Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».
Оценка 5

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
06.01.2017
Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Перспектива". Интегрированный урок открытия нового знания. Цель: знакомство обучающихся с творчеством И.И. Козлова, сравнительный анализ произведений музыки, литературы и живописи. Приём параллелизма - литературное чтение, ИЗО, музыка –позволяет сформировать у детей более полную картину содержания литературного произведения и произведения живописи. К тому же часть детей – это аудиалы, другая часть – визуалы. Разные виды информации направлены на лучшее усвоение материала всеми детьми в классе, они нацелены на поддержание внимания.Файл содержит конспект урока, презентацию и аудио - материалы к уроку.
урок чтения - копия.docx
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы». Цель:   знакомство   обучающихся   с   творчеством   И.И.   Козлова, сравнительный анализ произведений музыки, литературы и живописи. Формируемые УУД: Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих     чувств   по   прочитанному,   умение   оперировать   понятиями:   красота родной природы, наблюдение, настроение, пейзаж. Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём главной мысли,   поиск   необходимой   информации,   умение   ориентироваться   в   книге, оперирование средствами художественной выразительности. Регулятивные:   формулирование   учебной   задачи   урока,   планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: ответы на вопросы на основе текста, взаимодействие в коллективе, умение строить речевое высказывание. Ход урока: "Русь святая зовет, звон плывет, как встарь. Русь святая живёт, пока звонит звонарь!» А.С.Пушкин “Борис Годунов” 1.      Ориентировочно – мотивационный этап. И вновь прозвенел звонок, созывая нас на урок литературного чтения.  Чем особенным отличалась прошедшая неделя? Как вы отмечали этот праздник? А что вы знаете о древних традициях Масленицы? Как   называется   последний   день   Масленицы?   Верно,   Прощёное воскресенье.  Все   близкие   люди   просили   друг   у   друга   прощения   за   все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали   умерших,   ходили   на   кладбище   прощаться   со   своими родственниками.   Ещё   в   этот   день   ходили   в   баню. В   храмах   на   вечернем богослужении   тоже   совершается   чин   прощения.   Начинают   службы,   вовсю звонят колокола. Вот послушайте. Звучит фонограмма «Вечерний колокольный звон» Анализ музыкального отрывка Какие чувства вызывает эта музыка? Когда бьют колокола, в душе возникает ощущение торжественности, причастности   к   чему­то   духовно   высокому   и   светлому,   ощущение неразрывной   связи   со   своей   родиной,   со   своим   народом,   его   историей   и традициями;   или,   наоборот,   душой   овладевают   печальные,   тревожные чувства.   И   начинаешь   прислушиваться   к   самому   себе,   чувствуешь,   как биение  собственного сердца  становится  созвучно  тональности  и ритму звона. Что такое «колокол»? Справка: К локол оо и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и  подвешенного по оси купола языка, возбуждающего звук при ударе о купол.  или Камп нао  — ударный музыкальный  Происходят ли какие­то перемены в музыке?Сколько тем вы услышали в  ней? Как бы вы её назвали и почему? Что бы вам хотелось сделать, слушая колокольные переливы? Как вы думаете, можно ли назвать колокол символом России? Почему? В   православной   Руси   с   особой   любовью   и   почитанием   относились   к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем­то большим,   в   нём   словно   отразилась   русская   душа,   русская   жизнь.   Не случайно   нигде   колокола   не   были   так   тесно   связаны   со   всем   укладом жизни, как на Руси. Люди   хорошо   понимали   язык   колоколов,   ведь   их   звон   сопровождал человека от рождения до смерти.Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время   веселью   и   время   скорби.   Они   оповещали   о   грозящем   стихийном бедствии   и   о   приближении   врага,   они   созывали   мужчин   для   борьбы   с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании. Из поколения в поколение передавалось и богатело русское искусство   колокольного   звона,   такое   же   народное,   как   русская   песня. Народ   был   творцом   звонов,   поэтому   мы   с   полным   правом   можем говорить,   что   колокольные   звоны   —   музыкальный   творчество   русского народа Исследователи называют их “звонкими иконами”. Любовь русского народа к колокольному звону проявилась и в большом количестве народных песен, посвященных ему. Какое настроение вы почувствовали в этой музыке? А каково ваше настроение после прослушивания музыки? Как вы думаете, почему мы говорим сегодня о колокольном звоне? Только ли в музыкальных произведениях мы можем услышать или даже  увидеть колокольный звон? Как это может быть связано с темой нашего урока? Колокольный   звон   широко   применялся   в   творчестве   русских композиторов   XIX   века. М.   Глинка использовал   колокола   в заключительном   хоре   «Славься»   оперы   «Иван   Сусанин»   или «Жизнь   за царя», Мусоргский —   в   пьесе   «Богатырские   ворота…» и   в   опере   «Борис Годунов», Бородин —   в   пьесе   «В   монастыре»   из   «Маленькой сюиты», Н.      А.      Римский­Корсаков —   в   «Псковитянке»,   «Сказке   о   царе Салтане»,   «Сказании   о   невидимом   граде   Китеже», П.   Чайковский —   в «Опричнике». Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали, слушая эту музыку? Я   хочу   представить   вашему   вниманию   небольшой   картинный   ряд. Посмотрите   и   подумайте,   какая   из   этих   картин   отражает   содержание музыкального отрывка. Литература,   музыка,   живопись,   колокольный   звон…   как   вы   думаете, какова тема урока? С какой целью мы будем делать это? Вернёмся к картине. 2. Операционно – исполнительский этап. Анализ картины И.