Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного
закрепления изученного материала по биологии 7 класса учителя
биологии и географии высшей квалификационной категории
Калюжной Н.Б.,
МБОУ СОШ № 9
Октябрьского района.
Ростовской области.
Тема: Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы,
значение в природе и жизни человека.
Цели урока по содержанию:
Образовательные:
организовать деятельность учащихся по изучению
строения
животных Типа Кишечнополостные, раскрыть особенности
внешнего и внутреннего строения , их связь со средой обитания, познакомить
с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые.
Развивающие: создать условия для развития умений применять полученные
знания в практической деятельности, развивать умения анализировать,
обобщать, сравнивать, формулировать выводы, искать причинноследственные
связи в новой ситуации, развивать представление об усложнении организации
живых организмов;
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, ответственность за
свои решения и действия, культуру труда, аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Методы используемые на уроке:
словесные – беседа, рассказ;
наглядные – презентация;
практические – выполнение самостоятельной работы;
контроля – устный опрос;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
Дидактическая задача подготовка учащихся к работе на занятии.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Учитель приветствует учащихся,
определяет их готовность к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя,
проверяют
своего
рабочего места.
готовность
II. Актуализация знаний.
Дидактическая задача актуализация опорных знаний и умений.
Дорогие ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочтите предложения. Что, как, зачем, почему? Такие вопросы задают себе не только
любопытные, но и любознательные люди. Если Вы – тот, кому «любо
знание» и интересно всё, что происходит вокруг него, то вам сюда.
На каждом уроке мы узнаем много нового, интересного и полезного. Я
думаю и этот урок не будет исключением.
Чем мы занимались на прошлом уроке? Давайте вспомним особенности
Кишечнополостных на примере пресноводной гидры.
Тип кишечнополостных объединяет 9 тыс. видов двухслойных,
многоклеточных организмов с лучевой симметрией тела . Наружный слой их
клеток называется эктодермой (экто наружный, дерма кожа), а внутренний
– энтодермой (энто
внутренний). Эктодерма выполняет покровную и
защитную функции, а энтодерма – функции переваривания пищи., лучевая
симметрия и наличие стрекательных клеток. Полость тела у них имеет вид
мешочка. Заднепроходного отверстия нет. Непереваренные остатки пищи
выбрасываются наружу через рот, окруженный щупальцами. Пищеварение
происходит непосредственно в кишечной полости и внутри клетки. У всех
кишечнополостных на эктодерме имеются особые стрекательные клетки
. У
них уже есть и своеобразная нервная система. Нервные клетки гидры,
соприкасаясь друг с другом, образуют нервную сеть.
Размножаются кишечнополостные как бесполым (почкование), так и
половым путями. Они являются как раздельнополыми организмами
( стебельчатая гидра), так и гермафродитами. Питаются кишечнополостные
мелкими водными организмами и мальками рыб.
Многие кишечнополостные обладают способностью к регенерации
(восстановление утраченных частей тела). Например, при повреждении тела
гидры промежуточные клетки начинают усиленно расти, и раненное место
восстанавливается.
Кишечнополостные живут свободно плавая в воде или прикрепляются к
различным подводным предметам. Малоподвижные кишечнополостные
представлены полипами ( гидроидный полип)
III. Мотивация:
А сейчас отгадайте загадки:
Ни головы, ни ног
Ни рук мы не имеем
Зато, чудесный сад
Мы выстроить сумеем.
(Коралл) По волнам гуляет зонтик
Если встретите, не трогай!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива.
(Медуза)
«И опять радостно забилось сердце: картина под водой была
впечатляющей!.... Перед нами открылся чудесный мир многочисленного
поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе
животных… и не могли решить, какая же из них самая живописная. У
одних особей была почти шарообразная шапка щупалец, другие имели
очень тонкое и длинное тело, которое венчала небольшая изящная крона.
У некоторых в окраске были особенно красивые сочетания цветов…
Например, темнобурое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными
пятнами тело и розовые щупальца; красное тело с фиолетовыми мазками
на нем; изумруднозелёное тело и оливкового цвета щупальца. Так можно
перечислять долго. Среди множества животных на встречалось и двух с
одинаковой окраской».
Ю.Ф.Астафьев.
О каких животных писал Астафьев?
(Ответы учащихся).
Правильно, эти красивые животные морские Кишечнополостные.
Деятельность учителя.
Направляет деятельность учащихся.
Подводит к теме урока.
Деятельность учащихся.
Используют личные впечатления.
Определяют тему урока. Записывают
тему урока в тетрадях.
IY. Целеполагание
Дидактическая задача обеспечение мотивации и принятия учащимися
целей, учебнопознавательной деятельности.
Тема сегодняшнего урока «Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные,
Коралловые полипы. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Затем учитель ставит проблемный вопрос (обсуждение и поиск ответа на
него учащиеся находят в ходе урока).
Ребята, как вы думаете каковы цели нашего урока? А помогут вам
правильно их сформулировать начало предложений:
Продолжите, пожалуйста:
Познакомимся………..
Научимся определять…………
Рассмотрим……….. Выясним………
Деятельность учителя.
