Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)
Оценка 4.8

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
18.02.2017
Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)
Урок-обобщение по литературе в 10 классе на тему "Война и мир" проводится в виде групповой работы. В ходе урока учащиеся разбиваются на три группы. Для каждой группы имеются задания для письменной и устной работы. В ходе деятельности на уроке учащиеся демонстрируют свои знания по роману-эпопее "Война и мир". В доступной форме проверяются моменты из текста. Учащиеся решают кроссворд. Заполняют сравнительную таблицу.Урок-обобщение по литературе на тему "Война и мир" (10 класс)
Война и мир.docx
Дата:                                                                                          Класс: 10    урок 36 Тема:  Обобщение по теме «Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» Цель урока:  Обобщение, систематизация и углубление материала по теме “Изучение романа “Война и мир” Л.Н. Толстого”. Развитие интереса к творчеству Л.Н. Толстого. Расширение представления о личности и творчестве писателя. Тип урока: урок­обобщение Форма урока: групповая работа Оборудование урока: интерактивная доска Деятельность учителя 3  мин. 5  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью  разрезанных пазлов делит класс на группы. II. Мотивация к изучению нового материала.  С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к  теме нового урока. Деятельность обучающихся Ученики  осмысливают  поставленную цель.  Делятся на группы. Ученики отвечают на вопросы учителя. нагляднос ти пазлы карточки 1. Почему Толстой показал значительную часть событий  Бородинского сражения в восприятии Пьера? 2. Какое значение для Пьера имели слова солдата:«Всем  народом навалиться хотят…»гл. 20? Учащиеся набирают  баллы в ходе  фронтального опроса 3. как раскрываются характеры исторических лиц и  главных героев романа в центральной сцене – описание  Бородинского боя. 4. Каковы итоги прожитой жизни, которые князь Андрей  подводит накануне сражения? 5. Объясните слова  князя Андрея: «пока Россия была  здорова, ей мог служить чужой» гл. 25. 6. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте  патриотизма. Гл. 25? 7. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и  фраза: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра»  гл. 26,29? 8. Как раскрывается истинный  героизм народа в одном из  эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)? 9. С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком Гл. 29? 10. В чем видит автор силу и мудрость Кутузова гл. 35? 11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска гл.39? 20  мин. Актуализация знаний. Учитель читает ученикам притчу. Составление ассоциативной карты. ВОЙНА  И МИР  На отдельных  плакатах рисуют  ассоциативную  таблицу и заполняют  ее. учебник плакат Группы  составляют  синквейн на роман в  целом, либо на его  героев   Задание для групп  ­ О ком хотел написать Л.Н.Толстой по первоначальному  замыслу, начав работу над романом? (о декабристах) ­ Назовите годы создания романа “Война и мир”. (1863 –  1869) ­ Сколько лет охватывает роман? (15 лет, с 1805 – 1820). 1 задание  1. Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему  она так называется? Какой приём художественной выразительности  использован в названии романа? (антитеза) Расскажите о первой любви Наташи Ростовой. Кого она  2. 3. Учащиеся  зарабатывают баллы  за каждый  правильный ответ  Демонстрируют  свои знания.  Отвечают на вопросы на плакате любила, чем закончилась? (к Б. Друбецкому) Узнай героя. 4. “… говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор  всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал,  пока говорили о чём­нибудь, не имеющем прямого к нему  отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов,  не испытывая и не производя в других ни малейшего  замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он  начинал говорить пространно и с видимым удовольствием”. 2 группа  1. Назовите основные события первой части первого тома,  вокруг которых развивается действие. Роль этой части в  композиции романа. (экспозиция) 2. 3. Подготовленный учащийся читает “Бородино” М.  Ю. Лермонтова. Вопрос: как называется и чему  посвящено это произведение? (25­ой годовщине  Бородинской битвы) Узнать героя по описанию: “Он говорил на том  изысканном французском языке, на котором не только  говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими,  покровительственными интонациями, которые свойственны  состарившемуся в свете и при дворе значительному  человеку. Он подошёл к Анне Павловне , поцеловал её руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и  покойно уселся на диване 3 группа  1. Кто из главных героев был ранен в Аустерлицком  сражении? Узнай героя: “Черты его лица были те же , как и у сестры 2. , но у той всё освещалось жизнерадостной, самодовольной,  молодой , неизменной улыбкой и необычайной, античной  красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было  отуманено идиотизмом и неизменно выражало  самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и  слабо. Глаза, нос, рот­ всё сжималось как будто в одну  неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда  принимали неестественное положение”.                Вопросы для   для группы .  К кому и как успешно сватался Анатоль Курагин в  первом томе? В какой сцене мы знакомимся с Кутузовым? Каким он   Какие временные рамки 2 тома? Обстоятельства знакомства Николая Ростова и княжны  Марьи. Что назвал Толстой “дубиной народной  войны”. (партизанскую войну) предстал?  