Урок литературы в 5 классе
Тема: Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрокакиевлянина
и хитрость воеводы Претича»
Цели урока:
1)Познакомить учащихся с понятием «древнерусская литература», основными памятниками.
2)Воспитать уважение к историческому наследию России.
3) Вспомнить периоды русской истории и проследить их взаимосвязь с литературным творчеством этих
временных отрезков.
Типология урока: урок «открытия» новых знаний
Оборудование:
Учебник В.Я.Коровиной, презентация картин Шишкина, Левитана, Куинджи с изображением русской
природы, музыкальное сопровождение (отрывок из «Слова о погибели русской земли), карта Руси (1125 год),
презентация «Кирилл и Мефодий».
Ход урока.
I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник
Слово учителя
Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в
Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья
Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели
богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.
Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской
литературы: житие, поучение, слово.
В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе
митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод»,
т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.
Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее
время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей,
т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и
название летопись.
Отметим на доске и в тетради:
Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)
В 1073 г. монах КиевоПечерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод»,
составил «Первый КиевоПечерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный
свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним
летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.
Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и
смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты
грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.
В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории
своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.
II. «Подвиг отрокакиевлянина и хитрость воеводы Претича»
Комментированное чтение
Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.
Повествование о подвиге отрокакиевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от
Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными
историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.
Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964
года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил
вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что
способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в
Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае,
Святослав хотел перенести столицу Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые
кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги
впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.
В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет
руссковизантийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у
днепровских порогов.
Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над
Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу
собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.
Отрок (устар.) — мальчикподросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси
словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об
одном из княжеских слуг.
I I I. Чтение и комментирование отрывка на стр.4850. Беседа:
— Когда происходили описываемые события?
— Кто княжил в Киеве?
В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.
— Что вы знаете о княжении Святослава?
— Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?
— Как вы понимаете слово отрок?
— Как поступил отрок, чтобы спасти город?
— Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
— В чем была хитрость воеводы Претича?
— С какими словами обратились жители города к Святославу?
Словарная работа
Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя,
подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня
литературного развития класса.
Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.
Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.
Ладья — большая лодка. Тужить — горевать.
Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.
Дружина — отряд воинов на службе у князя. Воевода — предводитель дружины.
Княжичи — дети князя. Умчим — быстро перевезем.
Я муж его (князя) — я служу князю. Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.
Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца. Сокрушался — сильно печалился.
Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали. Домашнее задание
Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о
литературной деятельности.
Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."
Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."
Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.