Урок мужества в 8 классе
Оценка 5

Урок мужества в 8 классе

Оценка 5
Исследовательские работы +2
docx
история
8 кл
12.05.2017
Урок мужества в 8 классе
презентация "Труженики тыла"
Публикация является частью публикации:
урок Труженики тыла.docx

МБОУ Усть –Бузулукская СШ

 учитель истории Мазина Светлана Валентиновна

Урок Мужества  «Когда тыл становится фронтом»

Цель: развитие интереса учащихся к  роли тыла в ходе войны. Путём совершенствования исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения в процессе саморазвития, показать массовый героизм и самоотверженность тружеников тыла (в том числе наших земляков, родных) и их вклад в победу.

Задачи:

1.Раскрыть роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашизмом.

2.Отметить вклад в Победу наших земляков - тружеников тыла.

3.Развивать умение извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать и фиксировать её, а также преподносить заранее подготовленную информацию обучающимся других классов  посредством сообщений и презентаций.

4.Развивать творческие способности ребят.

5. Воспитывать чувство патриотизма, положительные человеческие качества на примере  самоотверженности тружеников тыла, ведь тяжелейший труд в тылу - это труд наших родных, тех, кто окружает сегодня нас, и тех, к кому мы должны быть внимательны и уважительны.

Характеристика аудитории: обучающиеся 8 класса готовят небольшие творческие и исследовательские проекты и в доступной форме преподносят информацию  шестиклассникам.

Материалы и оборудование:  компьютер, проектор, видеофрагмент воспоминаний труженицы тыла Фроловой Любови Георгиевны,  презентации ( приложение №1 «Когда тыл становится фронтом»,  № 2 « Труд крестьянина в творчестве А.А. Пластова как историческая летопись войны ( картины: "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва (1945г.)»,  тематическая газета, созданная ребятами по теме «Трудовой фронт Алексеевского района в годы Великой Отечественной войны», стенд с фотографиями и рисунками обучающихся школы ; тематическая выставка книг, музыка Роберта Шумана «Грёзы».

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

 Организуется работа восьмиклассников по созданию мини проектов по теме «Тыл страны в годы войны»:

ДЛЯ СТАНЦИИ «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

- подготовить историческую справку «Тыл в годы войны» (проведение мини исследования на основе материалов  учебной литературы, интернет ресурсов, периодической печати ) и оформить в виде презентации;

- собрать и оформить в форме газеты материала по теме «Трудовой фронт Алексеевского района в годы Великой Отечественной войны» ;

- выбрать  видеофрагмент из воспоминаний труженицы тыла Фроловой Любови Георгиевны;

- подготовить пересказ сочинения - исследования  «Воспоминания моего дедушки Токарева Евгения Александровича - труженика тыла»;

ДЛЯ СТАНЦИИ «ТВОРЧЕСКАЯ»

-  подготовить сообщение и презентацию « Труд крестьянина в творчестве А.А. Пластова как историческая летопись войны ( картины: "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва» (1945)

- организация выставки фотографий и рисунков  о тружениках тыла.

ДЛЯ СТАНЦИИ «ЛИТЕРАТУРНАЯ»

- прочитать отрывки из произведений Б.Б. Полякова, Владимира Абросимова, Н.Смирновой, О. Громовой.

- подготовить обзор книг из школьной библиотеки и школьного музея о труде детей, женщин, стариков в годы Великой Отечественной войны, об  их человеческих качествах.

 Организационный момент.  Обсуждение  темы и целей  урока.

Учитель.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, на доску  (перед вами КРОССЕНС – это 9  изображений, расставленных в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько) и предположите, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

( ребята высказывают свои предположения)

Итак, тема нашего классного часа «Когда тыл становится фронтом».

