Урок на тему "Хоровая музыка в храме"
Оценка 4.9

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
22.02.2018
Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"
Урок музыки в 5 классе на тему "Хоровая музыка в храме" Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, «Музыка» и является первым уроком по теме раздела «Хоровая музыка». Разработка включает в себя: план-конспект урока, презентацию урока. Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.
attachment_1590341729.doc
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение               "Средняя общеобразовательная кадетская казачья  школа"                      с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.          Разработка урока музыки  в 5 классе  на тему:                 « Хоровая музыка в храме» Трушина Светлана Юрьевна учитель музыки высшей категории 1 Конспект урока по музыке в 5 классе                             по теме «Хоровая музыка в храме» Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, «Музыка» и является первым уроком  по теме раздела «Хоровая музыка». Разработка включает в себя: план­конспект урока, презентацию урока. Цель   урока:  создание   дидактических   условий   для   становления  и формирования  хоровой музыки.   исследования     этапов 1. образовательные:  ­сформировать систему знаний, нацеленных  на осмысление особенностей народной хоровой музыки; ­ показать этапы развития  храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до    композиторской; 2. воспитательные: ­воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным  явлениям, как народная и храмовая хоровая музыка, ­ прививать навык вдумчивого слушания музыки, ­воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре. 3. развивающие: ­ развивать слушательскую   музыкальную культуру учащихся через приобщение к  образцам хоровой  духовной музыки, ­  развивать познавательный интерес учащихся,                            Формируемые УУД  на уроке: Личностные 1. Формирование     эмоционального     и   осознанного     усвоения     жизненного содержания музыкальных сочинений.  2. Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства. 3. Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. Передавать   собственные   музыкальные   впечатления   с   помощью   какого­либо   вида музыкально­творческой деятельности.. Познавательные  1. Формулируемые проблемы урока. 2. Расширение представления о   духовной хоровой музыке  2 3. Формирование интереса к  музыкальным занятиям и  позитивного отклика на  слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально­творческой  деятельности. Коммуникативные 1. Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. 2. Формирование учебного сотрудничества внутри класса  3. Воспитание уважения  к культурным традициям своего  Регулятивные  1.Подбирать слова,   отражающие содержание музыкальных произведений,  работа с текстом, карточками, интерактивной доской.   2. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка           своей музыкально­творческой деятельности. 3.Воспитание любви к  духовной  музыке   и музыке композиторов разных стран. народа и страны.  4. Сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально –  творческой деятельности. Тип урока­ урок­ исследование. На уроке   применён метод проектной деятельности и  краеведческая форма  работы    Музыкальный материал:  византийский распев  «Достойно есть»,    «Тропарь   Покрову   Пресвятой   Богородице»,   песня     «Покров   Богородицы», Ф.Шуберт «Ave Maria»,   тропарь  в церкви с. Знаменка. звук органа , колокольный звон.   (все видео есть в youtube)                                        ХОД УРОКА 1.Организационное начало учебного занятия: Музыкальное приветствие. Учитель:   Сегодня   у   нас   очень   серьезная   тема   урока,   поэтому   я   попрошу   вас настроиться на работу, сосредоточиться, и активно отвечать на вопросы и выполнять задания. Прошу обратить внимание на новые  слова, мы к ним вернёмся в конце урока.  3 2.Повторение изученного: Учитель: Мы  уже знакомы  с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас  слушая фрагмент песни ,  определите ,  к какому  песенному жанру относится данная песня.   фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров.  Слайд 1.  Эпическая песня  Духовная песня       Авторская (бардовская) песня       Календарно­обрядовая        Семейно­обрядовая песня       Романс       Народная  песня      Лирические песня      Народная хоровая  Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?  Дети: Эта песня  относится к жанру народной хоровой музыки. 2. Актуализация темы урока:  У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение? Дети: В школе, на концерте, в храме. (Включается фрагмент хоровой музыки, звучащей в храме) У. А сейчас что прозвучало? (хоровая музыка в храме) А теперь назовите тему нашего урока. (хоровая музыка в храме) Слайд 2.  У:   Ребята ,а  вам   интересно   узнать,  как     появилась     музыка   в  храме,   проведём исследование этапов становления  и формирования  хоровой музыки. 4. Усвоение новых знаний  Происхождение хоровой музыки У. Формулируем понятие «Хор» .  Слайд 3   Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»­  Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?  