Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".
Оценка 4.8

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
08.04.2017
Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".
Разработка урока предназначена для учителей начальной школы и поможет рассмотреть произведение В.Гауфа как попытку автора научить детей относиться друг к другу добрее, не обращая внимания на внешние недостатки, ценить прежде всего душу человека, а не его облик; распознавать зло в жизни и стараться не допускать его в отношении окружающих людей.Разработка урока, выполненная в текстовом редакторе с элементами критического мышления.
Урок литературного чтения в 4 классе.docx
Урок литературного чтения в 4 классе по сказке В.Гауфа "Карлик Нос". Добро и зло в сказке «Карлик Нос». Задачи: Образовательные: развивать навыки анализа литературного текста; Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучаемому предмету; Развивающие: развивать творческое воображение учащихся, память, логическое  мышление; нравственное воспитание учащихся на примере поступков героев. Ход урока: 1. Орг.момент 2. Вступительное слово учителя. ­ Сегодня мы с вами на уроке литературы вместе с героями сказки Гауфа " Карлик Нос"  попадем в волшебный мир сказочного королевства; попробуем понять смысл произведения  и ответить на вечный вопрос: что такое зло и добро в жизни и сказке. Давайте посмотрим, как начинался мультфильм, сравним с нашей инсценировкой, а потом  для себя решим: есть ли в сказках правда, стоит ли их читать или смотреть…(просмотр  небольшого фрагмента мультфильма.) 3. Беседа по сказке В.Гауфа "Карлик Нос" ­ Как вы думаете, почему ведьма на рынке обратилась именно к Ханне, матери Якоба, а не  к другим торговкам? (Она могла слышать о ней как о лучшей торговке,  завидует, что  Ханна имеет красивого бойкого помощника или просто желает испытать мальчика.) ­Что говорит автор о мальчике до встречи с ведьмой? ­Как отвечает на ворчание старухи Якоб, оцените его поведение. (Мы видим героя,  поступки которого не всегда характеризуют его с положительной стороны.) ­Как вы думаете, если бы Якоб сдержался и не нагрубил Травнице, оставила ли она его у  себя на службе? (Мнения могут разделиться: возможно, оставила бы его у себя, так  как ей нужны помощники, наверное, не оставила бы, потому что он не сделал ей ничего плохого.) ­ Сколько лет был на службе Якоб и чему научился? ­Как удалось Якобу убежать? ­Что о себе узнал Якоб, глядя в зеркало и слушая прохожих? ­Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при встрече с  сыном? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое идет от близких людей, и  из него надо выйти с честью и достоинством.) ..." В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей, способных  посочувствовать несчастному человеку". ­Почему на грубость цирюльника Якоб не отвечает злобой? (Жизнь уже научила его, что  лучше проявить терпение, на зло не отвечая злом.) ­Кого винит мальчик в своем уродстве? (Прежде всего себя за то, что насмехался над  внешностью колдуньи и получил по заслугам.) ­Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у герцога? ­Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке? ­Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом? ­Как заканчивается сказка? 4. Определение идеи урока Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла. Настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта замечательная сказка. Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без понимания добра и зла нельзя  понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две половины и запишите слова  или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра. Добро ­ это мамина похвала; бабушкины супы; субботний вечер; пятерка по  математике; встреча с другом... Зло ­ это скандалы в семье; встреча с хулиганами; когда кто­то обижает слабого или  кошку... ­Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла.  Теперь я предлагаю обратиться к нашей сказке и определить, что в ней есть зло и добро. Зло (минус) Добро (плюс) 1. Служба у ведьмы минус: жил без родителей 7 лет. плюс: научился мыть полы, печь хлеб, хорошо готовить. плюс: душа стала чище и лучше, спас гусыню, стал  терпимее к окружающим. 2. Превращение в карлика минус: страдал от насмешек и  оскорблений окружающих; потерял  красивую внешность, которой гордилась  мать. 3. Встреча с разгневанными родителями минус: получил сильный удар от самых  близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына. плюс: понял и осознал причину своего превращения,  но не обиделся на родителей, а стал мудрее и  терпимее. 4. Служба у герцога минус: опасения за свою жизнь. плюс: знакомство с гусыней, проверка поварских  способностей. 5. Избавление от чародейства минус и плюс: знакомство и прощание со  сказочным миром. плюс: стал милым и привлекательным юношей,  получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить  жизнь как таковую, научился быть благодарным за  многие испытания, которые подарила судьба. 6. Вывод Для доказательства своей правоты подберите подходящие цитаты из текста. "Да, милая матушка, ты не могла узнать своего сына ­ он не был таким. Когда ты  им хвасталась перед людьми! "Глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вытянулся и нависал  надо ртом и подбородком, шеи не было видно". "Хотя злобная старуха испортила его внешность, но изменить его душу не могла... Его  не печалила утраченная красота". "Он вспомнил, как белкой прослужил семь лет у колдуньи, в кого она его превратила за  то, что он порицал ее». ­ Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми  испытаниями, которые выпали на его долю? (Из испытания, посланного судьбой, наш  герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей; внешнюю красоту  потерять не страшно, главное ­ остаться Человеком.) 6. Рефлексия. Обратимся еще раз к эпиграфам, прочитаем их… Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли? Чья душа в грехе, та и в ответе. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем. Язык человека может принести ему славу, и позор. Жить прожить ­ не поле перейти. Один битый двух небитых стоит. Грамоте учиться ­ вперед пригодиться. (Автор данной сказки учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит  только к тем, кто может понять и осознать свои просчеты и ошибки, научится на  зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.) 7. Сочини свой «синквейн» на тему урока. (Стихотворение состоит из пяти строк, за каждой строчкой закрепляются определенные  правила: необходимо соблюдать нужное количество слов при использовании определенной  части речи. Говорят, что в вольном переводе с французского языка это слово означает  «пять вдохновений». Данная работа требует синтеза информаций и материала в кратких  выражениях и позволяет рефлектировать по какому – либо поводу.) Карлик  Уродливый, добрый Помогает, дружит, любит Малышу, что варит каши, будет служба на века Добро побеждает зло 8. Подведение итогов. Выставление оценок. 9. Домашнее задание. Пересказ сказки В. Гауф «Карлик Нос» 10. Тест (закрепление) 1. В какой стране происходит действие сказки? (Германия) 2. Сколько лет было Якобу? (12 лет) 3. К кому обращается старуха в следующей фразе? «Куда вы девали мои туфли,  негодницы?» (К свинкам). 4.Сон Якоба. Где работал Якоб на пятый год? (На кухне). 5. Что предложил отец взять Карлику для носа? (Футляр). 6. Куда поступил работать Карлик Нос? (На кухню к герцогу). 7. Как появилась Мими у Карлика Носа? (Купил на рынке с другими гусями). 8. Название пирога, которого попросил испечь князь, гостивший у герцога?  («Пирог королевы»). 9. Где растёт трава «Чихай на здоровье»? (Под старыми каштанами). 10. Рассказать конец произведения: что стало с Якобом и Мими.

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".

Урок литературного чтения по сказке В.Гауфа "Карлик Нос".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017