  Ребята, с чего бы вы начали изучение данной темы? Какие вопросы обязательно бы затронули? О чём вам хотелось бы узнать поподробнее? Тыл-это тоже фронт, только трудовой, тяжелый, изнурительный. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого. Как выполнялся этот лозунг? Каков вклад в победу наших земляков – тружеников тыла? На  все эти вопросы попытались найти ответы наши восьмиклассники, готовясь к этому классному часу, и сегодня они поделятся результатами своей творческой работы с вами. А в конце урока мы послушаем шестиклассников, как они ответят на эти вопросы.

 Взаимодействие 

Ребята делятся на 3 группы, каждая из которых выбирает маршрутный лист   

                                                      СТАНЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКАЯ» ( проводят учащиеся 8 класса)

   1.Историческая справка:

  Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины. “Фронт и тыл едины”, “Все для фронта, все для победы”- таков был лозунг тех дней. Труженики тыла работали так, что в кратчайшие сроки дали фронту все для Победы над Германией: и питание, и одежду, и обувь, и стрелковое оружие, и минометы, снаряды и боеприпасы, самолеты, наилучшие в мире танки, горюче-смазочные материалы…К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.

    В деревнях и селах женщины, старики и дети  сажали хлеб, обрабатывали поля. Это был адский труд. Немецкие стервятники поджигали поля с пшеницей, кукурузой и уже с созревшим хлебом, и колхозники, среди ночи, бросались тушить  поля и нередко погибали в огне. Простой русский народ в годы войны проявил мужество и героизм.

Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла: 199 тысячам из них было присвоено звание «Герой Советского Союза», более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специальной медалью за добросовестный труд в ВОВ было награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

  2.«Трудовой фронт Алексеевского района в годы Великой Отечественной войны»-  групповая работа по поиску информации в газете, сделанной восьмиклассниками на основе краеведческого материала ( подчеркнуть и зачитать конкретные дела )  (Приложение № 2)

      Алексеевский район сельско-хозяйственный, зернового направления. В 1941 в  районе был 1 совхоз, 3 МТС, 35 колхозов, 124 единоличных крестьянских хозяйства. Наиболее крупные предприятия района: машинно-тракторные мастерские, механические мастерские, маслозавод, механическая и водяная мельницы, хлебопекарня. Для отправки на фронт было укомплектовано 300 передвижных авторемонтных мастерских за счет сбора почти всей новой техники и оборудования МТС. Комсомольцы района собрали тысячи остродефицитных деталей. Собранные детали и инструменты были переданы МТС района для ремонта тракторов и другой техники. Трудящиеся района за 1941 внесли наличными деньгами в Фонд обороны страны 116279 руб. Они принимали активное участие в сборе средств на постройку авиаэскадрильи «На защиту Сталинграда». Повсеместно развернулся сбор теплых вещей и белья для воинов Красной Армии. Всего за время войны по области их было собрано 1,2 млн шт. В школах района был организован сбор средств на постройку танка «Алексеевский пионер».

Ист: Архив УФСБ РФ по Волгоградской области. Ф. 2. Оп. 18. Д. 27; материалы статистического управления Волгоградской области)

    

      К концу июля 1942г. в нашей Усть-Бузулукской станице расположился штаб кавалерийского корпуса Плиева, которому в последствии предстояло сыграть важную роль в Сталинградской битве. Жители Прихопёрья оказали кавкорпусу  помощь: подлечили раненых, обеспечили фуражом и тёплыми вещами, а в  нашей Усть- Бузулукской станице в ветлечебнице раненые кони получали квалифицированную медицинскую помощь. (Тотырбек Джатиев « Сабельный звон», Москва, 1986 год.)

