Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
20.06.2017
Опытный читатель, обращаясь к новому для него литературному произведению, всегда пытается понять, каким видит мир автор. Для того чтобы приблизиться к сути концепции М. Булгакова, необходимо найти его ответы на вопросы: что есть добро и зло; кто правит миром и управляет человеком; что ожидает человека после смерти; как он расплачивается за свои ошибки, слабости и преступления; что вообще есть преступление; каков путь к «свету»; возможно ли прощение и при каких условиях оно наступает? Ответы на эти вопросы растворены в художественной ткани романа. И мы, говоря о романе М. Булгакова, попытаемся на них ответить.Приобщение школьников к художественному миру произведения писателя, основанному на ассоциативных связях сюжета с ситуациями реальной жизни и разнообразными пластами истории.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе..doc
Тагильцева Жанна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №13
г.Новотроицка Оренбургской области»
Предмет: литература
Класс:11
УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 511 классы. Под ред.
В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
«Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2005г.).
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе.
Иешуа ГаНоцри и Понтий Пилат.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы1
Место урока в системе уроков по теме 2
Цель: приобщение школьников к художественному миру произведения писателя,
основанному на ассоциативных связях сюжета с ситуациями реальной жизни и
разнообразными пластами истории.
Задачи: воспитательные: обеспечить нравственное воспитание учащихся;
образовательные: формировать у учащихся умение выделять главное, существенное
в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои
мысли;
развивающие: формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе
излагать свои мысли.
Планируемые результаты:
предметные: понимание литературы как явления: национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
личностные: формирование представлений о мире, понятий о добре и зле, нравственности;
метапредметные:
регулятивные : способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем
принимать решения и делать выводы.
познавательные: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:
фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и
дополнительную информацию текста.
Используемые технологии: развитие творческого и критического мышления в
соответствии с трехфазовой технологической цепочкой: вызовосмыслениерефлексия.
Техническое обеспечение урока: презентация.
Методическое и дидактическое обеспечение урока: текст романа М.Булгакова «Мастер
и Маргарита», Т.В.Рыжкова «Путь к Булгакову». Книга для учителя. Санкт
Петербург,2000г..
Содержание урока:
1.Слово учителя.
2.Актуализация знаний.
3. Работа над содержанием романа. Проверка домашнего задания. 4.Исследовательская работа.
5. Подведение итогов урока.
6.Рефлекия.
7. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
«…факт – самая упрямая в мире вещь.»
«Всё будет правильно, на этом построен мир».
Воланд
1.Слово учителя.
Опытный читатель, обращаясь к новому для него литературному произведению, всегда
пытается понять, каким видит мир автор. Для того чтобы приблизиться к сути концепции
М. Булгакова, необходимо найти его ответы на вопросы: что есть добро и зло; кто правит
миром и управляет человеком; что ожидает человека после смерти; как он расплачивается
за свои ошибки, слабости и преступления; что вообще есть преступление; каков путь к
«свету»; возможно ли прощение и при каких условиях оно наступает? Ответы на эти
вопросы растворены в художественной ткани романа. И мы, говоря о романе М. Булгакова,
попытаемся на них ответить.
2.Актуализация знаний.
Сколько «миров» вы смогли выделить в романе при подготовке домашнего задания?(Два:
«ершалаимский» и «московский»).
Почему же исследователи романа говорят о трёх мирах в романе Булгакова? Что это за
мир? Кто его населяет? Какова его функция?
Именно на эти вопросы мы постараемся сегодня с вами ответить.
3. Работа над содержанием романа. Проверка домашнего задания.
1 группа: анализ «ершалаимских» глав.
Кто является главными героями этих глав?(Понтий Пилат и Иешуа ГаНоцри).
Историческая справка.
Понтий Пилат сын королязвездочета, жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтий
Пилат по прозвищу Золотое Копье появляется в начале 2й главы «в белом плаще с
кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой», выходя на авансцену сюжета,
где будет незримо присутствовать до полного его окончания, до последней фразы эпилога.
Это его присутствие обусловлено основным сюжетным событием, связующим
повествование: роман, сочиненный Мастером, написан о нем, Пилате Понтийском. Герой
героя выступает одновременно как действующее лицо «античных» глав, образующих
«роман в романе».
Два Пилата, «литературный» и «исторический», никак не различаются между собой; они
составляют единый образ, объективированный в повествовании. «Литературный» Понтий
Пилат, сотворенный Мастером, не плод художественной фантазии; он «угадан» таким,
каким был на самом деле, и поэтому полностью совпадает с «историческим».
Прототипом образа Иешуа ГаНоцри послужил Иисус Христос, однако имеются
многочисленные отличия Иешуа от евангельского Христа, при этом отдельные
исследователи высказывают мнение, что сходство Иешуа ГаНоцри со своим прототипом
носит весьма поверхностный характер.
