Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)
Оценка 4.7

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
15.01.2017
Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)
Урок построен с требованиями ФГОС, с использованием кейс технологии. Цели: Образовательные: 1) развивать интерес к личности писателя и его творчеству 2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение главным героем 3) показать нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства. Развивающие: 1) формировать умение анализировать текст художественного произведения. 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы. 3) учить сжато излагать повествовательный текст. 4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. Воспитательные: 1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа; 2) сформировать умение работать в группе :умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.
Урок 6 класс Тургенев Му-му.docx
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Ф.И. О. педагога Кириченко Светлана Георгиевна Предмет Литература Класс 6 Тема :  И.С.Тургенев  «Муму» Тип урока Урок обобщения знаний Технологии: кейс, исследование,  синквейн. Цели: Образовательные: 1) развивать интерес к личности писателя и его творчеству 2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят  искренний интерес и восхищение главным героем 3) показать нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства. Развивающие: 1) формировать умение анализировать текст художественного произведения. 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы. 3) учить сжато излагать повествовательный текст. 4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. Воспитательные: 1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;  2) сформировать  умение работать в группе :умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки. Дидактическая  структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Организационный  момент Приветствие учителя  Чтение стихотворения  Геннадия Грязнова «Жизнь  человека» (см.приложение) Слушают чтение учителя УУД Задания для учащихся,  выполнение которых  приведет к достижению  планируемых  результатов 1) Регулятивные: ­ волевая саморегуляция; 2) Личностные: ­ смыслообразование (Я  должен внимательно  слушать...) 3) Коммуникативные: ­ планирование учебного  сотрудничества с учителем и со сверстниками. Отвечают на  поставленные вопросы  учителя. Предполагаемые  ответы: (О добре, о мире, о судьбе человека, о нравственных  качествах человека…) Целеполагание  Вопросы: ­О чём это стихотворение? Сегодня у нас урок  обобщения знаний и  на  уроке мы  будем постигать  красоту и величье  человеческой души. Речь  пойдёт, как вы уже  догадались о главном герое рассказа И.С.Тургенева  «Муму» (слайд 1) ­А какую цель вы ставите  лично для себя на этот  урок? Заполните листы  самодиагностики.  (Спросить 2­3 чел.) Определяют цели урока Повторение 1.­ Какие основные факты  из жизни И.С. Тургенева  вам запомнились?(слайд 2) Отвечают на  поставленный вопрос 1) Познавательные: ­ осуществление поиска  необходимой информации  для выполнения учебных 2. Работа по содержанию  текста. ­ А теперь проверим  насколько хорошо каждая  группа знает содержание  текста. Вы должны открыть кейс №1 и выполнить  задание. Задание: восстановить  последовательность  эпизодов. (слайд 3) Групповая работа с  кейсом Афиширование  результатов работы с  кейсом. Самопроверка.  Выставление оценок. (слайд 4) Работа по теме урока ­ Что такое  нравственность? Отвечают на  поставленные  вопросы ­ Обладает ли такими  качествами барыня? ­ Я предлагаю вам  посмотреть начало  мультфильма «Муму»  режиссёра Валентина  Караева и ответить на  вопросы: чем отличается  начало мультфильма от  начала рассказа  И.С.Тургенева?                  (слайд 5) Как можно  охарактеризовать барыню  Смотрят отрывок из  мультфильма.  Анализируют поведение  барыни. заданий с использованием  учебной литературы; анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: ­ контроль и оценка  прогнозирования (при  анализе учебного  действия). 