Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Оценка 4.6

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
изобразительное искусство
4 кл
22.01.2017
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Основные понятия: 1. Многоликость мира художественной жизни на земле (художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир). Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия. 2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе. 3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник Японии.
4кл япония.rtf
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии". Цели:  Образовательные: o познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии; o учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека; o формировать умение выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.  Развивающие: o развивать эстетический вкус учащихся; o развивать художественное видение окружающего мира.  Воспитательные: o воспитывать чувство толерантности к чужой культуре; o формировать эмоционально-ценностное отношение к природе; o формировать умение работать в группах. Тип урока: комбинированный. Форма урока: беседа, практическая работа. Используемые технологии:  информационные;   игровые. Используемые методы:  иллюстративно-наглядный;  здоровьесберегающие; словесный; самоорганизация;   рефлексия. экран; Основные понятия: 1. Многоликость мира художественной жизни на земле (художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир). Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия. 2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе. 3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник Японии. Оборудование:  мультимедийный проектор;  ноутбук;   таблицы;  макет города. Ресурсы к теме: 1. Энциклопедия для детей и юношества: История искусств. Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1 – сос. С. Т. Исмаилова – М: Издат. дом. «Русская энциклопедия»1996 г. 2. Журнал «Всемирный следопыт» №16 2005г. №13, 2007 г. 3. А. Блейз История в костюмах – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001г. 4. Интернет ресурсы. После урока учащиеся смогут: – применять знания, полученные на уроке на других предметах (история, литература); – применять навыки выполнения дерева цветущей сакуры на других занятиях ИЗО, технологии; – быть толерантным. Основные этапы урока 1. Оргмомент (1-2 мин.) Звучит японская музыка. Входит учитель в японском костюме (кимоно). Приветствует детей «по-японски» и предлагает им занять свои места. Учитель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна? Ученик: Япония Учитель: Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что отличает эту страну от других. Я предлагаю Вам поработать с карточками – заданиями. 2. Самостоятельная работа учащихся (идет работа в группах, 6 мин.). Текст карточек (на карточках фото о Японии): 1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу. 2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм. 3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости. 4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни). 5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония. 6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности. 7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события. Вопросы: 1. Почему Японию называют страной восходящего солнца? 2. Что отличает Японию от других стран? 3. Что вы еще знаете об этой стране? Учитель: Я рада, что вы справились с заданием. Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб, гимн (в России они тоже существуют). Но есть и другие символы: своеобразные архитектурные постройки – пагоды, национальная одежда – кимоно. Декоративные японские сады, ветка цветущей вишни – это тоже символы страны, они создают художественный образ государства. В японском характере есть одна черта – это умение замечать и ценить даже самые малые проявления прекрасного. С древних времен все, что окружало японца, становилось предметом любования – алые листья клена, журчащий ручеек. Жить в гармонии с природой для японца – это закон жизни. Они очень бережно к ней относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных деревьям и цветам. И здесь надо назвать знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в поэзии, в картинах художников разных поколений. Каждый японский дом в период цветения сакуры украшает дом ее прекрасными цветами, помещенными в специальные цветочницы или вазы. «Сакура видна по цветам» и японцы часами любуются прелестью весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые, желто- розовые и кремовые лепестки «Слива цветет – запах хорош, вишня цветет – глаз не оторвешь» – гласит японская пословица. Нигде, вероятно, не существует столь своеобразного и едва ли, не всенародного культа, как культ цветения сакуры в Японии. Живая ветка сакуры, которая как бы служит символом богатого и своеобразного растительного мира этой островной страны, полнее, всего, пожалуй, отображает эстетический вкус японского народа. Известный японский ученый и поэт 18 столетия Мотоори Норинага не без гордости провозгласил в одном из своих стихов: Коль спросят у тебя о духе, Что в истинных сынах Японии живет, То укажи на цвет дерев вишневых, Что блещут белизной, благоухая, В лучах веселых утреннего солнца! 3. Слайды о Японии (2-3 мин.) Идет показ слайдов о Японии, комментарии учителя и обобщение данного этапа урока 4. Слово учителя «Праздник цветения сакуры» (4 мин.) Учитель: Ребята, а давайте перенесемся в японский город. Но чтобы попасть в Японию надо произнести по-японски слово «Япония». Как японцы называют свою страну? («Ниппон»). Закройте глаза, возьмитесь за руки и все вместе произнесем слово «Ниппон» три раза. (Пока дети произносят слово, учитель открывает макет города, который был заранее установлен, но закрыт от взора ребят). Учитель: Весна. Апрель. Город готовится к празднику цветения сакуры. Но… Посмотрите внимательно на улицы города. Здесь чего-то не хватает, не правда ли. Что бы вы добавили в композицию данного города? (Ответ уч- ся). Да, я согласна, в этом городе не хватает деревьев. Не хватает того, что так любят и чтят японцы – живой природы. Давайте поможем создать в этом городе праздник. Но прежде чем приступить к работе я предлагаю немного отдохнуть. 5. Физкультминутка «Японское приветствие» (2 мин.) 6. Самостоятельная работа учащихся (10-12 мин.) Во время практической работы учащихся звучит японская музыка. Учитель: Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать. Каждая группа будет создавать свою сакуру, свой образ этого цветущего дерева. По завершении работы мы поместим их в город. (На группы класс делит учитель до урока; на столах заранее приготовлены ветки вишни, цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев»). Учитель: Ребята вы поместили свои деревья в город, что с ним произошло? (Ответ уч-ся) – Как вы думаете, а у нас в России есть сакура? (Ответ уч-ся) – Какие чувства вызывает у вас момент цветения вишни? – В России есть праздники, связанные с деревьями? («Русская березка») – Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия – ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева может объединить людей. Как и японцы, мы радуемся приходу весны, мы радуемся цветению цветов и деревьев. Мы внутри такие же, как они, как все люди на планете. Природа делает чудеса. Она нас учит добру и справедливости, любви и уважению, учит нас жить в согласии друг с другом. Ныне Япония – одна из ведущих промышленно-развитых стран мира. Этот невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием, надежностью, терпением, настойчивостью, никогда неослабевающей энергией, а так же тем, что былые традиции – пусть и в измененном виде – продолжают почитаться всеми японцами. (Каждая группа получает задание сочинить красивую строчку на тему урока) 7. Подведение итогов и рефлексия (4 мин.). Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? – С каким материалом было труднее работать? (Ответы уч-ся). 8. Домашнее задание (1 мин.) Учитель: В знак благодарности вашему учителю и близким людям – маме, папе, сестре, бабушке – приготовьте веточку сакуры. Я думаю, им будет приятно в зимний морозный день ощутить легкое приятное дуновение весны.

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".

Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017