Кто такой Понтий Пилат? (Прокуратор Иудеи, т.е. представитель верховной власти). Каковы его взгляды на жизнь?(Чтобы выжить в деспотическом обществе, основанном
на насилии, человек должен быть жестоким. Пилат говорит о себе, что он «свирепое
чудовище». И в этом нет ни капли преувеличения или рисовки. Чтобы выжить, занять
высокую ступень в обществе и пользоваться благами жизни, Пилат должен стать самым
злым, самым жестоким.)
Кто такой Иешуа ГаНоцри?( Сирота, нищий бродяга).
Каковы его взгляды на мир и людей? ( Он носитель противоположных взглядов на
нравственную природу человека. Для него все люди изначально по своей природе добры
«злых людей нет на свете».)
Каковы сначала взаимоотношения этих людей?
Как меняется отношение Пилата к Иешуа и под влиянием чего?( Сначала Пилат
смотрит на ГаНоцри как на преступника, он всем своим поведением показывает ему, кто
здесь человек власти. Но потом начинает слушать его внимательно. ГаНоцри уверен, что
слово способно вылечить человеческую душу, разбудить её. И уверенность эта имеет
основания: не только Левий Матвей становится последователем философа – душа
одинокого жестокого Пилата тоже выведена из «спячки». Силу слова Иешуа Пилат ощутил
на себе, потому и запретил страже разговаривать с заключённым, испугавшись, что слово
пробьёт броню душевной жестокости.)
Составление таблицы, которая поможет увидеть, как менялось отношение Пилата к Иешуа.
(Таблицу можно дать в качестве предварительного домашнего задания. Таблица
представлена частично, с полной версией можно познакомиться в книге Т.В.Рыжковой
«Путь к Булгакову», СанктПетербург,2000г.)
чувства
Раздражение
Мучительная
головная боль
внешний вид, голос, события
…тусклый, больной голос
…захотелось подняться, подставить
висок под струю и так замереть
удивление
Удивление
усиливается
Ирония, усмешка
Желание
закончить допрос
запах,
причины
…всё предвещало нехороший
день,
проклятая
розовая струя
…непобедимая
болезнь
ужасная
Какое желание вызывает Иешуа у прокуратора?(Договорить, доспорить.)
Почему же Пилат, проникнувшись симпатией к Иешуа отдает его иудейским
первосвященникам?( Пилат испытал огромное душевное потрясение, разбудившее его
личную совесть, но не изменил своего отношения к миру. Он боится за свою власть , боится
гнева императора, боится за своё общественное положение и всё, что связано с ним.)
Вывод: по мнению Булгакова, трусость – самый страшный грех, потому что ведёт к
предательству. А Пилат предал Иешуа. Прокуратор лишается покоя и после смерти.
Убийство Иуды, месть за кровь Иешуа, это попытка заглушить угрызения совести. Но тем
самым Пилат опятьтаки только увеличивает зло.
Какова посмертная судьба Пилата?(12 тысяч лун мучений.)
Что это за мучения? (Муки совести.)
Почему же в конце концов исполняется желание Пилата договорить, доспорить
с Иешуа? Вывод: посмертная судьба человека зависит от его земной жизни, но изменение участи все
таки возможно: грех искупается страданиями после смерти, только муками совести.
Приведите примеры подобного искупления.(Фрида.)
2 группа: анализ «московских» глав.
Чьими глазами мы видим историю Пилата и ГаНоцри? (Воланда.)
С какой же целью прибывает Воланд в Москву? (Москва – сердце страны,
провозгласившей новые, справедливые принципы жизнеустройства, новые моральные и
культурные ценности – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный
Христом Новый Иерусалим. Как же должны измениться люди, чтобы при жизни обитать в
раю? Воланд, бывший в Ершалаиме свидетелем страстей Иешуа ГаНоцри, наблюдавший
гибнущий в пожарах Рим, явился с визитом в большевисткую столицу, чтобы воочию
убедиться в истинности заверений, сделать вывод из фактов: не судить, не наказывать, а
узнать из первоисточника, какими же стали люди и каков этот земной рай.)
Что же видит Воланд в Москве? Каковы люди, населяющие её?(Анализ эпизодов:
разговор Берлиоза и Ивана Бездомного; разговор членов МАССОЛИТа; ужин в Грибедове;
заселение Воланда и его свиты в «нехорошую квартиру»; представление в Варьете.)
Вывод: люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько
мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их
назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления. Итоговый эксперимент
Воланд проводит во время сеанса чёрной магии: изменилось ли московское
народонаселение внутренне. Забыв об обещанных разоблачениях, москвичи разоблачают
себя сами. Пошлость, алчность, стадность волнами взмывают в Варьете, и ни у кого не
возникает вопроса о цене. Следствие – позор и унижение. Вывод Воланда неутешителен:
«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги…
Ну, легкомысленны… ну, что ж…и милосердие иногда стучится в их сердца…
обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только
испортил их…». Нет Нового Иерусалима. Перед Воландом люди, отрицающие не только
Бога и дьявола – не верящие ни во что, способные оправдать любую подлость и низость.
