Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)
Оценка 4.8

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
география
Взрослым
02.05.2017
Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)
По ходу развития перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы, многие из которых имеют глобальный, общепланетарный характер. В полной мере они проявились в последней четверти ХХ века, на рубеже двух веков и даже тысячелетий. Возникновение их было вызвано целым комплексом причин, которые наиболее отчетливо проявились именно в этот период. Урок направлен на то чтобы студенты знали сущность глобальных проблем, причины возникновения и пути решения каждой из них, понимали взаимосвязь глобальных проблем; приобретали навык дискуссии, формировали умение обсуждать.
открытый урок.Глобальные проблемы.doc
«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» Тема: «Глобальные проблемы человечества». Задача: Изучить и закрепить новый материал. Цели: Обучающая: - знать сущность глобальных проблем, причины возникновения и пути - уметь обосновать главную мировоззренческую идею темы: ядерная война решения каждой из них; не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей; - понимать взаимосвязь глобальных проблем; - знать и правильно применять ключевые понятия темы: глобальная проблема, экологический кризис, стабилизация численности населения, энергетический кризис, морское хозяйство, глобальный прогноз. ответственность. Развивающая: - развивать умение слушать и выделять главное, культуру речи; - приобретение навыка дискуссии, формирование умения обсуждать; Воспитательная: - проявление таких качеств, как собранность, внимательность, - воспитание бережного отношения к окружающей природной среде. Время проведения: 80 мин. Место проведения: учебный кабинет. Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично Проблемный. Приемы и способы: доклады, тестирование, лекция, отображение Материальное обеспечение: атласы, таблицы, графики, схема, тесты. Тип урока: урок-конференция. В конференции принимают участие: Президент Географического общества, корреспонденты журналов: «Проблемы экологии», «Вопросы истории», «Здоровье», «Новое время», а также обозреватели по экологическим, политическим и социальным вопросам. логических схем. поисковый, Эпиграф: «Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно Генри построить?» Давид Таро I. Организационный этап. Ход урока: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, уважаемые участники Сегодня мы проводим конференцию, в которой будут принимать участие: Экспертная комиссия в составе Самойловой Нины Леонидовны, Никишиной конференции! Я рада вас видеть. Очень надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем. Татьяны Анатольевны, Китаевой Елены Валерьевны, которые будут оценивать вашу работу, активность, участие. Президент географического общества – Николаева Людмила Александровна; Корреспонденты журналов «Проблемы экологии», «Здоровье», «Новое время», Эпиграфом к нашему уроку является выражение: « Что толку в доме, если нет «Вопросы истории», а также обозреватели по новейшим технологиям, экологическим, политическим и социальным вопросам. приличной планеты,, где его можно построить?» и мы сегодня либо подтвердим эти слова, либо опровергнем их. На сегодняшнем уроке вы должны будете выявить взаимосвязь между глобальными проблемами, а также обосновать идею о том, что проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны без преувеличения можно считать проблемой номер один. II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. По ходу развития перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы, многие из которых имеют глобальный, общепланетарный характер. В полной мере они проявились в последней четверти ХХ века, на рубеже двух веков и даже тысячелетий. Возникновение их было вызвано целым комплексом причин, которые наиболее отчетливо проявились именно в этот период. К этим причинам можно отнести и резкое возрастания численности человечества, и научно-техническую революцию, и использование космоса, и возникновение единой мировой информационной системы, и многие другие. Внимание всех живущих на Земле обращается к вопросам, которые нуждаются в серьезном подходе к их решению, требуют незамедлительного участия всего человечества в предотвращении грозящей катастрофы. Сложные проблемы, возникающие перед человечеством, могут считаться глобальными, так как: во-первых, они затрагивают все человечество, касаясь интересов и судеб всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, они не признают границ; в-третьих, приводят к значительным потерям экономического и социального характера, а иногда и к угрозе существования самой цивилизации; в- четвертых, требуют широкого международного сотрудничества для решения этих проблем, так как не одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не в состоянии решить их самостоятельно. III. Этап изучения нового материала. Президент ГО. По своему характеру глобальные проблемы различны. К их числу относятся прежде всего: 1. Экологическая; 2. Энергетическая и сырьевая; 3. Продовольственная; 4. Мирное освоение космоса; 5. Демографическая; 6. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны; 7. Преодоление отсталости развивающихся стран; 8. Использование Мирового океана. Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуя треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда. Сегодня мы собрались в этой аудитории, чтобы обсудить эти очень важные вопросы. Как вы уже поняли, наша конференция посвящена изучению глобальных проблем. предоставить слово обозревателю по экологическим проблемам. В этом нам помогут присутствующие здесь обозреватели, и первому я хотела бы Обозреватель по экологическим проблемам. «Завоевывая природу», люди в значительной степени подорвали естественные основы собственной жизнедеятельности, стабильность мировых экологических систем, уменьшили биологическое разнообразие на планете, что привело к заметному ухудшению состояния окружающей среды. «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу», - сказал французский океанолог Жак – Ив Кусто. В некоторых странах и районах экологическая ситуация достигла уровня экологического кризиса. Возникла мировая экологическая угроза не только нынешнему, но и грядущим поколениям. Драматическая ситуация с обеспеченностью водой. Примерно 40 % человечества чувствуют «водный голод», 60 % суши занимают пустынные и полупустынные земли. Земля – маленький шар во Вселенной , и это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть . Экологическая беда коснулась всей планеты. Экологические проблемы — это проблемы взаимоотношений общества и природы. Условно эти взаимоотношения можно разделить на три группы: 1. Ухудшение окружающей среды в результате нерационального использования природных богатств, например уменьшение площади лесов, снижение плодородия почв. 2. Загрязнение литосферы, гидросферы и атмосферы твердыми, жидкими и газообразными отходами антропогенного происхождения. 