Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»
Оценка 5

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
01.05.2018
Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»
Представлен урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, при¬рытые цветами» Цель: Продолжить знакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена. Задачи: Образовательные- познакомить учащихся с «Революционным Этюдом» Ф.Шопена историей его создания. Развивающие- ладо-высотный слух, чувство ритма, память мышление, речь. Воспитательные- Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке.Цель: Продолжить знакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.
4 .doc
Тема урока: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами» Цель:  Продолжить   знакомить   учащихся   с   биографическими   сведениями,   с   музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена. Задачи:  Образовательные­  познакомить   учащихся   с   «Революционным   Этюдом»   Ф.Шопена историей его создания.  Развивающие­ ладо­высотный слух, чувство ритма, память мышление, речь.  Воспитательные­  Воспитание   эмоциональной   отзывчивости,   сопереживания   чувствам, настроениям, переданным в музыке.  Организационный момент Ход урока Распевание Пение: «Слезинки» работа над характером песни. «Маленькая страна» разучивание слов и  мелодии песни. Музыкально ритмическая разминка 1 марта 2010 г. исполнилось 200 лет со дня рождения гения польской музыки. "Шопен особенно дорог   пианистам, потому что был именно «поэтом фортепиано», ­ говорит Сергей Кузнецов.­ Он, наверное, как никто знал возможности этого инструмента и создал новый язык фортепианной музыки.  В качестве образца Шопен использовал  искусство итальянского бельканто и пытался воплотить законы пения в игре на фортепиано. В этом композитор не был одинок, но именно он нашел совершенно уникальную манеру, которая до тех пор не встречалась и с тех пор, пожалуй, тоже никем не была повторена".  В   силу   своей   певучести   шопеновская   музыка   невероятно   органично   соединилась   с традицией русского фортепианного исполнительства, главным признаком которой всегда было «пение на рояле». На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с великим польским композитором Фридериком Шопеном. Расскажите, что вы знаете об этом композиторе? Ответы детей. После  блистательного  окончания  Варшавской  консерватории  Шопен по совету своего учителя едет в Вену ­ крупный музыкальный центр того времени, где 11 августа 1829 года в Венском оперном театре состоялся дебют молодого польского пианиста.  Успех был огромный.  В родной город Шопен возвращается знаменитостью. Дает концерты и в Польше. По настоянию отца и учителя молодой композитор собирается на гастроли за границу: в Вену, затем в Париж. Расставаясь с родным городом, Шопен осенью 1830 года дает прощальный концерт. Предстоящее путешествие не радует. Гнетут тяжелые предчувствия. Первого ноября состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный   кубок,   наполненный   польской   землей.   Как   оказалось,   он   покидал   свою   Родину навсегда. Шопен   в   Вене.   В   этот   момент   пришла   весть   о   вспыхнувшем   в   Польше   восстании. Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей   и   не   возвращался   в   Варшаву.   Патриотическому   делу   он   будет   служить   своим искусством.  "Даже музыка не радует меня нынче" ­ пишет он друзьям. Он тяжело переживал по поводу того, что не может вернуться на родину. Так появилось одно из гениальных произведений Ф.Шопена ­ "Этюд   до   минор".   Этот   этюд   ­   одно   из   самых   популярных   произведений   музыкальной литературы, музыкальный символ Польши.  И по моменту создания, и по духу музыки, и по тому названию, которое закрепилось за ним с легкой   руки   Ференца   Листа   этюд   этот   действительно   "Революционный".   Сочинен:   начало сентября 1831 года. Слушание: Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 Анализ произведения. На   фоне   неистово   рокочущих   басов   возникали   могучие   призывные   возгласы.   В стремительном вихре крутящихся пассажей рождались словно бы горячие споры, взволнованные диалоги. Героические порывы чередовались с моментами сурового раздумья. Но образы гордой и мужественной силы побеждали. Слушание: Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 Вот, что пишет русский композитор Александр Майкапар о Шопене и его знаменитом Этюде: «Не пренебрегайте этими пьесами 10­го и 25­го Opus'ов из­за их названия ­ этюды ­ которое у других   композиторов   часто   означает   "упражнение".   (Здесь   нет   также   аналогии   с   тем,   что этюдами называют художники, подразумевая под этим "наброски", нечто подготовительное для работы над большим произведением). У Шопена это нечто иное: при том, что каждый из его этюдов написан в какой­то одной фактуре (октавы, терции, арпеджии и так далее) и как бы разрабатывает   одну   специфическую   пианистическую   проблему   (в   этом   смысле   они   имеют сходство этюдами у художников ­ "этюд головы", "этюд руки", "этюд пейзажа") они, во­первых, каждый   совершенно   законченная   пьеса   ("этюд"   здесь   совершенно   не   синоним   "эскиза"),   во­ вторых, все этюды полны несравненных мелодических и гармонических красот. Только сами пианисты­исполнители   могут   в   полной   мере   оценить   техническую   сложность   этих   этюдов; широкая же аудитория всегда восхищается их музыкальными красотами.  "Революционный" этюд начинается резким диссонирующим аккордом, словно артиллерийским залпом,   после   которого   от   середины   клавиатуры   низвергается   бурный   пассаж,   исполняемый левой рукой. Эти два элемента ­ аккорд (а в дальнейшем страстная патетическая аккордовая фраза) и рокочущий пассаж ­ пронизывают весь Этюд. В этой пьесе, безусловно, есть что­то глубоко национальное, польское. Но что именно? Шопен не цитирует здесь свой родной фольклор, не использует явные элементы польской мелодики, не имитирует   народные   инструменты,   как,   например,   в   мазурках,   когда   во   множестве   случаев бурдонный бас в виде тянущейся "пустой" квинты создает атмосферу звучания какой­нибудь колесной лиры или волынки ­ народных инструментов. Ничего этого нет в этюде. Но польский дух, несомненно, ощущается.  Шопен замечательно достигает этого за счет того, что использует характерный ритм полонеза ­ национального польского танца (что, кстати, явствует из самого его названия). Это необычайно удачно найденный прием, поскольку характеризует одновременно и национальный характер и патетический дух пьесы. Кстати, еще за тридцать лет до появления Этюда, Бетховен, желавший передать в музыке дух борьбы, и даже, конкретнее, дух Французской революции (примечательно, что   тоже   ­   революции),   написал   "Патетическую   сонату",   в   первая   части   которой   звучит аналогичная   ритмическая   фигура   (интересно,   что   и   тональность   обоих   этих   произведений   ­ Этюда Шопена и сонаты Бетховена ­ одна и та же ­ до минор). Еще раньше Франсуа Куперен, создавая музыкальный портрет принцессы Мари (Марии Лещинской, польки по происхождению), ввел в качестве одного из разделов этой пьесы именно полонез.  Как играть "Революционный" этюд?  Хотя музыка Этюда и говорит сама за себя, Шопен счел нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками. Уже указание темпа содержит в себе намек на характер звучания: Allegro con fuoco, что буквально означает в переводе с итальянского (языка, на котором дается большая   часть   исполнительских   ремарок)   "Быстро,   с   огнем".   И   далее,   по   ходу   этюда: appassionato (страстно), con forza (с силой), stretto (сжато) или вдруг после громкой призывной фразы ее повторение, как бы слышимое издалека: sotto voce (вполголоса) и, наконец, последний взрыв страсти и непокорность: вновь ed appassionato (со страстью).   Кстати, о ремарке Allegro. К сожалению, в наше время этот Этюд часто исполняют сверхбыстро. Дело в том, что многочисленные издания произведений Шопена, в том числе и этюдов, порой значительно различаются ­ даже по самому нотному текста ­ как между собой, так с автографом. Шопен в автографе указал точную скорость: полутакт равен по метроному Мальцеля 76. Многие редакторы меняют это указание и предлагают исчислять пульс пьесы, во­первых, по четвертям (чтобы было понятно, объясню: если бы надо было этой пьесой продирижировать, то дирижер должен был бы, согласно Шопену, показывать две доли в такте, то есть дирижировать на "два", а редакторы предлагают дирижировать на "четыре"), во­вторых, пусть немного, но быстрее, чем у Шопена. А мы ведь хорошо знаем, что там, где редактор предлагает "немного", исполнитель делает "много". В результате исполнение этого Этюда часто напоминает не художественный акт, а   спортивное   состязание   ­   его   буквально   исполняют   "на   скорость".   При   этом,   очевидно, утрачивается весь драматический накал и пафос пьесы.  Есть композиторы и произведения, которые постепенно завоевывают сердце слушателя. Причем среди   этих   произведений   можно   назвать   подлинные   шедевры,   например,   фортепианные миниатюры   Брамса.   А   есть   пьесы,   захватывающие   слушателя   моментально,   с   первых   своих звуков.   Я   не   берусь   судить,   какая   любовь   сильнее   ­   с   первого   ли   взгляда   или   постепенно зреющая. Я просто констатирую это различие и тот очевидный факт, что Шопен и этот его Этюд принадлежат к тому, во что слушатель влюбляется сразу и навсегда.  * * *  В том же году, когда Шопен написал "Революционный" этюд, Роберт Шуман, помимо того, что сам гениальный композитор, бывший еще и самым авторитетным музыкальным критиком своего времени, написал в Лейпцигской музыкальной газете восторженную статью о Шопене. В ней содержалась фраза, ставшая крылатой: "Шляпы долой, господа, перед вами гений!". Поводом для этой статьи послужили шопеновские Вариации си бемоль мажор. Тогда Шуман еще не знал "Революционного" этюда...» Вывод: Р. Шуман о композиторе сказал так: "Шопен явил нам образец сочетания благородства, строгости   и   даже   некоторой   закрытости   с   удивительной   утонченностью   и   изысканностью высказывания. Его игра была невероятно живой и разнообразной: когда он сам исполнял свои сочинения, в единицу времени в музыке происходило огромное, по меркам его эпохи, количество событий. Иногда может показаться, что Шопен ­ салонный композитор, который писал красивые и приятные безделушки. Но это внешний слой, а в сердцевине своей его благородное и строгое существо было обращено к вечным вопросам". И   именно   Роберт   Шуман   гениальный   немецкий   композитор­романтик   сказал   о   музыке Фредерика Шопена хрестоматийно известные слова: «Это пушки, прикрытые цветами».  Итог:  Что   нового   узнали   на   уроке?   С   произведением,   какого   композитора   познакомились? Почему   техническое   произведение   этюд   носит   такое   название   «Революционный»?   Как   вы понимаете тему нашего урока «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»?

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»

Урок музыки в 4 классе на тему-: «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2018