Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Оценка 4.6

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл—10 кл
07.03.2017
Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Урок представляет собой исследование роли снов Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Занятие построено с использованием технологии обучения в сотрудничестве. Форма организации - групповая.Тема: «Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Вид урока: урок - исследование Цели урока: 1. Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е: - совершенствование навыка анализа эпизода художественного произведения; - определение роли снов в раскрытии идейного замысла романа 2. Р А З В И В А Ю Щ И Е: - развитие умения обобщать материал и делать выводы; - развитие умения выделять главное, существенное; - развитие образного мышления; - развитие речи учащихся; - развитие коммуникативных умений в процессе работы в группеКонспект урока
Урок литературы на тему Сны Родиона Раскольник.doc
Тема: «Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла                   романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Вид урока: урок ­ исследование  Цели урока: 1.  Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е: ­ совершенствование навыка анализа эпизода художественного произведения;           ­ определение роли снов в раскрытии идейного замысла романа 2.  Р А З В И В А Ю Щ И Е: ­ развитие умения обобщать материал и делать выводы; ­ развитие умения выделять главное, существенное; ­ развитие образного мышления; ­ развитие речи учащихся; ­ развитие коммуникативных умений в процессе работы в группе 3.  В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е: ­ воспитание интереса к литературе как виду искусства и учебному предмету; ­ воспитание внимательного отношения к слову; ­ воспитание правильных нравственных ориентиров, понимания того, что главное в  человеке – душа, нравственность, моральные качества его личности. Оборудование: ­ мультимедийная презентация в программе Power Point, ­ портрет Ф.М. Достоевского, портрет Родиона Раскольникова, ­ цветные листы с названиями эпизодов­снов, ­ карточки с заданиями для групп Ход урока 2 I. Приветствие: слайд № 1 (без слова «сон») ­ Добрый день! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз! ­ Сегодня на нашем занятии я предлагаю поговорить… о снах  (слайд № 1 ­ по щелчку появляется слово «сон»). II   . Мотивационное начало урока: ­ Признавайтесь, ребята, любите поспать? ­ А сны часто видите? ­ А давайте подумаем – что же такое сон? ­ Попробуйте дать определение этому понятию, явлению? * Ответы учащихся. * Дать возможность высказаться всем желающим! ­ А вот если мы откроем толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, то узнаем, что  ­ СЛАЙД  № 2 ­ «сон – это наступающее через определённые промежутки времени физиологическое  состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания». ­ Обратите внимание на последние слова определения: работа сознания прекращается, наш мозг и  наше тело отдыхают, а что же тогда бодрствует? Что трудится в человеке «и день и ночь»? * Ответы учащихся. ­ Конечно, человеческий дух, душа.  Остаётся неутихающая работа души, которая способна творить из пережитых ощущений яркий и  неповторимый загадочный мир. СЛАЙД № 3 ­ Некоторые психологи считают, что сон – это общение человека со своим подсознанием. СЛАЙД № 4 ­ Нужно сказать, что с древних времён художественное изображение сновидений было довольно  популярным как в фольклоре, так и в  литературе многих народов мира.  ­ Гомер, например, различал вещие и ложные сны.  ­ А Платон говорил, что ложен не сон, а сама жизнь. СЛАЙД № 5 ­ В средневековой Европе люди суеверно следовали вещим снам, а сонник был одной из самых  популярных книг. СЛАЙД № 6 ­ Эти суеверия перешли даже в эпоху Возрождения, а Шекспир устами своего героя заявил: 3 Мы сами созданы из сновидений, И эту нашу маленькую жизнь Сны окружают… СЛАЙД № 7 ­ Особой популярностью пользовалась тема сна у романтиков. ­   Интересные эксперименты в этой области мы находим у Михаила Юрьевича Лермонтова и Василия Андреевича Жуковского, а также в творчестве самых значительных мастеров слова,  СЛАЙД № 8 среди которых Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь, Иван Александрович Гончаров и многие другие. ­   А   как   вы   думаете,   ребята,   зачем,   с   какой   целью   писатели   и   поэты   вводят   в   произведения описание сновидений?  * Выслушать мнения учащихся. ­ Всё верно! А если представить функции сна в виде опорной схемы, то мы увидим следующее:  СЛАЙД № 9 Даёт возможность посмотреть на себя со стороны Является средством психологического анализа Помогает вспомнить прошлое или заглянуть в будущее ФУНКЦИИ СНА В  ХУДОЖЕСТВЕННОМ  ПРОИЗВЕДЕНИИ Раскрывает внутреннюю сущность героя, которую не хочет замечать или подавляет бодрствующий разум Открывает путь к самопознанию 4 ­ Особенно важное место занимают сны в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского  (портрет) ­ СЛАЙД № 10 ­ Я думаю, вы уже догадались, о чьих снах мы с вами сегодня поговорим? ­ Да, это Родион Романович Раскольников (портрет) ­ СЛАЙД № 10 (по щелчку) ­ Итак, тема нашего занятия – СЛАЙД № 10 ­ «Сны Родиона Раскольникова» ­ А как вы думаете, какова будет цель нашей сегодняшней работы? *Выслушать ответы учащихся. ­ Верно:  СЛАЙД № 10 понять значение снов героя и их роль в раскрытии идейного замысла произведения. III   . Организация работы в группах: ­ Для выполнения поставленной цели я  предлагаю вам поработать в группах. *Дети могут сесть по группам с самого начала урока или организовать группы на данном этапе. ­ Нам потребуется 5 групп.   Ваша задача:  СЛАЙД № 11 1) Проанализировать предложенный эпизод­сон. 2) Раскрыть его значение, ответив на вопросы карточки. 3) Сделать выводы и представить их классу в виде лаконичного выступления.   * Время работы – 10 минут. * Учитель озвучивает, над каким эпизодом будет работать каждая группа: на доске вывешиваются  листы с названиями снов (см. схему ниже)  * Каждая группа получает карточки с заданиями и иллюстрациями (см.стр. 7­11) IV. Работа в группах (10 минут) – следить за временем!!! * Включить спокойную музыку! Деятельность учителя во время работы групп:     подходит к каждой группе,  направляет ход обсуждения,  отвечает на возникающие вопросы, помогает сформулировать выводы следит за временем V. Оглашение результатов работы групп (15 минут: 3 мин. на каждую группу) *Выступающих или выступающего выбирает группа. 5 Сны Родиона Раскольникова Сон об убийстве лошади Сон­крик Сон – повторение убийства Сон на катор­ ге   Сон­оазис Это мечта героя о рае на земле,  о том прекрасном мире, который он создаст, став «сверхчелове­ ком» Герой мечется между милосердием (церковь) и насилием (кабак), между добром и злом. Но убийству всё­ таки суждено Даже после убийства в душе героя продолжается борьба добра и зла. Его душа, запятнанная кровью, «кричит» вместе с душами убитых им людей Сон помогает  герою понять  бесполезность  совершённого  убийства.  Раскольников  понимает, что  он не  Наполеон, и  предчувствует  всенародное  осуждение и  позор Сон показывает  герою плоды его  теории и  производит  решающий перелом  в его душе, герой  осознаёт страшную  сущность своей  теории и  отказывается от неё  По ходу выступления групп в тетрадях может составляться такая схема. VI. Подведение итогов занятия: 6           ­ Какова же роль снов Раскольникова в раскрытии идейного замысла произведения? * может быть, кто­то из учащихся захочет это сделать самостоятельно СЛАЙД № 12 ­ Таким образом, мы видим, что сны Раскольникова играют очень важную роль в раскрытии идейного замысла романа: они помогают нам понять истинную сущность героя, мотивировку его поступков,   направляют   озлобленный   разум   заблудшего   человека   к   озарению,   помогают   герою стать на путь обновления и перерождения.  VII. Рефлексия: ­ Ребята, понравилось ли вам работать на сегодняшнем занятии? ­ Выскажите своё мнение: ­ Что было интересно сегодня? ­ Что показалось скучным? ­ Помогла ли вам сегодняшняя работа лучше понять главного героя? ­ Спасибо за вашу откровенность! ­ И разрешите мне закончить наше занятие небольшим пожеланием: СЛАЙД № 13 О, не знайте страшных снов, дети дорогие! Пусть уносят мысли вас в грёзы золотые! Сердце ваше пусть всегда чистым остаётся, Лишь для подвига, любви и прощенья бьётся! VIII. Заключение ­  СЛАЙД № 14 ­ Благодарю вас за работу.              Наше занятие окончено.              До свидания! 7 Карточка для работы группы №1 Первый сон Раскольникова об убийстве лошади. Сон – пророчество. 1. Перечитайте эпизод «Первый сон Раскольникова» (ч.1, гл.5) 2. Найдите образы­символы в этой сцене: церковь, кабак, дорога.       Попробуйте определить их значение и раскрыть смысл сна. * Обратите внимание на символическое значение цвета в этой сцене 3. Согласны ли вы с утверждением, что «сон снится в настоящем времени,  говорит о прошлом и предсказывает будущее»? 4. Какое будущее ожидает героя? 5. Сделайте лаконичный вывод (2­3 предложения), в чём смысл сна, что он  помогает нам понять? * Во время устного выступления раскройте смысл образов­символов. План ответа: ­ Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о … ­ Ведущие образы­символы данного сна ­ … (иллюстрации, рисунки) ­ Сон помогает нам увидеть …, понять … ­ Сон открывает …, показывает …, предвещает … ­ Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о … 8       Карточка для работы группы №2 Сон – оазис 1. Перечитайте сон Раскольникова про оазис ( ч.1, гл.6) 2. Согласны ли вы с утверждением, что это – сон­мечта? О чём мечтает герой? 