3. Отравление окружающей среды химическими веществами, получаемыми в процессе производства. В развитых странах Западной Европы и Японии, где очень много техногенных предприятий, эти проблемы создают сложную экологическую обстановку. Поэтому в этих странах к экологическим проблемам подходят с государственных позиций. Именно здесь впервые появилось движение “зеленых”, которое переросло в партию “зеленых”, а в начале 80-х годов “зеленые” прошли в парламент некоторых государств. Призывы к улучшению экологических условий напрямую связаны с ликвидацией ракетно-ядерного оборудования. Ухудшается экологическая обстановка в мире— кислотные дожди в Северной Америке и Западной Европе, авария на Чернобыльской АЭС, сокращение сельвы в бассейне Амазонки, изменение природного равновесия из-за военных действий в зоне Персидского залива. Изменения экологии превратились в глобальную проблему, охрана природы стала делом всего мирового сообщества. В развитых странах угрожающую экологическую обстановку создают загрязнения атмосферы и воды; испытания ядерного оружия и радиационная угроза АЭС, распространение загрязняющих веществ транспортом, районы крупных городов и городских агломераций. Засуха и исчезновение лесов, беспорядочное использование природных ресурсов, нехватка топлива и пресной воды, голод и болезни — вот важнейшие проблемы, которые стоят перед развивающимися странами и требуют скорейшего решения. Сейчас страны мира прилагают объединенные усилия для улучшения экологической обстановки и стремятся претворить в жизнь программу “Земля только одна”, предложенную ООН в 70-х годах. Главный путь решения экологических проблем — организация производственной и других видов деятельности людей, учитывающей при этом интересы каждого отдельного человека. Корреспондент журнала «Проблемы экологии». Вопрос: - Меры по улучшению экологической обстановки как-то документируются? В 1972 г. ООН опубликовала “Программу ООН об окружающей среде”, которую начала осуществлять совместно с другими организациями международного уровня. На основе программы здравоохранения и экологии ведутся исследования окружающей среды, т. е. создана система мониторингового наблюдения за особо и ядовитыми веществами. В последнее время в некоторых странах мира приняты документы об улучшении экологической обстановки и охране окружающей среды. Среди них можно отметить Европейскую конвенцию о загрязнении воздуха трансграничной атмосферы на большой площади, Конвенцию об охране озонового слоя, двусторонние соглашения между США и Канадой, США и Японией об упорядочении трансграничных загрязнений. Вопрос: - Является ли Казахстан одним из регионов, подвергшихся экологическим катастрофам? Казахстан также оказался в числе регионов, подвергшихся экологическим катастрофам. В регионе Семипалатинского ядерного полигона долгие годы на земле и под землей испытывали ядерное оружие, следствием этого явилось увеличение заболеваемости местных жителей, частые случаи рождения детей- инвалидов. Металлические осколки, падающие с космических ракет, запущенных с космодрома Байконур, загрязняют территорию этого региона. Выделяемые газы и другие производственные отходы металлургических предприятий Центрального и Восточно- Казахстанского регионов, химических предприятий Южно-Казахстанского и Западно- Казахстанского экономических районов, Экибастузский угольный бассейн и тепловые электростанции, работающие на этом угле, являются источниками загрязнения атмосферы этих регионов. Из-за обмеления Арала на освобожденных от морской воды участках образуется соляной покров. Вследствие чего жители этого региона страдают от различных болезней. Полностью распаханные почвы на территории Северо-Казахстанского экономического района подвергаются ветровой эрозии. Военные полигоны, расположенные в различных регионах страны, наносят огромный вред хозяйству и населению, проживающему там. Значительная территория РК загрязнена радиоактивными веществами. В 2000 г. на территории РК было захоронено 1,11 млн. т радиоактивных отходов. Основными загрязнителями воздушного бассейна Казахстана являются транспорт (ЗI%), газовая промышленность (28,З%), промышленность (23,9%), металлургия (21,2%), добывающие предприятия (9,44%) и др. Экологическая проблема Восточного Казахстана связана с деятельностью бывшего Семипалатинского ядерного полигона. В период с 1949 по 1991 г. здесь было проведено 470 ядерных взрывов. Обозреватель по социальным проблемам. Демографическая проблема - одна из проблем века. Демографический кризис развитых стран привел к нарушению воспроизводства населения, к сокращению его численности. Демографический взрыв Африки, Азии, Латинской Америки, с одной стороны, обеспечивает прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой – создает дополнительные трудности в борьбе с преодолением экономической отсталости, осложняет решение социальных вопросов. Демографическая политика - регулирование воспроизводства населения – определяется демографической ситуацией в стране. Вопросы демографии занимают важное место в демографической политике любого государства. В 60-х годах ХХ в. произошло резкое увеличение темпов роста населения и появилось понятие демографический взрыв. Предполагается, что в будущем нашу планету ждет перенаселение. Бесконтрольный рост населения мира создаст хаотичность в отраслях экономики. Следствием этого станут голод и нищета. В результате все это приведет к исчерпанию природных ресурсов и к политической нестабильности. Численность населения планеты на сегодняшний день составляет более 6,3 млрд. Из-за бурного роста населения, в основном в развивающихся странах, в этих По нормам питания, на каждого жителя планеты должно приходиться 0,6 га человек (2003 г.). В результате роста численности населения увеличивается безработица, происходит загрязнение окружающей среды, из-за ухудшения санитарных условий в городах растет число заболеваний заразными болезнями и т.