Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Оценка 4.6

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература +1
10 кл
01.04.2019
Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Цель данного урока состоит в том, чтобы научить обучающихся определять роль системы изобразительно-выразительных средств в их единстве, а также развить речевую деятельность обучающихся при литературном анализе произведения. Обучающиеся должны учиться планировать учебное сотрудничество между пре подавателем и учениками; уметь слушать собеседника и строить высказывание; понимать позицию других.
Роль языковых средств в художественном стиле..docx
Тема урока: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») Цели:  знать 1. Особенности языковых средств  и художественной выразительности  художественного стиля;             2. Средства в раскрытии характера персонажа. уметь 1. Находить языковые средства и определять их функции в тексте;              2. Создавать текст в конкретной речевой ситуации. Ход урока. I.  Организационный момент. ­ Ребята, мне нужны помощники на уроке (Выбирают литератора, помощника по справочной литературе, работе со  словарем). ­ Что главное сегодня на уроке? Какую задачу мы должны решить на уроке? (Рассмотреть языковые особенности художественного стиля). II. Актуализация опорных знаний. ­ Как вы думаете, в какой речевой ситуации мы можем встретиться с  художественным стилем? (При чтении художественной литературы). ­ А назовите жанры художественного стиля. (Рассказ, роман, …) ­ Какой стиль является яркой антитезой художественному стилю? (Научный, т. к. цель этого стиля — дать точные сведения о каком­то  предмете или явлении, а особенностями стиля являются точность,  ясность, объективность). ­ Дайте советы своему другу, как отличить художественный стиль от научного. ( 1. Используется в художественных произведениях. 2. Его задача — нарисовать живую картину, изобразить предмет или  события, передать читателю чувства (эмоции) автора. 3. Высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно  представляемым, эмоциональным. 4. К характерным языковым средствам относятся:  слова с конкретным  значением, слова в переносном значении, эмоционально­оценочные слова,  слова со значением сравнения, вопросительные и восклицательные  предложения, предложения с однородными членами.) Художественный стиль — особое, своеобразное явление. С изобразительной,  эстетической целью он использует все стили. Слово здесь служит средством создания художественного образа. ­Что вы назвали сейчас? (Признаки). ­Назовите, восстановите алгоритм, по которому мы рассматривали стили речи. (Если учащиеся затрудняются, тогда обращаемся к помощнику по  справочной литературе. Он устанавливает источник: А.И. Власенков, Л.М.  Рыбченкова «Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи» 2004г. Стр.  196 а) с какой целью говорили; б) в какой обстановке говорили; в) речевые жанры; г) языковые средства выражения; д) стилевые черты речи). ­ Языковые средства — новое, что отметили на уроке. ­ Ребята, а что нам нужно узнать о языковых средствах? (Роль языковых средств в художественном стиле). ­ Мы исследуем текст, погружаемся в творческую мастерскую художника слова. Давайте обратимся в решении этой задачи к творчеству писателя, произведение  которого мы изучали на уроках литературы. ( Это Ф.М. Достоевский и роман «Преступление и наказание»). ­ Кто из героев романа наиболее интересен? Вокруг какого персонажа  развиваются события? (Раскольников). ­ Наша задача состоит в том, чтобы определить, с помощью каких языковых  средств, как удалось автору сделать персонаж узнаваемым? Какие средства  раскрытия характера персонажа вы знаете? (Учащиеся начинают называть). ­ Что не учли? Не назвали? ­ А теперь эти средства нам нужно будет отыскать в тексте. Какими средствами  пользуется автор в раскрытии образа Раскольникова в I части? 1) (Говорящая фамилия. Достоевский очень тщательно продумывал имена и фамилии героев. Они всегда полны глубокого смысла. Учащиеся предлагают  свою трактовку фамилии. Затем помощник по словарям дает справку: А.  