Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс
Оценка 4.7

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
09.04.2017
Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс
Цель изучения темы: вызвать у семиклассников соучастие в постановке нравственных проблем произведения: борьбы добра и зла в душе человека, сострадания к другому человеку, милосердия, деятельной любви к ближнему как проявления человечного в человеке. Задачи: ставить учащихся в ситуации нравственного выбора, обогатить их опытом нравственных переживаний, размышлений о нравственном и безнравственном поступке, о самомнении и самолюбовании, вовлекая в диалог с юными героями Достоевского. (Показать, что подростки в изображении Достоевского особенно подвержены как добрым, так и злым влияниям. Подчиняясь сильному, они способны бездумно и жестоко травить слабого. Но они же ранимы и отзывчивы к добру, как и взрослые, могут глубоко любить и страдать) Отрабатывать навыки отбора нужного материала, умения делать выводы и обобщения, навыки выразительного чтения. Воспитывать чувство сострадания, уважения к человеку. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Форма урока: семинар-исследование
7. Кутузов А.А..docx
Кутузов Аркадий Александрович,  учитель русского языка и литературы Тема  урока:  По  дороге  за  мальчиками…  (от   камня   к   камню).   По   главам   «Мальчики»   романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс Цель  изучения   темы:   вызвать   у   семиклассников   соучастие   в   постановке нравственных проблем произведения:   борьбы   добра   и   зла   в   душе   человека,   сострадания   к   другому   человеку, милосердия, деятельной любви к ближнему как проявления человечного в человеке.  Задачи:  ставить учащихся в ситуации нравственного выбора, обогатить их опытом нравственных переживаний,   размышлений   о   нравственном   и   безнравственном   поступке,   о   самомнении   и самолюбовании, вовлекая в диалог с юными героями Достоевского. (Показать, что подростки в изображении Достоевского особенно подвержены как добрым, так и злым влияниям. Подчиняясь  сильному, они способны бездумно и жестоко травить слабого. Но они же ранимы и отзывчивы к добру, как и взрослые, могут глубоко любить и страдать)  Отрабатывать   навыки   отбора   нужного   материала,   умения   делать   выводы   и   обобщения,   навыки выразительного чтения. Воспитывать чувство сострадания, уважения к человеку. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Форма урока: семинар­исследование Методические   приемы:  словарная   работа,   исследование,   проблемное   обучение,   аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями и текстом Словарная   работа:  образ­символ,   характер   героя;   самолюбие,   самолюбование,   самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие. Оборудование:  учебник­хрестоматия,   схема   характеристики   литературного   героя,   фильм «Мальчики», презентация к уроку (медиапроектор): портрет, иллюстрации. Специальное оформление доски  Ожидаемый результат: Созданы   условия   для   учебной   деятельности   посредством   формирования   навыков   анализа литературного произведения. Формируются   эмоционально   ­   ценностное   отношение   к   действительности   через   приобщение   к литературе, нравственные качества личности. Созданы условия для дальнейшего развития общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, классификации, обобщения и самоконтроля, самоанализа. Развиваются творческие способности учащихся посредством выполнения заданий. Формируются конструктивные, доброжелательные взаимоотношения в классе. Формируются умения грамотно оформлять связанную устную речь, умение доказывать свою точку зрения, прислушиваться к различным мнениям, умение слушать друг друга. Формируется уважительное, бережное отношение к родителям, друг к другу, гуманное отношения ко всему окружающему. 1 Эпиграф: Будем, во­первых, и, прежде всего, добры, потом честны, а потом ­ не будем никогда забывать (друг о друге) Алексей Карамазов На доске изображение камней и большого камня, соединенных лентой (дорогой), эпиграф, портрет писателя, к словарной работе, затем по ходу урока появятся иллюстрации, название урока (тема). Учащимся  было предварительно дано домашнее задание по отбору материала к уроку о главных героях. Ход урока 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. ­ Настроимся на работу­ совместную деятельность. Все мы – люди, кажется, все знаем друг о друге, ан – нет, в каждом есть тайна, и в чем она заключается? (Тайна души, работа, борьба…) 2. Актуализация знаний. ­ Итак, мы продолжаем знакомство с главами «Мальчики» из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». ­ На доске помещены образы­символы: камни и некая связка между ними. Что такое образ­символ? (это   условный   знак­предмет­слово,   который   несет   в   себе   иносказательный   смысл,   объединяющий высшее (божественное), природное и человеческое). Что мы хотели сказать, указав на камни.  ­ Камень – яркий образ­символ в тексте. Какой смысл он несет? Почему камень? (преграда, могильный, заставляет задуматься о своей жизни, символ выбора, страданий, крепости незыблемости, вечного,   бессмертия.  Камень   –   символ   преграды,   встающей   на   жизненном   пути   и   заставляющей человека   задуматься   о   своей   жизни,   это   символ   страданий,   слез,   символ   той   ТВЕРДОЙ,   т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни) ­ Мальчики в повествовании меняются от камней у канавки до Илюшиного камня? Да, они прошли некий путь. На доске записаны слова ЧУВСТВОВАТЬ, СТРАДАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ.   ­ Как они связаны с произведением Достоевского? Что изменится, если мы добавим приставку СО к этим словам? Что означает эта приставка? (Вместе, сообща).  ­   А   получившиеся   слова   имеют   отношение   к   прочитанным   главам?   Сочувствие,   сострадание, сопереживание были доступны детям с самого начала? (Нет.) Как же сформулируем тему урока? (Путь к состраданию).  ­ Запишите эти слова ­   Наш   урок   предваряет   эпиграф:   «Будем,   во­первых,   и,   прежде   всего,   добры,   потом   честны,   а потом ­ не будем никогда забывать (друг о друге)». Алексей Карамазов ­ В нем не хватает последних слов, что мы допишем в конце? Это важно, почему? «Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во­первых, и прежде всего, добры, честны, а потом – никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что­нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» Запишите тему урока. Сделайте набросок с доски.  2 ­  А  какие  вопросы  нам с  вами  предстоит  раскрыть  на уроке,  исходя  из   этой  темы?  (Вопросы  с карточек­заданий) Словарная   работа:  образ­символ,   характер   героя;   самолюбие,   самолюбование,   самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие. (Организационно­аналитическая группа) Мы тоже сегодня работаем с вами в группах, и совместно, сообща будем постигать те тайны, которые раскрыл перед нами Достоевский, тайны человеческой души.  ­ О чем это произведение? (О детстве, роли детей в жизни человека. О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных этой теме.) ­ А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения? (Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается) ­ Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев) 3. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. ­ Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получила свое задание. Результаты работы нужно будет представить классу. 1 группа – Характеристика Илюши Снегирева. 2 группа – Характеристика Коли Красоткина 3 группа – Образ Алексея Карамазова 4 группа – «Языковеды» 5 группа ­ Организационно­аналитическая  ­ Помните правила работы в группе. Время подготовки – 3­5 минут 4. Воспроизведение на новом уровне. Творческое применение и добывание знаний в новой  ситуации (проблемные задания). Выступления групп с дополнением и вопросами учащихся из  других групп. 1 группа ­ Характеристика Илюши Снегирева Карточка­задание: Характеристика Илюши Снегирева 1. Этимология имени и фамилии. Портрет Илюши, как изображены его родственники, описание обстановки в  доме. Чем все это важно? Почему автор называет мальчика Илюшей, а не Ильей? 2. Каким предстает перед нами Илюша в начале произведения? Какие чувства к нему мы испытываем? Меняется  ли герой на протяжении прочитанных глав? 3. Какие события заставили особо страдать Илюшу? Как повлияли эти события на взаимоотношения Илюши с  мальчиками и Колей Красоткиным? Какие черты характера Илюши раскрываются в его взаимоотношениях с  товарищами?  4. В каких эпизодах страдания Илюши достигают наивысшей глубины и силы? Какие детали (портрета, речи,  поведения) заставляют сострадать Илюше? Какова роль главы «Жучка»? 5. Что скрасило последние дни мальчика 6. Роль Илюши в пути мальчиков к состраданию и добру.  (Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши). ­ Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:  3 Илюша и Алеша Карамазов ­ ­ один, злоба   –   отражение У постели Илюши ­окружен   людьми (неравнодушными, любящими), неправедности жизни взрослых, познание милосердия ­ ­добро, облегчение мук совести, ­сочувствие, сострадание ­ Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути? (Открытие   товарищества,   сочувствия   и   сопереживания;   открытие   радости,   светлых   чувств   и переживаний, осознание прощения, счастья прощения и любви) ­   Какие   еще   детали   портрета   Илюши   заставили   вас   задуматься   о   том   жизненном   пути,   который совершает герой? (Такие детали портрета мальчика… …   как   глаза:   темные,   большие   на   светлом   