Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Оценка 5

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
20.06.2017
Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
В рамках ежегодного месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в музее училища проводятся уроки под девизом «Я помню, я горжусь!». Проведение нестандартных уроков является одним из эффективных способов формирования нравственно-ориентированной личности воспитанников, способствует более глубокому осмыслению и восприятию героического прошлого нашего народа, помогает раскрыться творческому потенциалу кадет, сформировать патриотические чувства, гордость за Родину и уважительное отношение к ветеранам войны.
урок в музее.docx
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Матюхина Л.А., преподаватель русского языка и литературы Цель: воспитание нравственно­патриотических качеств у молодого поколения; развитие умения видеть красоту родной природы. Задачи:  совершенствовать   умения   кадет   выразительно   читать   и   анализировать лирические произведения;  развивать связную речь;  привлекать внимание к истории Родины;  расширять кругозор учащихся.  Ход урока Слово учителя:   ­ Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе родного края, о Родине, родной земле, но не только… Проблемный вопрос: Как   вы   думаете,   почему   мы   так   часто   слышим   выражения   «Родина­мать», «матушка­земля»? Как сочетаются эти слова? (самое дорогое, питает, нужно защищать) Именно поэтому сегодняшний урок хочется начать с небольшой композиции. Слайд 1 – женщина с ребенком на руках. Учитель: На вид она не очень­то крепка, Когда дитя качает в колыбели, Но как, друзья, сильна она на деле – Заботливая женская рука! (В Инбер) По одному выходят кадеты. Кадет 1: В мир приходит женщина, Чтоб свечу зажечь. Кадет 2: В мир приходит женщина, Чтоб очаг беречь. Кадет 3: В мир приходит женщина,  Чтоб любимой быть. Кадет 4: В мир приходит женщина, Чтоб дитя родить. Кадет 5: В мир приходит женщина, Чтоб цветам цвести. Кадет 6: В мир приходит женщина,  Чтобы мир спасти! (Л.Патракова) Слайд 2 – «Родина­мать зовет» Звучит отрывок из песни «Священная война». Кадеты расходятся в разные стороны по 3 человека. Учитель: Женщина, Родина, земля – все эти слова женского рода, они близки, но как же несовместимо с ними еще одно слово, и тоже женского рода  ­ ВОЙНА! Кадет 1: Бабушка рассказывала мне, что у них у всех было одно желание: только на фронт! Пошли они в военкомат, а им говорят: «Подрастите, девочки, вам еще рано на фронт…» Им по 16 лет было. Но они добились своего – их взяли. Мама моей бабушки потом несколько дней сторожила на станции, когда их повезут. Увидела, передала какую­то еду и упала в обморок. Кадет 2: Выстроили   их   по   росту,   а   моя   бабушка   самая   маленькая.   Командир   идет, смотрит: «Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернешься к маме, подрастешь?» А мамы у нее тогда уже не было… Кадет 3: Бабушка вспоминала, что им перед отправкой на фронт два часа дали на сборы. Так она побежала в магазин, накупила конфет, какие были, набила ими чемоданы, да еще положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт. Кадет 4: А моя бабушка взяла с собой на фронт свою любимую юбку, две пары … и туфли, изящные такие, на каблуке. А еще духи взяла. Думала: ненадолго идет, война быстро закончится. Кадет 5:   Моя бабушка помнила сплошной вой. Они не плакали, матери, провожавшие своих дочерей, они выли. Но мама бабушки не плакала, она стояла, как каменная. Но разве ей не жалко было? Жалко, но она держалась: боялась, чтоб и бабуля не заревела. Она же маменькина дочка была, ее дома баловали. А тут постригли под мальчика, только маленький чубчик оставили. Кадет 6: В роте по своему росту и комплекции моя бабушка оказалась самой маленькой, рост 153 сантиметра, обувь 34 размера, и, естественно, военной промышленностью такие мизерные размеры не шились. Ей достались ботинки 42 размера – надевала и снимала их, не расшнуровывая, через голенища. Тяжелые – она в них ходила, волоча ноги по земле. Командир увидел, как она идет, вызвал: ­   Смирнова,   как   ты   ходишь   строевым?   