана рассказывал:  «Пойдём мы компанией в окрестности Москвы, бродим, бродим и ничего не найдём интересного, чтоб захотелось нарисовать. А Левитан сядет у первой попавшейся лужицы  и приносит домой прекрасный, полный чувства этюд». Известность   к   Левитану   приходит   только   на   38   году   жизни.   Он участвует   в   выставке   в   Мюнхене.   Художнику   вручают   диплом   на   звание Академика. После этого он ведёт пейзажный класс в училище живописи в Москве,   где   когда­то   учился   сам.   Здесь   он   очень   много   работает,   ему нравится быть преподавателем. Вместе с учениками выезжает на природу и пишет этюды. Левитан говорил ученикам, что мало хорошо написать землю, небо, воду, ­ надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет в одно целое землю, воду, небо.  Учитель Поэтому пейзажи Левитана невозможно описать словами. Всё назовёшь, что написано на холсте, но как найти слова, чтобы сказать о главном, о том, что   не   написано?   Левитан   любил   повторять   стихи   русского   поэта Баратынского :                                                С природой одною он жизнью дышал:                                                Ручья разумел лепетанье,                                                И говор древесных листов понимал,                                                И чувствовал трав прозябанье…                                                                                                          Известный писатель К.Г. Паустовский писал: «…имя Левитана стало выразителем   особой   прелести   русского   пейзажа».     Чехов   придумал   слово «левитанистый»   и   употреблял   его   очень   метко.   «Природа   здесь   гораздо левитанистее,   чем   у   вас»,   ­   писал   он   в   одном   из   писем.   Даже   картины художника различались, ­ одни были более левитанистыми, чем другие. Учитель Для русского искусства   художник Исаак Ильич Левитан «начался» с небольшой   картины   «Осенний   день.   Сокольники»   (1879),   которую   П.М. Третьяков   приобрёл   с   выставки   работ   учеников   московского   училища   в 1880году. Произведение молодого художника, не во всём ещё совершенное, обнаружило главное – зрелость её создателя. Картина Левитана стала сразу привлекать к себе внимание и постепенно вошла в число известных полотен галереи. Картины представляют творческие группы учащихся. 1­я группа учащихся Картина Левитана «Осенний день. Сокольники»    Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Пустынная тропа по обе стороны, которой стеной стоят по­осеннему тёмные деревья, в узком просвете между ними виднеется хмурое утро. Золотистая листва на тоненьких молодых клёнах. Ветер сметает опавшие листья к обочине тропинки. Всё в природе пронизано   настроением   светлой   печали.   Это   чувство   грусти   возникает благодаря   появлению   в   пейзаже   Левитана   фигурки   женщины   в   чёрном, одиноко идущей по пустынной аллее. Без этой фигуры картина была бы не завершенной и теряла бы смысл. Но написал её не Левитан, а с его согласия Николай   Павлович   Чехов   –   брат   писателя   Антона   Павловича   Чехова.   Он познакомился с писателем через брата Николая Чехова, с которым вместе учился в училище. Всю свою жизнь Левитан дружил с Антоном Павловичем Чеховым. Учитель Картина   написана   широкой   манерой   и   жидко   разведенной   краской. Формы  предметов   даются  непосредственно  мазком  кисти,  а  не  линейными средствами. Эта манера  письма  была  стремлением  передать именно общее состояние, так сказать, погоду пейзажа, передать влажность воздуха, который как   бы   окутывает   предметы   и   стирает   их   очертания.   Воздух   и   свет объединяют   изображение,   придают   пейзажу   цельность.   Сама   она,   эта зрительная  цельность,  выступает   как  цельность  эмоционального  состояния, переданного как «погода». Это и было началом новой пейзажной живописи, нового понимания пейзажа, выраженного  в традиционном сюжете. Начало   творческой   зрелости   И.И.   Левитана   приходится   на   вторую половину 80­х годов – время его работы над волжской темой. Поездка в Крым обогатила палитру писателя. Могучая Волга произвела огромное впечатление на Левитана. Он создает картины: «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечерний звон» и другие.       К   тому   времени   им   уже   были   исполнены   полные   воздуха   и   света подмосковные   этюды  «Первая   Зелень.   Май»,   «Мостик.   Саввинская свобода». 2­я группа учащихся   «Берёзовая   роща»  (1885­1889)­   небольшая   картина,   но   ничто   не препятствует   взору   проникнуть   в   прохладную   прозрачную   глубину   рощи. Рощу,     наполненную   светом   и   воздухом,   залитую   солнцем,   которое   то   с трудом пробивается сквозь густую листву, то яркими пятнами ложится на густую траву, на нежные бело­розовые стволы берёз. Ничто не ускользнуло от пристального   и   любовного   взгляда   художника,   даже   цветы,   розовеющие   и желтеющие в густой траве. На первом плане справа изображены две берёзки. Слева – пространство, свободное от деревьев, а дальше, в глубине рощи, снова бесчисленные стволы берёз, создающие прохладу.  Учитель На первый взгляд может показаться, что Левитан в «Берёзовой роще» зафиксировал лишь мимолётное впечатление. Эта кажущаяся мгновенность далась   Левитану   ценою   долгой   работы   в   четыре   года.   