3. Попробуйте раскрыть символическое значение сна. 4. Сделайте обобщающий вывод: «Сон про оазис – это…» ­ оазис          мираж в пустыне ­ пьёт чистую воду          хочет набраться сил для выполнения задуманного ­ приём контраста          «грязный» Петербург и «чистая» вода ­ «Три пальмы» Лермонтова         убийство неизбежно План ответа: ­ Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о … ­ Ведущие образы­символы данного сна ­ … (иллюстрации, рисунки) 9 ­ Сон помогает нам увидеть …, понять … ­ Сон открывает …, показывает …, предвещает … ­ Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о … Карточка для работы группы №3 Сон – крик (ч.2, гл.2). 1. Перечитайте эпизод сна и разговор Раскольникова с Настасьей после  пробуждения. 2. Как вы думаете, почему всё действие сна происходит на лестнице, что она  символизирует? 3. В каком состоянии проснулся герой? Почему именно в таком? 4. Как трактует Настасья сон героя? Согласны ли вы с ней или нет? 5. Сделайте вывод: почему Раскольников видит такой сон и что он  символизирует? *Крик души, совести   Слово   Отца 10   Всевышнего   Есть  План ответа: ­ Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о … ­ Ведущие образы­символы данного сна ­ … (иллюстрации, рисунки) ­ Сон помогает нам увидеть …, понять … ­ Сон открывает …, показывает …, предвещает … ­ Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о … Карточка для работы группы №4 Сон, в котором Раскольников повторяет убийство (ч.3, гл.6). 1. Перечитайте эпизод сна, раскройте его смысл: ­ Почему старуха не умирает, а смеётся?  ­ Что, по вашему мнению, символизирует данный образ? ­ Кого встречает герой, убежав от старухи? ­  Как толпы народа смотрят на Раскольникова? 2. Попробуйте понять, с какой целью автор вводит данный эпизод в  произведение? 3. Сделайте вывод. 11 ­ Этот сон помогает герою понять, что … План ответа: ­ Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о … ­ Ведущие образы­символы данного сна ­ … (иллюстрации, рисунки) ­ Сон помогает нам увидеть …, понять … ­ Сон открывает …, показывает …, предвещает … ­ Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о … Карточка для работы группы №5 Сон на каторге (эпилог). 1. Перечитайте эпизод сна. 2. Согласны ли вы с тем, что это – сон­предупреждение? *Ответ обоснуйте. 12 3. Что привело человечество к гибели? * Какие образы­символы можно увидеть в этом эпизоде? 4. Каков, по вашему мнению, символический смысл данного сна? 5. Каким образом этот сон связан с судьбой Раскольникова и идеей его  духовного перерождения? 6. Сделайте вывод.  План ответа: ­ Мы проанализировали сон Раскольникова, в котором рассказывается о … ­ Ведущие образы­символы данного сна ­ … (иллюстрации, рисунки) ­ Сон помогает нам увидеть …, понять … ­ Сон открывает …, показывает …, предвещает … ­ Сон является воплощением … (мечты, идеи, мысли) о … Результаты работы группы № 1 Варианты ответов детей Мы проанализировали первый сон Раскольникова, в котором рассказывается о жестоком убийстве   лошади   толпой   пьяных   крестьян.   Раскольников   в   этом   сне   ещё   ребёнок,   который   с 13 нескрываемым   ужасом   наблюдает   за   страшной   сценой   истязания   и   убийства   несчастной лошадёнки. Это сон богат  символами:  церковь с зелёными куполами,  куда любит ходить маленький Родя, олицетворяет небесное начало на земле, духовность, нравственную чистоту, совершенство и надежду на лучшую жизнь (зелёный – цвет надежды). Однако   дорога   (символ   жизненного   пути   человека)     в   церковь   проходит   мимо   кабака, который мальчик боится и не любит;  кабак  олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь жизни. Это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. Дорога одна, но привести она может как в кабак, так и в церковь, и только человек решает, куда ему идти. Не случайно и то, что церковь   находится   в   трехстах   шагах   от   кабака.   Это   небольшое   расстояние   показывает,   что человек в любой момент может прекратить неправедную жизнь, раскаяться и, обратившись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь. Веселье   пьяных     людей   не   внушает   окружающим,   и   в   частности   маленькому   Родиону, ничего,  кроме  страха.   В  сцене  у  кабака  – убийстве  беспомощной  лошаденки  толпой  пьяных хулиганов – маленький Раскольников пытается защитить несчастное животное, кричит, плачет.   Эта   сцена   показывает,   что   по   своей   природе   он   вовсе   не   жесток,   беспощадность   и презрение к чужой жизни, даже лошадиной, ему чужды и возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно.  Атмосфера происходящего раскалена до предела. С одной стороны, это злоба, жестокость, агрессивность   разнузданной   толпы,   с   другой   —   невыносимое   отчаяние   маленького   Роди, сотрясающее   его   сердце   жалостью   к   «бедной   лошадке».   И   в   центре   всего   —   ужас   и   слезы добиваемой клячи. Не случайно, создавая эту страшную картину, Достоевский использует очень много восклицательных знаков.  