И. Левитана Многие   художники   пытались   кистью   и   красками   передать   красоту колокольных переливов на холсте. В том числе Исаак Ильич Левитан. С его произведениями мы знакомились уже на уроках литературного чтения. Эта картина называется «Вечерний звон».Она была написана в 1892 году после посещения двух монастырей – на Волге и под Звенигородом – и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон. Чем похожи музыка и картина? (Характером, содержанием) Что мы видим на картине? Какое время суток изображено художником на картине? Почему картина названа “Вечерний звон”? Закончился   день.   Наступило   время   вечерней   службы   в   храме   –   в монастыре, стоящем на берегу реки.  День уже клонится к ночи: солнце почти   село,   лучи   его   освещают   картину   из­за   горизонта.   К   вечерней молитве плывут люди, видимо, из деревни, стоящей на ближнем берегу; видны только их фигуры на пароме.  И мы уже знаем, что ко времени начала службы в храме раздается колокольный звон, сзывающий людей.Он словно бы плывёт в воздухе вдоль берега и исчезает где­то в отдалении. Значительную   часть   картины   занимает   неподвижная   широкая   река, которая как бы делит картину на две части, словно отделяя этот берег от   того:   мирскую   трудную   жизнь   и   жизнь   духовную,   очищающую   и окрыляющую. Какое настроение вызывает эта картина? Как художник сумел подчеркнуть звучание колоколов, присутствие в мире их далеко разносящегося звука? Физкультминутка  Знакомство с произведением И.И. Козлова «Вечерний звон». А   сейчас   я   предлагаю   примерить   на   себя   роль   писателя,  поэта.   Какие слова, может быть, даже строчки, приходят вам на ум, когда вы смотрите на эту картину. Послушайте   стихотворение   Ивана   Ивановича   Козлова,   которое   также называется «Вечерний звон». (слушая чтеца, я прошу вас, следите за текстом по учебнику – с. 98). Слушание стихотворения (используется аудиоприложение)­     первичное восприятие текста Понравилось ли вам это произведение? Почему? Каким настроением проникнуто это стихотворение? Совпадает ли оно по настроению с картиной Левитана? Вторичное восприятие текста Теперь самостоятельно ещё раз прочтите текст, пожалуйста. Будьте  внимательны, пометьте непонятные слова и выражения. Словарная работа Много дум – много мыслей, размышлений О юных днях – о днях молодости Не зреть – не видеть Напев унывный – напев грустный, печальный Почему поэт повторяет 2 раза слова “вечерний звон”? Что это:  оговорка или раздумье?  Почему раздумья героя печальны? Какие слова создают печальное настроение? Чему посвящено это стихотворение? О чём вспоминает автор стихотворения? О чём и о ком он жалеет? Героя печалит то, что жизнь так коротка. Исчезает ли все бесследно или что­ то повторяется на земле? (Все повторяется) Какие строки об этом говорят? ...другой певец по ней пройдет и уж не я, а будет он в раздумье петь вечерний звон! Как   вы   понимаете   слова   “петь   вечерний   звон”?  (радоваться   красоте вечернего звона и воспевать его в стихах) Почему именно колокольный звон становится фоном всего стихотворения, и мы   будто   слышим   его   в   самом   звучании   слов?(   Звон   церковных   колоколов напоминает, что жизнь людей на земле коротка, надо думать о боге) Сколько отчаяния в строках: уже не зреть мне светлых дней. Раздумья о своей судьбе связаны с мыслями о судьбе человека вообще: жизнь коротка, она быстро проходит, и многое повторяется на земле: – Другой певец по ней пройдет, и уж не я, а будет он в раздумье петь вечерний звон! Что же остается? Что вечно? Колокольный звон, зовущий в храм к богу. Какие средства художественной выразительности использует автор? Справка: Сравнение  ­  сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др. Эпитет  (греч.  «эпитетон»  –   приложение)   –   образное   определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные   прилагательными.   Эпитет   помогает   автору   сделать   предмет непохожим   на   другие,  выделить   его(юные   дни,   крепок   их   могильный   сон, весны обманчивой)  Метафора  (греч.  «метафора»  –   перенос)   –  перенос   названия   с   одного предмета на другой на основании их сходства (петь вечерний звон) Олицетворение  ­  наделение   неодушевлённых   предметов   признаками   и свойствами   человека.   Олицетворение   –   разновидность   метафоры(звон наводит думы, ветер разнесёт напев унывный) Сравнительный анализ картины Левитана и стихотворения Козлова Взгляните на репродукцию картины Левитана на с. 99. Какие строки стихотворения могут наиболее полно отразить  изображённое на картине? Как вы думаете, почему поэт и художник назвали свои произведения  одинаково? А что отличает эти произведения друг от друга? Какое произведение – живописи или литературы – лично вам пришлось  больше по душе? Почему? Я уверена, что некоторые из вас хотели бы прочесть это стихотворение  вслух для всех нас. Пожалуйста! 3. Рефлексивно – оценочный этап Ну что ж, вот и пролетел наш урок. Пора подводить итоги. Какую цель мы ставили перед собой? Цель – это запланированный результат. Сумели ли мы достичь  запланированного результата? Какой этап урока вам показался наиболее интересным? Почему? Итак,   сегодня   мы   слушали   музыку,   рассматривали   картину,   читали стихотворение под общим названием «Вечерний звон». Почему мы пытались быть в   роли   поэта,   художника,   музыканта?(У   каждого   из   этих   представителей искусства произведение вызывает желание передать чувства, которые они испытывают, своими художественными средствами, по­своему). Какие эмоции сейчас преобладают в вашей душе? Я прошу вас оценить урок и вашу работу на нём. Спасибо за работу. Какое домашнее задание вы бы задали себе сегодня? Д\з: подготовить выразительное чтение стихотворения И.И. Козлова.

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».

Урок литературного чтения по теме «И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017