Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).
Оценка 4.9

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
9 кл
14.01.2017
Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).
Данная разработка посвящена теме "Наука и культура в период «оттепели». (1953- 1964 годах)" Цели урока: 1. Сформировать представление о развитии культуры в СССР в 1953- 1964 годах. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки, образования в период «оттепели». 2. Рассмотреть основные направления развития культуры указанного периода. 3.Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные вопросы» темы. Разоблачение культа личности Стали, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г., ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Эпоха Хрущёва, краткий период относительной свободы, получила название «оттепели».
60-е культура.docx
Тема урока:  Наука и культура в период «оттепели». (1953­ 1964 годах) Цели урока:  1. Сформировать представление о развитии культуры  в СССР в 1953­ 1964  годах. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки,  образования в период «оттепели». 2. Рассмотреть основные направления развития культуры указанного периода. 3.Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные вопросы» темы. Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, даты, домашнее  задание. Оборудование. Записи выступлений В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича.  Стихи Р.Рождественского, Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко. Видео ­ ролик о Н.С. Хрущеве. Тип урока. Урок изучения нового материала. Новые слова. ­диссидент ­ оппозиция ­ «оттепель» ­ Нобелевская премия ­ «магнитофонная революция» ­ бард Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. План изучения новой темы. ­ Преодоление сталинизма в литературе и искусстве.  ­ Развитие образования. ­ Развитие науки. ­ Советский спорт. Опережающее задание.  Какие явления и события определяли духовную атмосферу в обществе в 1953­ 1964 годах. Прочитать в энциклопедии или справочном издании сведения о  И.Эренбурге, Б.Пастернаке, А.Твардовском, В.Пановой, А.Фадееве. Разоблачение культа личности Стали, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г., ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны.  Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая  либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый  характер. Эпоха Хрущёва, краткий  период относительной свободы,  получила  название «оттепели».  Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля  государства, общая демократизация способов управления культурой  значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на  изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела  реабитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры.  Заново вошли в литературу С.Есенин, М.Цветаева, А. Ахматова.  Характерной чертой этого времени стал массовый интерес к поэзии. В это  время появляется целая плеяда  замечательных молодых авторов, чьё  творчество составило эпоху в русской культуре.  Это поэты­   «шестидесятники» Е.А. Евтушенко (фото №1), А.А.Вознесенский (фото  №2), Б.А.Ахмадулина(фото №3), Р.И. Рождественский(фото №4). 1 2 3 4 Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в зале  Политехнического музея. Большую популярность обрёл жанр авторской песни, в которой автором  текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек.  Широкуюдоступность произведения бардов обрели в магнитофонных  записях (Б.Ш. Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий). В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась  обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей её полноте и  сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература  писателей – «шестидесятников»: Д.А.Гранина «Иду на грозу». 1962 год; Ю.Н.Нагибина «Далёкое и близкое», 1965 год; В.П.Аксёнова «Звёздный билет», 1961 год.   В произведениях, посвящённых ВОВ, героически возвышенные образы  сменяются изображением тяжести военных будней.сНовую правду о войне  раскрыли в своих произведениях Ю.В.Бондарев в романе «Батальоны  просят огня», 1957 год; К.М. Симонов в романе ­ трилогии «Живые и  мёртвые». 1959­1971 годы. Важную роль в культурной жизни 60­х годов  играли литературные журналы. В 1955 году вышел  первый номкр журнала «Юность». Среди журналов  выделяется «Новый мир». В 1962 году в «Новом  мире» с личного разрешения Н.С.Хрущева была  опубликована повесть А.И.Солженицина «Один  дент Ивана Денисовича», в которой впервые была  затронута тема сталинского ГУЛАГа. Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко.  