Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)
Оценка 4.7

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
12.03.2017
Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)
«Тоска»(1886) - более поздний рассказ А.П.Чехова, которого с первых дней литературной деятельности всё больше привлекает заурядный поток жизни. В рассказе автор поднимает одну из важных тем - тему одиночества человека, разобщённости человеческого мира. Основной целью урока является определение идейного звучания произведения.
Скверно вы живёте, господа (конспект).doc
«Скверно вы живёте, господа!» (урок­размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска») Цель: создание условий для анализа рассказа Чехова «Тоска», определения   его идейного звучания. «Тоска»(1886) ­ более поздний рассказ. Чехова с первых дней литературной деятельности   всё   больше   привлекает   заурядный   поток   жизни.   В   рассказе автор   поднимает   одну   из   важных   тем   ­     тему   одиночества   человека, разобщённости человеческого мира. ­Каков сюжет рассказа?  ­ Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска.       Составление кластера.  Вопросы классу: ­ Что значит быть одиноким? ­ Может ли человек быть одиноким среди людей?  ­ Ощущаете ли вы себя одинокими? Фронтальная беседа по вопросам: ­ Каково начало рассказа? Зачитайте.    (Снег,   сумерки,   зажжённые   фонари.   Каждый   предмет,   живое   существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом). ­ Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер? (На душе становится сумрачно, холодно и одиноко).  ­ Какова роль данного описания? (При   помощи   пейзажа   передаётся   внутреннее   психологическое   состояние человека). ­ А как чувствует себя главный герой Иона? (Ему тоскливо, плохо).    ­ А почему ему плохо? (У него умер сын.) ­ Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один. Скажите, как можно  помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации? (Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки,  сострадания и терпения).   1 ­ А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.) ­ Кому?  (Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.) ­ Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти  сына.  1 группа: встреча Ионы Потапова с военным. 2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом. 3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником. 4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком. ­ Итак, сделаем вывод:        Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе. ­ Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя? 1 группа:  Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?       Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.  2 группа: Найдите   метафоры,   олицетворения.   Отрицательную   или   положительную эмоциональную   нагрузку   они   несут?   Как   вы   думаете,   с   какой   целью использовал автор эти языковые средства?       Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу. Метафоры,   олицетворения,   сравнения   несут   в   себе   отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы. 3 группа:  Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?       Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.  2 Повтор:  сын помер ­ от чего?…поезжай; сын помер ­ все помрем, погоняй; сын помер ­ …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.  ­ Сделаем выводы о роли этих художественных средств:  Использованные   в   тексте   языковые   средства   не   случайны,   они   помогают раскрыть   тему   произведения,   выразить   авторскую   идею.   В   небольшом   по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни  человека. ­ Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.) ­ Почему Иона решил рассказать ей всё?        (В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и   безмолвии,   в   этом   «бездушном»   городе   —   это   единственное   существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.) ­ Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка) ­ Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего  рассказа? (Да) (От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь,  к уменьшительно­ ласкательному – кобылочка.) ­ Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа. ­ Как вы объясните многоточие?  ­ Равнодушие­ это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей ­ надо  чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости  не то чтобы жалко ­ просто лень сочувствовать, понимать…  ­ Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.   ­ Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Рассказать некому, знает только сам человек и Бог). Эпиграф взят из Евангелия. Это начальные строки духовного стиха «Плач Иосифа   и   быль»,   когда­то   исполнявшиеся   каликами   перехожими   на перепутьях   российских   просторов.     Эти   стихи   придают   рассказу дополнительный смысл, они словно  подчёркивают его основной смысл: тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы   к   состраданию.   Потому­то   «   печаль   моя»,   как   сказано   в   плаче, остаётся   не известной никому, кроме Бога, а ответом Ионе на его горькие 3 слова   ­   молчание   всего   мира.   Таким   образом,   драматическая   история становится согретой теплотой Божественного света и сочувствием большого человеческого сердца. ­ Рассказ создаёт грустное настроение, чувство горя и одиночества. Какие приёмы   использует   автор,   чтобы   передать   душевное   состояние   героя? (пейзаж, внутренний портрет, речь) ­Городской   пейзаж.   (учащиеся   приводят   цитаты   из   текста,   рисующие городской пейзаж). Проезжая вместе с Ионой и его седоками по этим белым заснеженным   улицам   Петербурга,     мы   всё   больше   ощущаем   мертвенную холодность   этого   большого   города,   которому   нет   дела   до   страданий   и душевной боли простого человека. ­ Для чего даётся автором городской пейзаж? (на его фоне раскрываются душевные переживания героя) ­Видим   ли   мы   в   рассказе   портрет   Ионы?   (Нет,   Чехову   важно   описать внутреннее состояние героя) ­Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы. Выразительное чтение, анализ последней сцены. Как описывает её автор? (С трогательной теплотой, состраданием).  ­   Какие   чувства   вызвал   у   вас   рассказ?   Почему   данная   тема   является актуальной и в наше время? ( В суете жизни мы не находим времени для того, чтобы   послушать,   помочь,   посочувствовать   тем,   кому   это   так   важно   и необходимо)     — Скверно вы   мнение)     живете, господа!» (дискуссия, учащиеся высказывают своё Слово учителя.  Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами.  В жизни   часто   можно   встретить   такое   безысходное   страдание.   Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э. Асадов: Падает снег, падает снег ­ Тысячи белых ежат... 4 А по дороге идет человек, И губы его дрожат. Мороз под шагами хрустит, как соль, Лицо человека ­ обида и боль, В зрачках два черных тревожных флажка Выбросила тоска. Измена? Мечты ли разбитой звон? Друг ли с подлой душой? Знает об этом только он Да кто­то еще другой. Случись катастрофа, пожар, беда ­  Звонки тишину встревожат. У нас милиция есть всегда И "Скорая помощь" тоже. А если просто: падает снег И тормоза не визжат, А если просто идет человек И губы его дрожат? А если в глазах у него тоска ­ Два горьких черных флажка? Какие звонки и сигналы есть, Чтоб подали людям весть?! И разве тут может в расчет идти Какой­то там этикет, Удобно иль нет к нему подойти, Знаком ты с ним или нет? Падает снег, падает снег, По стеклам шуршит узорным. А сквозь метель идет человек, И снег ему кажется черным... И если встретишь его в пути, Пусть вздрогнет в душе звонок, Рванись к нему сквозь людской поток. Останови! Подойди! Подведение итогов.   Домашнее   задание:   письменная   творческая   работа   призыв­обращение   к современникам «Прохожий, остановись…», «Скверно вы живете, господа!» 5

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)

Урок литературы в 9 классе «Скверно вы живёте, господа!» (урок-размышление по рассказу А.П.Чехова «Тоска»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017