Сон помогает нам увидеть истинную душу Раскольникова и понять, что в нём происходит борьба между добром (церковь) и злом (кабак), между истинными порывами души и разумом, пленённым страшной теорией. Раскольников   просыпается   в   холодном   поту   и   в   ужасе   от   увиденной   сцены.   Сны   не подчиняются   разуму,   в   них   раскрывается   натура   человека,   и   мы   видим,   что   убийство отвратительно душе и сердцу Раскольникова. Сон является воплощением мысли о  неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Этот   сон   действительно   снится   в   настоящем   времени,   рассказывает   о   прошлом   и предсказывает будущее: Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все­таки убьет старуху и именно топором, а умирающая Катерина Ивановна скажет: «Заездили клячу!»  Первый   сон   главного   героя   сыграл   важную   роль   в   дальнейшем   произведении,   так   как, развивая тему «наказания» Раскольникова, Достоевский покажет, что именно в душе хранятся все главные истины об отношении людей друг к другу: «Не суди», «Не убий», «Возлюби ближнего, как самого себя». И наказан  Раскольников  будет в первую очередь тем, что его душа не примет преступления. Прислушайся Раскольников не к зову разума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом сне, — страшное преступление не свершилось бы! Функции первого сна:  – пророческая (помогает заглянуть в будущее) ­ раскрывает внутреннюю сущность героя ­ является инструментом психологического анализа Результаты работы группы № 2 14 Мы проанализировали второй сон Раскольникова, в котором рассказывается о том, как герой попадает в оазис в пустыне и с наслаждением пьёт чистую воду из ручья. Мы согласны с утверждением, что это сон­мечта. Действительно, в этом сне герою грезится тот идеальный  мир, который  будет создан им,  гением,  Наполеоном,  спасителем  человечества, богом. Родион мечтал о создании на земле Нового Иерусалима, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя, неравноправия и печали. В этом мире все будет прекрасно: «…чудесная­чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку, а он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит». Не   случайно   оазис   находится   в   Египте.   Египетский   поход,   как   известно,   был   началом стремительной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, претендующий на его место, строить свой мир должен, начиная именно с Египта.  Сон имеет и символическое значение: ­  оазис          часто мираж в пустыне, так что райская жизнь, о которой мечтает Раскольников, вряд ли наступит в реальности; ­ герой пьёт чистую воду                   хочет набраться сил для выполнения задуманного, как былинный богатырь; ­ приём контраста                     «грязный» Петербург и «чистая» вода, «жара» на улицах города, которая отнимает силы  – «холодная» вода, которая даёт силы. Сон – оазис является воплощением мечты героя об идеальном счастливом мире, который он создаст, став «сверхчеловеком». Функции второго сна: является средством воплощения внутренних тайных мечтаний героя, раскрывающих его стремления и духовную сущность. Результаты работы группы № 3 Мы  проанализировали   третий  сон Раскольникова,   который   условно  можно назвать  сон­ крик. Он снится герою уже после убийства старухи­процентщицы и ее сестры Лизаветы.  Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает квартирную хозяйку:  «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени». Сон  наполнен жуткими звуками: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побой и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал». Ведущий   образ­символ   этого  сна   –  тёмная   и   грязная  лестница,   которая   символизирует жизненный путь Раскольникова, полный препятствий, которые предстоит пройти герою, чтобы подняться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, создавшего этот несовершенный мир, и оказаться способным изменить людей для их же благополучия.   Герой просыпается от собственного страшного крика. Настасья так объясняет ему его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Отчасти это верно, но в Раскольникове кричит не столько его кровь, сколько кровь убитых им людей. Все существо героя воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и для Родиона убийство должно быть обычным делом.   Да, он убил, но когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голове у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!»   Раскольников   поражен   жестокостью   людей,   что   и   отразилось   в   этом   сне:   «Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления».  Этот сон помогает нам понять, что в герое ещё жива совесть – слово Бога в человеке – и что несмотря на совершённое преступление он не стал сверхчеловеком. Этот сон автор ввел в повествование, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова:   ее   бесчеловечную   сущность   и   несостоятельность.   