Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."
Оценка 4.8

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
02.11.2018
Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."
Презентация к уроку по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" "Герой и автор: несходство и родство"
Конспект урока по литературе.docx
Конспект урока по литературе. 9 класс. Тема урока: Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой  нашего времени»). Цели урока. Обучающие:  проанализировать размышления героя в романе;  сформировать личностное отношение к герою с учётом вноввь приобретённых зананий Развивающие:  умение работать в группе и др.;  умение сопоставлять на основе осмысления различных текстов;  умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений;  умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к  окружающим;  умение аргументировать свою точку зрения Воспитательные:  воспитывать уважительное отношение к художественному слову. Оборудование урока. 1. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 2. На партах лист №1, №2 и №3 3. Презентация Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Приемы: прием предположения, чтение с пометками.   Ход урока. 1.  Вступительное слово.  В течение нескольких уроков мы  знакомились с героем романа М.Ю.Лермонтова Григорием  Александровичем Печориным. Вы прочитали главы романа «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»,  «Княжна Мери». Мы увидели героя с трёх разных точек зрения: глазами простодушного штабс­капитана,  путешественника­писателя и изнутри, глазами самого центрального персонажа. Однако до сих пор не  разгадали загадку Печорина.  Сегодня мы остановимся на ещё одной загадке,  на которой мы пока не  заостряли своего внимания. На партах у каждого текст романа и листы, с которыми вы и будете работать. 2. Проблемный вопрос.   Перед вами портрет человека, вам хорошо знакомого. Это М.Ю.Лермонтов. (Слайд 2.)  Прослушайте две словесные портретные зарисовки и ответьте на вопрос: на каком из портретов  запечатлён Лермонтов? (На втором портрете).  Что необычного было в портретных зарисовках? (Много сходства.)  3. Знакомство с темой и задачами урока. (Слайд 3.) Запись темы урока в тетрадь.  О ком пойдёт речь на уроке? (о Печорине и о Лермонтове)  Что предстоит сделать? (Сравнить их).   Что значит «сравнить»? (Найти сходства и различия.) 4. Работа с понятием. Прочитайте значения слова «ГЕРОЙ» ( Слайд 4) (См. Приложение 2.) Слово это многозначное.  Какие значения этого слова подходят для Печорина? (2 и 3 значение) 4. Парадоксы восприятия героя романа.  Выразите своё отношение к герою? (слушание 2­3 ответов.)  Знакомство с оценкой Печорина, данной современниками Лермонтова.(Слайды 5­6.)  Чтение учениками двух высказываний (В.Кюхельбекера и Николая I. См. Приложение 2.) Как видим, оценка совершенно разных по своим взглядам людей совпадает.    В чём парадокс восприятия героя? (Мешает привычное представление о героизме как о смелости и о доблести). Многие современники отождествляли героя с его создателем. Чтение учащимися высказывание Шан­ Гирея, Анненковой и Белинского. (См. Приложение 2.)  Как сам Лермонтов отвечает на вопрос, свой ли он портрет нарисовал в романе? (Чит. Предисловия к роману.)  Что сближает автора и Печорина? (Оба военные, служат на Кавказе, противоречивое восприятие  людьми обоих)  Высказывание Белинского. (Слайд 7.). (Приложение 2) Докажем верность этого высказывания. найдём сходство и различие во взглядах печорина и Лермонтова. 5. Сопоставление героев.  Выбор позиций для сопоставления.  Откуда мы узнаем о взглядах Печорина? ( Из «Журнала Печорина», гл.  «Княжна Мери»).  Что нам поможет узнать взгляды Лермонтова? ( Его стихотворения.)  Мы помним, что в стихотворении есть лирический герой. В случае Лермонтова мы помним, что  лирический герой тождествен своему создателю.  Что или кто больше всего интересует человека? (Он сам, его судьба, отношение с миром людей и  с миром природы, любовь и дружба.) Запись тем для сопоставления на доске и  в тетрадях. На доске записаны стихотворения Лермонтова, изученные в 7­8­9 классах.   Отметим,  какие темы помогут рассмотреть данные стихотворения? Деление на группы и работа с листами и с текстом романа.  Задание. Найти цитаты на листе и в тексте романа на определённую тему. При ответе привести  цитаты и в самостоятельно сформулированный вывод в 2­3предложениях. 6.  Представление группами результатов исследования. Общий вывод: Автора с Печориным многое роднит, однако есть и значительные отличия: автор  нашёл смысл жизни в творчестве, он одинок. но поневоле, презирает свет,но любит простую природу,  желает настоящей, достойной себя любви и дружбы, очень требователен к себе и к людям.  Как в романе проявляется это несходство? (Изображение картин жизни, окружающей Печорина).  ЕСЛИ УСПЕВАЕМ! 7. Рефлексия.   Мы не закончили с вами анализировать роман Лермонтова, и на следующем уроке нам предстоит  продолжить работу на сопоставление. Возможно, последняя глава раскроет нам загадку Печорина и  покажет ещё одно отличие героя от своего создателя.В заключении урока я прошу ответить вас на  вопросы и заполнить таблицу (См. Приложение 4.)  8. Домашнее задание. В рабочей тетради ответить на два вопроса по теме урока.(Слайд 8.)  Список использованной литературы. 1. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т.1,2. – М.: Изд­во Правда, 1990. 2. Сухих И.Н. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: основное общее  образование: в 2 ч. / И.Н.Сухих. – М.: Академия, 2013. 3. http://www.literaturus.ru/2015/10/kritika­geroj­nashego­vremeni­otzyvy­sovremennikov.html © Literaturus.ru : Мир русской литературы

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."

Урок литературы на тему "Герой и автор: несходство и родство (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018