Урок литературного чтения. Тема урока: Уроки нравственности в рассказе Д. Н. Мамина - Сибиряка «Приёмыш». (4 класс, литературное чтение
Оценка 4.8

Урок литературного чтения. Тема урока: Уроки нравственности в рассказе Д. Н. Мамина - Сибиряка «Приёмыш». (4 класс, литературное чтение

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
10.01.2017
Урок литературного чтения. Тема урока: Уроки нравственности  в рассказе Д. Н. Мамина - Сибиряка  «Приёмыш». (4 класс, литературное чтение
Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в данном произведении - показать поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа, ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.Урок литературного чтения в 4 классе. Второй урок по произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка "Приёмыш"
урок.docx

 

ТЕМА УРОКА: Уроки нравственности  в рассказе Д.Н. Мамина - Сибиряка  «Приёмыш».

Тип урока:  открытие нового  знания  (урок – исследование)

Цель урока: проанализировать поступок (поведение) главного героя рассказа, используя выработанные критерии для оценки.

Задачи урока:

·        формирование   навыков осознанного, правильного, выразительного чтения;

·        учить доказывать свою точку зрения;

·        учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира;

·        развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев, учить давать характеристику главным героям рассказа;

·        воспитывать любовь к природе, к животным, доказать, что доброта – это богатство, щедрость души человека.

Планируемые результаты

Предметные: дети учатся: понимать внутренний мир героя, причины его поступков; давать характеристику герою; оформлять свою мысль в устное монологическое высказывание с опорой на авторский текст; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; проводить оценку с опорой на выработанные критерии.

Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, логические цепи рассуждений, доказательства, выдвигают и обосновывают гипотезы, прогнозировать содержание раздела; использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой (парой) план решения проблемы урока, прогнозируют свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции.

Личностные: осознавать ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений; развитие навыков сотрудничества со  сверстниками в группе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Обобщение урока: Тарас выбрал самое лучшее (надёжное) решение для спасения птицы, он показывает пример заботливого отношения человека к братьям нашим меньшим. Человек должен созидать, творить добро, противостоять злу, нести ответственность за хрупкий мир природы. 

Материалы к уроку: запись музыки К. Сен-Санса "Лебедь", выставка книг Д. Н. Мамина - Сибиряка, критериальная таблица,  карточка для записи обобщения урока, компьютер, экран.

Ход урока

I.Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята! Сегодня  наш урок посвящается    важному, нужному  качеству  человека.  Об этом качестве говорится в стихотворении:

(чтение детьми  с доски или экрана)                                                   

                             Слово это серьезное,

                             Главное, важное.

                             То, что значит оно,

                             Очень нужно для каждого.

                             В нем забота и ласка,

                             Тепло и любовь.

                              В нем стремленье

                              На помощь прийти вновь и вновь.

                              Это качество

                              В сердце у многих живет

                              И о боли других

                              Позабыть не дает.

                              И оно поважнее,

                              Чем лица красота.

                              Догадались, что это?

                              Сердец ДОБРОТА.

Учитель: Что такое доброта?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Дети: Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка, мама…              (дети продолжают)

Учитель: Что есть зло?

Д.: Это нечто противоположное добру. Дурное, плохое, беда, ненависть, вражда, зависть …

У.: Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, (дети продолжают)  люди могут творить и злые, и добрые дела.

У.: Какого же человека можно назвать добрым?

Д.: Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Об одном таком человеке мы узнали из рассказа «Приемыш».

III.   Актуализация знаний.                                                                        

У.: Кто написал этот рассказ?

 Д.: А написал этот рассказ уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк.                                                                                            

У.: Он очень любил свою родину - Урал!  И под старость уже слабеющей рукой написал он задушевные строки, полные горячей любви к родине:

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, опускаюсь в долины, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматами горных трав и цветов, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

У. Ребята, расскажите, что вы узнали о жизни Дмитрия Наркисовича Мамина - Сибиряка?                                                         (ответы детей)

У.: В какой раздел входит этот рассказ? Почему?