Не   мимолетное впечатление,   пусть   самое   взволнованное   и   радостное,   а   сложное,   богатое внутренним   содержанием   чувство   рождает   это   скромное   и   задушевное произведение великого пейзажиста. Учитель Картины,   исполненные   И.И.   Левитаном   в   1895­1897   годах,   к   числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и  «Весна. Большая вода» своим мажорным   строем   образуют   отчетливый   контраст   грустным   настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность. В 1895г. Левитан написал картину   «Март»,   в   чем­то   возвращавшую   художника   к   живой непосредственности восприятия природы, характерной для некоторых ранних его произведений. Известно, что картина «Март» была написана с натуры под Москвой в Горке ­ имении Турчаниновых ­ друзей художника. 3­я группа учащихся  Проста и непритязательна природа изображенная на картине  «Март» (1895) Ранняя весна, тает снег. Картина очень красочна. Звонкая голубизна неба, яркие синие и фиолетовые  тени, лежат на подтаявшем   снегу. Ярко желтая   стена   дома,   теплая   по   тону   зелень   сосен   и   елей.   Мы   словно присутствуем   в   тот   момент,   когда   к   дому   только   что   подъехали   сани, запряженные рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и еще как будто покачивается, поскрипывает на петлях; с крыши над крыльцом вот­вот упадет подтаявший снег. 4­я группа учащихся В   1895г.   Левитан   написал   картину  «3олотая   осень»,  в   которой   он обобщил и подытожил свой многолетний опыт работы над образом осенней природы.  Глядя на эту картину, так и просятся на уста строки из стихотворения А.С.  Пушкина:                    Есть в осени первоначальной                          Короткая, но дивная пора –                    Весь день стоит как бы хрустальный,                    И лучезарны вечера. Золотая осень. Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы. бодрость,  которой   заряжает   нас   этот   погожий   осенний   денек.   И   праздник золота   и   синевы.   И   грусть   оттого,   что   кончится   праздник,   а   за   ним   — увяданье,   черно­белый   зимний   сон.   И   радостная   уверенность,   что   потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна.  Учитель Когда  Левитан  был  за  границей, то  писал:  «Так  мучительно  хочется видеть тающий снег, берёзку… Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё…»  И вот перед нами на холсте весенний разлив, о котором тосковал и мечтал художник вдали от родины. Тема   большой   воды,   весеннего   половодья   издавна   привлекала   внимание Левитана. Еще в 1885г. он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же  Левитан вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединяя в этом произведении опыт своих ранних работ, картин, исполненных на Волге, с тем, к чему он пришел в годы творческой зрелости. 5­ группа учащихся В картине «Весна. Большая вода» (1987) Левитан создал возвышенно­   поэтический образ весны. Однако это ­ не весна «Марта» с его звенящим, напористым колоритом. Главное в картине ­ воздух, нежная голубизна неба, отраженного   в   бескрайних   водах   весеннего   разлива.   Тоненькие   березки тянутся   к   небу   и   отражаются   в   воде.   Это   «удвоение»   мира   делает   его призрачным, почти невесомым. Лодка, стоящая у берега, согретого и позла щенного лучами солнца, амбары, едва виднеющиеся вдали, ­ все эти признаки присутствия человека привносят в картину Левитана особую теплоту, делают ее близкой и дорогой сердцу каждого. Учитель Тайную   печаль   в   сердце   художника   рождали   не   только   невзгоды собственной жизни. Он пережил печальную судьбу страны, в которой жил, беды и страдания народа. И это он тоже сумел передать в пейзаже. Художница, знакомая Левитана рассказывала: «Однажды мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющею полосою убегало среди перелесков в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся придорожный крест «голубец» —   со   стертою   дождями   иконкой   говорил   о   давно   забытой   старине.   Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... — Постойте. Да ведь это Владимир­ка, та самая Владимирка, по которой когда­то, звеня кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда». До того как в Сибирь провели железную дорогу, по Владимирскому тракту Владимирке,— туда отправляли приговоренных на каторгу, в тюрьму, ссылку. И на память Левитану пришли строчки известного тогда стихотворения:                              Спускается солнце за степи,                              Вдали золотится ковыль,                              Колодников звонкие цепи                              Взметают дорожную пыль… А вскоре Левитан написал эту исхоженную дорогу. 6­я группа учащихся.                                                                                                