вытянутом   лице,   пропитанные   злобой,   ­   отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей …   как   интерьер,   с   которым   словно   срастается   герой   и   его   отец,   да   и   вся   семья   Снегиревых   – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях … как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения, его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи) ­ Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши. Камень ­ познание истины, которая «пришибла» мальчика, ­ познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь Достоевский   постепенно   приближает   к   нам   Илюшечку:   сначала   видим   его   озлобленным   в   драке; потом узнаем о причине этой озлобленности; еще больше начинаем понимать его, побывав вместе с Алешей в семье Илюшечки. И, наконец, писатель прямо­таки распахивает перед нами душу мальчика. Вопросы к 1 группе других групп. (Доп. вопросы: Чьему приходу Илюша был рад, особенно? (приходу Николая Красоткина)  Что связывало этих ребят? (давняя дружба и особые отношения) Что следует понимать под особыми отношениями?)  (Илюша   очень   любил   Красоткина,   который   был   старше   его,   восхищался   его смелостью, начитанностью и старался во многом ему подражать,) Что больше всего мучило Илюшу? (Что Красоткин оказался на стороне обидчиков.)  Помнит он о дурном поступке, который когда­то совершил  по  вине  злого человека  Смердякова.  Что это за  поступок? (отравил  Жучку)  Как  вы думаете, почему перед смертью он вспоминает об этом все чаще и чаще?  (Он уверен, что это наказание ему ниспосланное Богом за Жучку.)  Что предпринимает отец, мальчики?  (Отец купил щенка, мальчики принесли кролика,) Смогли ли они его утешить? (Но если дети — «Царство Божие», то чем можно объяснить их жестокосердие? «Дети в школах народ   безжалостный:   порознь   ангелы   Божии,   а   вместе,   особенно   в   школах,   весьма   часто 4 безжалостны». Это горькое признание Достоевского мы прочитаем во фрагментах из романа «Братья Карамазовы». Илюша   Снегирёв   слишком   рано   почувствовал   несправедливость   этого   мира.   Крайняя   бедность, сумасшедшая мать, больная сестра, жалкий и униженный отец, травля со стороны более обеспеченных и   счастливых   сверстников   в   школе...   Душа   неокрепшего   человека   обременена   недетским   опытом страдания. Ему постоянно приходится думать о совсем не детских проблемах. Отец не вызывает обидчика на дуэль, так как боится оставить семью без кормильца, без средств к существованию. Семья   может   погибнуть.   Становится   понятной   причина   озлобленности   девятилетнего   ребёнка. Достоевскому близок образ Илюши, в нём есть некоторые автобиографические черты: отчуждение от сверстников, отсутствие понимания со стороны товарищей, одиночество. Мотив   «нищего   детства»,   слишком   раннего   познания   зла   и   несправедливости   мощно   звучит   в повествовании «Мальчики». То, что видит читатель в сцене первого знакомства с Илюшей, — это уже итог истории, перевернувшей его судьбу, потрясшей его душу до основания. Смердяков научает Илюшу «зверской шутке, подлой шутке» — положить булавку в мясо и дать Жучке. Если нет рядом с ребёнком в переломные моменты его жизни примера добра, появляются смердяковы. Дети ещё не понимают сути нравственного закона: «Не отвечай злом на зло». А потому на оскорбление отца Дмитрием Карамазовым Илюша мечтает ответить таким же оскорблением, на травлю   мальчиков   отвечает   утроенной   злобой.   Даже   Алёша   Карамазов   становится   объектом ненависти только потому, что он брат Мити. Вот почему возраст 13—14 лет Достоевский называет тревожным, предупреждает об «опасностях отроческого возраста». Именно в подростковом возрасте, в критические моменты его жизни, ребёнок борется с влекущим его любопытством к дурному. Незаметно для себя подросток способен подменить этические категории (добро или зло, хорошо или плохо, скучно или весело). И тогда зло принимается за добро. Меняются местами нравственные полюса). 2 группа ­ Характеристика Коли Красоткина Карточка­задание: Характеристика Коли Красоткина 1. Этимология имени и фамилии.  2. Найдите описание внешности Коли Красоткина. Как рисует Достоевский облик Коли Красоткина? 3. Незаурядный характер Коли. В чем это проявляется? 4. Какие из этих черт (самолюбие, самолюбование, самомнение, самодовольство, самовластие, самоутверждение, самоосуждение) присущи Коле? Способен ли Коля на самоосуждение? 5. Коле свойственны и другие черты. Какие? (доброта, великодушие, независимость, самоанализ, самоосуждение). В чем проявилась доброта и великодушие Коли? Как в истории с Жучкой проявляется характер Коли? 6. Почему Коля хотел познакомиться с Алешей Карамазовым? Почему Коля откровенен с ним? 7. Характер   отношений   мальчиков   к   Коле?  