Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Оценка 4.9

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
20.06.2017
Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Опытный читатель, обращаясь к новому для него литературному произведению, всегда пытается понять, каким видит мир автор. Для того чтобы приблизиться к сути концепции М. Булгакова, необходимо найти его ответы на вопросы: что есть добро и зло; кто правит миром и управляет человеком; что ожидает человека после смерти; как он расплачивается за свои ошибки, слабости и преступления; что вообще есть преступление; каков путь к «свету»; возможно ли прощение и при каких условиях оно наступает? Ответы на эти вопросы растворены в художественной ткани романа. И мы, говоря о романе М. Булгакова, попытаемся на них ответить.Приобщение школьников к художественному миру произведения писателя, основанному на ассоциативных связях сюжета с ситуациями реальной жизни и разнообразными пластами истории.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе..doc
Тагильцева Жанна Владимировна,  учитель русского языка и литературы МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №13  г.Новотроицка Оренбургской области» Предмет: литература Класс:11 УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5­11 классы. Под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2010. «Русская   литература   ХХ   века.11   класс»   (ч.1,2)   для   общеобразовательных   учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2005г.).   Уровень обучения: базовый Тема урока: Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га­Ноцри и Понтий Пилат. Общее количество часов, отведенное на изучение темы­1 Место урока в системе уроков по теме ­ 2 Цель:  приобщение   школьников   к   художественному   миру   произведения   писателя, основанному   на   ассоциативных   связях   сюжета   с   ситуациями   реальной   жизни   и разнообразными пластами истории. Задачи: воспитательные: обеспечить нравственное воспитание учащихся; образовательные: формировать у учащихся умение выделять главное, существенное  в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли; развивающие: формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли. Планируемые результаты: предметные:   понимание   литературы   как   явления:   национальной   и   мировой   культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; личностные: формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности; метапредметные:  регулятивные : способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. умение осознанно   воспринимать   и   оценивать   содержание   и   специфику   различных   текстов, участвовать   в   их   обсуждении,   давать   и   обосновывать   нравственную   оценку   поступков героев; коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выводы. познавательные:  самостоятельно   вычитывать   все   виды   текстовой   информации: фактуальную,   подтекстовую,   концептуальную;   адекватно   понимать   основную   и дополнительную информацию текста. Используемые   технологии: развитие   творческого   и   критического   мышления   в соответствии с трехфазовой технологической цепочкой: вызов­осмысление­рефлексия. Техническое обеспечение урока: презентация. Методическое и дидактическое обеспечение урока: текст романа М.Булгакова «Мастер  и Маргарита», Т.В.Рыжкова «Путь к Булгакову». Книга для учителя. Санкт­ Петербург,2000г.. Содержание урока: 1.Слово учителя. 2.Актуализация знаний. 3. Работа над содержанием романа. Проверка домашнего задания. 4.Исследовательская работа. 5. Подведение итогов урока. 6.Рефлекия. 7. Домашнее задание.  ХОД УРОКА «…факт – самая упрямая в мире вещь.» «Всё будет правильно, на этом построен мир». Воланд 1.Слово учителя. Опытный  читатель,  обращаясь  к новому для него литературному  произведению,  всегда пытается понять, каким видит мир автор. Для того чтобы приблизиться к сути концепции М. Булгакова, необходимо найти его  ответы на вопросы: что есть добро и зло; кто правит миром и управляет человеком; что ожидает человека после смерти; как он расплачивается за свои ошибки, слабости и преступления; что вообще есть преступление; каков путь к «свету»;   возможно   ли   прощение   и   при   каких   условиях   оно   наступает?   