1 группа  1. 2. 3. Узнай героя: “…был небольшого роста, весьма красивый  молодой человек с определёнными и сухими чертами . Всё в  его фигуре , начиная от усталого , скучающего взгляда до  тихого мерного шага, представляло самую резкую  противоположность с его маленькою оживлённою женой.  Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были  знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и  слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский) 2 группа  1. Кто из известных вам поэтов был участником  2. 3. Бородинской битвы? (П. Вяземский) Назовите главные сражения 1805 года. В каком из них  русские войска победили? Узнай героя: “…была так хороша, что не только не было  в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто  было совестно за свою несомненную и слишком сильную и  Ученики проявляют  свои знания по  содержанию текста победительно действующую красоту. Она как будто желала  и не могла умалить действие своей красоты”. (Элен  Курагина) 3 группа  1. Кто и кому произнёс слова: “Там, где вы, там зло и  Группам раздаются  листы с таблицей  разврат”. (Пьер о Элен) Узнай героя: “Её хорошенькая, с чуть черневшимися  2. усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и  опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне  привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы  и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её  красотой”. (Лиза Болконская) Самостоятельная работа учащихся Учитель. Основной литературоведческий композиционный  приём, которым пользуется Толстой в романе – антитеза. К  противопоставлению писатель обращается, чтобы подчеркнуть  положительные и отрицательные явления, образы. Кто  противопоставлен военным трутням в романе? Простые  солдаты, скромный капитан Тушин, которыми руководят не  эгоистические, а народные, освободительные мотивы. Иными  словами, прекрасное противопоставлено безобразному.  Учитывая данную точку зрения, составьте таблицу. Самостоятельное составление сравнительной таблицы  “Прекрасное и безобразное в понимании Л.Н.Толстого”.   Позиция Л.Н.Толстого прекрасное безобразное простые солдаты военные трутни Наташа Андрей, Пьер Кутузов Княжна Марья Платон Каратаев Элен, Соня Анатоль Наполеон Бурьен Берг семьи Ростовых, Болконских семья Курагиных дом Ростовых салон А.П.Шерер настоящие патриоты светское общество народ толпа        Аналитическая беседа по результатам самостоятельной  работы. Решение кроссворда Учащиеся оценивают свою работу и  работу  одноклассников 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Состояние Пьера в то время, когда он увидел, что  Андрей Болконский и Наташа Ростова полюбили друг  друга? (Ипохондрия) Кто хотел убить Наполеона? (Пьер) Что для Андрея стало символом жизни под  Аустерлицем? (Небо) Андрей сказал Пьеру: “Не женись, мой друг, ….!”  (Никогда) Что выбрал Андрей Болконский во сне? (Смерть) Черта характера Берга? (Меркантильность) Кто сказал: “Яйца курицу учат”? (Ростов) Ошибка Наташи. (Анатоль) Кто считал, что всё вокруг происходит по его воле?  (Наполеон) Предмет борьбы в доме умирающего графа Безухова.  (Портфель) Демонстрируют свои знания. 10  мин. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит  закрепление урока.                        Вопросы для закрепление  1. В каком эпизоде романа Толстой наиболее ярко показал  двуличие царя, со злобным шипением назвавшего Кутузова  “старый комедиант”? (во время приезда к армии после  разгрома нашествия Наполеона) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Как сам Толстой определил жанр “Войны и мира”? Кого из героев романа, типичного представителя 1  четверти XIX века, А.И.Герцен назвал “дрянью  Александровского поколения”.(Бориса Друбецкого) Кого Тушин называл Матвеевной? (пушку) Кто из героев говорит в эпилоге: “ Тайное общество,  враждебное и вредное, которое может породить только зло,  … долг и присяга превыше его”. “Вели мне сейчас Аракчеев  идти на вас с эскадроном гусар и рубить – ни на минуту не  задумаюсь и пойду”. (Н.Ростов) Чьими глазами мы видим Бородинское сражение?  (Пьера) Кто становится членом тайного общества в финале  романа? Кульминация всего романа? 9. 10. 11. Кому принадлежат слова? “Не думай, что горе сделали  люди. Люди­ орудие всего… Горе послано им, а не людьми.  Люди ­ его орудие, они не виноваты. Ежели тебе кажется,  что кто­нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости.  Мы не имеем права наказывать. И ты поймёшь счастье  прощать”. (Кн. Марья – кн. Андрею). Кто был награждён Георгиевским крестом? (Николай  Ростов) Кто это? “В этот день ужасный вид поля сражения  победил ту душевную силу, в которой он полагал свою  заслугу и величие… Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными  глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на  складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и  не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина) 12. Через какой образ природы Толстой изображает  Бородинское сражение? Как он меняется? Кто спас ребёнка в горящей Москве? Кто задумал убить Наполеона? Как погибает Платон Каратаев? Философия истории Толстого. Сколько героев в романе? (более 500) 13. 14. 15. 16. 17. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить.  5  мин.  2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Дерево  Блоба стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников,  пишут телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока. Записывают  домашнюю работу в  дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)

Урок-обобщение по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017