Направляет деятельность учащихся.
Подводит к формулированию целей
урока.
Деятельность учащихся.
Формулируют цели урока.
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Дидактическая задача обеспечение восприятия осмысления и первичного
запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте
изучения.
1.Вступительное слово учителя. Рассказ учителя о происхождении
Кишечнополостных.
Все классы Кишечнополостных обитают на нашей планете более 600
млн. лет. Кишечнополостных считают древней группой животных, медуза –
это один из самых многочисленных хищников на Земле.
Мы сейчас с вами работаем самостоятельно, поделимся на 2 группы.
1 группа – девочки
Элементы самостоятельной деятельности.
Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные
черты медузы (описать строение). С. 108
2 группа мальчики
Прочитайте текст учебника и укажите основные отличительные
черты кораллового полипа (описать строение). С. 109110
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Учитель организует работу с текстом
учебника,
оказывает
индивидуальную помощь отдельным
учащимся.
работая с текстом
Учащиеся,
исследуют анализируют,
делают
записи в тетрадях, готовятся к
ответу на проблемный вопрос.
Выслушиваются сообщения
Ребята, посмотрите на таблицу, вспомните ранее изученный
материал и ответьте на вопрос:
Почему гидра, медуза и коралловый полип относятся к типу
Кишечнополостные?
Тип Кишечнополостные (9000 видов)
Класс Гидроидные
(2800 видов)
Обитают в море, несколько
пресноводных форм
Пресноводный полип – гидра Аурелия
Класс Сцифоидные
(200 видов)
Исключительно морские
организмы
Класс Коралловые полипы
(6000 видов)
Исключительно морские
организмы
Одиночные кораллы – Морские гидроидные
полипы
Гидроидные медузы
Звено в пищевых цепях
водных экосистем. Гидра –
хищник.
Корнерот
Обязательный компонент
морских экосистем, медузы
– хищники, уничтожающие
мелких морских обитателей.
Съедобная медуза водится в
морях Южного Китая.
актинии
Колониальные кораллы с
известковым скелетом
Из их отложений образуются
известняки (в приморских
тропических странах его
используют в
строительстве), надводные и
подводные скалы,
коралловые барьерные
рифы. Очищают морскую
воду от взвешенных
органических частиц.
Каковы особенности Класс Гидроидные ?
1)Класс Гидроидные, наряду с гидрами, объединяет большое число видов морских
колониальных полипов. Морские гидроидные ведут прикреплённый образ жизни (поэтому
их называют полипами). Их колонии имеют вид небольших кустиков.
В благоприятное время года особи некоторых гидроидных колоний отпочковывают
медузок (толщиной около 3мм). Эти гидроидные медузки начинают размножаться половым
путём, выделяя в воду половые клетки. Из оплодотворённых яйцеклеток развиваются
личинки, которые дают начало новым полипам (слайд №5). Таким образом, гидроидные
полипы существуют в виде двух жизненных форм: 1 колониальный сидячий полип; 2
плавающая медуза.
Каковы особенности Класс Сцифоидные?
Класс Сцифоидные медузы
У сцифоидных медуз сильно развит студенистый неклеточный слой, который на 98%
состоит из воды .
Характерной особенностью медуз является наличие зонтика, по краям которого
расположены щупальца
В классе сцифоидных медуз встречаются медузы размером от 30 см. до 2м.
Сцифоидные медузы активно передвигаются за счёт сокращений зонтика. Такой способ
движения называется «реактивным» движением. Частота сокращений зонтика может
достигать 100140 раз в минуту
Медузы раздельнополы. Половые железы образуются из энтодермы в нижней части
желудка. Оплодотворение наружное, развитие с метаморфозом. Жизненный цикл
происходит с чередованием поколений. Половые клетки выводятся наружу через ротовое
отверстие. Оплодотворение и развитие происходят в воде. Из яйца выходит личинка —
планула, прикрепляющаяся к субстрату. В процессе дальнейшего развития из нее
образуется полип, почкование которого приводит к появлению молодых медуз. Таким
образом, сцифоидные медузы обладают четко выраженным чередованием полового и
бесполого поколений, причем наиболее развита половая стадия.
Показ видеофрагмента МЕДУЗЫ
Каковы особенности Класс Коралловые полипы Класс Коралловые полипы
В класс Коралловых полипов входят одиночные кораллы – актинии (размер которых
от нескольких сантиметров до 1,5 метров и колониальные кораллы .
Как правило, колониальные Коралловые полипы ведут сидячий образ жизни, а
одиночные актинии могут передвигаться по дну с помощью мясистой подошвы, а также на
раковинах раковотшельников
Актинии – хищники, они охотятся на более крупную добычу: ракообразных,
рыб и даже на медуз.
Одна из особенностей колониальных коралловых полипов – наличие скелета, в
основном наличие известкового скелета и реже встречается скелет из
рогоподобного вещества У актиний известковый скелет отсутствует.
Кораллы, имеющие известковый скелет, образуют коралловые рифы и коралловые
острова
ПОКАЗ ВИДЕОФРАГМЕНТА
Какова роль в природе? Фильтраторы, звено пищевых цепях питания
Роль в жизни человека? Строительство, украшения, препятствуют
судоходству
Физкультминутка. «Мозговой гимнастики»
• Качание головой — для снятия напряжения.
