Урок литературы в 7 классе по "Кусаке" Л.Андреева
Оценка 5

Урок литературы в 7 классе по "Кусаке" Л.Андреева

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
29.01.2017
Урок литературы в 7 классе по "Кусаке" Л.Андреева
Конспект урока литературы составлен в соответствии с ФГОС и может быть полезен учителям литературы. На уроке применяется технология Французских мастерских, когда школьники через ассоциации и свой житейский опыт приходят к нужным умозаключениям. На уроке читается стихотворение С.Есенина "Песнь о собаке" и исполняется песня Никитиных "Собака бывает кусачей". Домашнее задание отсылает ребят к другому произведению, тем самым заставляет посмотреть на проблему бережного отношения к братьям нашим меньшим несколько иначе.
МОЙ УРОК.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С  УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

г.Егорьевск, ул.Антипова, д.45

тел: 3-34-28, 3-24-50

_____________________________________________________________

Открытый урок по литературе

в 7-б классе

«…Все живое имеет душу,

все живое страдает»

(по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»)

 

 

 

 

 

 

Кутакова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

(высшая квалификационная категория)

 

 

г.Егорьевск

2015г.

Цели урока: 1. Анализ художественного текста, словарная работа, проблемные обсуждения.

           2. Развитие устной и письменной речи, развитие самостоятельности мышления.

           3. Воспитать гуманное отношение к животным; интерес к произведениям русской классической литературы, обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах.

Задачи: познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева, развивать навыки аналитического и выразительного чтения прозаического текста, монологической речи; развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли; воспитывать чувство сострадания ко всему живому, милосердие.

Оборудование: презентация с портретами писателя, фотографиями собак, фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака».

По вашим глазам я поняла, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства.

Это и не могло быть иначе.

Мир, в котором мы живем, огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть.

Как не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь и тебе, и тебе … и всем, всем.

Впереди столько нерешённых вопросов, сомнений, открытий. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках вы чаще обращались к книгам, к писателям.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Все живое имеет душу, все живое страдает…» (Авторское отношение к событиям, описанным в рассказе «Кусака»). Запишите ее в тетрадь.

К уроку я подобрала два эпиграфа.

Первый - миниатюра Эдуарда Асадова.

Давайте запишем в тетрадь.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

Второй эпиграф – это афоризм Эмиля Кроткого. Запишите его. Но работу с ними мы продолжим чуть позже.

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.

Эмиль Кроткий

Леонид Андреев и есть один из самых ярких, своеобразных писателей, который поможет найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

- В книге Корнея Ивановича Чуковского «Из воспоминаний» рассказывается о множестве его современников-писателей. Есть в ней и воспоминание об Андрееве.

- Каким человеком его увидел Чуковский?

Индивидуальное сообщение ученика (по статье учебника на стр. 98 – 100 «Люди и книги»).

Слово учителя:

- Природа одарила Андреева красотой и талантами.

 Художник Репин считал его вторым по красоте русским современником после Всеволода Гаршина. Внешность Андреева привлекала художников, его портреты писали И. Е. Репин, А. А. Серов.

- В детстве он много читал: произведения Жюля Верна, Майн Рида, Фенимора Купера, Александра Дюма, Чарльза Диккенса. Книги, полюбившиеся Андрееву, наложили отпечаток на его личность. Можно сказать, что от каждой прочитанной им книги он унаследовал что-то для себя дорогое.

Л. Андреев считал, что человек проверяется через общение с миром природы, через его отношение к «братьям нашим меньшим».

 

-   Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

-  О судьбе собаки, о ее страданиях и счастье, об отношении к ней людей, самого автора мы и будем сегодня размышлять.

3. Давайте выясним значение слов, которые часто будут звучать сегодня на уроке.

Милосердие –

Сочувствие –

Сострадание –

Сопереживание –

4. Автор изучаемого нами рассказа «Кусака» Л.Андреев говорил:

«Общение с миром природы определяет уровень духовности человека».

«Отношение к животным – один из критериев нравственности».

5. Словарная работа:                                                                                           

Нравственность -

Духовность -

 9.-  Выражению идеи рассказа помогает и его композиция. Рассказ четко делится на

5 глав, каждая из которых описывает тот или иной период в жизни Кусаки.

 Обсуждение рассказа; составление цитатного плана.

- Попробуем выбрать из каждой главы строки, которые послужили бы заглавием пункта плана.

А) — Итак, часть 1.

- Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова текста передают его особенно ярко?

- Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям?  Как удар человека, которому она поверила, изменил ее дальнейшую жизнь и характер?

(Зачитать отрывок со слов «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать и, поджав хвост,…» до «…не удавалось её отогнать»)

 Записали в тетрадь:                                                                                                 

План.

1. «Она никому не принадлежала»

Часть 2.

Б) — Что изменилось в жизни Кусаки с наступлением весны?

-  Как складывались отношения с приехавшими дачниками?

-  Как Кусака выражала людям свою преданность?

(Бдительно сторожила дачу.)

-  Как в жизнь Кусаки вошла любовь?

2. «У неё отняли её непримиримую злобу».

Часть 3.

В) — Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

- Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», играть, как другие собаки?

(Последствия перенесённых обид. Ничто не проходит бесследно.)

3. «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»

- Что стоит за этими словами?

(У неё теперь было имя, она принадлежала людям и могла им служить,она больше не была одинока.)

Часть 4.

- Как мама убедила Лёлю, что собаку придётся оставить? Согласны ли вы с её доводами?

(Во-первых, некуда. Во-вторых, обещали породистого щенка. Значит, было куда. К собаке отнеслись, как к вещи, -  без жалости, без сострадания.)

- Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей?

(Человек часто жесток не только по отношению к собаке, но и к человеку.)

