Урок-лекция по литературе "Филосовская лирика Есенина"
Оценка 5

Урок-лекция по литературе "Филосовская лирика Есенина"

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература
11 кл
21.02.2018
Урок-лекция по литературе "Филосовская лирика Есенина"
Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта. И Есенину, называвшему себя "последним поэтом деревни", было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, "последнего поэта деревни", Сергея Александровича Есенина. Данный материал адресован учителям литературы
есенин.docx

 

 

 

 

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА

СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

 

 

 

 

 

 

Урок- лекция  по литературе 11 класс

 

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже «перепевает» сам себя, используя одни и те же мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества

С. А. Есенин - не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как и всякая высокая поэзия, его лирика философична. В стихах говорится о непреходящих проблемах человеческого существования, в них внутреннее «Я» поэта ведет диалог со всем окружающим миром, природой, вселенной, пытаясь ответить на вечные «почему». Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир? Поразительному таланту поэта были подвластны самые глубокие и сокровенные человеческие переживания. Одни стихи - это «половодье чувств», светлых, радостных, другие полны безысходности, отчаянья.

Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил согласие и отклик в мире природы, поэтому его пейзажная лирика наполнена философскими мотивами, аналогией между законами человеческой жизни и законами природы, в ней слышен «перезвон узловой природы и сущностью человека».

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта.

Есенина всегда интересовала тема Отечества, его малой родины и своей судьбы. Для поэта судьба собственная всегда была тесно связана с жизнью родного края. Поэтому очень часто в своих философских стихах Есенин использует прием синтаксического параллелизма, где сопоставляет свою судьбу с различными состояниями природы. В философскую лирику можно включить множественные стихотворения Есенина, такие, как «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Песне о собаке», По осеннему кычет сова”, «Цветы мне говорят прощай», и многие другие. Мы раскроем суть философской лирики на нескольких стихотворениях.

Так, в стихотворении «Отговорила роща золотая» размышления героя об ушедшей юности тесно переплетаются с тем, что происходит в природе: «Золотая роща» - это и конкретный природный образ, и обобщенный, это - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в то же время - пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли - это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием:

«Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

 Но ничего в прошедшем мне не жаль».

 Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг...

Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть»

Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее.

«Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник...» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: « Так я роняю грустные слова”. Несмотря на то, что “каждый в мире странник”, цепь мироздания, закон жизни и вселенной не прекратится, не прервется: “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. И уход лирического героя так же закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев:

Как дерево роняет тихо листья,

 Так я роняю грустные слова.

 И если время, ветром разметая,

 Сгребет их все в один ненужный ком…

 Скажите так…что роща золотая

 Отговорила милым языком.

Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у читателя принятие смерти как данности. Эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя. Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своем творчестве (роща золотая-золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья-слова-строки-стихи). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: "роща" - это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами ("души сиреневая цветь"), старость - кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

Произведением философского содержания, заключающим в себе общечеловеческие и общеисторические идеи, является стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». Тема изменчивости времени и проблема трансформаций души человека раскрывается здесь в полной мере:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым»

- в этих стоках размышление о невозможности повернуть время вспять. "Весенняя гулкая рань" - олицетворение молодости природы и молодости жизни. Чувство неизбывной печали, мотив неотвратимой беды лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы снимается словом «процвесть» в последней строфе:

«Все мы, все мы в этом мире тленны,

 Тихо льется с кленов листьев медь...

 Будь же ты вовек благословенно,

 Что пришлось  процвесть и умереть».

Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горче всего прощаться, стоя у роковой черты.

Человеческая душа и Мир едины... однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование.

 

Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях. Так, в «Песне о собаке» человек с жестокостью нарушать законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха:

 «Покатились глаза собачьи

 Золотыми слезами в снег»,

 « В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

 А месяц скользил, тонкий,

 И скрылся за холм в полях».

Нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменяя её темп, это потом отольется человечеству слезами животных. Поэтому по-особенному звучат строки из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»:

    Это произведение было написано в 1924 году на смерть Александра Васильевича Ширяева, «новокрестьянского» поэта, с которым на протяжении многих лет Есенин был связан крепкой дружбой. Это подведение итогов буйной и неспокойной жизни, это размышление о преходящем характере нашего бытия:

«Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать».