Сопоставьте   эпизоды   «Коля   Красоткин   до   встречи   с   Алешей Карамазовым» и Коля Красоткин у Илюшиного камня». Каков герой? Кто повлиял на изменения, которые произошли в Коле? ­ А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя? ­ Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы) 5 Перед встречей с Алешей ­самолюбие ­самодовольство ­самолюбование ­самовластие У Илюшиного камня ­доброта ­великодушие ­самоанализ ­способность к самоосуждению ­ Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе? (Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)  (Он сам хотел помириться с Илюшей и желал, чтобы его приход выглядел добровольным и неожиданным.) Узнав   о   Жучке   и   страданиях   Илюши,   каков   он   предпринимает   план?  (выдать   Перезвона   за Жучку) Почему поверил в это Илюша?  (Он верил другу, верил в него и думал, что найти Жучку может только Коля.) (При описании Коли автор использует прямую речь (мысли Коли о себе). Вначале он самолюбив, в нем мы видим самодовольство, самолюбование, самовластие. У Илюшиного камня это уже другой человек Ему свойственны доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению. В истории с Жучкой проявились, казалось бы, противоположные черты характера Коли. С одной стороны,   он   был   очень   самолюбив,   любил   «что­нибудь   намудрить,   начудесить,   задать   шику, порисоваться». Это ему удалось: он добился желаемого эффекта. С другой стороны, Коля проявил самоотдачу,   доброту,   сострадание   к   Илюше,   понимая,   каким   счастьем   для   смертельно   больного мальчика будет встреча с Жучкой, которую он считал погибшей из­за него.) Вопросы к 2 группе других групп. Коля умеет непринуждённо общаться и с детьми, и со взрослыми. Он много читает, правда,  беспорядочно и бессистемно. Размышляет, хоть и по­детски незрело, о проблемах современности.  Говорит о религии, нигилизме, социализме и других серьёзных вещах. Красоткин обладает сильным,  волевым характером, может смело дать отпор злу: вспомним его резкий разговор с доктором. Этого  подростка отличает неуёмная жажда жизни и раскованное поведение в обществе. Коля постоянно  думает о том, как на него реагируют другие люди. Речь его энергична, свободна, эмоциональна. Колины насмешки Илюше больнее всего: ведь он так был привязан к своему старшему  товарищу.Девятилетний ребёнок не просто отстаивает чувство собственного достоинства, а бес­ страшно бросается на защиту своего униженного отца. Это поднимает его на неизмеримую  нравственную высоту над остальными детьми — героями Достоевского — и вызывает несомненное  уважение Коли, который умеет ценить в людях мужество и сильный характер. 3 группа – Характеристика Алеши Карамазова Карточка­задание: Характеристика Алеши Карамазова 1. Этимология имени. 2. Каким представляется вам Алеша? Какую роль он сыграл в жизни мальчиков? 3. Каким отношением к детям проникнута речь Алеши?  Что считает  главным в жизни Алеша?  Какие его слова наиболее значительны? – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов? (Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, 6 добра, милосердия (защитил Илюшу от летящих камней), Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!) ­ Нужно ли  участие старших  в делах детей?  (он несёт  в себе  основную идею романа:  главное в человеке это человеколюбие, понимание и сострадание к любому и каждому, это умение прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается). Вопросы к 3 группе других групп. Многие герои произведений Достоевского рассуждают о детях, но дружат с детьми считаные  единицы. Среди них и Алёша, вокруг которого сплачиваются двенадцать мальчиков. В лице Алексея  школьники находят себе учителя и верного друга, открывают перед ним сердце. Алёша хочет уберечь души от зла, посеять в них добро, уважением и любовью укрепить веру в  собственные силы, научить принимать другого человека как себя самого, отказавшись от самолюбия,  гордости и высокомерия. У большого камня, недалеко от церкви в этот скорбный, тихий и ясный день Алёша обводит глазами  «светлые лица школьников» и произносит удивительные по глубине слова. Никогда дети не забудут Алёшиной речи у камня и о том, как они «хоронили бедного мальчика, в  которого прежде бросали камни». Достоевский придавал детским воспоминаниям особое значение. Его любимый герой, Алёша  Карамазов, говорит мальчикам: «Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое­нибудь этакое  прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и  есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. И  даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может  послужить когда­нибудь нам во спасение». Алёша отогревает их души любовью. Приобщает их к деятельной любви, открывая им ценность  драгоценных и спасительных воспоминаний из детства. Он прекрасно понимает, что подростки,  вступающие в жизнь, должны быть уверены, что существуют незыблемые законы, обязательные для  всех! Заканчивая свою речь у камня, Алёша произносит знаменательные слова: «Ну, пойдёмте же! Вот мы  теперь и идём рука в руку». И слышит в ответ возглас Коли Красоткина: «И вечно так, всю жизнь рука в руку! Ура Карамазову!» Велика роль духовного наставничества. 