Бем обратил внимание на возможность двойного толкования  семантической части, как раскол — раздвоение, другое — выдвигает связь с  расколом — раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом упрямством). ­ Ребята, а вы не знаете, как называется раздел науки о языке, изучающий  собственные имена? (Обратимся к помощнику по словарям: Ономастика — раздел  лексикологии, изучающий собственные имена. Антропонимика — раздел ономастики, изучающий антропонимы (собственные  имена людей), закономерности их возникновения и развития,  структуру … ) ­ Ребята, запишите эти термины в словарик. 2) Следующее средство — описание интерьера. Зачитайте отрывки. ( «каморка его приходилась под самою кровлей высокого 5этажного дома и  походила более на шкаф, чем на квартиру». «... это была крошечная  клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими  желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того  низкая, что чуть­чуть высокому человеку казалось, что вот­вот стукнешься  головой о потолок.» (гл.I , II ч. I). ­ Какой впечатление производит каморка и какими средствами художественной  выразительности достигается? ( Каморка тот мир в миниатюре, в котором задавлен и обездолен человек.  Она производит жуткое, ужасное, убогое, мрачное впечатление и языковым  средством здесь является сравнение — шкаф, клетушка). ­ А не припомните ли вы, какими еще сравнениями пользуется Достоевский в  описании интерьера? (гроб, морская каюта, сундук). ­ А для чего используются сравнения? Дайте ответ на вопрос письменно,  пользуясь клише. (клише записаны на доске)  Автор использует …, для того, чтобы …  С целью создания … писатель прибегает к таким языковым средствам  На первых страницах возникает образ героя, это достигается …  Автор ставит задачу раскрыть описать уточнить  В центре внимания (находятся) …  Особо хочется выделить …  Наконец, можно еще отметить … ­ А в чем еще интересна I часть в раскрытии характера героя? (Достоевский показывает внутренний склад личности Раскольникова?) ­ Выберите отрывки, прочитайте и найдите языковые средства, которые  присутствуют при описании героя? Какова их роль? (… угрюм, мрачен, надменен, мнителен и ипохондрик (дать толкование). Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать. Ужасно высоко  себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу.) ­ Мы услышали описание и увидели лексику, связанную с ним. Как называются  такие слова в лексике? (синонимы) ­ А какую выразительно­изобразительную роль играют синонимы? (Эпитеты) ­ Пишем о роли синонимов. ­ А к какому еще излюбленному приему самораскрытия героя прибегает автор, к приему, встречающемуся не в одном произведении Достоевского? (К снам. В данной части к сну о забитой кляче). ­ Послушайте отрывок из сочинения, которое было связано с анализом эпизода  сна. (Помогает литератор. «Сон Р., который он видит пред убийством,  отличается резкой сгущенностью мрачных деталей, усложненностью  эмоций. «Страшным» называет его автор. Мы же чувствуем здесь некий  символ. Герой ощущает себя ребенком, который становится свидетелем  избиения загнанной лошади».) ­ Как вы думаете, считаете, чтобы подкрепить этот тезис, как нужно построить  сочинение и что в нем обязательно должно быть? (Найти детали через языковые средства) Антитеза (противопоставление): «большая телега и маленькая, тощая  клячонка (а не кляча!), смех пьяных седоков, разгульная песня и страдания  измученной лошади». Экспрессия повествования создается повтором: «Так больно, так больно,  так жалко, так жалко», глаголами: «задыхается, останавливается,  дергает, падает, не вынесшая издевательств лошаденка в бессилии начала  лягаться». (Повтор + усиленная частица так. Но можно еще найти еще одно  изобразительно­выразительное средство. Это олицетворение.) ­ Ребята, а какую стилистическую помету имеет слово кляча (пренебр.).  