 «В эти дни военными спецами и жителями станиц и хуторов на Хопре было построено 5 мостов: из них 2 подводных для танков(один перед устьем реки Бузулук, а другой на «Броду», недалеко от х. Угольского.) А около х .Перепольского, чуть выше сегодняшнего моста был построен высоководный мост. Через этот мост воинские части двигались из Филоново на Вешки, в том числе и части армии генерала Ватутина. Эта дорога стала основной магистралью для снабжения нескольких дивизий на Дону, никаких других путей подвоза во всей округе не было.[  из книги  Николая Грибачева «Когда становишься солдатом»]

Трудно сказать какое количество раненых советских воинов подняли на ноги и поставили в строй врачи и медицинские сёстры семи госпиталей Алексеевского района.. Благодаря их самоотверженной работе сотни бойцов и командиров Красной Армии смогли продолжать воевать. Женщины, старики и школьники оказывали большую помощь медицинскому персоналу, ухаживая за ранеными, обеспечивая их всем необходимым. Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте и внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
 3.    После ухода большей части мужчин на фронт женщины, подростки, люди пожилого возраста освоили тракторы, комбайны, автомобили. Одна из них Фролова Любовь Георгиевна. Ученик нашей школы Семёнов Василий взял у неё интервью. Давайте посмотрим видеофрагмент их беседы. (видеофрагмент из воспоминаний труженицы тыла Фроловой Любови Георгиевны).

4. «Воспоминания моего прадедушки Токарева Евгения Дмитриевича - труженика тыла». Рассказывает Рябова Ирина. 

   « ...Добывали такое растение, как аир черный. Его корневища доставали из пересыхающих водоёмов. Добыча шла с середины лета до глубокой осени. От воды к осени руки были все в трещинах, мозолях, цыпках .На каждую семью Хоперо-Донской поймы сельсоветами доводилось задание: собрать, засушить и сдать в госпиталя станиц Кумылженской, Глазуновской, Слащёвской и Усть - Бузулукской по мешку корневищ аира. Затем из этого растения делали порошок. Им и обрабатывали раны бойцов. Корневища аира (чёрный корень), охотно поедала детвора, они после просушки и очистки от кожуры становились бело-розового цвета, были сладкие на вкус и заменяли детворе  карамельки, которых так не хватало.В наших дворах стали выращивать ещё и клещевину. Из неё получали клещевинное масло. Это масло употреблялось в войсках для смазки военной техники: танков, орудий, «катюш».

  СТАНЦИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ»

1.Шестиклассники рассматривают выставку рисунков, иллюстраций  и фотографий о тружениках тыла. Организаторы выставки обращают внимание ребят на изображение трудовых рук. Рассмотрите внимательно картину. Что на ней изображено? Какие  чувства вызывает картина у вас? Давайте вместе попробуем подобрать эпитеты к слову трудовые руки  ( крепкие, ладные, сильные, женские, жилистые, загрубевшие,  мозолистые, натруженные, теплые, заботливые, надежные)

2. Рассказ « Труд крестьянина в творчестве А.А. Пластова как историческая летопись войны ( картины: "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва (1945г.)» с использованием презентации ( слайд 1)

1 ученик:

Для меня, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне  особенно когда мишенью зла становятся дети. В картине А. А. Пластова "Фашист пролетел" (1942) показан  трагический эпизод -убийство фашистскими летчиками мальчика-пастушка(слайд 2)

( на фоне музыки Роберта Шумана «Грёзы») Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня .Не шелохнется ни одна былинка. Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы. Что это? Припал щекой к сухой колкой траве пастушок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле. Не встать ему. Далеко, далеко в ясном небе над изумрудными зеленями фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь. Воет пес, задрав мохнатую морду к небу. Жалобно мычат коровы, блеют овцы. Вдали затихает ноющий зловещий звук. Шелестят березы.

    Главная тема картин Аркадия Александровича Пластова (1893  1972) —Человек и Родина. Враг безделья, он воспел в своих картинах труд крестьянина. Труд тяжелый, от зари до зари, труд, радостный плодами своими.