д. странах наблюдается нестабильность социально-экономической ситуации. Кроме того, рост населения требует увеличения выпуска продовольственной и промышленной продукции, освоения новых земель, производства электроэнергии, топлива, металлов, машин и другой продукции. К другим факторам, осложняющим глобальные демографические условия, относятся снижение природного роста некоторых народов, истощение минеральных ресурсов и т д. Высокие темпы роста численности населения чаще встречаются в государствах Африканского континента, В аграрных развивающихся странах формируются многолетние семьи, а в индустриально развитых странах в семье чаще всего одни или два ребенка. продолжительность жизни людей в 70-х годах составляла 56,7 года, то сейчас этот показатель составляет 61,5 года. пахотных земель. Сельское хозяйство может прокормить только половину жителей планеты. урбанизации. Урбанизация связана с ролью городов в процессе исторического роста и развития общества. причиной интенсивного роста численности населения в них. В последние годы в связи с изменением экономической ситуации в обществе в странах СНГ наблюдается большой приток людей в города. период между последними двумя переписями, население республики уменьшилось на 1 млн. 246 тыс. человек, а численность граждан РК составила 14 953,1 тыс. Сегодня в республике проживают 15 074,2 тыс, человек (51-е место в мире). С середины 90-х годов ХХ в. Казахстан относится к странам, где наблюдается снижение численности населения. Главной причиной этого стали миграционные процессы, связанные, в основном, с экономическими причинами. Так, в 2003 г. Казахстан покинули 74 370 человек, из которых 49 661 человек переехали в страны СНГ. Казахстан — наиболее урбанизированное государство в Центральной Азии. В В 1999 г. Казахстан провел первую перепись населения. Она показала, что за Увеличивается и продолжительность жизни населения. Если средняя Среди современных глобальных проблем заметное место занимает процесс Ежегодно жители сельской местности переезжают в города, и это является городах проживает 57% населения республики, что связано с ростом промышленного развития. Сегодня в Казахстане насчитывается 86 городов и 200 поселков городского типа. Корреспондент журнала «Здоровье». Вопрос: -В каких направлениях проводиться демографическая политика в странах с В некоторых странах мира, где наблюдается высокий естественный рост разными темпами воспроизводства населения? населения, ведется государственный контроль и упорядочение демографических проблем. Суть стратегической демографической политики Китайского государства — каждой семье одного ребенка. Население Индии тоже достигло 1 млрд. человек (2000 г.). Государственная политика этой страны основана на программе, принятой в 1951 г., и придерживается принципа “нас двое и нам нужно двое детей”. В некоторых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Япония), наоборот, из-за депопуляционных процессов в демографической политике происходит другое явление. В этих странах для увеличения численности населения применяют меры оказания денежной помощи, запрещение абортов и др. По данным ученых, Швейцария, Германия, Испания, Франция и другие страны рискуют превратиться в страны “пожилых” людей (возраст свыше 65 лет). Вопрос: - На сегодняшний день является ли Республика Казахстан многонациональным государством? Казахстан — многонациональное государство, на его территории проживают более 130 наций и народностей. В годы советской власти сюда были эвакуированы многие народы. В то время доля казахов составляла всего 29%. Сегодня казахи составляют 57,9% населения республики. Второе место по численности занимают русские — 27%, на долю других народов приходится 15,8%. Обозреватель по экономическим проблемам. В глобальных масштабах энергетическая и сырьевая проблемы- проблемы - близнецы. Появились они в 70-е годы. Проблемы ресурсообеспеченности и раньше приобретали определенную остроту, но обычно это относилось к отдельным районам и странам. Лишь за 3 послевоенных десятилетия из недр земли было извлечено больше минерального топлива и сырья, чем за всю предшествующую историю человечества. Согласно подсчетам ученых из недр земли было извлечено 180 млрд. тонн угля, 85 млрд. тонн нефти, 40 млрд. тонн железной руды, 280 млрд. тонн медной руды, 100 тысяч тонн золота. Из этого количества на последние тридцать лет приходится 50- 85 % всей добычи. В современном мире в больших объемах добываются сырье и топливо для обеспечения бесперебойной работы различных отраслей хозяйства. Несмотря на это, в некоторых регионах мира, в связи с трудностями экономического развития, вопросы энергетики и сырья превратились в сложную проблему. Стабильное обеспечение человечества топливом и сырьем важная проблема современности. Во- первых, это связано с увеличением разрыва между высокими темпами развития энергоемких производств и невозобновляемыми энергетическими ресурсами в развитых странах, во-вторых, со стремлением сохранить традиционное топливно- энергетическое равновесие. Основная задача глобальной энергетической проблемы — рациональное использование запасов углеводородного сырья как топливных ресурсов. Расширение работ по поиску новых рудных месторождений увеличивает их разведанные запасы. Однако освоение новых месторождений в труднодоступных, с суровыми природными условиями районах мира неизбежно приведет к подорожанию производства. Наряду с органическими и минеральными ресурсами используется и атомная энергия. Нефть, газ, уголь считаются главными ресурсами, дающими энергию. В будущем в развитии энергетики планируются уменьшение доли жидкого топлива и поиск новых и эффективных источников энергии. Большая часть материалов, необходимых для развития человечества, берется из рудных богатств Земли. Эти рудные богатства называют сырьем. Сырье требует дальнейшей переработки. Некоторые виды сырья, например нефть, с одной стороны, используется как сырье, а с другой — как топливо. В большинстве случаев минеральные ресурсы используются как сырьевые. Ресурсы минерального сырья ограничены, увеличение их потребления может привести в будущем к их исчезновению, что послужит препятствием для развития экономики многих государств. Ежегодно из недр Земли добывается более 100 млрд. т различного сырья и топлива. В результате такой деятельности в некоторых странах и регионах земного шара сокращаются определенные виды природных ресурсов (например, Лотарингия во Франции, рудные месторождения Урала в России, рудные месторождения Великих озер в Северной Америке и т. д.). В некоторых странах мира не хватает минеральных ресурсов и они вынуждены завозить их из других государств. Например, США обеспечивают свои потребности только в 22 видах минерального сырья, а 15—20% необходимого минерального сырья завозят из-за рубежа, Западная Европа — 70—80%, Япония —90—95%. В свое время Советский Союз был самым богатым в мире государством по минеральным запасам. Сокращение площади лесов на планете оказывает прямое влияние на глобальную сырьевую проблему. За последние 200 лет лесные территории земного шара уменьшились в два раза. Суть глобальной сырьевой проблемы — обеспечение мирового хозяйства сырьем. Энергетическая и сырьевая проблема — частичное или полное исчезновение нефти, газа, металла, топлива и других минерально-сырьевых ресурсов. Решение этой проблемы связано с жесткой экономией сырья и энергии, совершенствованием технологий, увеличивающих их экономию, и поиск новых неисчерпаемых источников энергии и сырья. Казахстан богат топливно-энергетическими ресурсами, занимающими 2% всей территории суши. Здесь сосредоточено 3,3% мировых запасов угля, а по добыче угля Казахстан находится на восьмом месте в мире, по запасам нефти — на 13-м, а по ее добыче —на 15-м, по запасам природного газа — на 12-м месте в мире. Более 30% мировых запасов урана приходится на Казахстан. Таким образом, Казахстан среди стран СНГ полностью обеспечивает себя энергетическими и сырьевыми ресурсами. Некоторые их виды вывозятся на экспорт. Это показывает, что Казахстан среди стран мира отличается обеспеченностью собственным углем и нефтью, черными и цветными металлами, фосфором, энергетическими и другими ресурсами. расположение создают благоприятные условия для иностранных инвестиций. За годы независимости в экономику республики было инвестировано около 33 млрд. долларов США, которые были направлены преимущественно в нефтегазовую, химическую и другие базовые отрасли хозяйства. Разнообразие и огромные запасы полезных ископаемых, а также их комплексное Корреспондент журнала «Новое время» Вопрос: -Существует утверждение, что в недрах нашей страны находятся практически все элементы периодической системы таблицы Д.