клячонка (уничиж.) ­ А что стало решающим событием в метаниях Раскольникова в I части? (Письмо матери, которое стало последней каплей, переполнившей чашу) ­ А какие здесь мы можем найти языковые средства? «Теперь же письмо матери вдруг как громом в него ударило. Ясно, что  теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними  рассуждениями, о том, что вопросы неразрешимы,  а непременно что­ нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо  решиться, хоть на что­нибудь, или…» (это несколько отрывков (ч. I гл. 4). I   отрывок — используется  повествовательный тип речи, для того чтобы раскрыть описание  внутреннего мира героя. О мыслях героя говорит сам автор, поэтому все передается в 3­м лице, тем не менее авторская речь отнюдь не отличается  по эмоциям от ощущений Раскольникова. Поэтому речь автора  взволнованна, экспрессивна, почти тороплива. («сейчас же, и поскорее...», «во что бы то ни стало») Вывод: Достоевский сливается с героем и как бы воспроизводит внутренний его монолог. «Или отказаться от жизни совсем! ­ вскричал он вдруг в исступлении, ­  послушно принять судьбу, как она есть, раз навсегда, и задушить в себе все,  отказавшись от всякого права действовать, хоть и любить!» II    отрывок — прямая речь Раскольникова. Он переходит на крик, здесь  вступают в права восклицательные конструкции. «Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников, в ходу и на первом плане стоит. Ну как же­с, счастье его может устроить, в  университете содержать, компанионом сделать его в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным,  уважаемым, а может быть даже славным человеком окончит жизнь! А  мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец! Ну как для такого  первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и  несправедливые сердца!» III    отрывок — несобственно — прямая речь. Раскольников сам говорит о  себе, но как бы со стороны, как бы обобщая свое положение. ) ­ Напишите 2­3 предложения, с помощью каких языковых средств передается  характер героя? (Вывод: эти 3 образца повествования используются для того, чтобы  запечатлеть буйные состояния духа, наэлектризовать восприятия  читателя.) Литератор. И писателю это удается. Мы не столько следим за событиями, сколько за  внутренним потрясением главного персонажа.) ­ Подробно передает Достоевский и сцену убийства. Давайте на мгновение  станем «свидетелями» происходящие событий и проанализируем отрывок. (ч.I гл. 7) 1. Опасаясь, что старуха испугае(тся, ться) того что они одни и (не) надеясь что вид его ее разуверит он взялся за дверь и пот..янул ее к себе чтобы  старуха  как (нибудь) не вздумала опять запере(тся, ться). 2. Увидя это она  (не) рванула дверь к себе обратно но (не) выпустила и руч(?)ку замка так что он чуть (не) вытащил ее вместе с дверью на лес..ницу. 3. Видя же что она  стоит в дверях и не дает ему пройти он пош..ел прямо на нее. 4. Та  отск..чила в испуге и хотела было что (то) сказать но как буд (то) (не)  смогла и смотрела на него во все глаза... 5. Старуха взгл..нула было на заклад но тот (час) же уставилась глазами  прямо в глаза (не) знакомому гостю. 6. Она смотрела внимательно злобно и (не) доверчиво. 7. Прошло с минуту ему показалось даже в ее глазах что (то) (в)роде насмешки как буд (то) она уже обо всем догадалась. Учащиеся сначала читают отрывок про себя. ­ Какое чувство вызывает у читателя этот отрывок? (напряженность,  трагичность). Докажите это чувство с опорой на текст. ­ Что интересного вы можете отметить в строении предложений первого абзаца? (Все три предложения начинаются с деепричастий, которые погружают  нас в водоворот событий, создают динамику в последующих трагических  событиях, романа). Опасаясь, увидя, видя ­ Определите тематическое направление деепричастий, где мы их можем  использовать? (помогают передать состояние героя) ­ Как начинается последнее предложение первого абзаца? Как это нашло  отражение в последующих предложениях? (начинаются с подлежащих: та (о старухе), старуха, она. ­ Почему? С какой целью? Почему средством связи выступают