Урок литературы в 10 классе по теме: «Эта короткая, короткая жизнь…» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Урок литературы в 10 классе по теме: «Эта короткая, короткая жизнь…» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
14.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Конспект урока.doc
Урок литературы в 10 классе по теме: «Эта короткая, короткая жизнь…»  (по роману И.А.Гончарова «Обломов»).                                                                                    Сценарий урока Вступительное слово учителя: (Слайд 1) ­ Здравствуйте! Я рада вас сегодня видеть! Мы продолжаем изучать творчество И.А.Гончарова. Вы прочитали роман «Обломов», и сегодня мы продолжим разговор об этом  произведении. (Слайд 2) В апреле 1859 года завершилось печатание романа на страницах журнала  «Отечественные записки». Многие писатели­современники И.А.Гончарова  откликнулись на это событие. Л.Н.Толстой писал: «Скажите Гончарову, что я  в восторге от  «Обломова и перечитываю ещё раз. Но что приятнее ему будет  – это то, что «Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый,  капитальный и не временный в настоящей публике». И.С.Тургенев сказал: «Пока останется хоть один русский – до тех пор будут  помнить «Обломова» Итак, роман прочитан. Какие вопросы родились у вас в голове после прочтения романа? (Ответы). А вам было жаль, что Илья Ильич Обломов так рано ушёл из жизни? В каком возрасте он умер? (41 – 42 года). А задавали ли вы себе вопрос,  почему это произошло? (Ответы). Давайте попытаемся сегодня в этом разобраться и поставим проблемный  вопрос урока. Как он будет звучать? (Слайд 3) (Отчего так рано ушёл из жизни Илья Ильич Обломов?) А какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Слайд 4) Итак, вернёмся к проблеме, которую мы подняли. (Слайд 3) Ребята, а вам хочется жить долго­долго? (Ответы) А как вы думаете, что для этого необходимо? (Ответы) Наверное, в числе прочего нужно вести здоровый образ жизни. А что такое  здоровый образ жизни? (Ответы) (Слайд 6) (  Физические нагрузки, правильное питание, отсутствие вредных  привычек, полноценный сон). Как вы думаете, без чего жизнь будет пустой, бессмысленной? (Ответы). Очевидно, что без цели в жизни. (Слайд 5) Эпиграфом к уроку я хотела бы предложить вам взять слова великого  немецкого поэта, мыслителя Иоганна Гёте «Дайте человеку цель, ради  которой стоит жить, и он сможет выжить в любой жизненной  ситуации». Вернёмся к роману «Обломов». Все мы родом из детства. Именно в детстве закладываются основы всего того, что в дальнейшем определяет жизнь и судьбу человека. Обратимся к детству Ильи Ильича. Опишите кратко детство Обломова. (Ответы). Как вы думаете, что было «неправильным» в его детстве, отрицательно  повлиявшим на его дальнейшую судьбу? (Ответы) Давайте обобщим. (Слайд 8) (Чрезмерная опека, родительская любовь без  требовательности,  перекармливание, запугивание «тёмными силами», внушение мечты о  райской жизни без забот и трудов, пример родительского  «ничегонеделания»). А кто в романе является антиподом, противоположностью главному герою? (Ответы) Правильно, Андрей Иванович Штольц. Очевидно, на примере этих героев Гончаров хотел показать читателю, как  надо, а как не надо делать. Согласны? А как проходило детство Штольца? (Ответы). Совсем по­другому.  (Слайд 10) (Предоставление свободного времени, требовательность  отца, воспитание привычки к труду, ответственности, музыкальное и  литературное развитие). (Слайд 11) Детство Илюши Обломова закончилось. Родители решили, что его надо  отдавать в учение. Где и как учился Илья Ильич Обломов? (Ответы). (Слайд 12) (Отсутствие познавательных интересов, нежелание учиться,  лень, апатия; в итоге – бессистемные, разрозненные знания по изученным  наукам). (Слайд 13) Как складывалась карьера Ильи Ильича? (Ответы). (Слайд 14) (Крах иллюзий о службе как об удовольствии, о начальнике как  втором отце, разочарование необходимостью ежедневно посещать  службу, нежелание трудиться, боязнь деловой документации). Какой вывод сделал для себя Илья Ильич, покинув службу? (Слайд 15) (Ему досталось в удел семейное счастье и заботы об имении). А в каком состоянии находилось его имение? (Ответы). Какие «потуги» предпринимает Обломов для улучшения дел в имении? (Ответы) Что­то меняется к лучшему? (Ответы) Итак, обобщим. (Слайд 16) (Слепая вера управляющему имением, боязнь поездки в имение,  страх преобразований, маниловские мечты об улучшении положения). Продолжим разговор.  Итак, Обломов, разочаровавшись в службе, уходит в отставку. Какой образ  жизни он ведёт? (Ответы). Что «неправильного» в его жизни? (Слайд 18) (Отсутствие деятельности, впечатлений; отсутствие  движения, свежего воздуха; переедание, «пересыпание», ссоры с Захаром). Хотелось бы вам вести такой образ жизни? (Ответы).  (Слайд 19) Но вот появляется «волшебник» Штольц. И жизнь Ильи Ильича резко  меняется. Что с ним случилось? (Ответы). (Слайд 20) Как произошло знакомство Ольги Ильинской и Обломова. Почему Ольга  обратила на него внимание? (Ответы). Какими свойствами своей натуры Обломов понравился Ольге? Какую цель она поставила перед собой? (Слайд 21) Почему Обломов полюбил Ольгу? (Ответы). Какое откровение пришло к нему после одного из свиданий и заставило его  написать Ольге письмо? (Ответы). Почему «погасла» любовь Обломова? (Ответы). Можно сказать, что вверх взяла «обломовщина»? (Слайд 22) Итак, последняя страница жизни Ильи Ильича – в доме вдовы Агафьи  Матвеевны Пшеницыной, на Выборгской стороне. Ответьте мне на вопрос: «Счастлив ли был Обломов в доме Агафьи  Матвеевны?». Чем этот период его жизни отличался от жизни в родительском доме? От жизни на квартире в Гороховой улице? (Ответы). (Слайд 23) Любил ли он Агафью Матвеевну? Что было «неправильным» в его жизни? (Ответы). Покой, бездеятельность, отсутствие цели в жизни, пьянство,  обжорство. И вот Илья Ильич Обломов умирает от апоплексического удара, или (как мы  говорим сейчас) инсульта. Давайте ответим на проблемный вопрос урока. (Слайд 3) Отчего так рано ушёл из жизни Илья Ильич Обломов? (Ответы). А можно сказать, что его сгубила «обломовщина»? (Слайд 24) Откуда она родом, эта «обломовщина»? (Ответы). Наверное, из детства. (Слайд 8) Давайте проанализируем, какие черты характера развились у Илюши  Обломова с детских лет? Из чрезмерной опеки появилась в характере героя такая черта, как  несамостоятельность. Из запугивания «тёмными силами» родились в характере у Ильи Ильича  нарешительность, страх, боязнь перед жизнью. Родительская любовь без требовательности лишила его многих  положительных качеств: ответственности, трудолюбия, аккуратности и  др. Илюше Обломову с детских лет внушили, что можно жить без труда, забот и  лишений, только лишь наслаждаясь жизнью. Вредные диетические привычки (обжорство) привели к серьёзным проблемам  со здоровьем. Да и цели в жизни, настоящей, серьёзной, у Ильи Ильича не было. Итак, что же такое, по­вашему, «обломовщина»? (Ответы). (Слайд 29) Запишите домашнее задание: выписать основные положения из статьи  Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?». Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что вам понравилось в уроке? Кого мы поблагодарим за активное участие в разговоре? Кому мы поставим оценки и какие? Я надеюсь, что вы ещё раз вернётесь в мыслях к нашему разговору, обдумаете  то, о чём мы сегодня говорили с вами, и сделаете для себя правильные  выводы. Спасибо всем за урок.
скачать по прямой ссылке