Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)
Оценка 4.8

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
5 кл
30.01.2017
Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)
Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» Цели и задачи урока: обобщить знания по теме "Лексика"; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать презентации, работать с научной литературой, формировать умение совместно работать в группе; способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения. Воспитательные: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; познакомить учащихся с понятием "доброта"; формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом; развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся. формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; Воспитать у учащихся интерес к русскому языку, чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» Обобщить знания по теме "Лексика"
урок-проект тайна Лексического царства Оголева.docx
Алматинская область Каратальский район г. Уштобе СШГ № 51 им.С.И. Морозова учитель русского языка и литературы Оголева Наталья Ивановна Класс   5  Урок­исследование:  «Тайна Лексического царства» Цели и задачи урока: обобщить знания по теме "Лексика"; развитие умений  сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно  делать  презентации, работать с научной литературой, формировать умение совместно работать в группе; способствовать процессу самопознания через создание условий для  самовыражения.  Воспитательные: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность  формировать нравственные суждения; познакомить учащихся с понятием "доброта";  формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом;  развитие эмоционально­ценностной сферы учащихся. формировать у учащихся  этические представления, знания о категориях добра и зла; Воспитать у учащихся  интерес к русскому языку, чувство доброты и ответственности, самоуважения и  уважения окружающих, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого.  Оборудование:  Проектные презентации, рисунки, кроссворд, рабочая тетрадь для проектной работы,  шары, оценочные звёзды, стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки;  7 белых полосок с написанными на них свечой словами (радуга);  желтый круг (солнце) и полоски­лучики;  фонограмма песни «Дорогою добра»;  клей, полоски бумаги (4), слова пословиц (россыпью).  Тип урока: урок­проект  Межпредметные связи:  русский язык, литература, живопись, культура речи.  Структура урока 1.Постановка целей и задач урока «Одеваем»  радугу ­ Инсценируем сказку­  1­й проект ­ (энциклопедия  добрых слов, слово доброта)      2­й проект ­ (энциклопедия  добрых слов ,слово солнышко)      3­й проект ­ (Лексика в играх, загадках, пословицах и  кроссвордах)    Тест  Выводы ­  Оценки­  Домашнее задание­      Эпиграф:                                                                                                                                       Давайте поклоняться доброте Давайте с думой жить о доброте:  Вся в голубой и звёздной красоте,   Земля добра, она дарит нас хлебом,  Живой водой и деревом в цвету.  Под этим вечно неспокойным небом  Давайте воевать за доброту! Ход занятия   1. Вступительное слово учителя. Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности. А.Чепуров Вступительное слово учителя. Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности. ­Добрый день!­тебе сказали ­Добрый день!­ответил ты Как две ниточки связали Теплоты и доброты! Дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада   видеть вас на нашем  уроке русского языка.  Урок у нас нестандартный,  урок­исследование, на котором вы будете защищать свои  проекты. Как вы думаете, что обозначает слово “исследовать”? (Изучать, узнавать что­ то новое). Мы  вместе отправимся в путешествие в Лексическое царство, чтобы узнать её  тайны. (Слайд1 )  Но для этого нужно преодолеть много препятствий.  Доказать,  что мы знаем законы этого царства. Вы защитите свои проекты, в которых  собрали научный и занимательный материал по разделу Лексика, чтобы обобщить  свои знания , вы докажите, что умеете работать с научной литературой ,используя  словари, будете отгадывать кроссворд, писать тест, покажите свое актерское  мастерство, умение излагать свои мысли. Многие задания сегодня потребуют от вас  умения думать, рассуждать, доказывать и, конечно же, отстаивать свою точку зрения. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как  интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И  что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка.  