    Очень осторожно упоминается «та страна», страна усопших. «Тишь и благодать», царящие там - это ниспосланная Господом награда за земную жизнь. Так начинается первая строфа, пронизанная пророческим предчувствием близкого конца. Но о смерти говорится завуалировано:

«Может быть, и скоро мне в дорогу

 Бренные пожитки собирать».

Эпитет «бренные» придает строфе почти трагическое звучание, однако разговорное слово «пожитки» одновременно наполняет её легкой иронией. Мысль высказана с утвердительной интонацией. Нет сомнений в том, что все произойдет именно так.

    Однако вторая строфа совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе:

 «Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески

    Три следующих строфы – размышление о смысле существования в этом мире, ведь перед смертью по христианским традициям надлежит исповедаться. Уж не исповедь ли это? Все глаголы в этих строфах употреблены в прошедшем времени. Это создает ощущение безысходности, безвозвратности, однако суффикс «-л-» наполняет строки напевностью и плавностью. Этой же цели служит пятистопный хорей с пиррихиями в каждой строке.

    Откровенное признание в излишней любви к земному, к тому, «что душу облекает в плоть», то есть к разгульной жизни, сменяется восторженным взглядом на картины природы. Вот где можно найти умиротворение, вот чем можно успокоить израненное сердце! Как молитва звучит пожелание : «Мир осинам». Перефразическое олицетворение «загляделись в розовую водь» - красивейший образ, окрашенный в один из излюбленных есенинских тонов, принадлежащих к русской традиции иконописи.

    Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь лирического героя:

 «Много дум я в тишине продумал

Много песен про себя сложил».

В этих строках – прямое указание на автобиографический характер есенинского творчества, поэтому оправдана анафора «много», ведь его лирика многогранна. Радоваться каждому дню, каждой минуте – в этом, наверное, и заключается высшее счастье.

Так и нужно жить, понимая, что ты -не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить:

 «Счастлив тем, что я дышал и жил.

 Счастлив тем, что целовал я женщин,

 Мял цветы, валялся на траве».

Нужно ценить то, что дала нам жизнь, радоваться каждому дню, любить живых.

В стихотворении “По осеннему кычет сова” (1920) появляется образ лирического героя, осознающего бренность своего существования, неизбежность ухода, неизбежность смены поколений: “Новый с поля придет поэт, В новом лес огласится свисте…”.Но поэт ощущает свою слитность с природой, считая себя частицей ее. Поэтому возникает пейзаж (“раздолье дорожной рани”, “по-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья”), передающий психологическое состояние героя.

И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути: «До свиданья, друг мой, до свиданья»

До свиданья, друг мой, до свиданья.

 Милый мой, ты у меня в груди.

 Предназначенное расставанье

 Обещает встречу впереди.

 

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

 Не грусти и не печаль бровей, —

 В этой жизни умирать не ново,

 Но и жить, конечно, не новей.

‹1925›

Вывод

Раздумья о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом беге жизни, в которой надо занять свое место, выполнить предназначенное, ощущая себя существенным, незаменимым звеном в длинной цепи, связывающей Минувшее и Грядущее, всегда звучали в русской литературе. «Вновь я посетил..» А.С Пушкина, «Выхожу один я на дорогу...» М.Ю. Лермонтова и множество других стихотворений русской классики 19 века полны этими переживаниями. Сейчас мы тоже думаем над этими проблемами. Наверное, потому, что они вечны.

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь - гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя "последним поэтом деревни", было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, "последнего поэта деревни", Сергея Александровича Есенина. Очень сложно выбрать есенинские стихотворения, относящиеся к философской лирике, потому что все его творчество таково. Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть:

Привет тебе, жизни денница!

Встаю, одеваюсь, иду.

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек

Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

 

Список использованной литературы

 

1.     Воронова О.Е. Мировое есениноведение: современные аспекты интерпретации творчества С. Есенина// Филологические науки. 1992. № 2.

2.     Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М.; Грозный, 1989. С. 71.

3.     Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 182

4.     Мусатов В.В. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отговорила роща золотая

 Березовым, веселым языком,

 И журавли, печально пролетая,

 Уж не жалеют больше ни о ком.

 

 Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

 Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

 О всех ушедших грезит конопляник

 С широким месяцем над голубым прудом.

 

 Стою один среди равнины голой,

 А журавлей относит ветром в даль,

 Я полон дум о юности веселой,

 Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 

 Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

 Не жаль души сиреневую цветь.

 В саду горит костер рябины красной,

 Но никого не может он согреть.