• «Ленивые восьмерки» — для устойчивого внимания.
• «Бдительные глазки» — для улучшения мозговой деятельности.
VI. Первичная проверка понимания.
Дидактическая задача
установление правильности и осознанности
усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных
представлений и их коррекция.
Ответ на проблемный вопрос:
красивые?
Почему морские кишечнополостные « такие чудесные», яркие ,
Деятельность учителя.
Организует деятельность учащихся
для ответа на проблемный вопрос.
Деятельность учащихся.
Учащиеся формулируют выводы,
дают ответ на проблемный вопрос.
Высказывают и обосновывают своё
мнение. VII. Закрепление знаний и способов действий ( работа терминами)
Дидактическая задача обеспечение усвоения новых знаний и способов
действий на уровне применения в измененной ситуации.
ПЛАНУЛА ГЕРМАФРОДИТ ЭКТОДЕРМА ПОЛИП
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Дополняет, корректирует ответы
учащихся.
Самостоятельная работа
Учащиеся отвечают на
теста.
взаимопроверку.
вопросы
Осуществляют
Задание: Выпишите нужные номера признаков предложенных классов кишечнополостных:
Сцифоидные______________________________________
Гидроидные_______________________________________
Коралловые полипы________________________________
Признаки
1. Плавающие хищники
2. Имеют два слоя клеток
3. Имеют стрекательные клетки
4. Развиваются без личиночной стадии
5. Имеют лучевую симметрию
6. В развитии проходят стадии личинки и полипа
7. Половые клетки развиваются в кишечной полости
8. Ведут прикрепленный образ жизни
9. Рот окружен щупальцами
10. Имеют разветвленные пищеварительные каналы
VIII.Обобщение и систематизация знаний.
Дидактическая задача формирование целостной системы ведущих знаний
по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
Создание синквейна о Кишечнополостных. Работа в группах
Девочки Коралловые полипы
Мальчики Медузы
существительное,
прилагательное, прилагательное,
глагол, глагол, глагол,
предложение.
Коралловые полипы
причудливые, величественные.
прикрепляются, плавают, питаются. Коралловые полипы идут на изготовление украшений.
Медузы
Раздельнополые, яркие
Жалят, плавают, размножаются
Яркие медузы опасны для человека
Подведение итога урока.
Дидактическая задача дать анализ и оценку успешности достижения цели и
наметить перспективу последующей работы.
Деятельность учителя.
Учитель обращает внимание учся
на достижение целей урока.
Предлагает оценить результаты
своей деятельности на уроке.
Деятельность учащихся.
Учся убеждаются в достижении
целей урока, оценивают свою работу.
Домашнее задание с. 108110
X. Рефлексия.
Дидактическая задача
поведения (мотивации, способов деятельности, общения).
А сейчас давайте оценим совместную работу.
мобилизация учащихся на рефлексию своего
Что на ваш взгляд было наиболее интересным на уроке?
Чем бы вы дополнили урок?
Задание: Выпишите нужные номера признаков предложенных классов кишечнополостных:
Сцифоидные______________________________________
Гидроидные_______________________________________
Коралловые полипы________________________________
Признаки
1. Плавающие хищники
2. Имеют два слоя клеток
3. Имеют стрекательные клетки
4. Развиваются без личиночной стадии
5. Имеют лучевую симметрию
6. В развитии проходят стадии личинки и полипа
7. Половые клетки развиваются в кишечной полости
8. Ведут прикрепленный образ жизни
9. Рот окружен щупальцами
10. Имеют разветвленные пищеварительные каналы
Задание: Выпишите нужные номера признаков предложенных классов кишечнополостных: Сцифоидные______________________________________
Гидроидные_______________________________________
Коралловые полипы________________________________
Признаки
1. Плавающие хищники
2. Имеют два слоя клеток
3. Имеют стрекательные клетки
4. Развиваются без личиночной стадии
5. Имеют лучевую симметрию
6. В развитии проходят стадии личинки и полипа
7. Половые клетки развиваются в кишечной полости
8. Ведут прикрепленный образ жизни
9. Рот окружен щупальцами
10. Имеют разветвленные пищеварительные каналы
Задание : Выпишите нужные номера признаков предложенных классов кишечнополостных:
Сцифоидные______________________________________
Гидроидные_______________________________________
Коралловые полипы________________________________
Признаки
1. Плавающие хищники
2. Имеют два слоя клеток
3. Имеют стрекательные клетки
4. Развиваются без личиночной стадии
5. Имеют лучевую симметрию
6. В развитии проходят стадии личинки и полипа
7. Половые клетки развиваются в кишечной полости
8. Ведут прикрепленный образ жизни
9. Рот окружен щупальцами
10. Имеют разветвленные пищеварительные каналы
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Урок изучения, обобщения и первичного закрепления изученного материала по биологии 7 класса"Тип Кишечнополостные. Классы Сцифоидные, Коралловые полипы, значение в природе и жизни человека".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.