Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"
Оценка 5

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
13.01.2017
Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"
Данный материал является методической разработкой урока литературы в 9 классе. В основе урока лежит групповая работа учащихся. Класс поделён на группы по содержанию работы таким образом, чтобы в результате получился всесторонний анализ поэтических текстов, объединённых общей темой - свободолюбивая лирика Пушкина, но написанных в разное время.
Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс.docx
Токмакова И. Д. учитель литературы МКОУ «Красносельская основная школа» Костромская область Тема урока литературы в 9 классе: Свободолюбивая лирика А. С.  Пушкина. Цели урока: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина; развивать  навыки самостоятельной работы с текстом, анализа текста, умение  высказывать свое мнение; воспитывать способности к самостоятельному  осмыслению исторических событий, отраженных в литературе. Задачи:  1. Образовательные: познакомить учащихся с посланиями и  стихотворениями поэта, посвящённых теме свободы,  проследить эволюцию  темы в его творчестве, расширить представления школьников о личности  А.С.Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, учить  выразительному чтению. 2. Развивающие: развивать образное мышление, память и внимание. 3. Воспитывающие:  формирование гуманных отношений друг к другу Материалы для работы групп. Эпиграф к уроку: В мой жестокий век восславил я свободу…                                             А. С. Пушкин Ход урока I. II. Организация класса. Выход на тему. Перед вами стихи А. С. Пушкина «К Чаадаеву» 1818,  «Узник» 1822, «В  Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) 1827,  «Из Пиндемонти»  1836. Они написаны в разное время, прочитайте и определите, что их объединяет. III. Работа по теме урока. 1 Токмакова И. Д. учитель литературы МКОУ «Красносельская основная школа» Костромская область  Как вы понимаете слово « свободолюбивая»? Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы и вольности.  На какой вопрос мы постараемся ответить? Как развивается тема свободы в творчестве А. С. Пушкина?  Слово учителя. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность,  без неё он уже в юности не мог представить своего существования.  Свобода – основа дружбы. Свобода – это условие творчества. Жизнь без свободы окрашивается в мрачные и зловещие тона. Представления о  свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Слово «  свобода» и близкие по смыслу слова «воля», «вольность», «вольный» ­  ключевые слова пушкинского словаря. В лирических произведениях эти слова­знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели  жизненного пути человека, о смысле его существования.   Распределение на группы: 1. Биографы   2. Историки   3. Актёры          4. Литературоведы               5. Языковеды «К Чаадаеву» 1818 1. Биографы рассказывают о фактах биографии Пушкина  в 1818 г.  (Петербургский период жизни и творчества поэта 1817­1820) 2. Историки знакомят с личностью П. Я. Чаадаева и его отношениями с  Пушкиным. 3. Актёр выразительно читает стихотворение. 4. Задания и вопросы для литературоведов:  Определить жанр произведения.  В чём особенность композиции стихотворения? Как помогает определить  особенность композиции время глаголов, употреблённых Пушкиным в  стихотворении?  Найдите в тексте эпитеты, сравнения. 2 Токмакова И. Д. учитель литературы МКОУ «Красносельская основная школа» Костромская область  Какой образ­символ использует поэт?  5. Задания и вопросы для языковедов:  В чём особенность лексики? Назовите слова высокой лексики,  политической лексики.  Почему Пушкин говорит «мы», использует местоимение множественного  числа?  В чём особенность синтаксиса? С какой целью автор использует  обращения? ­ Как понимается свобода в этом стихотворении?  (Свобода и здесь предстаёт как цель высоких стремлений поэта и его  друзей, как ответ на «Отчизны…призыванье». Но на первый план выходит  внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения  свободы общественной. Свобода – это «желанье», страсть, горящая в  душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы – такое же  «томленье упованья», каким охвачен «любовник молодой», ждущий  «минуты верного свиданья». Свобода связана с жизнью сердца, с  представлениями о чести и долге, с «прекрасными порывами»  нетерпеливой души.) «Узник» 1822 1. Биографы рассказывают о фактах биографии Пушкина  в 1822 г. (Южная  ссылка 1820­1824) 2. Историки дают историческую справку о тайных южных обществах  декабристов. 3. Актёр выразительно читает стихотворение. 4. Задания и вопросы для литературоведов  Какие романтические образы­символы использованы в стихотворении?  Какова роль анафоры в последнем четверостишии? 5. Задания и вопросы для языковедов:  Как вы объясните употребление форм 1 лица в начале стихотворения? 3 Токмакова И. Д. учитель литературы МКОУ «Красносельская основная школа» Костромская область В произведении звучит мотив личной свободы, что было автобиографично  для поэта. «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) (1827) 1. Биографы рассказывают о фактах биографии Пушкина  в 1827 г. (После  ссылки ­ «годы скитаний» 1826­1830) 2. Историки знакомят с историческими фактами, связанными с восстанием  декабристов. 3. Актёр выразительно читает стихотворение. 4. Задания и вопросы для литературоведов:  Определить жанр произведения.  Какие эпитеты использованы в стихотворении? 5. Задания и вопросы для языковедов:  Почему в стихотворении нет восклицательных предложений? Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании  "Во глубине сибирских руд".  Это послание – утешение друзьям.  Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов",  от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло  понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в  юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы. «Из Пиндемонти»  1836 1. Биографы рассказывают о событиях последних лет жизни Пушкина. 2. Историки рассказывают, кто такой Пиндемонти. 3. Актёр выразительно читает стихотворение. 4. Задания и вопросы для литературоведов:  Какой смысл придаёт стихотворению его композиция?  От каких прав отказывается лирический герой?  Какие права поэт считает самыми главными? 5. Задания и вопросы для языковедов:  В чём смысл использования просторечных слов? 4 Токмакова И. Д. учитель литературы МКОУ «Красносельская основная школа» Костромская область Поэт провозглашает высшими ценностями, венцом внутренней свободы  личности её гармоничную связь с природой и возможность свободного  творчества. IV. Итог Какой путь проходит тема свободы в лирике А. С. Пушкина? Всю свою жизнь Пушкин остаётся верен теме свободы в своём творчестве. Но  восприятие свободы с годами меняется и в мировоззрении поэта, и в  творчестве. От пламенных романтических стихов  до философского  размышления о смысле свободного, гармоничного существования в мире. V. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву». 2. Прочитать поэму «Цыганы». 5

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017