Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
изобразительное искусство
4 кл
22.01.2017
Основные понятия:
1. Многоликость мира художественной жизни на земле (художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир).
Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и ритмическая ассиметрия.
2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе.
3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник Японии.
4кл япония.rtf
Урок изобразительного искусства в 4-м классе
на тему: "Страна восходящего солнца. Образ
художественной культуры Японии".
Цели:
Образовательные:
o познакомить учащихся с всенародным культом почитания
праздника цветении я сакуры в Японии;
o учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
o формировать умение выразительного использования в
коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции,
умение согласовывать между собой детали для объединения их
в целостный ансамбль.
Развивающие:
o развивать эстетический вкус учащихся;
o развивать художественное видение окружающего мира.
Воспитательные:
o воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
o формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
o формировать умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, практическая работа.
Используемые технологии:
информационные;
игровые.
Используемые методы:
иллюстративно-наглядный;
здоровьесберегающие;
словесный;
самоорганизация;
рефлексия. экран;
Основные понятия:
1. Многоликость мира художественной жизни на земле (художественная
культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в
современный мир).
Воспитанное с глубокой древности умение видеть бесценную красоту
каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей.
Традиции любований, молитвенного созерцания природной красотой. Для
образа японской культуры характерна графичность, хрупкость и
ритмическая ассиметрия.
2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с
природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти
против нее. Бережное отношение к природе.
3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник Японии.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
ноутбук;
таблицы;
макет города.
Ресурсы к теме:
1. Энциклопедия для детей и юношества: История искусств.
Изобразительное искусство и архитектура. Ч.1 – сос. С. Т. Исмаилова – М:
Издат. дом. «Русская энциклопедия»1996 г.
2. Журнал «Всемирный следопыт» №16 2005г. №13, 2007 г.
3. А. Блейз История в костюмах – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.
4. Интернет ресурсы.
После урока учащиеся смогут:
– применять знания, полученные на уроке на других предметах (история,
литература);
– применять навыки выполнения дерева цветущей сакуры на других
занятиях ИЗО, технологии;
– быть толерантным.
Основные этапы урока
1. Оргмомент (1-2 мин.) Звучит японская музыка. Входит учитель в японском костюме (кимоно).
Приветствует детей «по-японски» и предлагает им занять свои места.
Учитель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в
удивительную и загадочную страну. Ее очень часто называют страной
восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?
Ученик: Япония
Учитель: Давайте с вами выясним, почему ее так называют и что
отличает эту страну от других. Я предлагаю Вам поработать с
карточками – заданиями.
2. Самостоятельная работа учащихся (идет работа в группах, 6 мин.).
Текст карточек (на карточках фото о Японии):
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане.
Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца.
Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего
Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии –
Богиня Солнца Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город
Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и
буддизм.
3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем
сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому
похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу
Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День
детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными
куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в
Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до
сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых
искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба,
особое место занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в
области автомобилестроения, вагоностроения и электронной
промышленности.
7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет
свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид
накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного
туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года
или определенного события.
Вопросы:
1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?
2. Что отличает Японию от других стран?
3. Что вы еще знаете об этой стране?
Учитель: Я рада, что вы справились с заданием.
Существуют определенные признаки, по которым, мы можем судить и
говорить о стране. Например, это государственные символы: флаг, герб,
гимн (в России они тоже существуют).
Но есть и другие символы: своеобразные архитектурные постройки –
пагоды, национальная одежда – кимоно.
Декоративные японские сады, ветка цветущей вишни – это тоже символы
страны, они создают художественный образ государства. В японском характере есть одна черта – это умение замечать и ценить
даже самые малые проявления прекрасного.
С древних времен все, что окружало японца, становилось предметом
любования – алые листья клена, журчащий ручеек. Жить в гармонии с
природой для японца – это закон жизни. Они очень бережно к ней
относятся, поэтому в Японии существует много праздников, посвященных
деревьям и цветам.
И здесь надо назвать знаменитую японскую вишню – сакуру, воспетую в
поэзии, в картинах художников разных поколений. Каждый японский дом
в период цветения сакуры украшает дом ее прекрасными цветами,
помещенными в специальные цветочницы или вазы.