IV. Создание проблемной ситуации (приём погружения в проблему)

Прочитайте высказывание великого русского писателя Л.Н. Толстого

 «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»                     

У.: Ребята, скажите, а как вы понимаете эти слова? 

Д.: Доброта приносит радость окружающим людям, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрым. Добрые чувства проявляются у нас уже в детстве: они рождаются в труде, заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира.

У.: Можно ли связать содержание изучаемого нами материала с понятием «доброта»? (да, можно)

У.: Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, каждый из вас станет мыслителем, исследователем, критиком.

У.: А начнем мы нашу работу с исследования.

У.: Ребята, на прошлом уроке благодаря рассказу Мамина - Сибиряка «Приёмыш» мы познакомились с удивительным человеком. С кем?

Д.: С лесником Тарасом.

У.: Каким человеком был Тарас?  (ответы детей)                        

У.: Как вы думаете, правильно ли поступил Тарас, забрав лебедя к себе домой?               (Ответы детей)

У.: Вы, знаете, в одной статье приводится другой взгляд на поступок Тараса.

В ней говорится, что Тарас поступил неправильно, взяв лебедя к себе. Эту проблему, как пишет автор статьи, можно было решить по-другому. Согласны ли вы с автором? Что вы об этом думаете?

(Даётся возможность детям высказаться. В своих ответах ребята дают собственную оценку поступка  лесника.) 

У.: Прочитайте ещё раз, как появился лебедь у Тараса?         (стр. 77)

Учитель. Какую проблему, как пишет автор статьи, можно было решить по-другому?  А как по-другому можно было поступить на месте Тараса?

 Какие другие действия может предпринять человек в такой ситуации?

Дети предлагают возможные варианты. Например:                     

·        отправить птицу в зоопарк;

·        регулярно приходить кормить птицу;

·        передать лебедя детям в школьный живой уголок и т.д.

(Все выдвинутые решения фиксируются  на доске.)

Учитель. Молодцы! Вы предложили другие способы решения проблемы, описанной в рассказе. Значит, действительно можно было и по-другому помочь птице. Но как же нам быть? Как доказать автору статьи, что решение Тараса было самым лучшим? Как доказать, что тот или иной способ – лучше всего?   (В ходе обсуждения ученики под руководством учителя приходят к выводу, что необходимы специальные основания для оценки (критерии) каждого из вариантов решения проблемы.)

У.: Определите тему урока и поставьте цель урока.

Д.:  Проанализировать поступок главного героя рассказа, лесника  Тараса. Сравнить  поступки героев с нравственными нормами и решить, прав Тарас или нет.

Учитель. Чтобы вынести заключение, нам нужны объективные основания – критерии. Давайте попробуем их выделить.

Для этого постараемся ответить на вопрос: какую проблему решал Тарас?

Д.: Как спасти птицу.

У.: Что значит спасти птицу?   

 Д.: Чтобы лебедь не погиб.

У.: А что угрожает лебедю? Какие существуют угрозы для жизни птицы зимой в дикой природе? При каких условиях птица сможет выжить? Чем нужно обеспечить птицу, чтобы она не погибла?

В ходе обсуждения на доске выписываются критерии:

·        поддержание температуры (тепло);

·        питание птиц (корм);

·        безопасность животного;

·        быстрота решения проблемы (скорость достижения результата);

·        гуманность, доброта, участие человека, проявление милосердия;

·        надёжность и т.д.

Вырабатываемые критерии записываем в критериальную таблицу.

Проблема: спасение лебедя.

Способ решения

Критерии

Итог

Тепло

Питание

(корм)

Безопасность

Быстрота решения

Участие человека

Надёжность

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 Занести и тот способ, который использовал Тарас.

Итог:  Учитель. Итак, у нас всё готово для оценки действий человека в подобной ситуации. Теперь нам необходимо оценить каждый способ. Мы поручим каждой группе оценить тот или иной вариант решения проблемы. Оцениваете каждый  критерий: в графе + или - . Обсуждаете в группе и оцениваете.