Ответы­ большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.  У. Но не всякий коллектив можно назвать хором.   Скажите, а вас можно назвать хоровым коллективом?  (да , потому что нас много в классе).  У. И всех можно сразу поставить на сцену для исполнения  песни на  концерте?  4 (нет, потому что для того чтобы петь на сцене, нужны специальные знания и умения в вокальном исполнении)  У. Некоторые девочки из класса ходят на занятия вокальной группы.   Вокальная группа­ это хор?  (нет, в ней немного человек) В нашем селе часто  проходят разные концерты  с  участием   детей и,     конечно, взрослых.     Посмотрите   на   слайд   и     скажите,   на   какой   фотографии     вокальные группы, а где фотография хора?  слайд 4.  Значит,  не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.  ­ Вспомните и назовите виды хоров. (ответы уч­ся)  Слайд 5.  с  фотографиями различных составов хоров. У. Видите, разные  хоры, и конечно,   певческие голоса  в хоре тоже разные.   У: Вы знаете классификацию певческих голосов,  назовите их. (ответы уч­ся)  Для   чего,   по­вашему,   в   хоре   участвуют   разные   голоса?   (Рассуждения   учащихся, подвести   нужно   к   тембровому   богатству,   как   особому   выразительному   средству хорового исполнения). Чаще   всего   хор   включает   в   себя   четыре   хоровые   сопрано, альты, тенора, басы.  Слайд 6.  Эти же  голоса входят и  в состав хора церковного пения   партии: У: Ребята,  как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка?  Ответ найдите  в учебнике на стр. 79­80. Когда появились храмы ­ хоровая музыка поселилась и в них.   ­Что слышится в хоровом церковном пении?  Найдите ответ на стр.  80 учебника.   Далее,  на стр. учебника найдите  о роли церкви в жизни людей. (читают) Звучат отрывки храмовой музыки,   при слушании дети   определяют   способы хорового исполнения.  ­ многоголосное  исполнение ( отметить исполнение а капелла)   ­ одноголосное  исполнение  У: Одноголосное исполнение   и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие  пришло на Русь из Византии и стало тем корнем, из которого впоследствии   выросло и развилось   «Древо храмовой хоровой музыки»  (учитель открывает доску с изображением на ватмане  корней и ветвей  Древа, а  прикрепляет слово «Одноголосие»  в любом месте классной доски.) Мы узнали,  как  появилась хоровая музыка в храме,  а как   она формировалась ,  мы проследим   через   вот   такое      «Древо   храмовой   хоровой   музыки».  Но   этапы 5 становления я  буду располагать на доске  в разных местах,  а в конце урока мы  это древо  вместе  и взрастём.  У:   Усвоение   византийского   хорового   наследия   происходило,   прежде   всего,   в русских   монастырях   –   Киево­Печерском,   Псково­Печерском,   Валаамском, Соловецком,  Троице­Сергиевой Лавре.   ( слайд 7 )  У: Сейчас мы послушаем  византийский распев  «Достойно есть»,    После   слушания   ответьте,     какой     способ       хорового   исполнения       в   этом произведении? (Показывается   видеофрагмент   песни   «Достойно   есть»,   дети   слушают. Слушание).     Ответы учащихся ­ исполняет   один голос   на фоне мужских голосов, которые поют с закрытым ртом. Исполнение   с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности.  Пение а капелла.  У. Обратите внимание на такой приём хорового пения, как пение с закрытым ртом. Давайте вместе попробуем так пропеть.  Как называется пение без  слов (вокализ). А такое пение можно назвать вокализом? (нет, не было   слогов). Правильно, такой приём пения так и называется­ пение с закрытым ртом , которое   часто применяется и в духовной музыке.  У.  Это   раннее   русское   многоголосие.   –  при   этом   учитель  показывает   детям иллюстрацию со словами «Раннее русское многоголосие» и прикрепляет его на доску.  Вопрос­ Что слышится в хоровом церковном пении?  В помощь – стр.  82 учебника –ответы из текста учебника. Учитель   делает   вывод:  Развитие   храмового   хорового   пения   происходило   от одноголосия к многоголосию. При этом исполнение становилось все более сложным и объемным.  Включается видео­ «Тропарь Покрову Пресвятой Богородице» и фрагмент песни «Покров Богородицы».   Вопрос. О чём эти произведения? (о празднике Покрова).  Почему именно эта музыка прозвучала? (потому что сегодня 14 октября­ Покров Пресвятой Богородицы) Кто изображён  на фресках и иконах? ( Богородица. Богоматерь. Дева Мария.  В христианстве – мать Иисуса Христа, Матерь Божья , Царица небесная) 6 Какое из этих произведений должно звучать в храме?   (Тропарь) Ответы ­ (потому что есть аккомпанемент и это песня­ куплет,  припев , чего  нет  в молитвах ). У. Молитва обращена к Богу, к Божьей Матери, к святым и к небесным силам.  Песня же поётся, в основном, для людей.  Слайд 8.   Троп рьаа   в православной церкви — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.   ­  Как вы думаете – а почему хоры в храмах   звучат без сопровождения?  (Православные     богословы   запрещают   использование   инструментов   во   славу Господа т.к. у инструментов нет  души.) А сейчас посмотрите видео, на котором в нашей церкви звучит тропарь в исполнении отца  Валерия  и отца Дмитрия, который  был войсковым священником 3 отдела . З. К. В.,  а сейчас он владыка Нерчинской и Краснокаменской епархии. После просмотра видео­ У.