И.Менделеева. Так ли это? Казахстан — это кладовая запасов минерального сырья. В недрах Казахстана найдено 99 из 109 элементов таблицы Менделеева. Запасы более чем 60 из них разведаны и используются в производстве. По исследованиям ученых, республика по запасам некоторых руд занимает первое место в мире. Вопрос: - Приблизительно, на какое время хватит существующих ресурсов? Человечество переживает переходный период от ограниченных органических природных ресурсов к неисчерпаемой в своей основе энергетике (ядерной, солнечной, внутреннего тепла Земли). Этому периоду соответствует создание новых технологий, экономящих энергию. Нынешнее энергетическое равновесие находится на уровне, обеспечивающем потребности человечества. По предположениям ученых, в течение еще двух веков человечество не будет испытывать дефицита энергетических ресурсов. Однако запасы нефти, газа, угля небезграничны. Их сумма пока обеспечивает производство электроэнергии. Кроме того, есть большие запасы радиоактивного энергетического сырья. Обозреватель по экономическим проблемам. В настоящее время, по данным ООН только 1/3 населения планеты обеспечена питанием. Сейчас крайне сложная ситуация с обеспечением продуктами питания наблюдается в Африке, Южной, Юго-Восточной Азии. Продовольственная проблема — это стабильное обеспечение населения земного шара продуктами питания при современном социально-экономическом развитии мирового сообщества. Продовольствие является самой необходимой и незаменимой частью жизнедеятельности людей. Голод и недоедание большинства населения земного шара, особенно в развивающихся странах, превращаются сейчас во всемирную проблему. Продовольственная программа во второй половине ХХ в. приобрела глобальный характер из-за быстрого роста численности населения в последние годы и нехватки продовольствия. Причины сложностей претворения в жизнь продовольственной программы — несоответствия во внутренней структуре национальных систем обеспечения продуктами в современных развивающихся странах. Нехватка Исследования этой проблемы показали, что, во-первых, продовольственная продуктов питания имела место во все периоды истории развития человечества. Например, общеизвестно, что в ХIV и ХV вв. голодали миллионы индейцев Центральной Америки, в 1005—1 322 гг. голод охватил Великобританию, в 30-х годах ХХ в. он свирепствовал во многих республиках Советского Союза. программа считается глобальной и охватывает все человечество; во-вторых, она приобрела географический характер и в территориальном плане имеет региональное, районное и местное направления. До сих пор большинство государств мира зависят от продовольственной помощи, получаемой из других стран. К зоне абсолютного голода до начала 9О-х годов относились вся Африка, южное побережье Сахары (кроме ЮАР), страны Карибского бассейна и некоторые страны Латинской Америки. Расчеты, проведенные ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), показывают, что на планете постоянно голодают 500 млн. человек, 1 млрд. человек живут в странах, где не хватает продуктов питания. Год от года гибнут от 13 до 18 млн. человек. Из них 75% — дети. По данным ВОЗ, половина смертей в Латинской Америке приходится на детей до 5 лет. обычно один вид продукта, поэтому заметен дефицит нужных организму витаминов и минералов, что ведет к ухудшению здоровья. земель, пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур, используется в среднем около 40% для сельскохозяйственных нужд. всех странах мира можно было бы прокормить не только нынешнее население земли, но и население, в два раза его превышающее. По данным ФАО и ВОЗ, если сохранится нынешний низкий уровень финансирования сельского хозяйства, то уже в начале ХХI в. некоторые страны окажутся в числе стран с очень низкими показателями продовольственного обеспечения. Для того чтобы полностью решить продовольственную программу, необходимо всем странам приложить максимум усилий для улучшения социально-экономического состояния каждой страны. Прежде всего нужно увеличить количество денежных средств, выделяемых на финансирование сельского хозяйства, особенно на освоение новых земель, интенсивно внедрять передовые методы и новейшие технологии, направленные на повышение урожайности, улучшение пород скота, проведение мелиоративных работ и правильное использование минеральных удобрений. Еще один путь — широкое использование богатств Мирового океана. Быстрыми темпами растут рыболовецкие хозяйства. Ежегодно здесь выращивают до 100 млн. т продукции, из которой около 70 млн. т являются продуктами питания. Как показывают расчеты ФАО, при одинаково высоком уровне урожайности во В составе продуктов питания населения развивающихся стран преобладает Современные темпы производства продуктов питания очень низкие. Из всех Корреспондент журнала «Здоровье». Вопрос: -Как обстоят дела с продовольствием в Республике Казахстан? В Казахстане по объему производимой продукция пищевая промышленность Казахстан экспортирует в страны СНГ и дальнего зарубежья рыбную и мясную, занимает первое место среди отраслей промышленности. молочную продукцию, растительное масло, сыры, крупы, поваренную соль. Экономический кризис в стране оказал влияние на производство продуктов. Основная причина снижения объемов производства продукции — внутриотраслевая несогласованность. В результате Казахстан стал зависимым от привозного сырья, кроме того, снизилось качество продукции. Поэтому основная задача, стоящая в настоящее время перед страной, — выпуск качественной конкурентоспособной, по сравнению с зарубежной, продукции и обеспечение покупательской способности населения. Вопрос: - Какое место среди стран СНГ по развитию пищевой промышленности занимает Республика Казахстан? У Казахстана очень большие возможности в производстве продуктов питания, потому что имеется достаточно мощная сырьевая и материальная база, которая обеспечивает 16% промышленного производства Казахстана. Среди стран СНГ он является