Рецидивы сталинских методов  обращения с деятелями культуры  случались периодически. В критике по­  прежнему время от времени слышались  обвинения в «формализме», «чуждости» вадрес многих известных писателей: А.А.Вознесенского, Д.А.Гранина.  В.Д.Дудинцева. Жестокой травле подвергся Б.Л.Пастернак. В 1955 году писатель закончил главный труд своей жизни – роман «Доктор  Живаго». Над романом Б.Пастернак работал в  течение 10 лет. В СССР этот роман отказались  печатать. Но роман всё же был опубликован, за  рубежом.В 1958 году Пастернаку присудили  нобелевскую премию по литературе. Советские  власти немедленно потребовали отказаться от  неё.  Затем последовали обвинения в  антинародности. Презрении к «простому  человеку». Пастернак был исклюен из Союза  писателей СССР. Б.Л.Пастернак вынужден был  отказаться от нобелевской премии. Конфликт губительным образом  сказался на здоровье писателя, который в 1960 году умирает. В 1950­ е годы возник «самиздат». Так назывались машинописные  журналы, в которых свои произведения печатали молодые писатели и  поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях.  Таким журналом был «Синтаксис». Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А.Гинсбург. Появление «самиздата» стало одним из  проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного  советскому государству движения диссидентов. Процессы обновления затронули и изобразительное  искусство. По­ новому трактуется художниками  реализм.  Шестидесятые годы – время становления  так называемого «сурового стиля» в советской  живописи. В полотнах Д.Д.Жилинского «Молодые  скульпторы», 1964 год; В.Е.Попкова «Строители  Братской ГЭС», 1961 год реальность рпредстаёт  без обычной лакировки и парадности.  В 1962 году Н.С. Хрущёв посетил выставку московских художников в  Манеже.  Авангардная живопись и скульптура вызвали у Первого  секретаря ЦККПСС резко отрицательную реакцию. В результате  художники были лишены права продолжать работу и выставляться.  Например скульптор Э.Неизвестный вынужден был покинуть страну. 1963­1967 годы скульптор Е.В.Вучетич возводит памятник­ ансамбль  героям сталинградской битвы на Мамаевом кургане. 1960 год на Пискарёвском кладбище в Санкт – Петербурге скульпторы  В.Исаева, Р. Таурит возводят мемориал. В период «оттепели» развивается театр. 1957 год основывается театр  «Современник», главный режиссер О.Н.Ефремов (фото №1). 1964 год основывается Театр драмы и комедии на Таганке, главный режиссер  Ю.П.Любимов(фото №2).    Фото №1 Фото №2 В кино по – прежнему значительное место занимает военная тема.   Снимаются фильмы, посвящённые проблемам молодёжи, а также лёгкие  романтические ленты. ­ «Летят журавли», 1957 год режиссёр М.К.Калатозов. ­ «Застава Ильича», 1965 год, режиссёр М.М.Хуциев. ­ «Я шагаю по Москве», 1964 год, режиссёр Г.Н.Данелия.  Серьёзные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 году  началась школьная реформа, которая предусматривала введение  обязательного 8­ летнего образования, вместо 7­летного. Для поступления  в ВУЗ необходимо было иметь стаж работы на производстве не менее 2­х  лет.  Советская наука конца 50­х – начала 60­х годов Xxвека имела ольшие  успехи. Работы советских физиков получили всемирную известность.  Нобелевскими лауреатами стали Н.Н.Семёнов 1956 год  исследования  химических цепных реакций, Л.Д.Ландау 1962 год теория жидкого гелия,   Н.Г.Басов и А.м.Прохоров 1964 год труды по радиоэлектронике, создание  лазера. 1954 год в СССР пущена первая атомная электростанция. 1957 год построен самый мощный в мире ускоритель протонов –  синхрофазотрон. 1957 год был осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника  Земли. 12 апреля 1961 год Ю.А.Гагарин совершил первый в истории человечества  полёт в космос. Первые годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Успехи  советских спортсменов в 1952 году отмечены  22 золотыми, 30  серебряными и 19 бронзовыми медалями.  1956 год олимпиада в Мельбурне. 1960 год – олимпиада в Риме.1964 год –  олимпиада в Токио.  Успехи советских спортсменов вызывали необычайный интерес и  популярность соревнований. В стране наинает развитие массовый спорт. Руководство страны, поощряя эти настроения, начинает строительство  стадионов, спортивных площадок,  дворцов спорта. Повсеместно  открываются спортивные секции и детско­ юношеские спортивные школы.  Это закладывает хлолшие основы для будущих мировых побед советских  спортсменов. 3. Закрепление изученного материала. Какие измения произошли в советской художественной культуре в  период «оттепели»? Для ответа на вопрос подумай над: 1. Как изменилась ситуация в стране посе смерти Сталина? 2. Что означает понятие «оттепель»? 3. Почему Хрущев ослабил цензуру за деятельностью творческой  интеллигенции? 4. Почему началось ограничение творческой свободы? Приведи примеры. 