      2 ученик: В самом конце Великой Отечественной войны им были написаны картины «Сенокос» и «Жатва».В картине «Жатва» ( слайд 3)  художник раскрывает важнейшую страницу в жизни народа, показывает типичные приметы сурового военного времени. Обедающие в поле старик и подростки изображены очень точно, сдержанно. Благодаря детским, женским и стариковским рукам было обеспечено питание в годы Великой Отечественной войны. Выразительны в картине образы работяг, составивших маленькую, но дружную и сплоченную бригаду, где каждый старается заботиться о ближнем и помогать друг другу. А работа, конечно, для детей была тяжкой. Чувствуется большая жажда мальчика, пьющего воду из кувшина…

Жатва, 1945 г.     Аркадий Александрович Пластов (1893 - 1972)

 В полотне "Сенокос"  ( слайд 4) мудрый художник, рассыпав перед зрителем драгоценную мозаику цветоносного июньского травостоя, дает отдохнуть глазу, раскинув перед ним волшебный ковер озаренной солнцем поляны... Как в утренней капле росы, отражается весь радужный мир, пронизанный пением рожка, птичьим гомоном, мычанием коров, криком петуха, стрекотом далеко идущего трактора и голосом ветра, разгоняющего румяные облака на алеющем небосводе, так и в этой картине собрана вся радость нашей земли. Июнь.
"Сенокос" -  гимн родной земле, победоносному народу, выстоявшему и победившему в жестокой, кровавой войне. Напомним дату создания полотна - 1945 год. Точнее, лето 1945 года. Люди, изображенные на картине "Сенокос», близкие, родные, товарищи Пластова, его односельчане. Ведь юноша на переднем плане - сын художника Николай, женщина в белом платке похожа на супругу Наталью Алексеевну, а два пожилых косаря — земляки Аркадия Александровича.

Художник  всегда стремился выразить мысль о том, что настоящий труженик всегда красив, ибо приносит пользу людям.( слайд 5)
СТАНЦИЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ

Задание 6 – классникам: слушая художественные произведения, заполнить таблицу

№ п/п

автор

Главная мысль произведения

1

Б.Б. Поляков

Труженики тыла - Все для Победы! Все для фронта!..

Кто был в окопах, те – герои,
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньший выдал героизм   

 

2

Владимир Абросимов

Женщины своим трудом в тылу тоже спасали Отечество.

3

Наталья Смирнова

Дети в тылу заменили ушедших на фронт отцов, работали с утра и до позднего вечера

4

Ольга Громова

Дети после уроков  помогали в поле: вязали снопы, вывозили их, собирали колоски. Уставали и голодали, но работали.

 

Ребята 8 класса читают отрывки из произведений.

1)       (Б.Б.Поляков)

Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья,
В тылу бурлило и кипело –
Трудилась Родина моя.
 Сильнее стали женщин плечи,
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Все для Победы! Все для фронта!
А сами – в поле и к станку,
Чтобы отправить хлеб и танки
На фронт солдату-мужику.
Все отдавали: силы, средства…
Война тащила за собой
Детей, не ведающих детства,
И женщин с горькою судьбой.
Кто был в окопах, те – герои,
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньший выдал героизм   

 

2)                 Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев, осваивая их специальности.

(Владимир Абросимов)

Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать. –
Хватило б только сил, терпения, -
чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.

Уставши за день несказанно,
она шептала, как вчера:
- Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным,
сердце приказало
в тылу
Отечество
Спасать. 

  Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и дети.

3)      (Наталья Смирнова)

Дети войны - в одночасье, в момент повзрослевшие,
Дети войны, с малолетства порой поседевшие.
Сколько заботы свалилось на детские плечики!
Сколько работы с утра и до позднего вечера.
Это они - воевавших отцов заменившие,
Ночи и дни зажигалки на крышах тушившие.
Это они - у станков по две нормы дававшие,
Полуголодные, хрупкие, толком не спавшие. 