государством, обладающим собственными видами сельскохозяйственного сырья для производства продуктов питания. Велика в республике роль животноводства, растениеводства, рыболовства и переработки, производства полуфабрикатов и т. д. Обозреватель по экономическим проблемам. Во всех странах этой группы в связи с быстрым ростом численности людей Развивающиеся страны — это отдельная группа, не относящаяся ни к развитым странам, ни к странам с переходной рыночной экономикой. Это в основном бывшие колониальные и зависимые страны, хотя и получившие политическую независимость, но остающиеся экономически зависимыми от метрополий. Главные признаки, присущие развивающимся странам, — внутренние и внешние трудности, связанные с низким уровнем развития экономики и социальной сферы, нехватка финансов, отсутствие опыта ведения капиталистического товарного хозяйства, высокая экономическая зависимость, очень большой внешний долг и т. д. Это положение осложняют гражданские войны и межэтнические столкновения. Вывозя в экономически развитые страны сырье и сельскохозяйственную продукцию, они не занимают заметного места в международном разделении труда. ухудшаются социальные условия, формируются лишние трудовые ресурсы. Возникают демографические, продовольственные и другие глобальные проблемы. Несмотря на общие трудности, в этих странах есть и своеобразные различия. Это, прежде всего, низкий доход на душу населения, доля обрабатывающей промышленности ниже 10% в общей структуре хозяйства, превышение числа неграмотных — 80% населения. В очень тяжелом положении находятся развивающиеся страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Население этих стран нищенствует и голодает, высока детская смертность, свирепствуют различные заразные болезни. Но в большинстве этих стран не предвидится в ближайшее время коренных изменений и улучшения условий. С прошлых времен сохранились различия между колониями и метрополиями, а кое-где и усугубились. Повысилась “особая” форма технологической, финансовой и торговой зависимости развивающихся стран. “Очень бедные” страны создают сложные проблемы мировому сообществу. Их общая численность около 30, население составляет 13% от населения Земли. К ним относятся, например, Бурунди, Буркина-Фасо, Мали, Гаити, Афганистан и др. По данным ООН, уровень жизни населения этих стран ниже среднего показателя. Без помощи развитых стран эти государства не смогут решить проблемы социально- экономического развития. В большинстве случаев глобальная проблема отставания определяется во взаимосвязях между “богатым” Севером и “бедным” Югом. Понятие “отставание” характерно для большинства развивающихся стран, в то время как бедность — удел отдельных групп населения высокоразвитых стран. странам, играет решающую роль в развитии их экономики. Общий внешний долг развивающихся стран превышает 1 трлн. долларов, что, в свою очередь, создает угрозу возникновения глобального финансового кризиса. населения, сами изъявили желание получить статус развивающейся страны (например, республика бывшей Югославии, Вьетнам, республики Средней Азии в СНГ). Это дает им возможность получать льготные кредиты и другие виды социальной помощи от международных банков и фондов. ресурсами, в последние годы в результате спада производства утратил прежние позиции в развитии хозяйства и попал в разряд развивающихся стран мира. Поэтому Казахстан по экономической мощи можно сравнить с такими странами, как Греция, Норвегия, Венгрия, Сирия, Марокко. По объему производства внутреннего валового Некоторые бывшие социалистические страны, имеющие низкий доход на душу Государственный долг, присущий не только развивающимся, но и другим Казахстан, несмотря на то, что входит в число стран, богатых природными продукта на душу населения Казахстан находится на уровне Польши, Аргентины, Таиланда и Колумбии. Из-за сырьевой направленности экономики Казахстан все еще зависит от зарубежных потребительских товаров. Несмотря на это, республика занимает заметное положение среди стран СНГ и в мире по добыче отдельных видов полезных ископаемых и производству некоторых видов сельскохозяйственной продукции, В этом плане Казахстан стоит обособленно, по сравнению с вышеназванными развивающимися странами. В экономике Казахстана ведущее место занимают черная и цветная металлургия, уголь, нефть и газ, химическая промышленность, выращивание зерновых культур и мясо-шерстное овцеводство. Это является свидетельством того, что Казахстан — индустриально-аграрная страна. В связи с особенностями развития экономики Казахстан вывозит на экспорт нефть, уголь, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, некоторые виды тяжелых машин, из сельскохозяйственной продукции —кожу, шерсть, мясо и зерновую продукцию. Корреспондент журнала «Новое время» Вопрос: -В чем причина нынешнего отставания развивающихся стран? Основная причина— их исторически позднее развитие из-за прежней колониальной политики. Кроме того, становлению развивающихся стран препятствуют не только материальные условия, но и социально-политические воззрения и социально-психологические факторы. К внутренним причинам отставания развивающихся стран относятся колониальная политика и ее последствия, несоответствие развития этих стран рыночной экономике. Большой разрыв цен на товары с их конкретной стоимостью, образованной в условиях “открытой экономики”, конкуренция на мировом рынке, многоукладность экономики. Это факторы, тормозящие их развитие. На отставание этих стран оказывают влияние ошибки их руководителей в выборе стратегии социально-экономического развития и ее претворении в жизнь (например, вначале развивают только тяжелую промышленность, не уделяя внимания сельскому хозяйству), высокие темпы ежегодного прироста населения (через каждые 20—2 5 лет численность населения удваивается). Вопрос: - Каково нынешнее состояние развития экономики Казахстана как По своей экономической мощи и объему внутреннего валового продукта развивающейся страны? республика находится на 53-м месте в мире, на третьем месте в СНГ после России и Украины, на 73-м месте по показателю человеческого развития. Это говорит о том, что экономическое развитие Казахстана имеет большое будущее. Выходом из экономических трудностей являются — рациональное использование природных ресурсов, вложение зарубежных инвестиций в базовые отрасли, введение в строй остановленных ранее производств, выпуск качественной продукции, соответствующей международным стандартам, обеспечение населения преимущественно отечественной продукцией. Обозреватель по экономическим проблемам. Освоение Мирового океана и его богатств считается одной из глобальных проблем человечества. Это связано с тем, что океан регулирует термический режим планеты и выделяет свободный кислород, определяет дальнейшее развитие жизни на поверхности Земли. Занимая около 71% площади поверхности Земли, Мировой океан определяет внешние взаимосвязи