Этот   сон,   с   одной   стороны, 15 продолжение   темы   беззакония   этого   мира,   а   с   другой   стороны,   предощущение   будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания.  Функции третьего сна: даёт возможность герою посмотреть на себя со стороны, а также является инструментом психологического анализа. Результаты работы группы № 4 Четвёртый сон Раскольникова – это сон о том, как герой повторяет уже совершенное им убийство старухи­процентщицы.  Однако на этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но она не умирает, а смех её превращается в хохот. Образ смеющейся неумирающей старухи глубоко символичен: он показывает бесполезность совершённого Раскольниковым преступления, жалкость его попытки изменить мир через убийство какой­то старушонки.  И действительно, Раскольников не изменил ровным счетом ничего: старуха по­прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Раскольников вместе с тем убивает и себя.  Сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой».  Раскольников понимает, что, убив старуху, он не почувствовал себя свободней, он не стал «властелином», не доказал правильность своей теории, и смех старухи ­ это торжество зла над не сумевшим убить в себе человечность Раскольниковым. Убежав от старухи, герой видит со всех сторон толпы людей, они смотрят на него и молчат. Люди стоят внизу, а Раскольников  ­ выше всей этой толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он – Наполеон, он – гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди «притаились и ждут, молчат…» Чего же они ждут? Возможно, подтверждения, что перед ними «сверхчеловек», «властелин»? Но Раскольников не может дать им такого подтверждения. Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают   его   жалким,   и   смех   старухи   —   это   доказательство   несостоятельности   теории Раскольникова.  Функция   четвёртого   сна:  в   символической   форме   показать   несостоятельность   теории Раскольникова, бесполезность совершённого им  убийства. Результаты работы группы № 5 Наряду с символическим смыслом, помогающим понять психологию героя и самого автора, сны   в   романе   играют   еще   одну   немаловажную   роль:   показывают   изменения   в   теории Раскольникова. В романе  есть два сна, показывающих мир по теории героя­ это сон­оазис и сон на каторге, который можно назвать своеобразным пророчеством­ предупреждением. Последний сон – фантастический, он показывает Раскольникову плоды его теории. Мир преобразился по сравнению со сном об оазисе: он был «осужден в жертву какой­то страшной, неслыханной   и   невиданной   моровой   язве».   Раскольников,   наверное,   даже   и   не   подозревал, насколько страшна его теория.  В пятом сне («бессмысленном бреду») Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей «бесноватыми, сумасшедшими», при этом сами они считают себя «умными и непоколебимыми в истине». Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми. Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей».  Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истинной духовности. Избранные, по Достоевскому, это люди, наделенные глубочайшей верой. 16 Именно в этом сне автор в символическом форме говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что   человек   перестанет   различать   такие   ключевые   понятия,   как   добро   и   зло,   что   приведёт человечество к неминуемой гибели.  Если вспомнить факты из биографии Достоевского, то в этом сне четко прослеживается полемика Достоевского с социалистами, в то время призывавшими к революции как к единственно правильному   выходу   из   сложившегося   кризиса.   Писатель   пророчески   описывает   ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, зараженные «язвой» ­ гордыней, не уважая и не замечая других, начинают бороться за свои «права», пытаются лезть наверх, считая свою теорию единственно верной.  В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по­новому, видит ее антигуманность и бесчеловечность.  Таким образом, данный сон помогает нам увидеть, как происходит переосмысление героем своих   жизненных   целей,   изменение   его   мировоззрения,   постепенное   приближение   к   духовным ценностям и отход от своей теории,  то есть начинается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания. А ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.  Именно после этого сна Родион Раскольников понял, наконец, страшную сущность своей теории и отказался от нее. Функция       пятого сна: в символической форме показать страшные последствия воплощения теории   Раскольникова   в   жизнь,   ещё   раз   подчеркнуть   её   антигуманную   сущность   и   отразить нравственные   изменения,   начавшиеся   в   душе   героя   –   первые   ростки   на   пути   его   духовного возрождения.

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы на тему "Сны Родиона Раскольникова и их роль в раскрытии идейного замысла романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017