Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»
Оценка 4.8

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
27.01.2017
Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»
Урок - дискуссия «Умен ли Чацкий?» завершает изучение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (рабочая программа составлена на основании примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения , программы по литературе для образовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией В.Я. Коровиной //Учебная программа по литературе для 5-11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений.Литература.5-11 классы. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский и др./Под ред. В.Я. Коровиной -М: Просвещение, 2011; подкреплена учебником для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. В.Я. Коровиной.-М.: Просвещение, 2012 1. Цель урока – систематизировать знания обучающихся о проблематике комедии Грибоедова, образе Чацкого, дать представление о неоднозначности трактовки этого образа в отечественном литературоведении. 2. Задачи урока: -развивать умение обучающихся работать с информационными источниками (текст художественного произведения, критическая статья): осуществлять информационный поиск под заданную коммуникативную задачу; подбирать аргументы/ контраргументы из текстов для подтверждения тезиса («Чацкий умен»/ «Чацкий глуп»); воспринимать основное содержание фактической/ оценочной информации. -развивать умение вести дискуссию: определять основную мысль и причинно-следственные связи; отношение говорящего к событиям и действующим лицам; строить грамотное монологическое высказывание в рамках дискуссии; уметь задавать вопросы разных типов (в т.ч. уточняющие). 3.Психолого-педагогические особенности обучающихся. В качестве организационной формы урока была выбрана дискуссия, что связно в первую очередь с возрастными особенностями школьников: «подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности» (А.А.Попов), а также особенностями классного коллектива: обучающиеся 9А класса (25 человек) имеют познавательный уровень выше среднего (80% качества обученности по предмету «Литература»), отличаются творческим мышлением и активной жизненной позицией, принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах по литературе, русскому языку. 4. Ожидаемые результаты и эффекты урока Деятельностный подход, используемый на уроках литературы, предусматривает создание особой развивающей среды, направленной на развитие ключевых компетентностей (универсальных учебных действий). Дискуссия как форма организации деятельности обучающихся предполагает развитие следующих аспектов коммуникативной компетентности обучающихся : 1. Воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации; 2. Определять основную мысль и причинно - следственные связи; 3. Определять отношение говорящего к событиям и действующим лицам; 4. Строить грамотное монологическое высказывание в рамках дискуссии; 5. Уметь задавать вопросы разных типов (в т.ч. уточняющие). Логика деятельностного подхода предусматривает и проведение рефлексии, следовательно, мы можем говорить о развитии такого учебного действия, как «умение давать оценку продукту собственной деятельности, деятельности одноклассников». Основная технология – технология создания образовательной ситуации (по А.В.Хуторскому), этапами которой являются: 1. Образовательная напряженность; 2. Уточнение образовательного объекта; 3. Конкретизация задания; 4. Решение ситуации; 5. Демонстрация образовательной продукции; 6. Систематизация полученной продукции; 7. Работа с культурно-историческими аналогами; 8. Рефлексия. При оценке деятельности обучающихся в процессе дискуссии целесообразно использовать специфическую аналитическую шкалу, которая может быть предметом обсуждения как до проведения дискуссии, так и после нее. Идея такой шкалы, форма также взята из книги Фишман И.С., Голуб Г.Б. «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся». Учитель может назначить 2-3-х человек, которые работают с этой шкалой в процессе дискуссии, а затем представляют результат, но о параметрах оценивания должны знать все ученики.