местоимения? (Авторская позиция по отношению к образу процентщицы) ­ Какое слово является ключевым во втором абзаце? Обратите внимание на то,  что это слово самое частотное в отрывке. (Глаза). Статист подсчитывает количество раз (4). ­ А с какими словами употребляется? Взглянула (было), смотрела (во все глаза), уставилась (глазами), смотрела  (внимательно, злобно и недоверчиво). ­ Что это за языковое средство? (синонимы) ­ А для чего их использует автор? Вывод: используемая лексика дает возможность почувствовать  напряженность действия, временное ощущение происходящего. ­ Ребята, а что интересного можно еще отметить? (Обилие глаголов (28) — статист, при отсутствии причастий и наличии  одного прилагательного.) Вывод: глаголы передают исключительную динамичность повествования. ­ А благодаря чему усиливается реалистичность увиденной сцены? (Благодаря повторению однокоренных слов: видя, увидя, видя.) ­ Во втором абзаце собственно действий не происходит. Герои как бы  разговаривают, ведут диалог лишь взглядами, и этот разговор намного  значительней, чем словесный диалог. ­ А теперь, ребята, представьте, что вы не в классе, а в редакции, и вы не  ученики, а корректоры. Вы допустите, чтобы такой текст пустили в печать?  Тогда откорректируйте его. (Правка 3­5 мин) ­ Ребята, какие случаи у вас вызвали затруднение? ­ Назовите частотные орфограммы и пунктограммы.  Не с разными частями речи  дефисное написание  чередование гласных в корнях запереться, отскочила  Правописание ь в начальной форме глагола постановка запятой в  предложениях с деепричастными и причастными оборотами, в сп. ­ А теперь прочитайте вслух этот отрывок со знаками препинания так, чтобы мы почувствовали состояние героев. Помните о том, какие ключевые слова здесь  есть, выделите их логическим ударением. ­В какой тональности надо читать? Какой совет дадите? (вкрадчивость,  напряженность) ­ Итак, назовите те средства раскрытия характера образа, которые вы  обнаружили только в I части романа.  Бытовые детали: интерьер жилища героя  речь персонажа  внутренний монолог, раздумья персонажа    Изобразительно­выразительные средства  отношения автора к персонажу говорящая фамилия сны персонажа ­Давайте подведем итог. Итогом будет ваше осмысление того материала,      который наработали сегодня. Оно найдет отражение в ваших мини­сочинениях    на тему «Какую роль играют языковые средства в раскрытии характера    Раскольникова?» Помните, ваши сочинения могут быть до 7­8 предложения,    синтаксические конструкции должны быть осложненными. (Отводится на    работу до 12 минут). Подвести итог (опросить 2­3 человек). ­ Кто был точнее в передаче? Что не учли? (Вернуться к целям урока) ­ Ребята, а где пригодятся вам знания, полученные на уроке? (в написании  сочинения, смогу проанализировать героя). Домашнее задание: или закончить мини­сочинение, или подготовить  сообщение­описание какого­то другого персонажа из романа, опираясь на  сведения, полученные на уроке. 1. Опасаясь, что старуха еспугае(тся, ться) того что они одни и (не) надеясь что  вид его ее разуверит он взялся за дверь и пот..янул ее к себе чтобы старуха  как  (нибудь) не вздумала опять запююре(тся, ться). 2. Увидя это она (не) рванула  дверь к себе обратно но (не) выпустила и руч(?)ку замка так что он чуть (не)  вытащил ее вместе с дверью на лес..ницу. 3. Видя же что она стоит в дверях и не  дает ему пройти он пош..ел прямо на нее. 4. Та отск..чила в испогу и хотела  было что (то) сказать но как буд (то) (не) смогла и смотрела на него во все  глаза... 5. Старуха взгл..нула было на заклад но тот (час) же уставилась глазами прямо в  глаза (не) знакомому гостю. 6. Она смотрела внимательно злобно и (не)  доверчиво. 7. Прошло с минуту ему показалось даже в ее глазах что (то) (в)роде  насмешки как буд (то) она уже обо всем догадалась

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

Урок на тему: «Роль языковых средств в художественном стиле» ( на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019