Урок математики в 1 классе (по программе «Начальная школа XXI века»)
ТЕМА УРОКА: Вычитание числа 2 (случай вычитания:11-2)
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Закрепить умение вычитать число 2, запомнить, что
11-2=9;
2. Закрепить знание состава числа 2, умение называть предыдущие и следующие числа, переводить одни единицы длины в другие единицы длины, сравнивать числа, решать задачи изученных видов;
3. Вырабатывать навыки различных приемов устного счета;
4. Повторить знания геометрического материала;
5. Воспитывать чувство коллективизма, любви к литературе, математике.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, презентация, самовар из трех частей, карточки, чашки с числами, учебники, тетради, фишки, линейки, карандаши, экраны, бабочки на магнитах, «фонарик», Муха, Паук, паутина, карточки с числами, магниты.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
- Тема нашего урока «Вычитание числа 2». Вспомним также различные приемы счета, потренируемся с единицами длины, будем решать задачи разных типов и поработаем с геометрическим материалом.
- Урок у нас сегодня необычный – на математике мы отправимся в сказку. К нам в гости пришел замечательный детский поэт и писатель Корней Иванович Чуковский.
(компьютер, слайд)
- Он принес с собой сказку (компьютер, слайд). А вот какую, вы сейчас попробуете отгадать.
III. Устный счет.
1) – Название этой сказки зашифровано в примерах, которые записаны на доске и в ваших карточках. Каждому ответу соответствует буква русского алфавита. Решите примеры и прочитайте слово.
10-2 9-3 10 6 17 8
6+4 10+7 У Х А М
(карточки, доска, 2 ученика за боковыми досками для проверки)
- Чтение примеров по-разному.
- Какое слово получилось? (Муха)
- Как же называется эта сказка? («Муха – Цокотуха») (компьютер, слайд)
2) - Итак, сказка начинается …
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете длинный пример. Ответ нужно будет сказать мне на ушко.
8-5+2+5-4-6+1 (1)
- А теперь все покажите пальчиками ответ.
- Правильно, это 1 рубль. А сколько копеек в 1 рубле? А в двух рублях? (компьютер, слайд)
IV. Объяснение нового материала.
1) – Пошла Муха на базар
И купила самовар.
- Вот какой самовар она приобрела.
(доска, по ходу объяснения учитель переворачивает части самовара цветной стороной)
Объяснение: 11-2=9(дифференцированные задания по группам)
○ - при помощи фишек; ○ – при помощи линейки; ○ – сначала 1, потом еще 1; вычитание по частям; знание состава числа 2; знаем, что 9+2=11, значит,
11-2=9
- Запомните: 11-2=9 (слайд, компьютер)
2) Решение примеров № 9 (с.40, учебник).
3) – Самовар «вскипел», угощение готово.
Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!
- Смотрите, из всех щелей тараканы полезли.
- Сначала приползли 9 тараканов. Сколько тараканов еще приползло, если их всего стало 11? (слайд, компьютер)
- Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
- Сколько стаканов всего они выпьют, если каждый выпьет 1 стакан? А если по 2? (22) Как решали? (11+11 или 11·2)
V. Закрепление пройденного материала.
1) – А букашки –
По три чашки,
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха – Цокотуха –
Именинница!
- Букашками будете вы. Две «букашки» идут «есть» крендельки к доске, а остальные будут «пить» чай из этих двух чашек, которые содержат два варианта. Надо написать предыдущие и последующие числа для тех, которые написаны рядом с чашками. Приятного вам аппетита!
(Доска, картинки с чашками по вариантам, карточки + компьютер, слайд)
- Назовите однозначные, двузначные числа.
2) – Приходили к Мухе блошки, (компьютер, слайд)
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
- Вернее, они не приходили к Мухе, а приезжали на поезде.
Решение задачи № 10 (с.40 учебник)
3) – Приходила к Мухе (компьютер, слайд)
Бабушка – пчела,
Мухе – Цокотухе
Меду принесла!
(Решение задач на экранах)
· В одной баночке 7 ложек меда, а в другой на 2 ложки больше. Сколько ложек меда во второй баночке?
· В двух банках 8 кг меда, в одной – 5 кг. Сколько в другой?
· В одной банке 5 ложек меда, в другой – 4 ложки. Сколько ложек вишневого варенья в двух банках?
4) – Бабочка – красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
- Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте ее поищем. А! Вот она – на цветке у окна. (На цветке, на подоконнике бабочка + компьютер, слайд) Вот вам научный факт для сведения: бабочка пробует еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосет уже хоботком. Это я узнала из книги «Занимательная энтомология». Энтомология – наука о насекомых.
- Бабочек к Мухе прилетело много. Откройте тетради на с.42. Решите примеры № 6. Тот, кто быстро и правильно их решит, сможет поместить бабочку на цветок.
(На доске заранее нарисованы гуашью цветы, учащиеся размещают на них бабочек на магнитах)
ФИЗМИНУТКА
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
- Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки – червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай – погибай,
Именинница!
- Вот так, друзья! Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей. Неприятно … А как бы вы поступили в этой ситуации?
5) – А кузнечик, а кузнечик, (компьютер, слайд с картинкой и заданием)
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.
- Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Вставьте пропущенные числа.
Взаимопроверка.
1 дм 5 см = … см 18 см = … дм … см
6) – А злодей-то не шутит, (слайд)
Руки – ноги он Мухе
Веревками крутит …
(Дифференцированные задания на карточках)
○ – измерить и записать длину отрезка ○ – начертить отрезки заданной длины ○ – длина 1 отрезка 6 см, а второго на 2 см меньше. Начертите второй отрезок.
7) – Зубы острые в самое
Сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит (компьютер, слайд)
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
- Рассмотрим-ка этот фонарик под «увеличительным» стеклом (доска, карточка с чертежом).
- Покажите квадрат и прямоугольник. Найдите еще один прямоугольник.
- Сколько здесь треугольников? (6) Покажите их.
- В доме у Мухи много разных предметов. Какую форму имеют предметы и их части? (компьютер, слайд)
8) – Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
- Кто будет Комариком? Спасти Муху можно, если верно назвать числа на паутине в порядке возрастания. Если будет ошибка, Паук «выпьет кровь» и у Комарика. Тогда Муху будет спасать другой Комарик (доска, Муха, Паук, паутина, карточки с числами).
9)
Подлетает к Пауку, (слайд)
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа – девица,
На тебе хочу жениться!»
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару –
Победителю!»
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки –
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром!
Нынче Муха – Цокотуха –
Именинница!
VI. Итог урока.
- Вот закончилась сказка, подошел к концу и наш урок.
- Он вам понравился? Что вы узнали нового?
Спасибо вам всем за работу. Эти аплодисменты звучат для вас (компьютер, звук на последнем слайде)! Мне с вами было интересно!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.