1) Коммуникативные: ­ построение речевого  высказывания в устной  форме 2) Познавательные: ­ анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: ­ принятие и сохранение по просмотренному  фрагменту? ­ С какой целью режиссёр  добавил эпизод с мухой? Отвечают на  поставленный вопрос Вывод: режиссёр добавил  эпизод с мухой, чтобы  показать капризы барыни,  смену её настроения,  самодурство.. учебной задачи Фронтальный опрос ­ Что означает имя  Герасим? (слайд 6) ­ За что можно уважать  Герасима? В переводе с греческого  имя Герасим означает  «почтенный»­внушающий  почтение, т.е. глубокое  уважение Уважаем Герасима за его  силу, за умение держать  слово, за степенность, за  то, что во всём любит  порядок ­ Какой силой должна  обладать одинокая старуха, чтобы так обойтись с  богатырём? Старуха­помещица, а  Герасим ­ крепостной 1) Регулятивные: ­ целеполагание как  постановка учебной  задачи, ­ планирование, ­ прогнозирование. 2) Познавательные: ­ умение структурировать  знания.  3)Коммуникативные:  понимание возможности  различных позиций других  людей, отличных от  собственной, и  ориентировка на позицию  партнёра в общении и  взаимодействии;   умение осознанно и  произвольно строить  речевые высказывания. ­ Что такое крепостное  право?  (слайд 7)  Предполагаемые ответы  детей: ­ Крепостное право­это  форма крестьянской  зависимости. ­ К.п.­ это такие законы,  по которым крестьяне  работали на помещиков. ­К.п.­ это законы, по  которым земля  принадлежала  помещикам, а работать на  ней должны крестьяне… Работа в группе Составляют синквейн:  крепостное право. Знакомятся с  содержанием кейса № 2. Афишируют.  Делают выводы ­ Ребята, сейчас вы должны поработать с кейсом № 2 и  передать его информацию с помощью СИНКВЕЙНА (слайд 8) ­ Что вас поразило в этом  явлении российской  действительности?(сл.9) 1) Регулятивные: ­ Принятие и сохранение  учебной задачи;  планирование своих  действий в соответствии с  поставленной задачей 2) Познавательные: ­ умение осознанно и  произвольно строить  речевые высказывания. 3) Коммуникативные: Умение договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности Афишируют результаты  работы Выполняют задания кейса  № 3 ­Мы продолжаем работу в  группах . и я предлагаю  вам выполнить задания  кейса № 3. Каждая группа  должна выполнить своё  задание. (см.приложение) 1группа­ответить на  вопросы 2группа­ работа с  термином СРАВНЕНИЕ 3 группа –работа с  термином ГИПЕРБОЛА 4 группа­ описание  каморки Герасима Познавательные:  осуществление поиска  необходимой информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы;  построение речевого  высказывания в устной  форме Коммуникативные:  формулирование  собственного мнения;  умение договориться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности Регулятивные :  выполнение учебных  действий Личностные: освоение  основных моральных норм  (справедливое  распределение,  взаимопомощь,  естественность) Личностные:  формирование картины  мира культуры как  порождения трудовой  предметно­преобразующей деятельности человека ФИЗМИНУТКА Сейчас я вам предлагаю  закрыть глаза, расслабиться и послушать красивую  музыку Мусорского  «Рассвет на Москва­реке»  (слайд 9) ­ Как вы думаете, к  какому периоду жизни Герасима   можно отнести эту  композицию? ­ Разбитое сердце Герасима награждено находкой  маленького друга. Давайте вспомним как это  было. Ученица читает отрывок  наизусть. (слайд 10) ­ Как данный фрагмент  раскрывает характер  Герасима? Одобряете ли вы его поведение? Меняется  ли жизнь Герасима после  появления Муму?  Приведите цитаты из  Слушают музыку  Отвечают на вопрос (Герасим нашёл Муму) Слушают чтение  одноклассницы Отвечают на  поставленные вопросы текста. ­ Два одиноких существа  нашли друг друга и души  нечаяли друг в друге… Если бы… ­Кто же вмешался в их  жизнь? ­ Давайте посмотрим как  меняется поведение  Герасима, а для этого  выполним задание           кейса № 4                              ( см.приложение) 1группа­пересказ отрывка  по смысловым частям  (слайд11) 2группа­ответить на  вопросы 3группа – ответить на  вопросы 4 группа – объяснить  лексическое значение  выделенных слов Выполняют задания  кейса №4 Афишируют выполненное  задание   Коммуникативные: Планирование учебного  сотрудничества  Познавательные: ­ поиск и выделение  необходимой информации ­ смысловое чтение ­ построение логической  цепи рассуждения Исследовательская  Дома вы проводили  Представляют  1группа­ памятники,  Коммуникативные: Планирование учебного работа исследовательскую работу. Каждая группа выполняла  определённое задание.  