Сегодня у нас урок­исследование. Вот модель нашего урока Цель урока Урок Актуализац ия знаний Итог урока исследова ние Самостоятель ная работа Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать.  В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. Мой настрой Как я помню основную тему урока Как я помню предыду щий Как я умею применят ь свои Как я помню цель урока Как я работал Итак, начинаем наше путешествие в Лексическое царство. Вот мы у ворот  царства­государства. Чтобы пройти в него нужно выполнить следующие задания: (Слайд2) Отгадайте загадку и попробуйте назвать слово , которое будет звучать на протяжении  всего нашего исследования:  Отгадайте загадку: На минуту в землю врос  Разноцветный чудо­мост.  Чудо­мастер смастерил  Мост высокий без перил.  (Слайд3)      (Радуга) фото радуги “Одеваем радугу”. ­ Верно! Но наша радуга будет необычной. На белой бумаге волшебник сделал слова  невидимыми. Ваша задача ­ быстро раскрасить полоски соответствующими красками  (только берите немного воды!) и прикрепить их к доске. Кто быстрее и аккуратнее? Дарить  Обществу  Благородство  Радость  Общение  Талант  Азарт  ­ Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете слово, энциклопедию  которого мы будем изучать (Слайд 4) ­ О чем будем говорить? (о доброте).   ­ Верно, ребята, это слово “Доброта”. И сегодня мы исследуем его с разных сторон  науки о языке.   ­ На уроке мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об  очень важном и нужном качестве для человека – о доброте.  Кто это на солнечной полянке собрался в нашей царстве? И о чем это они там  говорят?                               Слайд 5      Сказка  (музыка птицы поют )           Жила­была в Лексическом царстве  девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить  на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому  волшебнику: ­ Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.  Подумал волшебник и сказал: Есть у меня на примете пять прекрасных девушек, одна другой краше.  ­ Вот выбирай, ­ сказал волшебник. ­ Одну зовут Радость, другую ­ Удача, третью ­  Красота, четвёртую ­ Печаль, пятую ­ Доброта.  ­ Они все прекрасны, ­ сказала Любовь. ­ Не знаю, кого и выбрать. . .  ­ Твоя правда, ­ ответил волшебник, ­ они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с  ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю жизнь.  Подошла она к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.  ­ Был ли случайным выбор девушки? Как вы считаете? (Нет, это выбор не случаен, т.к. без доброты нельзя прожить на свете.)  ­ Спасибо, ребята. Значит, слово доброта, по вашим мнениям, это – чувство  отзывчивости, внимания, заботы людей друг о друге; желание и стремление  человека помогать другим в трудных ситуациях.  Но как же узнать, правы вы или нет? Где мы можем найти точное определение этого  слова и узнать его лексическое значение? (Ответы детей). Правильно, в толковом  словаре.  В королевстве её величества Лексика  люди живут все добрые. Послушаем проект,  который выполнила команда «Доброта» Защита проекта  « Энциклопедия добрых слов»  Доброта Дети.  Сегодня мы побываем в гостях у словарей. Но прежде мы должны выбрать  слово, которое будет проводников в этом путешествии. Это  должно быть самое  достойное слово. И как вы догадались это будет слово доброта Исследование лексического значения слова “Доброта”.         С чем можно сравнить доброту?  Когда у вас в классе все по­доброму, какое у всех настроение? Становится теплее,  правда?  А что всех людей согревает? (солнышко). И в царстве Лексика тоже ярко светит  солнце, а жители ее всегда приветливы и лучезарны. Песня «Лучик солнышка»  “Одеваем солнышко”. ­ У нас на доске солнышко. Только у него короткие лучики. Ваша задача написать за 1  минуту добрые слова синонимы к слову доброта   и прикрепить лучики к солнышку. Защита проекта слова солнышко В Лексическом  царстве все  живут дружно, а дети любят играть, шутить и веселиться,  также как и вы. По каким правилам живут Лексического царства ?  Слушаем проект «Лексика в загадках, играх и кроссвордах» Загадки­вопросы Очень много  загадок на сказочном острове, мы все ближе к разгадке тайны. Вот еще  одно испытание, нужно решить кроссворд. У вас у всех на парте есть свой кроссворд, а  у доски отгадывает один представитель от команды. Кроссворд Молодцы!                              Вручаю звезды А теперь выполним тест ( раздаю),чтобы проверить знания всех ребят из команд. И последние испытания к разгадке тайны Лексического царства.             