Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие
Оценка 5

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
русская литература
5 кл
03.03.2018
Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие
Это урок комбинированный по типу, он включал в себя 6 основных этапов: Основным этапом была работа над анализом героев произведения, задачи – проанализировав, сделать вывод, что Герасим имеет нравственное превосходство над окружающими; раскрыть внутренний протест, стремление к независимости героя. Реализация темы и целей на уроке обеспечивалась такими дидактическими принципами, как принцип непрерывности, принцип целостности, принцип психологической комфортности, принцип творчества, принцип вариативности Материал урока оказался интересным для учащихся.Это урок комбинированный по типу, он включал в себя 6 основных этапов: Основным этапом была работа над анализом героев произведения, задачи – проанализировав, сделать вывод, что Герасим имеет нравственное превосходство над окружающими; раскрыть внутренний протест, стремление к независимости героя. Реализация темы и целей на уроке обеспечивалась такими дидактическими принципами, как принцип непрерывности, принцип целостности, принцип психологической комфортности, принцип творчества, принцип вариативности Материал урока оказался интересным для учащихся.
5-А Тургенев.docx
Тема. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство,  сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие Цели урока:  Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых  способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Предметные: ­   умение делать сравнительную характеристику персонажей, художественно  пересказывать эпизоды; Метапредметные: ­  формирование умения правильно отбирать материал;   ­  формирование   умений   воспринимать,   анализировать   прочитанное, осознавать   художественную   картину   жизни,   отражённую   в   литературном произведении; Личностные: ­   формирование   представлений   о   социальных   ценностях   гуманизма; отражение уродливых явлений русской жизни начала XIX в., порожденных крепостным правом, в образах барской дворни; нравственное превосходство Герасима   над   окружающими;   внутренний   протест,   стремление   к независимости героя;  Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку. Тип урока: комбинированный. Методы: проблемно­поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу),  метод самостоятельной работы с текстом, игра «Мозаика», «Найди лишнее  слово», наглядный метод (презентация). Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ,  синквейн, цзацзуань. Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник,  иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма  «Муму» режиссера Валентина Караева, наглядный материал (иллюстрации,  детские рисунки). План урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных  знаний. 3. Целеполагание. 4. Робота над анализом произведения. 5. Итоги  урока. 6. Домашнее задание.  1. Организационный момент Ход урока Приветствие,   пожелание   хорошего   настроения.   Обеспечение эмоциональной готовности к уроку: Учитель. Я улыбаюсь солнышку. Ученики. Здравствуй, золотое! Учитель. Я улыбаюсь цветку. Ученики. Пусть он цветет! Учитель. Я улыбаюсь дождику. Ученики. Лейся, как из ведра! Учитель. Друзьям улыбаюсь. Ученики. Желаю им добра! Учитель. А теперь присаживайтесь и начинаем урок. Будем внимательными и старательными все. Садимся ровненько на свои места.. 2. Актуализация опорных знаний 1. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания,  актуализация и «выход» на объяснение нового материала)   – На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского  писателя И. С. Тургенева и историей создания его повести «Муму». Какие  основные факты биографии вам запомнились? 2. Игра «Мозаика». Дома вы читали повесть «Муму». Работаем в парах.  Восстановите последовательность эпизодов произведения. Если вы правильно  дадите ответ на вопрос, то в результате у вас получится иллюстрация к  произведению. 3. Словарная работа Сюжет – … термин на обозначение событий или очередности событий произведения  4. Работа со схемой «Найди лишнее» Обратите внимание. Я записала ассоциации к слову ЧЕЛОВЕК. ­ С какими ассоциациями вы соглашаетесь, а с какими нет? Почему? Мужество                   смелость                            решительность          Жестокость                                                             доброжелательный Милосердие                       ЧЕЛОВЕК                          щедрость      Добропорядочность                                                               любовь Ответственность       способность прийти на помощь          патриотизм Значит, жестокость и насилие не являются чертами, присущими человеку с большой   буквы.   Предлагаю   вам   проанализировать,   как   возникают жестокость и насилие, какие последствия они могут иметь. 3. Целеполагание Сообщение   темы,   коллективная   постановка   цели,   мотивация деятельности по  методу «ЧТО ЗНАЕМ? – О ЧЕМ ХОТИМ УЗНАТЬ? – О ЧЕМ УЗНАЛИ?» 4.  Робота над анализом произведения      Вечные   понятия  добро   и   зло,   милосердие   и   жестокость,   над которыми   задумывается   каждый.   Доброта   каждого   человека ассоциируется   с   любовью,   щедростью,   чуткостью,   а   зло   – жадностью, жестокостью,   Чтобы   лучше сориентироваться   в   этих   понятиях,   нам   предоставляется возможность   оценить   поступки,   поведение   героев,   их   отношения. Выразить свои чувства, впечатления, наблюдения.   бездуховностью.  Подберите к словам «Добро» и «Зло» синонимы и распределите их в Диаграмме Венна. а) добро – верность, воспитанность, человечность, мужество, трудолюбие, открытость…                    доброта        вера        надежда        счастье        честность        справедливость        свобода        щедрость        милосердие        прощение        великодушие        мудрость        благородство        забота                                      духовность         любовь                                        ненависть                                        разочарование                                        жестокость                                        неволя                                        нечестность                                        несправедливость                                        злопамятность                                        равнодушие                                        пассивность                                        бездушность                                        эгоизм                                        подлость                                        бессердечность             б) зло – жестокость, эгоизм, грубость, гордыня, скупость, зависть…  Физкультпауза   Характеристика действующих лиц   1. Кто является главным действующим лицом? 2.  Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление  о нем складывается из сравнения его с окружающими. С кем будем  сравнивать Герасима?   3. Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)    (Анализировать первую часть рассказа (образ барыни, Татьяны и Герасима);  оценивать поступки героя – обобщать, делать выводы; обогащать словарный  запас; учиться работать в паре: уважать мнение собеседника.) 4. Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному  «неистомная» работа. – СНОСКА В УЧЕБНИКЕ  Неуемный,  неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали.) 5. Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в  тексте?  («…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и  определили…»)  6. Что такое сравнение? (СРАВНЕНИЕ – это художественный прием,  оо скучал и недоумевал, как  при котором образ создается посредством сравнения одного  объекта с другим.) Найдите сравнение в описании Герасима. «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства  привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий,  как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он  не понимал, чт  с ним такое деется, –  недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с  нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на  вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и  визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его  должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских  работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то  останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех  проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного  своего положения, то вдруг уходил куда­нибудь в уголок и, далеко  швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы  лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…» 7. Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по­вашему, автор      –     не погнулась бы; под кроватью находился  так подробно описывает жилье дворника? «Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по  своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было  положить на нее   дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого  свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой  прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет  его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок,  напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от  этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не  любил, чтобы к нему ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с  помощью этого описания подробнее показать характер героя:  нелюдимый, сильный.) 8. Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы.  Гипербола – сильное преувеличение.  Найдите примеры гипербол в тексте. (– он работал за четверых;  – один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;  – сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый  лесок смахивать с корней долой…)   9. А теперь составим синквейны (образец):     1.      Герасим                                              1.  Барыня     2.    Глухой, заботливый                             2. Капризная, жестокая     3.   Работает, ухаживает, страдает            3. Вредничает, наказывает,                                                                                 приказывает     4.   Глухонемой дворовый                         4. Взбалмошная старух     5.  Крепостной                                            5. Помещица              5. Итоги урока          Подведение итогов в графе «О чем я узнал»  Оценивание     Рефлексия деятельности – Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний  вопрос, но без слов, только движениями. – Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх. – Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. – Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. – Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И. С. Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих  уроках.  6. Информация о домашнем задании – Рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор) написать синквейн  «Образ Татьяны». Цзацзуань – оригинальный вид китайской художественной литературы,  метко, образно, живо и остроумно повествующий о различных жизненных  ситуациях. Со словом «НЕЛЬЗЯ»   Самооанализ урока 5­А класс 20 декабря 2016 год  Всего в классе 21, отсутствует 3  Сегодняшний урок № 28 «Духовные и нравственные качества  Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие,  трудолюбие» (№ 7) в системе уроков по теме № 4.  «ИЗ РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (ч. III)»    Его цель:  Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых  способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Предметные: ­   умение делать сравнительную характеристику персонажей, художественно  пересказывать эпизоды; Метапредметные: ­  формирование умения правильно отбирать материал;   ­  формирование   умений   воспринимать,   анализировать   прочитанное, осознавать   художественную   картину   жизни,   отражённую   в   литературном произведении; Личностные: ­   формирование   представлений   о   социальных   ценностях   гуманизма; отражение уродливых явлений русской жизни начала XIX в., порожденных крепостным правом, в образах барской дворни; нравственное превосходство Герасима   над   окружающими;   внутренний   протест,   стремление   к независимости героя;  Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку. Это урок комбинированный по типу, он включал в себя 6 основных  этапов: Основным этапом была работа над анализом героев произведения,  задачи – проанализировав, сделать вывод, что Герасим имеет нравственное  превосходство над окружающими; раскрыть внутренний протест, стремление  к независимости героя.  Реализация темы и целей на уроке обеспечивалась такими  дидактическими  принципами, как принцип непрерывности, принцип  целостности, принцип психологической комфортности, принцип творчества,  принцип вариативности  Материал урока оказался интересным для учащихся.    Методы: проблемно­поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу),  метод самостоятельной работы с текстом, игра «Мозаика», «Найди лишнее  слово», наглядный метод (презентация).   Технологии: развития критического мышления через чтение и письмо,   диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение  кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн,  цзацзуань. В ходе урока была организована фронтальная, работа в парах. Задания были ориентированы на развитие коммуникативной компетентности  и критического мышления учащихся.    Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим,  направляющим.    Распределение времени было рациональным.    Мне было легко вести урок, ученики активно включались в работу. Меня  порадовали Курбаленко Ярослав, Грышко Данил (ученики очень слабые),  потому что активно участвовал в работе, отвечал.      Наглядный материал (другие средства обучения) портрет, презентация,   кластеры, круги Венна способствовали активности учащихся  На протяжении всего урока применялся метод активной оценки  учащимися результатов своей работы при выполнении каждого задания,  таким образом, ребята смогли определить степень личного участия в работе  над темой, уровень усвоения материала на определённом этапе урока. Цель урока можно считать: достигнутой, выполненной, материал усвоенным и рассмотренным; я полагаю, что все научились видеть в произведении  отражение эпохи поэта, потому что произведение читали внимательно и  сравнивали описания.      Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, раскроет их  творческие способности.      Урок был обогащён позитивными эмоциями, созданы условия для  достижения успеха каждым учащимся. Считаю, что поставленные в начале урока цели были достигнуты.

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие

Урок  литературы в 5 классе Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018