Представьте, пожалуйста,  свои находки. исследовательскую  работу. посвящённые  произведению «Муму» 2группа­ имя  И.С.Тургенева в нашем  городе.  3группа –экспозиция и  эпилог произведения  «Муму» 4 группа – «Доброта в нас  и вокруг нас» (что такое  доброта; пословицы и  поговорки о доброте) Рефлексия  Выполняют движения ­ Ответьте на мои вопросы  без слов, только  движениями * если вам было скучно, не  интересно на уроке, то  опустите голову * если вы себя чувствовали  отлично, комфортно, то  хлопните в ладоши *если вы получили на  уроке новые знания, тогда  поднимите правую руку сотрудничества Личностные: развитие  познавательных интересов, учебных мотивов,  воспитание патриотизма 1) Познавательные: ­ умение структурировать  знания ­ оценка процессов и  результатов деятельности 2) Регулятивные: ­ волевая саморегуляция ­ осознание того, что уже  усвоено и что ещё  подлежит усвоению Подведение итогов  занятия, информация о  домашнем задании 1 мин ­ Да, мы все разные. Все  имеем право на своё  мнение. И выражать своё  мнение можем не только с  помощью жестов, эмоций,  но и с помощью речи. Нам  дано с вами самое ценное –  умение говорить, то, чем  был обделён Герасим. ­ Представьте, что перед  нами лестница, на которой  мы должны расположить  барыню и Герасима. На  какую ступеньку поставим  этих героев? ­ Скажите, какие выводы  вы сделали для себя? сл.12 Герасима поставим на  более высокую ступень,  потому что… В любой ситуации надо  оставаться человеком.  Стремиться  совершенствовать себя,  любить окружающих,  помогать им. Работа с листами  Заполняют листы  самодиагностики. Делают самодиагностики выводы о достигнутых  целях урока Выставляют оценки,  анализируют их. Оценки за урок Дом.задание: (слайд13) По выбору учащихся: Личностные:  формирование границ  собственного знания и  «незнания» 1. Написать синквейн  (Герасим, Татьяна, барыня  Муму) 2. Письменный ответ на  вопрос «Моё отношение к  главному герою» ПРИЛОЖЕНИЕ Вступительное слово учителя. ­Что ты хочешь? Ответь,­ жизнь спросила меня. Или что­то иметь, или что­то понять. Мне понять бы, постичь бы Нет, я злато менять, Не желаю на медь Мне важнее понять, а не что­то Иметь И в грозу и в тиши Красоту и величье человечьей души Не пройти бы мне мимо Окон, ждущих меня, Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли Не принять струйки дыма за сиянье огня. Щедрый дар любоваться Всем богатством земли. Научи беспристрастью, От бесстрастья уволь И людское участье ощутить мне позволь Мне б у самых счастливых мудрость их перенять Вот судьба что пошли мне ­ уменье понять. Лишь такому богатству нет на свете цены. Дай мне дар докопаться до любой глубины КЕЙС №1 Восстановите последовательность эпизодов в рассказе “Муму”. Поставьте номера 1–9 1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню. 2. Жизнь Герасима в доме барыни. 3. Герасим находит щенка. 4. Любовь Герасима к Татьяне. 5. Расставание с Татьяной. 6. Барыня требует уничтожить собаку. 7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне. 8. Герасим не подчиняется воле помещицы, утопив собаку. 9. Встреча Муму и барыни . Критерии оценивания: Нет ошибок – “5”; одна или две ошибки – “4”; три, четыре ошибки – “3”. КЕЙС № 2 Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями:  дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники,  мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными  сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными  крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России  было крепостным.  Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно  наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а  её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной  собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны  были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть  заработанных денег (оброк).  Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности? КЕЙС № 3 1 группа  Ответить на вопросы ­ Как описывает автор Герасима?  ­ Как работал Герасим? ­  Как, на ваш взгляд, связаны между собой внешность человека и его душа?  ­ Как относится автор к своему герою? ( Ответы подтверждайте цитатами) ____________________________________________________________________________________________________________________ КЕЙС № 3 2 группа ­ Что такое сравнение?  ­ Найдите сравнения в описании Герасима  и его работы в деревне. ­ Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, оказавшегося по воле барыни в городе?  ­ Найдите сравнения в эпизоде возвращения Герасима в деревню. Что добавляет заключительное сравнение к нашему представлению о герое? ­ Продолжите фразу: «Эти сравнения помогают подчеркнуть…» КЕЙС № 3 3 группа ­ Что такое гипербола?  ­ Найдите в тексте примеры гипербол. ­ Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление? ­ Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? _______________________________________________________________________________________________________________________ КЕЙС № 3 4 группа ­ Найдите в тексте описание каморки Герасима. ­ Для чего, по­вашему, автор так подробно описывает жильё героя? ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ «Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что- то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном». ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  (группа 3) Сопоставим эпилог с экспозицией Экспозиция Эпилог Памятники ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  (группа 1) 1. В городском парке Онфлёра на берегу небольшого пруда есть памятник печально знаменитой героине рассказа И. С. Тургенева – маленькой собачке Му­Му. Бронзовую скульптуру установили тут по инициативе Юрия Грымова, режиссера одноименного фильма. Место выбрано неслучайно: во­первых, Тургенев бывал в Онфлёре, где не раз встречался со своим французским коллегой – писателем Ги де  Мопассаном. А, во­вторых считается, что памятник Му­Му с русалочьим хвостом установлен именно на том месте, где доведенный до  отчаяния Мопассан несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Отсюда и другое название монумента – памятник любви и  одиночеству. 2.У входа в ресторан «Два Му» на площади Тургенева, свернувшись калачиком, лежит грустный чугунный спаниель. Собака преданно  дожидается своего хозяина ­ Герасима, ведь она та самая ­ его любимая Муму. Не мало детских сердец тронула печальная история И. С. Тургенева «Муму». Глухонемой дворник Герасим обрел преданного друга ­  маленькую собачку, которую мог называть только «Муму». Но судьба распорядилась так, что ему пришлось самому утопить любимое  животное. К 150­летию со дня выхода в свет этого знаменитого произведения в Петербурге установили памятник Муму. Инициатива по созданию  скульптуры исходила от ресторана «Два Му» и памятник стал символом заведения. Автором скульптурной композиции является скульптор  А.О. Аревикян, художественным руководителем проекта ­ Л. Немировский. 25 марта 2004 года прошло открытие памятника Муму. День открытия памятника Лев Немировский назвал днем «покаяния перед нашими  меньшими братьями, которым человек нанес обиду и боль». ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  (группа 2) УЛИЦА И.С. ТУРГЕНЕВА Полное название: Мужская ремесленная школа (Дом ремесленной школы) Дата постройки: кон. 19 в., 1884 г. Адрес: ул. Тургенева, 4 Объект культурного наследия регионального (местного) значения  В здании размещается: Астраханский автомобильно­дорожный колледж История В 1882­1884 годах, исполняя завещание А. Т. Шульгина, Петр Бураков и другие его наследники приняли участие в начатой Андреем  Тарасовичем Шульгиным постройке здания Астраханской мужской ремесленной школы. Открытие школы состоялось в 1874 году в частном  доме. В 1884 году ремесленная школа имени Императора Александра II получила собственное здание, возведенное для неё на ул.  Артиллерийской, 4 (ныне ул. Тургенева, 4).  В школе бесплатно (за казенный счет) обучались мальчики 10­16 лет. Здесь преподавали столярное, сапожное дело, резьбу по дереву. В 1906­ 1908 годах сын Буракова – Петр Петрович исполнял при ремесленной школе обязанности коммерческого советника. Использованная литература: 1. Учебник «Литература» 6 класс  Вентана­Граф 2014 2. «Методические советы» Москва «Просвещение» 2010 3. «Я иду на урок литературы» Москва «Первое сентября» 2011 г.

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев «Муму» (6класс)

Урок литературы. И.С.Тургенев  «Муму» (6класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017