­  мы  надеемся , что наша церковь будет восстановлена , и мы часто будем слышать пение тропарей,  разных песнопений и молитв.  В   1054   г.   с     разделением   христианства   на   католицизм   и   православие,   римско­ католическая   церковь   продолжила   древний   обычай   использования   музыкальных инструментов,   а     Византийская   православная   церковь   выработала   церковный хоровой   стиль   без   сопровождения   «а   капелла»   и   запретила   инструментальную музыку в церкви. Слайд 15. Считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с  голосами человеческими, воссоздают божественный образ. Хоровое церковное пение воспринималось как стремление к гармоническому  единству человека с Богом.  Физкульминутка.  У.   Какой   ударный   музыкальный   инструмент     является   неотъемлемой   частью православной архитектуры (храмов , церквей)?  – (колокол)  Ну   а   раз   сегодня   у   нас   праздник   Покрова,   давайте     движениями   рук   покажем Праздничный звон.    Учащимся   предлагается     имитация     действий   звонаря­   Праздничный   звон. (включатся запись звона)    У.  В 19  веке  значительный   вклад   в  развитие  храмового   хорового   пения  внесли русские   композиторы   М   И   Глинка,   П.И.   Чайковский,   С.   В.   Рахманинов,     А.   Т. Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков (слайд   16,17 ,18   ­ портреты).  7 Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви   в   качестве   музыкантов   (например,   И.С.Бах),   некоторые   имели   сан священника (Ф. Лист). (слайд  19)  Но   с   появлением     в     католическом   храме    (слайд  20)    органа,     хоровое   пение обрело невиданную силу и красоту.   (Звук органа) Это   единственный     музыкальный       инструмент,   который   был   допущен   в   храм! Почему?  (звук органа   возвышает, облагораживает,   звучание воздействует на слушателей состоянием покоя, свободой от всего суетного, повседневного.) А высота колонн и стен органа подчёркивает устремлённость к небу. У:­ Давайте послушаем один из примеров зарубежной духовной музыки.   Ф.Шуберт «Ave Maria»    Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает состояние человека. (Слушание).   При   слушании   подчёркивают музыкальные термины , характеризующие это произведение.  Вопросы: ­ Какой образ изобразил композитор в этом произведение? ­ А в каких   произведениях  искусства запечатлен этот образ? ­ Кто участвовал в исполнении этого произведения? (Голос, орган).   Учитель:  Русские и зарубежные композиторы внесли значительный вклад в  развитие храмовой хоровой музыки, обогатили ее средствами  музыкальной  выразительности ­  учитель прикрепляет  надпись ­ «Композиторская хоровая  музыка»  на доску.  А теперь нам надо  взрастить это древо,  давайте вспомним, с  чего всё началось? …  (приглашается ученики )   самостоятельная   работа­       на   карточках   учащиеся 8 У. Вот такое дерево у нас выросло! 5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.  Вы на урок принесли  словарики,   эти словарики будут вам в помощь  на  протяжении всего  учебного года.  Сейчас вы  начнёте его оформление и  сделайте  первое оглавление­ «Духовная музыка» Выберете   из предложенных на слайде терминов и  словосочетаний   те,  которые  касаются темы    «Духовная музыка и хоровая музыка в храме»  Учитель: В молитве человек обращается  к  Богу  со своими самыми сокровенными  мыслями , с  просьбой поддержать в трудные минуты жизни, помочь найти верное  решение. Мы с вами молитву исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая   соответствует  теме нашего урока.  Исполнение: «А над ней парили ангелы» 1Вслед за летом осторожно осень в тихий парк вошла. Золотятся листья клёна, как у церкви купола в храме робко и несмело девочка в церковном хоре пела, эхом отзывались купола. Верила, что день наступит, горя на земле не будет, верила, надеялась, ждала. припев: А над ней парили ангелы, Чтоб уберечь дитя. 9 Ангелы, парили ангелы, От невзгод и бед её храня. 2. Сложный мир ­ добро и зло. Вера придавала сил. Годы шли, она взрослела, и господь её хранил. Год за годом, день за днём девочка мечтала о своём Пела, отзывались купола Верила, что день наступит, горя на земле не будет Верила, надеялась, ждала. Обобщение урока:  Музыка в храме учит   любить   себя   и   ближнего,   ценить   душевную   красоту,   она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. Мы с вами молитву  и песнопение исполнить не сможем, но у нас есть песня, которая соответствует  теме нашего урока.  6. Выставление оценок 7. Домашнее задание. Слайд   В   словариках   впишите   другие   музыкальные   термины   и   словосочетания   по   тему «Духовная музыка»                                 Список использованной литературы: 1. .Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.  2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок    (современная технология). Методическое пособие. Издание 2­е  дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России,  2008. – 144 с.5.Волков 3. http://rudocs.exdat.com/docs/index­57758.html 10

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок на тему "Хоровая музыка в храме"

Урок  на тему "Хоровая музыка в храме"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018