Приложение №1.
Прототипы образа Маргариты из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
(сообщение ученика)
Одним из центральных в романе является образ Маргариты. Само имя героини имеет
определенное значение, особый символический смысл. В русском языке XVIII века оно
означало «жемчуг», «жемчужина».Сам Мастер называет свою возлюбленную не иначе как
Марго. Это приводит к мысли, что Булгаков опирается на определенные литературные и
исторические традиции.
Все исследователи его творчества считают, что у Маргариты было несколько прототипов.
Среди них в первую очередь называют ее тезок, а может быть и далеких родственниц
Маргариту Наварскую и Маргариту Валуа. Первая жила за полстолетия до Маргариты
Валуа и была широко известно как автор сборника “Гептамерон”. Обе исторические
Маргариты, как отмечается в словаре Брокгауза и Эфрона, покровительствовали
писателям и поэтам. «Булгаковская же Маргарита навечно связана с одним великим
писателем Мастером»
В подготовительных материалах к последней редакции Булгаковского романа
обнаружена интересная деталь: выписки из словарей, касающиеся французских королев.
Свадьба Маргариты Валуа закончилась Варфоломеевской ночью.
В ранних редакциях романа Маргарита отсутствовала. Началась эта линия с появления
в жизни писателя Елены Шиловской. Они познакомились на масленицу. в конце февраля
1929 г. в гостях у супругов Моисеенко в доме 10 Большого Гнездниковского переулка. Они
сразу понравились друг другу и долго бродили потом по Москве. «С этого дня началось их
вначале трудная и чуть ли не трагическая, а потом такая счастливая ... любовь ...» Предки
Елены Сергеевны были выходцами из Северной Германии и долго жили на территории
современной Латвии. В Риге, чья готика восхищает по сей день, и родилась Елена
Сергеевна.
Оставив мужа, Е. А. Шиловского видного военного деятеля, она стала женой не очень
благополучного писателя Михаила Булгакова. С ее появлением в судьбе Булгакова роман
и жизнь все переплелось. И уже не Мастер в романе, а Михаил Афанасьевич говорил Елене
Сергеевне : «Против меня был целый мир, и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не
страшно».
На Елену Сергеевну Маргарита оказалась похожей поразительно. И та, и другая жили
сытой. обеспеченной жизнью, спокойно и без потрясений.
Елена Николаевна знала об этом сходстве, гордилась им. В своей манере
сдержанно. не подчеркнуто гордилась. Для нее это был отблеск фантазии
Булгакова, оставленный ей на всю ее последующую жизнь. бессмертный след его
любви и его необыкновенной
Урок литературы «Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.