Ответы   на   эти вопросы растворены в художественной ткани романа. И мы, говоря о романе М. Булгакова, попытаемся на них ответить. 2.Актуализация знаний. ­Сколько «миров» вы смогли выделить в романе при подготовке домашнего задания?(Два: «ершалаимский» и «московский»). ­Почему же исследователи романа говорят о трёх мирах в романе Булгакова? Что это за мир? Кто его населяет? Какова его функция? Именно на эти вопросы мы постараемся сегодня с вами ответить. 3. Работа над содержанием романа. Проверка домашнего задания. 1 группа: анализ «ершалаимских»  глав. ­ Кто является главными героями этих глав?(Понтий Пилат и Иешуа Га­Ноцри). Историческая справка. Понтий   Пилат   ­сын   короля­звездочета,   жестокий   прокуратор   Иудеи   всадник   Понтий Пилат   по   прозвищу   Золотое   Копье   появляется   в   начале   2­й   главы   «в   белом   плаще   с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой», выходя на авансцену сюжета, где будет незримо присутствовать до полного его окончания, до последней фразы эпилога. Это   его   присутствие   обусловлено   основным   сюжетным   событием,   связующим повествование: роман, сочиненный Мастером, написан о нем, Пилате Понтийском. Герой героя   выступает   одновременно   как   действующее   лицо   «античных»   глав,   образующих «роман в романе». Два Пилата, «литературный» и «исторический», никак не различаются между собой; они составляют единый образ, объективированный в повествовании. «Литературный» Понтий Пилат,  сотворенный  Мастером,  не  плод  художественной  фантазии;  он «угадан»  таким, каким был на самом деле, и поэтому полностью совпадает с «историческим».   Прототипом   образа  Иешуа   Га­Ноцри  послужил   Иисус   Христос,   однако   имеются многочисленные   отличия   Иешуа   от   евангельского   Христа,   при   этом   отдельные исследователи высказывают мнение, что сходство Иешуа Га­Ноцри со своим прототипом носит весьма поверхностный характер. ­Кто такой Понтий Пилат? (Прокуратор Иудеи, т.е. представитель верховной власти). ­Каковы его взгляды на жизнь?(Чтобы выжить в деспотическом обществе, основанном на   насилии,   человек   должен   быть   жестоким.   Пилат   говорит   о   себе,   что   он   «свирепое чудовище». И в этом нет ни капли преувеличения или  рисовки. Чтобы выжить, занять высокую ступень в обществе и пользоваться благами жизни, Пилат должен стать самым злым, самым жестоким.) ­Кто такой Иешуа Га­Ноцри?( Сирота, нищий бродяга). ­Каковы его взгляды на мир и людей?  ( Он носитель противоположных взглядов на нравственную природу человека. Для него все люди изначально по своей природе добры­ «злых людей нет на свете».) ­Каковы сначала взаимоотношения этих людей? ­Как  меняется отношение Пилата  к Иешуа и под влиянием чего?( Сначала Пилат смотрит на Га­Ноцри как на преступника, он всем своим поведением показывает ему, кто здесь человек власти. Но потом начинает слушать его внимательно. Га­Ноцри уверен, что слово   способно   вылечить   человеческую   душу,   разбудить   её.   И   уверенность   эта   имеет основания:   не   только   Левий   Матвей     становится   последователем   философа   –   душа одинокого жестокого Пилата тоже выведена из «спячки». Силу слова Иешуа Пилат ощутил на себе, потому и запретил страже разговаривать с заключённым, испугавшись, что слово пробьёт броню душевной жестокости.) Составление таблицы, которая поможет увидеть, как менялось отношение Пилата к Иешуа. (Таблицу   можно   дать   в   качестве   предварительного   домашнего   задания.   Таблица представлена   частично,   с   полной   версией   можно   познакомиться   в   книге   Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову», Санкт­Петербург,2000г.) чувства Раздражение Мучительная головная боль внешний вид, голос, события …тусклый, больной голос …захотелось   подняться,   подставить висок под струю и так замереть удивление Удивление усиливается Ирония, усмешка Желание закончить допрос   запах, причины …всё   предвещало   нехороший день,   проклятая розовая струя …непобедимая болезнь ужасная   ­Какое желание вызывает Иешуа у прокуратора?