В знаменитой «Владимирке» (1892) смысл заключается в  сопоставлении изображения и названия. Сам художник, любуясь этим  прекрасным пейзажем с уходящей к горизонту дорогой, вдруг вспомнил, что  это та самая Владимирка, по которой вели осужденных в Сибирь. Возникшая  вскоре картина, хотя и с усиленным по сравнению с этюдом драматизмом,  представляет типично русский бескрайний ландшафт. Его беспредельность  подчеркнута не только дорогой, но и сложно организованным, уводящим  вдаль небом, а также фигуркой странницы у придорожного голубца,  соотнесенной с белеющей точкой далекой церкви. Причину эмоционального переживания Левитан выводит за само изображение, предлагая и зрителю  повторить последовательность авторской мысли: сначала восхититься  пейзажем, а потом прочесть название картины и понять ее сюжет. Учитель У Левитана в картинах обычно отсутствует изображение человека, но, что характерно, почти всегда есть напоминание о нем, даже если этого не было   в   натуре.   Церкви,   дороги,   мостики,   избы,   могилы   постоянно присутствуют в картинах и по воле художника свободно перемещаются из одного   мотива   в   другой.   Но   введением   деталей,   связанных   с   человеком, Левитан   не   ограничивается,   он   наделяет   человеческими   чувствами   и   саму природу. Эта особенность в ряде работ приобрела  философский смысл. В картине «Над вечным покоем» (1894) край косогора,  как край человеческой жизни, со старой деревянной церквушкой, заброшенным кладбищем, выделен напряженным   силуэтом   на   фоне   бескрайнего   озера,   как   маленький   мыс посреди океана бытия. Здесь основная идея автора (а он как­то сам сказал: «Я весь в этой картине») отчётливо выражена самой композицией и названием. 7­ я группа учащихся «Над вечным покоем» (1894) Грозные тучи над тяжёлой серой водой. На берегу притулилась старая церковь. Тут же ­ заброшенное сельское кладбище. Суровый ветер  клонит темные деревья над простыми крестами. Люди   рождаются   и   умирают.   Проходят   годы,   столетия.   Новые поколения забывают тех, кто жил когда­то. Но приходит и их черед. И они уходят навек. Но по­прежнему, как сто, как тысячу лет назад, раскинуло свои глубокие воды озеро, и порывистый ветер проносится над ними, клубятся, сшибаются грудью мрачные тучи. Как велика и могуча природа! Когда Левитан писал картину «Над вечным покоем», он просил играть ему на фортепьяно Героическую симфонию великого композитора Бетховена. В   этой   симфонии   есть   траурный   марш   —   герой   погибает.   Но   жизнь продолжается. Вот уже перекликаются в музыке молодые голоса. Каждый человек умирает. Но следом приходят другие. Они продолжа ют дела ушедших. Жизнь побеждает смерть. Как   тепло,   как   призывно   светится   написанный   Левитаном   огонек   в узком церковном окошке! Темная вода, темное небо, холодный ветер упорно гнет   темные   деревья,   но   рядом   с   этой   суровой   природой   люди   думают, чувствуют, трудятся — живут. Заключение Душевный   мир   Левитана­художника   и   человека   ­   был   чрезвычайно сложен,     и,   конечно   же,   созданные   им   образы   отражали   его   отношение   к современной   ему   действительности,   отношение   отнюдь   не   простое.   Свои раздумья о жизни, о народе, о судьбах России Левитан умел выражать по­ разному. В картинах на волжские темы он стремился утвердить красоту и величие родины. В произведениях 90­х годов, например в картине Владимирка (1892), художник чисто пейзажными средствами выразил свое отношение к современной ему России через образ печально известной дороги ссыльных и каторжных, лениво плетущихся с пригорка на пригорок под небом, покрытым тяжелыми тучами. Такое произведение, как «Вечерний звон»  и  «Над вечным покоем» заключали в себе сложный синтез мыслей и чувств Левитана, его грустных размышлений над смыслом жизни. Картина «Над вечным покоем стала выражением в живописи тех мучительных и неразрешимых вопросов, над   которыми   бились   лучшие   люди   тогдашней   России:   «Зачем   мы   живем, зачем страдаем...» В одной из последних своих работ — «Озеро. Русь» (1900) — Левитан достигает   удивительным   образом   динамичности   состояния   природы   в, казалось бы, ничем не нарушаемом ее спокойствии. Перспективную глубину создает   небо,   которое,   как   во   многих   других   картинах,   выступает   не условным фоном для пейзажа, а выразительной доминантой. Точно найденные формы   облаков   как   бы   выстроены   на   «плоскости»   неба;   им противопоставлено   отражение   в   воде,   пересекаемое   стремительными движениями   ряби.   Тень,   упавшая   от   облака   на   дальний   берег,   создает максимальное   напряжение   тоновых   и   цветовых   контрастов,   усиливал ощущение   всеобщего   движения,   лишь   застывшие   белые   церквушки символизируют относительный покой «человеческого». Весной   1900г   Левитан   простудился,   сказались   и   годы   лишений   в молодости,   выпавшие   на   долю   художника.   На   сороковом   году   жизни,   в расцвете   своего   творчества   художник   скончался,   но   оставил   нам   свои картины, которыми мы любуемся и восхищаемся. Природа   и   человек   для   Левитана   одно   целое.   Человек   —   часть величественной и прекрасной природы, И природа величественна и прекрасна, потому что такой видит её человек. Глядя на картины, созданные Левитаном, мы   видим,   что   художник   преклоняется   перед   величием   красоты   русской природы.

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»

Урок искусства. Тема:«Творчество Исаака Ильича Левитана»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017