«Сакура видна по цветам» и японцы часами любуются прелестью
весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые, желто-
розовые и кремовые лепестки «Слива цветет – запах хорош, вишня
цветет – глаз не оторвешь» – гласит японская пословица.
Нигде, вероятно, не существует столь своеобразного и едва ли, не
всенародного культа, как культ цветения сакуры в Японии. Живая ветка
сакуры, которая как бы служит символом богатого и своеобразного
растительного мира этой островной страны, полнее, всего, пожалуй,
отображает эстетический вкус японского народа. Известный японский ученый и поэт 18 столетия Мотоори Норинага не без
гордости провозгласил в одном из своих стихов:
Коль спросят у тебя о духе,
Что в истинных сынах Японии живет,
То укажи на цвет дерев вишневых,
Что блещут белизной, благоухая,
В лучах веселых утреннего солнца!
3. Слайды о Японии (2-3 мин.)
Идет показ слайдов о Японии, комментарии учителя и обобщение данного
этапа урока
4. Слово учителя «Праздник цветения сакуры» (4 мин.)
Учитель: Ребята, а давайте перенесемся в японский город. Но чтобы
попасть в Японию надо произнести по-японски слово «Япония». Как
японцы называют свою страну? («Ниппон»). Закройте глаза, возьмитесь за
руки и все вместе произнесем слово «Ниппон» три раза. (Пока дети
произносят слово, учитель открывает макет города, который был заранее
установлен, но закрыт от взора ребят).
Учитель: Весна. Апрель. Город готовится к празднику цветения сакуры.
Но…
Посмотрите внимательно на улицы города. Здесь чего-то не хватает, не
правда ли. Что бы вы добавили в композицию данного города? (Ответ уч-
ся). Да, я согласна, в этом городе не хватает деревьев. Не хватает того,
что так любят и чтят японцы – живой природы. Давайте поможем создать
в этом городе праздник. Но прежде чем приступить к работе я предлагаю
немного отдохнуть.
5. Физкультминутка «Японское приветствие» (2 мин.)
6. Самостоятельная работа учащихся (10-12 мин.)
Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.
Учитель: Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами
необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию,
вымысел и умение работать. Каждая группа будет создавать свою сакуру, свой образ этого цветущего дерева. По завершении работы мы поместим
их в город. (На группы класс делит учитель до урока; на столах заранее
приготовлены ветки вишни, цветная бумага, ткань, клей, пенопласт,
кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для
«деревьев»).
Учитель: Ребята вы поместили свои деревья в город, что с ним
произошло? (Ответ уч-ся)
– Как вы думаете, а у нас в России есть сакура? (Ответ уч-ся)
– Какие чувства вызывает у вас момент цветения вишни?
– В России есть праздники, связанные с деревьями? («Русская березка»)
– Два разных государства – Япония и Россия. Казалось, ничего не может
связывать их вместе. У нас разные языки, одежда, архитектура, религия –
ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая ветка цветущего дерева
может объединить людей. Как и японцы, мы радуемся приходу весны, мы
радуемся цветению цветов и деревьев. Мы внутри такие же, как они, как
все люди на планете. Природа делает чудеса. Она нас учит добру и
справедливости, любви и уважению, учит нас жить в согласии друг с
другом.
Ныне Япония – одна из ведущих промышленно-развитых стран мира. Этот
невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством
народа, его прилежанием, надежностью, терпением, настойчивостью,
никогда неослабевающей энергией, а так же тем, что былые традиции –
пусть и в измененном виде – продолжают почитаться всеми японцами.
(Каждая группа получает задание сочинить красивую строчку на тему
урока)
7. Подведение итогов и рефлексия (4 мин.).
Учитель: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– С каким материалом было труднее работать? (Ответы уч-ся).
8. Домашнее задание (1 мин.) Учитель: В знак благодарности
вашему учителю и близким людям – маме, папе, сестре, бабушке –
приготовьте веточку сакуры. Я думаю, им будет приятно в зимний
морозный день ощутить легкое приятное дуновение весны.
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Урок изобразительного искусства в 4-м классе на тему: "Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.