4 группа ­ Языковеды Карточка­задание: Анализ языковых средств 1. Прочитайте   описание   мальчиков   в  начале  произведения.  Найдите  эпитеты,  рисующие  их облик.   Обратите   внимание   на   слова   с   уменьшительно­ласкательными   суффиксами. Приведите примеры. О чем это говорит? Соотнесите эти описания с поступком мальчиков. 2. С помощью каких языковых средств автор вызывает сочувствие к Илюше? (главы «Связался со школьниками», «У Илюшиной постельки»). 3. Прочитайте названия глав. В какие названия глав автор вынес тему, а в какие – идею главы? В чем особенности слов, вынесенных в названия глав? 7 4. В   конце   произведения   Алеша   Карамазов   произносит   речь   у   камня,   возле   которого похоронили Илюшу. Какие слова выбирает Алеша, чтобы проникнуть в души мальчиков? Есть ли назидательность в этой речи? Благодаря чему эта речь была единодушно одобрена и поддержана мальчиками?  «С бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими и злобно смотревшими на  него глазами. Одет он был в довольно ветхое старенькое пальтишко, из  которого уродливо вырос». «Совершенно озлился, как зверенок» «Бросился он вдруг ко мне, обнял обеими ручонками шею, стиснул меня…» «Где же Жучка?» ­ надорванным голоском спросил Илюша.» «Это … Жучка!» ­ прокричал он вдруг надтреснутым от страдания и счастия голоском» «Он (Илюша) смотрел на Колю своими большими и как­то ужасно выкатившимися глазами,  раскрыв рот и побледнев, как полотно» 5 группа ­ Организационно­аналитическая Карточка­инструкция: 1. Следить за временем. Подавать сигнал. Подготовка групп – 5 минут. Выступление – 4 минуты. 2. Вывешивать иллюстрации – ключевые «шаги» на пути к состраданию 3. Оценивайте выступления групп, учащихся 4. Объясните   значения   слов:   самолюбие,   самолюбование,   самодовольство,   самоосуждение,   великодушие, милосердие. 5. Подведите итоги урока  Камень как символ в произведении. Можем ли мы сказать, что мальчики прошли путь от камня к камню? Покажите изменения в этом пути.   ­ Какая глава, по­вашему является основной для понимания замысла писателя? Что хотел сказать автор? Чьими устами он говорит это? (Роман «Братья Карамазовы – последний роман Достоевского. «Смерть Илюши – его заключительная глава. Следовательно, речь у камня – это последнее слово писателя, его завещание нам.)  ­ Какие слова Алеши вам кажутся самыми значительными? «Но зачем нам делаться дурными, господа? Будем, во­первых, и прежде всего, добры, честны, а потом –никогда не будем забывать друг о друге. … Господа, милые мои господа, будем все великодушны и смелы, как Илюшечка, умны, смелы и великодушны… Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что­нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» И   эти   слова   подводят   итог   разговору   о   детстве.   В   них   ненавязчиво   указан   путь   преодоления разобщённости, самолюбия и гордого одиночества, тоски и безысходности, эгоизма и отчаяния, гнева и раздражительности, зависти и мщения — всего того, что принято называть горестями земными. Это путь преодоления. Вместе. Сообща. Соборно. С любовью в сердце. 8 И   «через   тусклое   стекло»   времени   мальчики,   герои   Достоевского,   навсегда   запомнят   всё,   что потрясло   их   душу   до   основания,   заставило   страдать   из­за   другого   человека,   что   избавило   их   от эгоизма и самомнения, что помогло им преобразиться. Нравственно. «Выпрямиться» во весь рост. (Достоевский был уверен, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучшими. Впечатлительным   мальчикам   открылось   безысходное   горе   капитана   Снегирёва,   исстрадавшегося Илюши. В бескорыстном порыве помочь Илюше мальчики сближаются, становятся нравственно чище. Чистый и любимый детьми взрослый человек силой нравственного влияния скрепляет это братство.) Писатель Круглов сказал: «На книгу капнут слезы, но не слезы злобы и отчаяния, а сочувствия,  сострадания, любви». 5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. ­ Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М. Достоевского? (Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…) ­ И к чему еще ведет этот путь? (К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью) ­ Почему так важна для писателя тема детского страдания?   (Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.) Домашнее задание. Сочинение «Нужно ли сострадание сегодня?» 9

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс

Урок на тему: По дороге за мальчиками… По роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017