 

 Не обгорят рябиновые кисти,

 От желтизны не пропадет трава,

 Как дерево роняет тихо листья,

 Так я роняю грустные слова.

 

 И если время, ветром разметая,

 Сгребет их все в один ненужный ком...

 Скажите так... что роща золотая

 Отговорила милым языком.     

 

 

 

Не жалею, не зову, не плачу,

 Все пройдет, как с белых яблонь дым.

 Увяданья золотом охваченный,

 Я не буду больше молодым.

 

 Ты теперь не так уж будешь биться,

 Сердце, тронутое холодком,

 И страна березового ситца

 Не заманит шляться босиком.

 

 Дух бродяжий! ты все реже, реже

 Расшевеливаешь пламень уст

 О, моя утраченная свежесть,

 Буйство глаз и половодье чувств!

 

 Я теперь скупее стал в желаньях,

 Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

 Словно я весенней гулкой ранью

 Проскакал на розовом коне.

 

 Все мы, все мы в этом мире тленны,

 Тихо льется с кленов листьев медь...

 Будь же ты вовек благословенно,

 Что пришло процвесть и умереть.

 

 

 


По-осеннему кычет сова

 Над раздольем дорожной рани.

 Облетает моя голова,

 Куст волос золотистый вянет.

 

 Полевое, степное "ку-гу",

 Здравствуй, мать голубая осина!

 Скоро месяц, купаясь в снегу,

 Сядет в редкие кудри сына.

 

 Скоро мне без листвы холодеть,

 Звоном звезд насыпая уши.

 Без меня будут юноши петь,

 Не меня будут старцы слушать.

 

 Новый с поля придет поэт,

 В новом лес огласится свисте.

 По-осеннему сыплет ветр,

 По-осеннему шепчут листья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветы мне говорят - прощай,

 Головками склоняясь ниже,

 Что я навеки не увижу

 Ее лицо и отчий край.

 

 Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

 Я видел их и видел землю,

 И эту гробовую дрожь

 Как ласку новую приемлю.

 

 И потому, что я постиг

 Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-

 Я говорю на каждый миг,

 Что все на свете повторимо.

 

 Не все ль равно - придет другой,

 Печаль ушедшего не сгложет,

 Оставленной и дорогой

 Пришедший лучше песню сложит.

 

 И, песне внемля в тишине,

 Любимая с другим любимым,

 Быть может, вспомнит обо мне

 Как о цветке неповторимом.

           

 

 

 


Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

 

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

 

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

 

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

 

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

 

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

 

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.  1915

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мы теперь уходим понемногу

 В ту страну, где тишь и благодать.

 Может быть, и скоро мне в дорогу

 Бренные пожитки собирать.

 

 Милые березовые чащи!

 Ты, земля! И вы, равнин пески!

 Перед этим сонмом уходящим

 Я не в силах скрыть своей тоски.

 

Слишком я любил на этом свете

 Все, что душу облекает в плоть.

 Мир осинам, что, раскинув ветви,

 Загляделись в розовую водь.

 

 Много дум я в тишине продумал,

 Много песен про себя сложил,

 И на этой на земле угрюмой

 Счастлив тем, что я дышал и жил.

 

 Счастлив тем, что целовал я женщин,

 Мял цветы, валялся на траве,

 И зверье, как братьев наших меньших,

 Никогда не бил по голове.

 

 Знаю я, что не цветут там чащи,

 Не звенит лебяжьей шеей рожь.

 Оттого пред сонмом уходящим

 Я всегда испытываю дрожь.

 

 Знаю я, что в той стране не будет

 Этих нив, златящихся во мгле.

 Оттого и дороги мне люди,

 Что живут со мною на земле.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала

Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова

Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг

Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг

Есенина); падающие листья-слова-строки-стихи)

Есенина); падающие листья-слова-строки-стихи)

Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях

Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях

Однако вторая строфа совсем иная по настроению

Однако вторая строфа совсем иная по настроению

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Сейчас мы тоже думаем над этими проблемами

Сейчас мы тоже думаем над этими проблемами

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,

Не жалею, не зову, не плачу,

Не жалею, не зову, не плачу,

По-осеннему кычет сова Над раздольем дорожной рани

По-осеннему кычет сова Над раздольем дорожной рани

Цветы мне говорят - прощай,

Цветы мне говорят - прощай,

Песнь о собаке Утром в ржаном закуте,

Песнь о собаке Утром в ржаном закуте,

Мы теперь уходим понемногу

Мы теперь уходим понемногу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018