Лапутина_ урок (1).doc
Лапутина Вера Владимировна учитель русского языка литературы МБОУ СШ №31, г. Сургут                  Проект урока ­ дискуссии  в 9 классе «Умен ли Чацкий?» Пояснительная записка Урок ­ дискуссия «Умен ли Чацкий?» завершает  изучение  комедии А.С. Грибоедова   «Горе   от   ума»   (рабочая   программа   составлена  на   основании примерной   программы   основного   общего   образования   по   литературе   для общеобразовательных   учреждений   с   русским   языком   обучения   (2007), программы по литературе для образовательных учреждений (5­11 классы) под редакцией   В.Я.   Коровиной   //Учебная   программа   по   литературе   для   5­11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной (Программы   общеобразовательных   учреждений.Литература.5­11   классы. Авторы   В.Я.   Коровина,   В.П.   Журавлев,   В.И.   Коровин,   И.С.   Збарский   и др./Под ред. В.Я. Коровиной ­М: Просвещение, 2011; подкреплена учебником для   общеобразовательных   учреждений.   В   двух   частях.   Под   ред.   В.Я. Коровиной.­М.: Просвещение, 2012 1.    Цель урока – систематизировать знания обучающихся о проблематике  комедии Грибоедова, образе Чацкого,  дать представление о неоднозначности  трактовки этого образа в  отечественном литературоведении.  2. Задачи урока:  ­развивать умение обучающихся работать с информационными источниками (текст художественного произведения, критическая статья):     осуществлять информационный  поиск под заданную коммуникативную задачу; подбирать аргументы/ контраргументы из текстов  для подтверждения тезиса («Чацкий умен»/   «Чацкий   глуп»);   воспринимать   основное   содержание   фактической/ оценочной информации. ­развивать умение вести дискуссию: определять основную мысль и причинно­ следственные   связи;   отношение   говорящего   к   событиям   и   действующим лицам; строить грамотное монологическое высказывание в рамках дискуссии; уметь задавать вопросы разных типов (в т.ч. уточняющие). 3.Психолого­педагогические особенности обучающихся. В     качестве   организационной   формы   урока   была   выбрана   дискуссия,   что связно   в   первую   очередь   с   возрастными     особенностями   школьников: «подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать   готовые   решения.  Они   ждут   новых   форм   обучения,  в  которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности»   (А.А.Попов),   а   также   особенностями   классного 1 коллектива:   обучающиеся   9А   класса   (25   человек)   имеют     познавательный уровень   выше   среднего   (80%     качества   обученности   по   предмету «Литература»),   отличаются   творческим   мышлением   и   активной   жизненной позицией,   принимают   участие   в     различных   олимпиадах   и   конкурсах   по литературе, русскому языку. 4. Ожидаемые результаты и эффекты урока Деятельностный подход, используемый на уроках литературы,   предусматривает создание особой развивающей среды, направленной на  развитие    ключевых компетентностей (универсальных учебных действий).  Дискуссия  как форма организации деятельности обучающихся  предполагает  развитие  следующих аспектов коммуникативной компетентности  обучающихся1: 1. Воспринимать основное содержание фактической/оценочной информации; 2. Определять основную мысль и причинно ­ следственные связи; 3. Определять отношение говорящего к событиям и действующим лицам; 4. Строить грамотное монологическое высказывание в рамках дискуссии; 5. Уметь задавать вопросы разных типов (в т.ч. уточняющие). Логика   деятельностного   подхода   предусматривает   и   проведение рефлексии, следовательно, мы можем говорить о развитии такого учебного действия,  как  «умение   давать   оценку   продукту   собственной   деятельности, деятельности одноклассников». Основная технология – технология создания образовательной ситуации (по А.В.Хуторскому), этапами которой являются:  1. Образовательная напряженность;  2. Уточнение образовательного объекта;  3. Конкретизация задания; 4. Решение ситуации; 5. Демонстрация образовательной продукции; 6. Систематизация полученной продукции; 7. Работа с культурно­историческими аналогами;  8. Рефлексия.   