Урок литературного чтения Л.Пантелеев «Честное слово»
Оценка 4.9

Урок литературного чтения Л.Пантелеев «Честное слово»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
05.01.2017
Урок литературного чтения Л.Пантелеев «Честное слово»
Цель: Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев. В ходе урока учащиеся учатся оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам. Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия. Учитель использует приёмы "Отсроченная отгадка", "Пометки на полях". "Верите-не верите", "Дело в шляпе"
чтение - Пантелеев.docx

Тема               

 

Л.Пантелеев «Честное слово»

Тип урока

Форма работы

Урок решения учебной задачи

Урок-исследование

 

Задачи урока

Цель:

Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев. 

Предметные УУД:

  1. Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве Л. Пантелеева, глубины содержания произведения и его главной  мысли.
  2. Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи.
  3. Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелости.

Формировать УУД:                                                                      

Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;  высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.

Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя  цель деятельности на уроке;  высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;

 формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;

формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.

 Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

 

Планируемый результат

Предметные:

- продолжат знакомство с биографией и творчеством Л. Пантелеева;

-научатся создавать образы героев через описания внешнего вида, поступков, отношения к другим героям;

-определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;

- осмысленно,  правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Личностные:

- формирование  морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).

Метапредметные:

 Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь формировать коммуникативно-речевые действия,  конструктивные способы взаимодействия с окружающими (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы, поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике,  и др. источниках, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

 

 

 

Средства обучения

 

 О.В.Кубасова  учебник «Литературное чтение» 3 кл. 1 ч
 О.В.Кубасова  Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся 3 кл.
С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка. Издательство: Оникс, 2010

Карточки-задания

Компьютерная презентация.

Формы организации деятельности

 

 

 

Фронтальная работа,  исследовательская работа в группах, индивидуальная работа

 

 

Оборудование

 

Листочки с заданиями, минусовка для рефлексии, толковый словарь, портрет Пантелеева, выставка книг, будильник, шляпа

 

Ход урока

 

1.       Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Предлагаю потрудиться

Читать и думать научиться.

2 Введение в тему урока.

- Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей.

- А что произойдёт, если убрать хоть одну деталь?

- Так и ваши  знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаёте всё больше и больше,  и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться.

 

3 Актуализация.

Поэт Яков Аким однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе нравственные. Витамины доброты, благородства, порядочности, мужества».

 

- Сегодня мы продолжим работать над произведением, у главного героя которого , несмотря на то, что он маленький мальчик, уже есть очень важный и нужный витамин. Какой? ( честность)

- Что такое честь?- работа со словарём  ( презент)

«Честное слово – уверение в искренности, правдивости чего-нибудь»

- Кто написал это произведение?

- Это настоящая фамилия автора? (Алексей Иванович Еремеев )

- Что такое псевдоним? (Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения.)

 

4. Постановка целей:

-Чьи портреты вы видите на слайде? ( Мальчик, автор, майор, мальчишки).

-Что может объединять их? Над каким произведением будем работать на уроке?

 

- Зная тему урока, давайте поставим цели урока. Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке?

 

- Ваша работа сегодня  будет заключаться в том, чтобы найти и доказать ответы на заданные вопросы и высказать свои мысли.

 

 

 

 

 

4.       Этап открытия новых знаний.  Работа с текстом учебника

- В тексте вам встретились новые слова, Соотнесите слово и его лексическое значение. ( през)

Прием «Отсроченная отгадка» ( выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем.)

- Найдите в тексте, где происходили события и впишите на листочки пропущенные слова.( на листочках)

- Прочитайте, подчеркните слова, которые говорят о смелости мальчика ( на листочках)

 

·         Перечитайте (1 ряд- 1 часть,2 ряд- 2 ч, 3 ряд- 3 ч), какие вопросы вы можете задать и сделайте пометки слева.

 

Прием «Пометки на полях»

·         ? не понимаю

·         ! это интересно

·         + надо запомнить

Проверка

 

 

 

5.       Решение учебной задачи: наблюдение, обсуждение, описание и анализ текста и дополнительной литературы

·         Образ мальчика.

