Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."
Оценка 5

Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2019
Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."
древнерусская литер .docx
Урок литературы в 5 классе Тема: Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.  Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока­киевлянина  и хитрость воеводы Претича» Цели урока: 1)Познакомить учащихся с понятием «древнерусская литература», основными памятниками. 2)Воспитать уважение к историческому наследию России. 3) Вспомнить периоды русской истории и проследить их взаимосвязь с литературным творчеством этих временных отрезков. Типология урока: урок «открытия» новых знаний Оборудование: Учебник   В.Я.Коровиной,   презентация   картин   Шишкина,   Левитана,   Куинджи   с   изображением   русской природы, музыкальное сопровождение (отрывок из «Слова о погибели русской земли), карта Руси (1125 год), презентация «Кирилл и Мефодий».  Ход урока.  I. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.  Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник       Слово учителя       Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в  Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели  богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.       Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской  литературы: житие, поучение, слово.       В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе  митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод»,  т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.       Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее  время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей,  т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и  название летопись.       Отметим на доске и в тетради:       Летопись. Летописание. Погодная запись (год). (Выделим корни слов.)       В 1073 г. монах Киево­Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод»,  составил «Первый Киево­Печерский свод». В результате нескольких переработок возникает летописный  свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним  летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.       Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты  грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.       В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории  своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.  II. «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость воеводы Претича»       Комментированное чтение       Прежде чем начать чтение, нужно провести небольшую вводную работу.       Повествование о подвиге отрока­киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от  Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными­ историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.       Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964  года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил  вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что  способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в  Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае,  Святослав хотел перенести столицу Руси.       В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые  кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги  впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.       В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет  русско­византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у  днепровских порогов.       Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над  Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу  собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.       Отрок (устар.) — мальчик­подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси  словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об  одном из княжеских слуг. I I I. Чтение и комментирование отрывка на стр.48­50. Беседа:   — Когда происходили описываемые события?       — Кто княжил в Киеве?       В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.       — Что вы знаете о княжении Святослава?       — Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?       — Как вы понимаете слово отрок?       — Как поступил отрок, чтобы спасти город?       — Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?       — В чем была хитрость воеводы Претича?       — С какими словами обратились жители города к Святославу?  Словарная работа       Ученики читают текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя,  подбирая синонимы. Работа может быть как коллективной, так и индивидуальной в зависимости от уровня  литературного развития класса.       Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.       Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.       Ладья — большая лодка. Тужить — горевать.       Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.       Дружина — отряд воинов на службе у князя.  Воевода — предводитель дружины.       Княжичи — дети князя.  Умчим — быстро перевезем.       Я муж его (князя) — я служу князю. Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.       Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца. Сокрушался — сильно печалился.       Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали. Домашнее задание       Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.       Индивидуальное задание       Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о  литературной деятельности.

Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."

Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."

Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."

Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."

Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."

Урок литературы в 5 классе "Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019