обучающихся   При   оценке   деятельности     в   процессе   дискуссии целесообразно использовать специфическую аналитическую шкалу, которая может   быть   предметом   обсуждения     как   до   проведения   дискуссии,   так   и после нее. Идея такой шкалы, форма также взята из   книги   Фишман И.С., Голуб  Г.Б. «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся». Учитель может назначить  2­3­х человек, которые работают с этой шкалой в процессе   дискуссии,   а   затем   представляют   результат,   но   о   параметрах оценивания должны знать все ученики. 1 Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся Самара, 2007 С. 28 2 ФИ   учащег ося  в  группе Использ ование  текста  комеди и ( ) Специфическая шкала (пример) Содержание  Организация Задает  вопросы другой  группе Логично сть и  последо вательн ость  Соблю дение  правил дискус сии Речевое  оформл ение  высказы вания Во  время  высту пления привод ит  аргуме нты  В ходе  дискусс ии  приводи т  контра ргумен ты 1.И.И. + 2.А.Н. + 3.Н.Г + + + + + ­ + + ­ ­ + + + + + ­ + + ­  5.  Приемы организации  учебной деятельности На уроке – дискуссии с целью активизации познавательной деятельности  обучающихся были использованы следующие приемы: 1. «Давайте договоримся!» (фиксация правил ведения дискуссии)  л л а б   й ы в о г о т И + е и н а   ж р е д о с ( ) я и ц а з и н а г р о 6  баллов /отли чно 4  балла/ хорош о 3  балла/ удовле твори тельн о 3 2.«Лист ожидания» (фиксация личностных целей учеников)  3. Блиц –опрос (с помощью сигнальных карт), метод голосования карточками. Это   инструмент,   с   помощью   которого   учащиеся   могут   выразить   и сформулировать   свое   мнение   без   необходимости   выступления.   Ведущий раздает по одной или несколько карточек с просьбой/заданием написать на них   ответ   на   поставленный   ведущим   вопрос.   Заполненные   карточки вывешиваются на доске  в начале дискуссии, потом в конце ее (поменялось ли мнение в ходе дискуссии). Затем идет обсуждение результата голосования, причем   каждый   может   привести   аргументы   по   поводу   тезиса   на   своей карточке, но может этого и не делать. Большое преимущество такого метода в том,   что   нет   необходимости   брать   слово   каждому:   участники   могут ограничиться   коротким   письменным   сообщением   (то   есть   сутью   дела).   В результате часто подлинное мнение участников выявляется лучше, чем при устных высказываниях. 4. «Коллективная память» (фиксация основных идей участников дискуссии) На уроке использовались следующие формы работы: групповая (2 группы – отрицающая   и   утверждающая   сторона),   индивидуальная   (2   хранителя «коллективной памяти» (ученики, фиксирующие идеи участников дискуссии), «эксперты» (2 ученика, работающие со специфическими шкалами). Для этих ролей, как правило, выбираются ученики, не желающие принимать участие в групповой работе, это задание можно предложить и тем, кому сложно принять однозначную позицию. 6.   Необходимые ресурсы  ­ технические (компьютер, проектор, экран) ­   информационные   (критические   статьи/   выдержки   из   критических   статей, высказывания писателей, литературоведов:  Н. Полевого, М. А. Дмитриева, Н. Сомова, А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, К.А. Полевого, Н.И. Надеждина, В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя, В.А. Ушакова, Д.И. Герцена, Н.И. Огарева, Н.А. Добролюбова) ­ организационные  Данный урок предполагает  опережающее задание  (было дано перед началом изучения пьесы): подобрать аргументы «за» или  «против» по проблеме «Умен ли Чацкий?». Задание позволило развивать такие умения, как: 1. Уметь работать с информационными источниками разных типов, в т.ч. и информационными источниками, содержащими противоречивую информацию. 2. Уметь систематизировать полученную информацию. 3. Определять собственную позицию, аргументировать ее                 4 Список источников 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература.5­11 классы.  Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский и  др./Под ред. В.Я. Коровиной ­ М: Просвещение, 2011 2. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся Самара, 2007 С. 28 3. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, С.