- Найдите ответ в тексте:

 

- Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?

Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто его папа и мама.

 

-Как автор описывает мальчика?

Д: Нос в веснушках, штанишки коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе.

 

- Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите ответ. ( през)

 

- Найдите в тексте отрывки, которые соответствуют иллюстрациям. ( през)

- Какие слова говорят о смелости мальчика?

Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему действительно нечего бояться. Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.

 

- Как понимает слово «Честность» мальчик?

Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать

 

Каким вы себе представили мальчика? ( през)

 

- Как автор называет мальчиков? Подтвердите словами из текста:

Глупые мальчишки

- Как мальчик представляет себе мальчишек?

Какие-то большие ребята

 

- Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?

Он был верен данному слову.

 

- Подтвердите словами из текста.

Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?

Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец.

 

- Какие чувства он испытал, когда его увидел?

Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.

 

-Как оценил поступок майор?

Майор протянул мальчику руку.

-Молодец, товарищ сержант!- сказал он.- Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания!

 

- Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку?

В знак уважения, благодарности, гордости за человека

 

- Работа в ТПО стр 61

Ребята, как вы понимаете каждую пословицу?

Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?

Какую бы из них вы выбрали для себя?

 

Какую мысль хотел донести до нас автор?

Чтобы всегда оставаться человеком нужно с детства формировать в себе такие нравственные ценности, которые помогут иметь такие  качества характера, как у главного героя.

 

В каких строчках заключается основная мысль произведения?

А когда он вырастет…. Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.

 

 

 

 

 

6. Итог урока.

- Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?» Как бы поступили на месте главного героя?

 

прием «Верите – не верите».

 

Верите ли Вы, что: мальчик вырастет честным и всегда будет сдерживать данное слово?

Мальчик , когда вырастет забудет этот случай в его жизни?

7         Рефлексия.

«Дело в шляпе»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка , тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке:

Ø  Мне понравилось …

Ø  Мне удалось на уроке …

Ø  Я узнал …

8         Домашнее задание : перечитать рассказ( стр 164-172), задание №9  и выполнить задание в ТПО  стр 61 №5

( составить план)

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь  договариваться с учителем о правилах  поведения и следовать им (Коммуникативные УУД).

 

Понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач

( Личностные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь извлекать информацию из иллюстраций;  формируем умение обобщать, сравнивать,  выделять главное.

 (Познавательные УУД)

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать других.

(Коммуникативные УУД)

Уметь с помощью учителя формулировать тему урока, познавательные задачи.

(Регулятивные УУД)

 

Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

 (Коммуникативные УУД)

 

Уметь найти  и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике,  и др. источниках (Познавательные УУД)

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД)

 

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопрос, уметь  на основе анализа чтения делать выводы;

 (Познавательные УУД)

 

Выбирать вид чтения  в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике.

(Познавательные УУД)

 

Уметь найти  и выделить нужную информацию о героях и их поступках в учебнике   (Познавательные УУД)

 

 

 

 

 

Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирать вид чтения  в зависимости от поставленной цели;

поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках в учебнике,  и др. источниках (Познавательные УУД)

 

 

 

 

 

Уметь выказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (Личностные УУД)

 

 

 Умение обобщать, сравнивать,  выделять главное.

 (Познавательные УУД)

 

 

Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений (Личностные УУД).

 

 

 

Уметь на основе анализа  делать выводы;

 (Познавательные УУД)

Овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений (Личностные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 


 

Тема Л

Тема Л

Метапредметные: Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие…

Метапредметные: Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие…

Актуализация . Поэт Яков Аким однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе нравственные

Актуализация . Поэт Яков Аким однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе нравственные

Прием «Пометки на полях» · ? не понимаю · ! это интересно · + надо запомнить

Прием «Пометки на полях» · ? не понимаю · ! это интересно · + надо запомнить

Как мальчик представляет себе мальчишек?

Как мальчик представляет себе мальчишек?

Итог урока. - Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?»

Итог урока. - Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017