стран и народов. Использование океана дает около 2% мирового дохода. Освоение Мирового океана человеком осуществляется в минерально-ресурсном, биоресурсном, энергетическом, транспортном, рекреационном, экологическом и научно-познавательном направлениях. морской энергетики. Если морепродукты используются человечеством давно, то морское минеральное сырье добывается, в основном, в последние несколько Обострение глобальной энергетической и сырьевой проблемы ведет к появлению десятков лет. Вода Мирового океана содержит в растворенном виде все элементы таблицы Менделеева. В связи с широким освоением месторождений углеводородного сырья на суше возросло значение Мирового океана, так как 90 % ресурсов, добываемых с морского дна, — это нефть и газ. На морских месторождениях добывается 30% от объема мировой добычи нефти. В Мировом океане, наряду с нефтью и газом, обнаружены руды вольфрама, титана, цирконий, хромит, сера, фосфориты и другие редкие богатства. Сейчас на шельфе Аляски добывают золото и платину. На морском шельфе Японских островов — железную руду и уголь. Из морской воды в некоторых странах извлекают соли магния, а также бром и калий. Освоение минеральных ресурсов океана связано с проблемой опреснения морских вод. Такой опыт есть у некоторых стран мира. В Актау, центре Мангистауской области Казахстана, действует атомный опреснитель, опресняющий воду Каспийского моря, которую затем используют для питья и бытовых нужд. Морские энергетические ресурсы — это не только углеводородное сырье, но и возобновляемые источники энергии. Один из примеров — энергия приливно- отливных волн. Опыт ее использования уже есть, это небольшая по мощности на Кольском полуострове в России, в Скандинавских странах. Первые промышленные небольшой мощности волновые электростанции были построены в Норвегии, Японии и Индии. В проблеме использования энергии океана велико значение термической энергии. Идея применения термической энергии появилась не сегодня. В 1927г. на реке Маас во Франции была построена небольшая по мощности гидротермальная станция. Позднее несколько станций (мощностью 5 тыс. кВт и выше) появились в США, Япония и Кот-д’ Ивуаре. Трудности глобальной продовольственной проблемы увеличили спрос на биологические запасы океана, которые пока обеспечивают лишь 2% необходимых человечеству продуктов питания. Конечно, можно увеличить добычу рыбы и морепродуктов, но надо помнить о том, что биологические богатства Мирового океана небезграничны. Биологические ресурсы океана могут прокормить 10 млрд. населения, однако нельзя все биологические ресурсы океана вовлекать в хозяйственный оборот. Сейчас значительную часть используемой человеком морской биомассы составляет рыба (85%), а остальную— мягкотелые и ракообразные, немного водорослей и другие растения. С древних времен люди использовали воды океана как естественные пути сообщения. Наряду с морским транспортом, в последние десятилетия быстрыми темпами развиваются трубопроводный, воздушный, электронный транспорт. В морские пути сообщения проникают и сухопутные дороги (мосты, туннели и др.). В качестве примера этого можно привести гигантские мосты между островами Хонсю и Сикоку в Японии, между островом Бахрейн и Саудовской Аравией, а также туннель под проливом Ла- Манш, соединяющий Англию и Францию. социальные, технические и экологические проблемы. Итак, глобальная проблема океана — одновременно возникающие экономические, Корреспондент журнала «Новое время». Вопрос: -Как известно, Казахстан не имеет выхода в океан. Касается ли нас эта Да, конечно, Республика Казахстан государство, расположенное в Центральной проблема? Азии, вдали от Мирового океана, что снижает роль морского транспорта. Из-за сильного обмеления Аральское море утратило свое транспортное и рыбохозяйственное значение. Вместе с тем значимость Каспийского моря для Казахстана и государств, расположенных на его побережье, неоценима. Морское рыболовство — ведущая отрасль этого региона. На шельфе в северной части Каспийского моря разведаны богатые запасы нефти и природного газа. В будущем Каспийский регион будет стоять в одном ряду с такими крупнейшими регионами нефтедобычи, как Западная Сибирь, Мексиканский и Персидский заливы. Поэтому для Казахстана стратегически важное значение имеет развитие нефтедобычи на морском шельфе Каспия. Пять Прикаспийских государств ведут переговоры о совместном использовании его нефти и биоресурсов. В освоении нефти каспийского шельфа участвуют крупнейшие нефтяные компании мира “Аджип”,“Бритищ Петролеум”, “Мобил”,“Шелл” и др. Итак, основной путь решения проблемы использования Мирового океана — это рациональный подход к использованию его биоресурсов. для сохранения его системы необходимо объединить все силы мирового сообщества. Обозреватель по новейшим технологиям. Одним из главных направлений научно-технического прогресса является исследование космического пространства. Отрасль науки, исследующая космос, называется космонавтикой. Космонавтика— комплекс отраслей науки и техники, обеспечивающий полеты в космос и освоение космического пространства, используя различные пилотируемые или управляемые с Земли космические аппараты. Космос является глобальной средой, общим достоянием человечества. Космические программы существенно осложнились, их выполнение требует концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Освоение космоса стало одной из важнейших международных глобальных проблем. Мирное освоение космоса возможно при использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления, обеспечивает огромную космическую информацию о Земле и ее ресурсах. Все отчетливее проступают черты будущей космической индустрии, космической технологии, применения космических энергоресурсов. Учеными разработаны проекты сооружения космических солнечных электростанций. Освоение космоса — одна из важных проблем современности. Полеты человека в космос дали возможность увидеть реальную картину поверхности Земли, а также новые данные, позволяющие понять единство человека и природы. Космические исследования Советского Союза были направлены на исследование околоземного пространства и атмосферы Земли. Большим научным достижением был запуск межпланетных автоматических станций на Луну, Венеру и Марс. В настоящее время множество стран проводят космические исследования не Начиная с первого космического корабля “Восток”, затем многоместных станций только самостоятельно, но и совместно с другими государствами. В свое время связь с социалистическими странами осуществлялась через программу «Интер-космос», сейчас существуют международные соглашения по использованию космоса в мирных целях между США, Францией, Индией и другими государствами. Россия, США, Франция, Япония, Китай и Великобритания выводят на орбиту космические исследовательские аппараты с помощью своих космических кораблей. “Союз”, “Дженини”, “Аполлон”, орбитальных станций “Самат” и «Мир», многоступенчатых “Буран” и “Шаттл”, международных станций, космонавтика прошла значительный путь. На этих кораблях в космическом пространстве побывали более 100 российских и других зарубежных космонавтов. Немалые достижения в этой области имеются и у американцев. В плане международных соглашений между различными государствами принят ряд совместных планов и проектов. Например, в 1975 г. советский и американский космические корабли “Союз” и “Аполлон” произвели стыковку на околоземной орбите. В 1992 г. совместный российско-французский космический экипаж совершил полет на корабле “Союз ТМ-15”. Однако в последнее время США не выражают большую заинтересованность в освоении космоса ни в мирных, ни в военных целях. На космодроме Байконур космические корабли проходят испытания. Кроме того, космодром остается политическим полигоном, В 1991 г. с космодрома Байконур космический полет совершили более 40 космонавтов. 