С. Збарский.  Литература.  9 класс. Учеб.  для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч.­ М.: Просвещение, 2012. 4. Гончаров И.А. Собрание сочинений6 в 8­ми тт. М., 1955. Т.8. с.7­40. 5.В. Коровин. Об интриге и жанре комедии “Горе от ума”. Семинарий.  “Литература”. Приложение к газете “Первое сентября” № 34, 2000. 6. Л. Рослякова. Когда возрастает знаменатель. Из опыта изучения комедии  А.С. Грибоедова. “Горе от ума” в 9 классе. “Литература”. Приложение к  газете “Первое сентября” № 18, 1999. 7.О. Гладкова, В. Гринь. Пушкинский отзыв и комедия А.С. Грибоедова.  “Литература”. Приложение к газете “Первое сентября” № 18, 1999. 8.А. Репин. Смысл названия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.  Семинарий. “Литература”. Приложение к газете “Первое сентября” № 34,  2000. 5 6 Основная часть Технологическая карта  урока ­ дискуссии  в 9 классе «Умен ли Чацкий?» Предмет ­  литература Класс   ­ 9 Автор УМК – В.Я Коровина Тема урока  ­ «Умен ли Чацкий?» Тип урока ­  урок коммуникативного типа, урок ­ дискуссия Оборудование –  высказывания критиков,  портреты А.С. Пушкина и И.А. Гончарова, лист «ожидания», листы «коллективной памяти», карточка «опроса», итоговая карточка, правила ведения дискуссии.  Цель Деятельность обучающихся Деятельность учителя Продукт  деятельности 1. Целеполагание (создание ситуации образовательной напряженности) мотивация к  учебной  деятельности  Учитель обращает внимание  обучающихся на эпиграфы к уроку,  просит их прокомментировать и  сформулировать  проблему урока. «Ум Чацкого силен и остер…»  А.Гончаров «Первый признак умного человека – с  первого                                                      взгляду знать, с кем имеешь дело, и не  метать бисера перед Репетиловым и  тому под.» А.С.Пушкин  Предлагает заполнить «лист  ожидания»                                                Учащиеся   читают   эпиграфы,   комментируют, определяя     проблему   урока,   записывают   ее   в тетради, соотносят их с формой урока  Заполняют «лист ожидания» Определяют  проблему урока,  которая  озвучена в   цитатах Гончарова и Пушкина («Умен ли  Чацкий?»). Фиксация  личностной цели 7 Конкретизация  учебной задачи  через перечень   учебных  действий   2.Уточнение образовательного объекта и  3)конкретизация задания Просит вспомнить правила проведения дискуссии, проводит блиц –опрос   (деление на  2 группы),  предлагает  2  обучающимся стать хранителями  «коллективной памяти», экспертами  (работа со специфической шкалой).  Проводит для них инструкцию. ( в это  время остальные  учащиеся   распределяют роли в группе)  Называют правила ведения дискуссии (при  необходимости повторяются понятия  «аргумент», «контраргумент»,  «релевантность»). Делятся на 2 группы, распределяют роли в  каждой группе  2 обучающихся становятся «хранителями  коллективной памяти», 2 ­ экспертами 4. Решение ситуации Работают в группах Индивидуальная работа хранителей   коллективной памяти и экспертов Предлагает группам приступить к  обсуждению  проблемы, определяет  время работы (до 7 минут), помогает  группам.  Предлагает экспертам и хранителям  коллективной памяти наблюдать за  деятельностью, фиксируя  интересные  идеи. развивать  умения  воспринимать и  оценивать  информацию,   выделять  главное,   работать в  группе,  оценивать  деятельность  одноклассника 5. Демонстрация образовательной продукции Систематизация  правил ведения  дискуссии Деление на 2  группы,  распределение ролей Представление  обучающихся  (хранители  коллективной  памяти и эксперты)   о цели работы.  Перечень  аргументов  Заполнение  коллективной  памяти. Заполнение  специфических  шкал 8 ­ развивать  умение   грамотно  строить  речевое  монологическое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами, вести  дискуссию,  подтверждая и  опровергая  гипотезы Предлагает приступить к дискуссии,  обращая внимание на правила ведения  дискуссии Помогает хранителям памяти  заполнять лист коллективной памяти Делает промежуточный вывод о том,  что нельзя прийти к однозначной  оценке образа Чацкого: он умен, но  попадает в глупое  положение Делает  промежуточный вывод о том,  что  влюбленный человек не видит  Софью объективно, это дело не ума,  это идеализация предмета  влюбленности.  