V. Поработал – отдохни! 

Лебедь – царская птица. К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой «благородной, царской птицы»                                                                                                            

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качнули головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

VI. Работа по теме урока:

1. Исследование в группах (3 группы)

Каждой  группе предлагается оценить один из возможных способов  решения проблемы. Идёт обсуждение и заполнение таблицы. В графе «Итог» каждая группа фиксирует количество плюсов.

2.Обмен информацией.

Каждая группа представляет своё заключение по рассмотренному способу решения проблемы. Все графы собираются в таблице.

3.Оценка информации. Формулирование обобщения урока.

 Составление характеристики в процессе следующей работы.

У.: Почему Тарас решил приютить лебедя?

У.: Каким человеком был Тарас?

Рассказы детей  (экран). Учебник.   Выборочное чтение    стр.78, 79, 80.

Добавление  учителя. Живя отшельником, Тарас научился быть ближе к природе, видеть взаимосвязь во всём живом, быть прозорливым. «Всё имеет смысл. У всякой свой порядок» - говорит он. Тарас понимает важность и ценность того, что происходит.

Учитель. Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Обратим внимание на графу «Итог».

Какому из способов решения проблемы по итогам проведённой оценки присуждено больше всего плюсов?

Дети обращают внимание на тот факт, что максимальное число баллов присудили способу, которым решил описанную в рассказе проблему главный герой  - Тарас. Это решение является лучшим в сложившейся ситуации.

Обобщение урока: Дети: Тарас выбрал самое лучшее (надёжное) решение для спасения птицы, он показывает пример заботливого отношения человека к братьям нашим меньшим. Человек должен созидать, творить добро, противостоять злу, нести ответственность за хрупкий мир живой природы

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

У.: Сегодня на уроке вы были мыслителями, исследователями. А дома я предлагаю вам стать соавторами одной книги о доброте и милосердии. Каждый из вас оформит страничку для будущей книги. Нарисовать иллюстрации к тексту. Составить синквейн о героях по выбору.                                             

- Оценки за урок…

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель. Ребята, а что позволило нам сегодня провести объективную оценку наших идей? Благодаря чему мы сумели доказать автору статьи справедливость действий главного героя рассказа «Приёмыш»?

Д.: Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку… Сегодня на уроке мы говорили о доброте.

У.: А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?

( добрую душу и доброе сердце)

- Пусть ваша душа  и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш». Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.

У.: Что значит, настоящий человек?

Д.: А это значит: отзывчивый, вежливый, добрый. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни мы должны идти только Дорогою Добра.

«Доброта – это богатство, щедрость души человека».

У.: Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях 

Закончите предложения:             

·         Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства…   

·         Рассказ помог понять…

·         Для меня было сложным…

·         Мне понравилось…

 (Встали) Прозвенел уже звонок,                                                      

Значит, кончился урок.

Спасибо, ребята, за работу на уроке.

 


 

ТЕМА УРОКА: Уроки нравственности в рассказе

ТЕМА УРОКА: Уроки нравственности в рассказе

Обобщение урока : Тарас выбрал самое лучшее (надёжное) решение для спасения птицы, он показывает пример заботливого отношения человека к братьям нашим меньшим

Обобщение урока : Тарас выбрал самое лучшее (надёжное) решение для спасения птицы, он показывает пример заботливого отношения человека к братьям нашим меньшим

Дети: Это все хорошее, доброе, красивое

Дети: Это все хорошее, доброе, красивое

У.: Можно ли связать содержание изучаемого нами материала с понятием «доброта»? (да, можно)

У.: Можно ли связать содержание изучаемого нами материала с понятием «доброта»? (да, можно)

Д.: Проанализировать поступок главного героя рассказа, лесника

Д.: Проанализировать поступок главного героя рассказа, лесника

Лебеди летят, крыльями машут.

Лебеди летят, крыльями машут.

У.: Сегодня на уроке вы были мыслителями, исследователями

У.: Сегодня на уроке вы были мыслителями, исследователями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017