Москва утратила веру и нравственность. Москва ничем не отличается от Ершалаима.
Современный мир «вывернут наизнанку», в нём обесценены и утеряны этические идеалы,
нормы и культура, сложившиеся за два тысячелетия христианской эпохи. Жизнь
московских граждан подчинена не заповедям Христа, а семи смертным грехам, отвлечь их
от сиюминутных дел и наслаждений способно только наслаждение высшего порядка –
«гадкий, гнусный, соблазнтельный, свинский скандал»! Все москвичи по «ведомству»
Воланда.
4.Исследовательская работа.
О каком же «ведомстве» идёт речь?
Анализ эпизода главы 29 «Всреча Воланда и Левия Матвея».
Как Левий Матвей обращается к Воланду? (Дух зла и повелитель теней.)
Какую просьбу передаетЛевий Матвей Воланду относительно Мастера? От кого
исходит эта просьба?( От ГаНоцри. «…просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и
наградил его покоем.
А что же вы не берёте его к себе, в свет?)
Сколько же ведомств мы можем выделить в третьем мире романа? (Два:
«ведомство» тьмы и «ведомство» света.)
Кто «населяет» эти «ведомства»?( Воланд и его «свита»; Ишуа и Левий Матвей.)
Давайте обратимся к эпиграфам урока. От кого же зависит «правильность» мира? И в чём заключается эта
«правильность»?
Почему Воланд называет факт самой упрямой вещью?
Посмертную судьбу Пилата, Фриды, Мастера и Маргариты определяет именно Воланд. Но
практически нигде в романе мы не увидим его непосредственного вмешательства в течение
земной жизни: он наблюдает её, но не изменяет её течения и сущности. Люди, «не
заслужившие света», после смерти остаются в «ведомстве» Воланда. Решения Воланда
основаны на фактах и только на них – это правило, удерживающее мир от распада и хаоса.
Какова же функция «ведомства» Воланда?
Суть похождений Коровьева и Бегемота – онажение зла и глумление над ним. Все их
проделки – лишь пародия на поведение и образ жизни и мыслей москвичей, которые
доносят друг на друга, жульничают, забывают о своём человеческом и профессиональном
долге, предают ближнего, коснеют в невежестве. Эпиграф романа звучит так: «…так кто ж
ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Зло в
мире не от дьявола, а от человека. Воланд – носитель принципа справедливости,
осуществляемой после жизни человека по фактам. «Встряска» словно предоставляет
москвичам возможность осознать свои грехи, задуматься о своей жизни, чтото исправить в
себе. Обнажение зла – лекарство от зла.
В романе Булгакова функция справедливого суда отдана именно Воланду, повелителю
теней, а не Иешуа. Милосердие чуждо Воланду, но именно на милосердие уповает человек.
Давайте представим себе, что наши судьбы после смерти будет определять судия
милосердный. Что получится? Мы будем уверены в том, что возмездия за наши
пожизненные безобразия не последует. Какой тогда станет наша жизнь, не восторжествует
ли принцип «всё дозволено!»?. Только идея справедливости – страшного Суда – пока
может удержать человека от нравственного падения. Милосердие мешает принимать
справедливые решения. Именно поэтому Иешуа ГаНоцри и не появляется на земле в
«московских» главах: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами».
В каких же отношениях два «ведомства»?
Давайте вспомним, что Левий Матвей передает просьбу «ведомства» света, а не приказ, и
Воланд не отказывает. Можно сделать вывод, что положение Иешуа в «свете»
соответствует положению Воланда. Отношения между «ведомствами» трудно назвать
дружескими. Но «свет» и «тьма» неотделимы.
Что говорит Воланд Левию Матвею при встрече? («… что бы делало твое добро,
если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? )
Вывод: Иешуа не властен над земной жизнью. И как Воланд не способствует увеличению
зла, так Иешуа после своей смерти не может способствовать увеличению добра в мире.
Добро, как и зло, на земле исходит от самих людей: они свободны в выборе, поэтому и
отвечают за свой выбор после смерти.
5. Подведение итогов урока.
Сколько же миров представляет Булгаков в своём романе?( три мира: «древний
ершалаимский», «современный московский», «вечный потусторонний».)
Как эти миры взаимодействуют? Чем они связаны? (Современные люди «напоминают
прежних»; и в древние времена, и в современном мире посмертная участь людей решается
по делам их; люди вольны в выборе соей участи.)
6.Рефлекия.
1.Какие чувства и мысли вызвал у вас сегодняшний урок? 2.Какие герои романа вам понравились, какие вызвали интерес, какие остались
непонятыми?
3.Какие вопросы у вас возникли? На какие вы хотели бы получить ответ? Какие обсудить в
классе?
7. Домашнее задание.
1. Проанализировать «ершалаимские» и «московские» главы с точки зрения способов
средств изображения действительности.
2.Проследить взаимосвязь реальности и фантастики.
3. Подготовить рассказ о похождениях свиты Воланда.
Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Урок литературы в 11 классе "Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.