Что сходного в их судьбе?

4. «Жа-а-лко».

Часть 5 – самая драматическая.

5. «Собака выла».

- Почему в этих словах такая безысходность?

- Как вы понимаете крик души собаки? Что вас слышится в её вое?

10. (О Куприне, Бунине – по части запахов)

И Л.Андреев – мастер цветописи, звукописи, запахов.

- Найдите в отрывке слова, обозначающие:

1 ряд – запах (пахло людьми, запах душистого, свежего дёгтя)

2 ряд – звук (дыхание, шорох, шуршало, хруст, грохот, скрип)

3 ряд – 11. – Мне хочется обратить ваше внимание на мастерство Андреева –психолога.

- Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей?

- Какую роль в передачи настроения Кусаки играет описание природы?

- Давайте сопоставим описание природы  и состояние Кусаки в разное время года. Заполним таблицу.

 

Время года

Природа

Состояние Кусаки

Зима

 

 

Весна

 

 

Лето

 

 

Осень

 

 

- Давайте проверим, что же получилось.

Вывод. Писатель мастерски показывает внутреннее состояние собаки на разных этапах её жизни. Пейзаж вторит настроению, чувствам животного.

12. — Посмотрите на иллюстрации, сравните. В какие моменты жизни изображена здесь Кусака?

- Подберите из текста слова к каждой иллюстрации.

цвет (огоньки фосфорически светящихся глаз, лоснящийся нос, светлеющая даль)

Выставка рисунков.

- Давайте посмотрим, какой представляют Кусаку ученики нашего класса. Сравним.

13 Выразительное чтение отрывков

- Вернемся вновь к тексту. Проследим, как Кусака выражает свою ненависть и  любовь.

Гл.1. «С тех пор собака не доверяла людям…»

Гл.2. «И в ту же минуту подкравшаяся собака…»

Гл.3. «Единственное, что могла Кусака…»

Оценки.

14. — Почему Кусака боялась людей?

(прослушивание песни «Собака бывает кусачей…» Т. и С.Никитиных)

- Чем отличается интонация песенки от интонации рассказа? Сопоставьте.

(В песенке страдания собаки передаются схематично, с шутливой интонацией. В рассказе мы сочувствуем собаке.)

- Если бы собака жила в других условиях, была ли бы у неё такая же кличка?

(работа со статьёй из газеты)

 15. — Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»?

- Кто виноват в одиночестве Кусаки?

- Почему Кусака полюбила Лёлю?

- Понравилась ли вам Лёля? Какие слова в 4 главе говорят о том, что сожаление Лёли было не совсем искренним?

(«Скучно». Лёля не любит, а просто жалеет собаку.)

- Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку, если не уберется. Вы согласны, что они были добрыми?

- Что является главным для матери и Лёли?

(Порода собаки.)

- Выберите слова, характеризующие обитателей дачи.

На доске: милосердие, гуманность, понимание боли и счастья другого существа,

жалость, сострадание, безразличие, предательство, черствость души,

равнодушие, мягкотелость, неуважение к достоинству другого.

- Нашли ли применение в рассказе оставшиеся слова? К кому их можно отнести?

(К автору.)

16.Чтение учеником наизусть стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке»

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

 

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

 

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

 

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

 

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

 

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

 

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.    

Стихи о любви и про любовь

 

- Что хотел сказать Есенин?

(Собака чувствует, как человек.)

7. Повторение изученного.

- Давайте вспомним, кто из русских писателей, кроме Андреева, создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.

- Перед вами таблица…

Ч

М

У

В

К

А

Ш

Т

Е

У

М

Е

Б

К

У

А

Х

Т

О

Н

У

Р

П

Н

О

С

Й

Е

Л

И

И

К

В

Л

Т

Г

Ь

Н

В

А

Т

О

У

Р

К

А

А

Н

 

Найдите…

На «5» — фамилия, имя, отчество автора, кличка животного.

На «4» — фамилия автора, кличка животного.

На «3» — фамилия, кличка животного.

Самопроверка.

Здесь зашифрованы следующие слова:

Чехов «Каштанка»

Тургенев «Муму»

Толстой «Бешеная собака»

Куприн «Булька»

Задание на дом. Прочитайте еще один рассказ о собаке (Ю.Яковлев «Он убил мою собаку»), поразмышляйте, какие темы, мысли, идеи сближают эти два рассказа. Что, может быть, вам открылось нового во взаимоотношениях человека с животными. Такой ли уж это вопиющий случай из нашей жизни. Жду сочинений-рассуждений.

Давайте обобщим услышанное на уроке.

- Какой серьезной проблеме мы посвятили сегодня урок?

Что такое милосердие и сострадание?

Какую главную мысль вы поняли из рассказа «Кусака»?

А как сделать так, чтобы на земле не было ни жестокости, ни предательства?

Да, вопросы мы сегодня обсуждали серьезные, и я очень надеюсь, что и выводы вы каждый для себя сделаете правильные.

Спасибо за внимание!

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цели урока: 1. Анализ художественного текста, словарная работа, проблемные обсуждения

Цели урока: 1. Анализ художественного текста, словарная работа, проблемные обсуждения

Давайте запишем в тетрадь.

Давайте запишем в тетрадь.

Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»: «

Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»: «

Как первый раз было обмануто доверие

Как первый раз было обмануто доверие

Во-первых, некуда. Во-вторых, обещали породистого щенка

Во-первых, некуда. Во-вторых, обещали породистого щенка

Осень -

Осень -

Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»? -

Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»? -

Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый,

Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый,

Т О У Р

Т О У Р

Урок литературы в 7 классе по "Кусаке" Л.Андреева

Урок литературы в 7 классе по "Кусаке" Л.Андреева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017