28 марта 1994 г. руководители Казахстана и России подписали договор, по которому Россия арендует комплекс “Байконур” сроком на 20 лет. Корреспондент журнала «Новое время». Вопрос: -Какое место в освоении космоса занимает Республика Казахстан? Участие Казахстана в освоении космоса связано не только с космодромом «Байконур», но и с участием в полетах пилотируемых кораблей и в работе орбитальных станций, с разработкой космических программ и подготовкой своих космонавтов. подготовка к строительству нового ракетного комплекса «Байтерек» спутника «Казсам» и авиаракетнокосмического комплекса «Есиль». В 1955 году был сооружен космодром «Байконур», а в настоящее время идет Наряду с этим Казахстан с Россией готовятся к запуску межнационального Обозреватель по политическим проблемам. Самая главная проблема — сохранение мира и предотвращение ядерной войны, потому что жизнь всего живого на Земле напрямую зависит от решения этих проблем. В последнее время в мире после окончания “холодной войны” и противостояния Запада и Востока произошли значительные перемены. Ученые подсчитали, что за последние 5,5 тысячелетия на нашей планете было 15 тысяч войн. Но нигде прежде не было реальной возможности уничтожения целых стран и континентов. Она возникла в связи с созданием ядерного, химического, бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. В 80-е годы в мире на военные цели расходовалось более 1 трлн. долларов в год. Вооруженные силы всех стран насчитывали 30 млн. человек, а всего в сферу военных приготовлений было вовлечено около 100 млн. человек. В мире уже накоплены чудовищные средства массового уничтожения , достаточные для многократного истребления всего живого на нашей планете. Мир подошел к такой критической черте, когда гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными людьми, а перед всем человеческим родом. Географы так оценивают возможные климатические последствия ядерной войны. Возникновение массовых пожаров после обмена ядерными ударами способствовало бы образованию в атмосфере сплошного облака из сажи, дыма, гари, вызвало бы затемнение всей земной поверхности – «ядерную ночь», что привело бы к понижению температуры на 15- 20 градусов, а в некоторых районах – до 40, т.е. к наступлению «ядерной зимы» и массовой гибели флоры и фауны . Вот почему проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, выживания и самосохранения человечества стало поистине проблемой № 1. Если средства, затрачиваемые на вооружение, использовать для решения других проблем в Мире, то возникла бы возможность шире развивать международные связи. По мнению многих специалистов, для полного обеспечения развивающихся стран необходимо ежегодно вкладывать в них 5 млрд. долларов. Это составляет всего 1% от той суммы, которая затрачивается на вооружение в мире сегодня. Если бы средства, выделяемые на вооружение, использовать для экономической помощи развивающимся странам, появилась бы возможность решить продовольственную проблему. Доказано, что разоружение занимает важное место в жизни человечества и является главной международной проблемой. Расходы на вооружение в Казахстане составляют 1% ВВП. Мир на Земле и рост творческой деятельности людей, особенно в области науки и техники, способствовали бы положительному решению многих проблем, волнующих современное человечество. Корреспондент журнала «Вопросы истории». Вопрос: - Какое количество оружия имеется на территории нашего государства? Республика Казахстан в последние годы продает самолеты Су и Миг, автоматы Калашникова и другое военное оборудование. Недавно Министерство обороны определило численность оружия в стране. На сегодняшний день имеется 600 самолетов, 3,5тыс. единиц бронетехники, а также автомобилей, стрелкового оружия и боеприпасов. IV. Этап обобщения и систематизации. Президент ГО. Каждая из глобальных проблем имеет свое конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны, изменения в одной из них приводят к изменению в других. Давайте обратимся к схеме на доске и определим, какие из глобальных проблем имеют тесную связь и в чем именно она выражается. Экологическ ая проблема Демографич еская проблема Продовольст вен-ная проблема Энергетическ ая сырьевая и Проблема мира и разоружения Отсталость развивающихся стран Мирное освоение космоса Использован ие Мирового океана Возникновение глобальных проблем в каком-то определенном порядке – условно, но каждая из них имеет особое место в развитии общества. Проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны без преувеличения можно считать проблемой номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации. Военное производство отвлекает огромные людские, энергетические и сырьевые ресурсы, материальные средства, которые изымаются из сферы мирного труда, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды. Начинается переход от экономики вооружений к экономике разоружения. Экологическую проблему условно можно поставить на второе место, так как пренебрежительное отношение к природе так же грозит гибели цивилизации. Конечно, глобальные проблемы не исчерпываются вышеперечисленными. В действительности их больше. К ним можно отнести и кризис культуры и духовных ценностей, дефицит демократии в современном мире, распространение опасных болезней, терроризм, бюрократию и многие другие. Предлагаю вам сейчас выполнить тест, оценка за который будет оценкой за урок. Тест выполняется в течение 10 минут. I ВАРИАНТ. 1. Какую проблему повлек за собой демографический взрыв в странах Азии, Африки, Латинской Америки? А) Проблему здоровья; B) Демографическую проблему; C) Продовольственную проблему; Экологическая проблемаДемографическая проблемаПроблема мира и разоружения Отсталость развивающихся странМирное освоение космоса Энергетическая и сырьеваяПродовольствен-ная проблема Использование Мирового океана D) Проблему терроризма; E) Экологическую проблему. 