5. Какие произведения литературы, живописи, кинематографа получили  мировое признание? 6. Как развивалась отечественная наука? Каких успехов добились  советские учёные в середине 50­х начале 60­х годов? Сделай вывод. Работа с документом. 1956. Предсмертное письмо А.Фадеева в ЦК КПСС. Хрущев приказал письмо скрыть, а в прессу и "в слухи" запустить про  алкоголизм писателя. Во многом самоубийство Фадеева было связано с  десталинизацией. «В ЦК КПСС. Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь  свою, загублено самоуверенно­невежественным руководством партии и  теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы — в числе, которое даже не снилось царским  сатрапам, — физически истреблены или погибли благодаря преступному  попустительству власть имущих: лучшие люди литературы умерли в  преждевременном возрасте; все остальное, мало­мальски способное  создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40—50 лет. Литература — это святая святых — отдана на растерзание бюрократам и  самым отсталым элементам народа, и с самых “высоких” трибун — таких,  как Московская конференция или XX партийный съезд, — раздался новый  лозунг “Ату ее!” Тот путь, которым собираются “исправить” положение, вызывает  возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных  людей, находящихся в состоянии такой же затравленности и потому не  могущих сказать правду, — и выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят  из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же  “дубинкой”. С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в  литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие  прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать! Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожали,  идеологически пугали и называли это — “партийностью”. И теперь, когда все можно было бы исправить, сказалась примитивность,    невежественность — при   возмутительной   доле самоуверенности — тех,  кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей  неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в положении париев и — по возрасту своему — скоро умрут. И нет никакого уже стимула в душе, чтобы творить... Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет  связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом  незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только  может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами  коммунизма. Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под  кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым  человеком неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспомнить  все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических  порок, которые обрушились на меня, кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутреннего глубоко  коммунистического таланта моего. Литература — этот высший плод нового строя — унижена, затравлена,  загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения, даже тогда,  когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним  с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа  Сталина. Тот был хоть образован, а эти — невежды. Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью  как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается  подлость, ложь, клевета, ухожу из этой жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят  государством, но в течение уже 3­х лет, несмотря на мои просьбы, меня  даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.  13/V.56.       Ал. Фадеев». Вопросы к документу.  Какие особенности во взаимоотношениях творческой интеллигенции и власти  предвидел А.Фадеев? В чём состояло главное идейное противоречие между обновленческим  направлением (А.Твардовский) и охранительным направлением (А.Кочетов)? Что вы можете отнести к проявлениям «оттепели» в сфере культуры после  XX съезда партии? 4. Домашнее задание. Параграф № 41, вопросы после параграфа.  Список литературы. 1.Арасланова О.В., Поздеев А.в. Поурочные разработки по истории России.  XX – начало XXI века. 9 класс. Москва «ВАКО», 2005. 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брант М.Ю.История России. XX – начало  XXI века. 9 класс.учебник для общеобразовательных уреждений.  Москва,  2015. 3. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории.  История России XX  век. 9 класс. Москва, 2001. 4. Пазин Р.В. История развития российской культуры. Справочные материалы, задания, иллюстрации. 10­11 классы. Ростов – на –Дону. 2015.

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).

Урок истории. Наука и культура в период "оттепели"(1953-1964 годах).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017