Тебя   не   учили?   Почему   ноги   не поднимаешь? Объявляю три наряда вне очереди! Она ответила: ­ Есть, товарищ старший лейтенант, три наряда вне очереди! – повернулась, чтобы идти, а ботинки остались на полу; ноги были в кровь стерты голенищами. Звучит   композиция   Б.Окуджавы   «До   свидания,   мальчики!»   (1   куплет).   На доске сменяются слайды с кадрами ВОВ. Мальчишки   поют   песню,   собираются,   строятся,   машут   рукой   и   уходят строем. После первого куплета учитель делает музыку тише и кадет рассказывает вторую часть стихотворения Б.Окуджавы (о девочках). Включается буктрейлер по произведению Б.Васильева «А зори здесь тихие». Учитель:   ­ Ребята, почему же существо, чье предназначение хранить очаг, растить детей оказывается в грязных окопах? Не среди пеленок и поварешек, а среди танков и разрывов гранат? Видит не улыбку малыша на своих руках, а оторванные руки и ноги? По­че­му? ­ Да, женщины всегда вставали на защиту родного гнезда. Не может женщина смотреть   спокойно   на   гибель   своего   дома.   Это   было   не   только   в   Великую Отечественную. Перелистаем страницы истории и встретим там имя Надежды Дуровой. Сообщение кадета о Надежде Дуровой (слайд 3).         Надежда   Андреевна   Дурова   ­   дочь гусарского офицера ­ в 1807 году,     переодевшись в мужской   костюм   и   выдавая   себя   за   дворянина, вопреки воле родителей  вступила в уланский полк. В составе этого полка она принимала участие в боях с   наполеоновскими   войсками   на   территории Пруссии и была награждена Георгиевским крестом за спасение офицера. Со своим полком прошла весь путь русской армии от границы до Тарутина,   участвуя   во   многих   сражениях.   Под   Бородином   эта   храбрая   девушка получила   контузию   в   ногу,   после   чего   недолгое   время   служила   адъютантом   у   М.И. Кутузова. Спустя несколько лет после Отечественной войны Надежда Андреевна вышла в отставку. Еще находясь на военной службе, она постоянно занималась литературным трудом,   но   только   в   1835   году   решилась   опубликовать   свои   “Записки”,   отрывки   из которых напечатал А.С. Пушкин в своем “Современнике”, а в следующем году  вышла книга “Кавалерист­девица”. Учитель: Наверное, многим из вас знакомо имя Марии Бочкаревой. Включает видеоролик по к/ф «Батальон». Учитель: Вот у кого нам надо бы поучиться любить Родину. Так что же такое – Родина? С чего она начинается? Помните: А может, она начинается С картинки в твоем Букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе… А может, она начинается с первой песни мамы, ее улыбки, нежных ее рук?.. А может,   с   белоствольной   березки,   легкого   ветерка,   трели   жаворонка,   теплого   дождя, сверкания вод, одуванчика у дороги домой?.. Наша природа очень богата. Не зря ею восхищались художники, изображая на своих полотнах, воспевали поэты. Давайте вспомним стихотворения, данные в наших учебниках. Кадеты рассказывают наизусть стихотворения учебника. Учитель: На какие образы­символы вы обратили внимание? Беседа по лирическому тексту. Сообщения кадет: Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужденный уехать из России, все время возил с собой какой­то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Выдающемуся   русскому   хоккеисту   В.А.Третьяку   предложили   переехать   в Канаду.  Пообещали купить  ему  дом,  платить  большую зарплату.  Третьяк показал  на небо,   землю   и   спросил:   «А   это   вы   тоже   для   меня   купите?»   Ответ   знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался. Учитель: В русской поэзии береза стала символом России, Русской земли, юной девушки и ее красоты, чистоты. У Есенина это «страна березового ситца». Включается музыкально сопровождение «Земля моя, я – сын твоих берез».  В это время дети оформляют свои рисунки «Я буду защищать тот уголок земли».

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

Урок литературы в 7 классе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017