2. Потепление климата Земли имеет множество последствий. Из нижеприведенных положений выделите одно, имеющее наиболее серьезное последствие для людей: 3. Чем, на ваш взгляд, объяснить возникновение энергетической проблемы? А) Таяние ледников и ледниковых шапок; B) Подъем уровня Мирового океана, затопление прибрежных стран; C) Изменение режима осадков и температурных условий; D) Появление новых засушливых районов; E) Исчезновение многих видов растений и животных. А) Ограниченность ресурсов планеты; B) Недостаточная эффективность использования энергии; C) Увеличение потребления нефти; D) Недостаточная работа по восстановлению лесов планеты; E) Все ответы верны. А) Дания; B) Япония; C) Норвегия; D) Италия; E) Бразилия. 4. Страна, использующая силу ветра для получения энергии: 5. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации. А) Да; B) Нет. II ВАРИАНТ. 1.Осознание глобальных изменений климата Земли в последнее десятилетие повлекло за собой поиски выхода из кризисной ситуации. Какие действия, на ваш взгляд, могут предотвратить наметившийся кризис? А) Запрет использования в производстве химических веществ, разрушающих озоновый слой; B) Сокращение выброса в атмосферу углекислого газа; C) Снижение потребления электроэнергии; D) Охрана оставшихся лесов, работы по восстановлению лесов; E) Все ответы верны. 2. Какую проблему повлекло за собой недостаточное обеспечение большей части населения Земли продуктами питания? А) Проблему здоровья; B) Демографическую проблему; C) Продовольственную проблему; D) Проблему терроризма; E) Экологическую проблему. 3. Страны, использующие энергию солнца для получения электроэнергии: А) США и Франция; B) Япония и Китай; C) Казахстан и Турция; D) Германия и Австрия; E) Испания и Бельгия. А) Да; B) Нет. 4. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации. 5. Быстрый рост народонаселения в слаборазвитых странах приводит к нежелательным для них последствиям. Отберите среди следующих положений верные: А) Проблема безработицы; B) Недостаточное обеспечение жильем; C) Увеличение нагрузки на природные системы, что ведет к их разрушению; D) Необходимость выделять средства для проведения демографической политики; E) Все ответы верны. Тесты выполняются на бланках. Тест по теме: ________________________________________________________________________________ Выполнил: __________________________________________________________________________________ Группа: ______________ Курс:________________ Вариант: __________________ Дата: _________________ 1 2 3 4 5 Тесты проверят наша экспертная комиссия. А также я попрошу нашу комиссию подвести итоги и выставить оценки за урок. Глобальные проблемы сложны. Недра Земли и Мировой океан таят в себе еще много неиспользованных и неоткрытых богатств, на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв – не вечное явление. Глобальные проблемы связаны с решением научных, технических, экономических, социальных, политических вопросов. В условиях мира и научно-технической революции человеческой цивилизации не грозит гибель из-за перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды. А мы с вами вернемся к нашему эпиграфу. Действительно ли наша планета в таком бедственном положении, что у нее возможно уже нет будущего? - Нет, если на Земле будет мир, а человек будет бережно относиться к окружающей среде и природным ресурсам, то у нашей планеты есть будущее. Наша планета сегодня больна. Наша задача – не довести ее состояние до критической точки, А сделать все возможное, Чтобы она цвела и «улыбалась». V. Этап рефлексии. На нашей доске находится рефлексивный светофор. Я предлагаю вам внимательно посмотреть и выбрать цвет светофора, согласно вашим впечатлениям. -узнал много нового; - надо еще переосмыслить; - ничего не узнал. Анализ рефлексии и результатов тестов. Объявление оценок за урок. VI. Этап информации о домашнем задании. Послушайте домашнее задание. Вам дается разноуровневое задание. То есть у вас есть выбор: выполнить задание на «5», на «4», на «3». На карточках задания соответственно оценкам обозначены знаками: «3» - треугольник ; «4» - квадрат (+треугольник); «5» - звездочка (+треугольник и квадрат). Заполните таблицу. План ики Использо ва-ние Мирового океана Продоволь ст-венная проблема Проблема мира и разоруже характерист ния е Преодолени отсталости развивающи хся стран и- Эколог ческая пробле ма фи- Демогра ческая проблема ская и Энергетиче сырьевая проблемы Мирно освоен космос е ие а Сущность проблемы. Причины возникнове- ния. Пути решения проблемы. Сегодня мы с вами плодотворно поработали. Спасибо вам, урок закончен. Все могут быть свободны. Анализ открытого урока по дисциплине «География» на тему: «Глобальные проблемы человечества». Урок проводился в группе 09-П1, 09-Э1. Учитывая реальные возможности группы в целом, могу сказать, что по предмету «География» группа находится на среднем уровне обученности. Задача урока: Изучить и закрепить новый материал. Цели: Обучающая: - знать сущность глобальных проблем, причины возникновения и пути решения каждой из них; - уметь обосновать главную мировоззренческую идею темы: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких бы то ни было целей; - понимать взаимосвязь глобальных проблем; - знать и правильно применять ключевые понятия темы: глобальная проблема, экологический кризис, стабилизация численности населения, энергетический кризис, морское хозяйство, глобальный прогноз. Развивающая: - развивать умение слушать и выделять главное, культуру речи; - приобретение навыка дискуссии, формирование умения обсуждать; Воспитательная: - проявление таких качеств, как собранность, внимательность, ответственность. - воспитание бережного отношения к окружающей природной среде. Для данного урока я выбрала тип его проведения – урок изучение нового материала. В соответствии с типом урока определены этапы проведения: Урок интегрированный, с элементами различных технологий. Цели поставлены диагностично. Методы подобраны в соответствии с целями урока. Методы проведения разнообразные и на данном уроке имеет место объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы. Все методы применялись на третьем и четвертом этапах урока, т.е. на этапах изучения нового материала и на этапе обобщения и систематизации знаний. Для контроля знаний мною разработаны тесты в двух вариантах и схема. Домашнее задание разноуровневое. Перед учащимися ставятся вопросы, ответы на которые потребуют от них либо логического размышления, либо частично-поисковой работы. Считаю, что поставленная мною задача выполнена, цели достигнуты. I. Организационный этап. II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. III. IV.Этап обобщения и систематизации. V. Этап рефлексии. VI. Этап информации о домашнем задании. Этап изучения нового материала.

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы человечества" (1 курс)

Урок-конференция "Глобальные проблемы  человечества"  (1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017