Задаёт вопросы – провокации:   Репетилов –это пародия на Чацкого?  Хрюмина –единомышленница Чацкого, ведь она тоже недовольна  (если эти  вопросы не будут заданы учащимися   во время дискуссии) Выступление первой пары дискутирующих  ­ утверждение ума Чацкого в оценке  окружающих (слова Лизы «остер, умен», с  которыми соглашается Софья;   монологи   Чацкого умны и убедительны, например,  «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,  слова  И.Гончарова). ­ опровержение ума Чацкого (при первом  появлении героя на сцене возникает в уме  комическая рифма: «Дурацкий”. Почему,  несмотря на свой ум, он постоянно оказывается в дураках?) Выступление второй пары дискутирующих ­  утверждение: умный человек в глупом  положении – таков парадокс комедии  (особенный ум Чацкого, «ум с сердцем не в  ладу».Чацкий ошибается, потому что любит  Софью) ­ опровержение: Чацкий – патологический  глупец Любой умный человек не стал бы после  столь долгой разлуки ((“Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков”) и  произнесённого им первого комплимента  домогаться поцелуя, не оставил бы без  внимания реплики Лизы, уловил бы нынешнее  отношение к нему Софьи..  Строят  монологическое  высказывание. Приводят аргументы и контраргументы. Задает вопросы. Заполняют лист  «коллективной  памяти» Оценивают  деятельность  одноклассников 9 А.С. Пушкина: “Чацкий вовсе не умный  человек… Первый эпиграфа признак умного  человека – с первого взгляда знать, с кем  имеешь дело, а не метать бисера перед  Репетиловым и тому подобными”. Выступления  пар дискутирующих об  отношениях Софьи и  Чацкого;  единомышленниках Чацкого,  авторском  отношении к Чацкому (Репетилов – это  пародия на Чацкого?)  Задают вопросы по ходу дискуссии, выдвигают  контраргументы Фиксируют идеи в «коллективной памяти»,   заполняют оценочные шкалы 5. Систематизация образовательной продукции Развивать  умение  обучающихся  обобщать, делать вывод Предлагает обратиться к листам  «коллективной памяти», обращая  внимание на равное количество  аргументов «за» и «против» (эти  листы коллективной памяти могут  быть отсканированы и  вклеены в  тетради обучающихся) Проводит блиц – опрос  (изменилась  ли первоначальная точка зрения на ум  Чацкого?) Просит  ответить на вопрос,  Сопоставляют листы «коллективной памяти»,   сравнивают собственную точку зрения  в начале урока и в конце, объясняют причины изменения точки зрения. Письменно фиксируют свою точку зрения об  уме Чацкого. Делают вывод,   строят письменное  высказывание на  предложенную тему  10 поставленный в начале урока  письменно (Умен ли Чацкий?). 7. Работа с культурно­историческим аналогом показать образ  Чацкого в  спорах  писателей и  критиков  развитие   умения  осуществлять  оценку и  самооценку  деятельности Обращает внимание на название  комедии «Горе от ума» Проводит параллель с  «лишними  людьми» в русской литературе 19 века Представляет мнение критиков о   Чацком Просит каждого ученика  выбрать  и  записать ту точку зрения,  с которой   согласен   Предлагает прочесть записи в листах  ожидания, ответить на вопрос:  «Оправдал ли урок ваши ожидания?  Если да, то почему? Если нет, то  почему?» Предлагает выступить экспертам,   представить результаты по   специфической шкале  Выбрать  форму домашнего задания :   Эссе «Письмо Чацкому из 21 века»,  выразить свое отношение к главному  герою комедии, В фильме о  Грибоедове отец Нины Чавчавадзе  утверждал, что Молчалин – это  повзрослевший Чацкий. Согласны ли  Знакомство с точками зрения современников  Грибоедова, критиков, писателей на образ  Чацкого Выбирают высказывание,  с которым согласны,  записывают в тетради Выбор  высказывания,  совпадающего с  мнением учащегося,  к которому он  пришел в результате  дискуссии, урока 8   Рефлексия Читают собственные записи, отвечают на  вопрос Представляют результаты экспертной оценки  Осуществляют  оценку и  самооценку Выбирают домашнее задание 11 вы с этой точкой зрения?  12 13

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»

Урок литературы на тему «Умен ли Чацкий ?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017