(Договорить, доспорить.) ­Почему же Пилат, проникнувшись симпатией к Иешуа отдает его иудейским первосвященникам?(   Пилат   испытал   огромное  душевное   потрясение,   разбудившее   его личную совесть, но не изменил своего отношения к миру. Он боится за свою власть , боится гнева императора, боится за своё общественное положение и всё, что связано с ним.) Вывод:  по   мнению   Булгакова,   трусость   –   самый   страшный   грех,   потому   что   ведёт   к предательству.   А   Пилат   предал   Иешуа.   Прокуратор   лишается   покоя   и   после   смерти. Убийство Иуды, месть за кровь Иешуа, ­ это попытка заглушить угрызения совести. Но тем самым Пилат опять­таки только увеличивает зло. ­Какова посмертная судьба Пилата?(12 тысяч лун мучений.) ­Что это за мучения? (Муки совести.) ­Почему же в конце концов исполняется желание Пилата договорить, доспорить с Иешуа? Вывод: посмертная судьба человека зависит от его земной жизни, но изменение участи все­ таки возможно: грех искупается страданиями после смерти, только муками совести. ­ Приведите примеры подобного искупления.(Фрида.) 2 группа: анализ «московских» глав. ­Чьими глазами мы видим историю Пилата и Га­Ноцри? (Воланда.) ­   С   какой   же   целью   прибывает   Воланд   в   Москву?  (Москва   –   сердце   страны, провозгласившей  новые,  справедливые  принципы  жизнеустройства, новые моральные  и культурные ценности – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Как же должны измениться люди, чтобы при жизни  обитать в раю? Воланд, бывший в Ершалаиме свидетелем страстей Иешуа Га­Ноцри, наблюдавший гибнущий   в   пожарах   Рим,   явился   с   визитом   в   большевисткую   столицу,   чтобы   воочию убедиться в истинности заверений, сделать вывод из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника, какими же стали люди и каков этот земной рай.) ­Что же видит Воланд в Москве? Каковы люди, населяющие её?(Анализ эпизодов: разговор Берлиоза и Ивана Бездомного; разговор членов МАССОЛИТа; ужин  в Грибедове; заселение Воланда и его свиты в «нехорошую квартиру»; представление в Варьете.) Вывод:  люди,   с   которыми   он   сталкивается,   не   вызывают   у   него   гнева:   они   настолько мелочны   и   ничтожны,   что   рождают   лишь   брезгливость,   желание   избавиться   от   их назойливого   любопытства,   пресечь   их   корыстные   стремления.   Итоговый   эксперимент Воланд   проводит   во   время   сеанса   чёрной   магии:   изменилось   ли   московское народонаселение внутренне. Забыв об обещанных разоблачениях, москвичи разоблачают себя сами. Пошлость, алчность, стадность волнами взмывают в Варьете, и ни у кого не возникает вопроса о цене. Следствие – позор и унижение. Вывод Воланда неутешителен: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги… Ну,   легкомысленны…   ну,   что   ж…и   милосердие   иногда   стучится   в   их   сердца… обыкновенные   люди…в   общем,   напоминают   прежних…квартирный   вопрос   только испортил их…». Нет Нового Иерусалима. Перед Воландом люди, отрицающие не только Бога и дьявола – не верящие ни во что, способные оправдать любую подлость и низость. Москва   утратила   веру   и   нравственность.   Москва   ничем   не   отличается   от   Ершалаима. Современный мир  «вывернут наизнанку», в нём обесценены и утеряны этические идеалы, нормы   и   культура,   сложившиеся   за   два   тысячелетия   христианской   эпохи.   Жизнь московских граждан подчинена не заповедям Христа, а семи смертным грехам, отвлечь их от   сиюминутных   дел   и   наслаждений   способно   только   наслаждение   высшего   порядка   – «гадкий,   гнусный,   соблазнтельный,   свинский   скандал»!  Все  москвичи по «ведомству» Воланда. 4.Исследовательская работа. ­ О каком же  «ведомстве» идёт речь? Анализ эпизода главы 29 «Всреча Воланда и Левия Матвея». ­Как Левий Матвей обращается к Воланду? (Дух зла и повелитель теней.) ­Какую просьбу передаетЛевий Матвей Воланду относительно Мастера? От кого исходит эта просьба?( От Га­Ноцри. «…просит тебя, чтобы ты взял  с собою мастера и наградил его покоем. ­А что же вы не берёте его к себе, в свет?) ­   Сколько   же   ведомств   мы   можем   выделить   в   третьем   мире   романа?  (Два: «ведомство» тьмы и «ведомство» света.) ­Кто «населяет» эти «ведомства»?( Воланд и его «свита»; Ишуа и Левий Матвей.) Давайте обратимся к эпиграфам урока. ­   От   кого   же   зависит   «правильность»   мира?   И   в   чём   заключается   эта «правильность»? ­ Почему Воланд называет факт самой упрямой вещью? Посмертную судьбу Пилата, Фриды, Мастера и Маргариты определяет именно Воланд. Но практически нигде в романе мы не увидим его непосредственного вмешательства в течение земной   жизни:   он   наблюдает   её,   но   не   изменяет   её   течения   и   сущности.   Люди,   «не заслужившие света», после смерти остаются в   «ведомстве» Воланда. Решения Воланда основаны на фактах и только на них – это правило, удерживающее мир от распада и хаоса. ­ Какова же функция «ведомства» Воланда? Суть похождений  Коровьева и Бегемота – онажение  зла и глумление  над ним. Все их проделки   –   лишь   пародия   на   поведение   и   образ   жизни   и   мыслей   москвичей,   которые доносят друг на друга, жульничают, забывают о своём человеческом и профессиональном долге, предают ближнего, коснеют в невежестве. Эпиграф романа звучит так: «…так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».  Зло в мире   не   от   дьявола,   а   от   человека.   Воланд   –   носитель   принципа   справедливости, осуществляемой   после   жизни   человека   по   фактам.   «Встряска»   словно   предоставляет москвичам возможность осознать свои грехи, задуматься о своей жизни, что­то исправить в себе. Обнажение зла – лекарство от зла.  В романе  Булгакова   функция  справедливого  суда   отдана  именно  Воланду,  повелителю теней, а не Иешуа. Милосердие чуждо Воланду, но именно на милосердие уповает человек. Давайте   представим   себе,   что   наши   судьбы   после   смерти   будет   определять   судия милосердный.   Что   получится?   Мы   будем   уверены   в   том,   что   возмездия   за   наши пожизненные безобразия не последует. Какой тогда станет наша жизнь, не восторжествует ли   принцип   «всё   дозволено!»?.   Только   идея   справедливости   –   страшного   Суда   –   пока может   удержать   человека   от   нравственного   падения.   Милосердие   мешает   принимать справедливые   решения.   Именно   поэтому   Иешуа   Га­Ноцри   и   не   появляется   на   земле   в «московских» главах:  «Каждое ведомство должно заниматься своими делами».  ­ В каких же отношениях два «ведомства»?  Давайте вспомним, что Левий Матвей передает просьбу «ведомства» света, а не приказ, и Воланд   не   отказывает.   Можно   сделать   вывод,   что   положение   Иешуа   в   «свете» соответствует   положению   Воланда.   Отношения   между   «ведомствами»   трудно   назвать дружескими. Но «свет» и «тьма» неотделимы.  ­Что говорит Воланд Левию Матвею при встрече?  («… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? ) Вывод: Иешуа не властен над земной жизнью. И как Воланд не способствует увеличению зла, так Иешуа после своей смерти не может способствовать увеличению добра в мире. Добро, как и зло, на земле исходит от самих людей: они свободны в выборе, поэтому и отвечают за свой выбор после смерти. 5. Подведение итогов урока. ­Сколько   же   миров   представляет   Булгаков   в   своём   романе?(   три   мира:   «древний ершалаимский», «современный московский», «вечный потусторонний».) ­Как   эти   миры   взаимодействуют?   Чем   они   связаны?   (Современные   люди   «напоминают прежних»; и в древние времена, и в современном мире посмертная участь людей решается по делам их; люди вольны в выборе соей участи.) 6.Рефлекия. 1.Какие чувства и мысли вызвал у вас сегодняшний урок? 2.Какие   герои   романа   вам   понравились,   какие   вызвали   интерес,   какие   остались непонятыми? 3.Какие вопросы у вас возникли? На какие вы хотели бы получить ответ? Какие обсудить в классе? 7. Домашнее задание. 1.   Проанализировать   «ершалаимские»   и   «московские»   главы   с   точки   зрения   способов средств изображения действительности. 2.Проследить взаимосвязь реальности и фантастики. 3. Подготовить рассказ о похождениях свиты Воланда.

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".

Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017