4)                 В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам – школьникам, скосившим тысячи гектаров  хлеба, связавшим тысячи  снопов,  намолотившим тысячи тонн зерна.

 Вот как описывает нелёгкий труд детей на полях Ольга Громова в повести «Сахарный ребёнок»

«Старшие — ученики пятых-седьмых классов — помогали взрослым: девочки вязали снопы, мальчики на лошадях возили их на ток. После того как увозили снопы, на поле выходила малышня. Мы, ребятишки первых-четвёртых классов, закончив занятия в школе, отправлялись собирать колоски. Всем выдавали пустые мешки, которые нужно было наполнить колосками, обронёнными при жатве. Мешок — это норма. Пока не наберёшь мешок, домой идти нельзя. Работа несложная — наклоняйся и собирай. Вот только, собрав половину мешка, дальнее мы шли на коленках или на четвереньках — казалось, что спина уже отваливается. И постоянно хотелось есть. В те времена в школах не было столовых, дети завтракали дома, шли в школу, а после занятий дома обедали. Но во время уборки нас после занятий домой не отпускали, а вели или везли в поле собирать колоски. Чтобы собрать мешок, требовалось четыре-шесть часов, а дорога с поля домой пешком (возили нас только на поле) занимала ещё не меньше часа. С собой в школу еду большинству из нас не давали — нечего было. Но мы приспособились заглушать голод: улучив момент, когда рядом никого нет, можно было, сидя на корточках, быстро растереть в ладонях колосок и, сдув шелуху, сунуть зёрна в рот. За время работы удавалось съесть пять-шесть колосков».

   Невозможно рассказать все о работе в тылу, ведь это был ежедневный подвиг тружеников.

 

Ребята 8 класса делают  обзор книг из школьной библиотеки и школьного музея о труде детей, женщин, стариков в годы Великой Отечественной войны.

  Подведение  итога урока.

     Все ребята собираются в кабинете истории. Восьмиклассники спрашивают шестиклассников о том, что запомнилось им на сегодняшнем уроке, просят ответить на вопросы: Как Вы считаете, каков вклад тружеников тыла в Победу? А как помогал фронту наш Алексеевский район?  Правильны ли слова «Победа ковалась в тылу»?

Домашнее задание

Учитель предлагает ребятам подтвердить верность слов «Победа ковалась в тылу», побеседовав с родственниками и знакомыми.


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ Усть –Бузулукская СШ учитель истории

МБОУ Усть –Бузулукская СШ учитель истории

Трудовой фронт Алексеевского района в годы

Трудовой фронт Алексеевского района в годы

А в конце урока мы послушаем шестиклассников, как они ответят на эти вопросы

А в конце урока мы послушаем шестиклассников, как они ответят на эти вопросы

Трудовой фронт Алексеевского района в годы

Трудовой фронт Алексеевского района в годы

Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте и внесли весомый вклад своим трудом в победу над…

Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте и внесли весомый вклад своим трудом в победу над…

А. А. Пластова "Фашист пролетел" (1942) показан трагический эпизод -убийство фашистскими летчиками мальчика-пастушка(слайд 2) ( на фоне музыки

А. А. Пластова "Фашист пролетел" (1942) показан трагический эпизод -убийство фашистскими летчиками мальчика-пастушка(слайд 2) ( на фоне музыки

В полотне "Сенокос" ( слайд 4) мудрый художник, рассыпав перед зрителем драгоценную мозаику цветоносного июньского травостоя, дает отдохнуть глазу, раскинув перед ним волшебный ковер озаренной…

В полотне "Сенокос" ( слайд 4) мудрый художник, рассыпав перед зрителем драгоценную мозаику цветоносного июньского травостоя, дает отдохнуть глазу, раскинув перед ним волшебный ковер озаренной…

В тылу бурлило и кипело – Трудилась

В тылу бурлило и кипело – Трудилась

Это они - воевавших отцов заменившие,

Это они - воевавших отцов заменившие,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017