Игра           «Составь пословицу»  ­ Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в  пословицах, которые передаются из уст в уста.  Я хотела бы проверить знаете ли вы пословицы ­ Каждой команде я выдам разбитые на части пословицы. Вам нужно из слов собрать  пословицу, наклеить ее на полоску бумаги, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем написать защиту. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.  Доброе слово и железные ворота открывает.  ­ Первый шаг к доброте – это доброе слово. Молодцы!!!!  А знаете ли вы добрые слова? Сейчас проверим! Слайды  со словами   Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой  общаться)  Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами (по 1 строчке ­ каждой  команде):  Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)  Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)  Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)  Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте)  Когда нас бранят за шалости, говорим …(простите, пожалуйста)  ­ Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как  именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и  невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными. Следите за своей  речью, ребята, используйте волшебные вежливые слова!                                     стих Плакат: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой  общаться) Так в чем же, дети, тайна Лексического царства?  Обращаемся к эпиграфу урока  Слайд  Давайте поклоняться доброте! А .Чепуров                                                                                                                                                        Поклоняться доброте и дарить людям доброту!!!                 Слайд   Нам желают «Доброго пути!» Будет легче ухать и идти Приведет ,конечно, добрый путь Только к доброму чему­нибудь.           (от сердца к сердцу) Музыка  Тест по теме «Лексика" С каким определением лексики нельзя согласиться? 1.Лексика – это…:  а) ...наука о явлениях природы; б) ...словарный состав языка; в) ...раздел науки о языке, изучающий слово с точки зрения его значения 2.Какое словосочетание употреблено в переносном значении? В) Золотые серьги. А) Каменное сердце. Б) Каменное здание. 3.Найдите многозначное слово: А) звезда; Б) самолет; 4.Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом: Бросать, кидать, ловить 5.Найдите лишнее слово: А) Водный. В) композитор. Б) Водяной. В) Водитель. Г) Наводнение 6.Словарный состав языка изучает наука:   А) фонетика Б) синтаксис В) лексикология Г) пунктуация   7. Какие словари смогут помочь вам в работе с лексикой? а) Толковые; б) орфографические; в) орфоэпические. 8.В каком ряду слова являются многозначными:   А) звезда, искусственный, каменный; Б) единственный, жалюзи, жокей; В) каменистый, кафтан, композитор 9.Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:   А) каменное сердце, строить мост Б) жар солнца, каменное здание В) золотые слова, строить планы Итог урока Рефлексия содержания учебного материала  Прием незаконченного предложения:   сегодня я узнал…  было интересно…  было трудно…  я выполнял задания…  я понял, что…  теперь я могу…  я почувствовал, что…  я приобрел…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  я попробую…  меня удивило…  Что такое лексика Что такое лексическое значение слова Зачем нужен толковый словарь Какие бывают словари  Знаю ,как определить: многозначное и однозначное слово Прямое и переносное значение слов. Что такое омонимы, паронимы, синонимы, антонимы  и зачем они нужны в речи? 10. Открыли для себя ,что такое градация         11. Зачем изучается раздел «Лексика»         12. И что нужно быть добрым человеком (Результаты работы по Развитию критического мышления.)    Оценки          (команды, отдельные дети) Домашнее задание  Слайд Составить словарь антонимов (5 слов) и словарь синонимов(5 слов).  Тематика  словарей может быть   разнообразная:космический словарь, 2) словарь моих любимых  слов, 3)словарь самых главных (важных) слов, 4)спортивный словарь, 5) школьный  словарь 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов и т. д. Словарик может быть  научным, деловым, юмористическим  ИЛИ        Нарисовать страну Лексику   .  3)   ИЛИ       Написать рассказ , используя синонимы, антонимы ,омонимы

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование: «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)

Урок-исследование:  «Тайна Лексического царства» ( 5 класс русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017