Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)
Оценка 4.6

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
26.04.2017
Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)
Урок – обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока (проблемно-текстуальная работа по ранней лири¬ке и завершающей главе поэмы «Двенадцать»). В конспекте раскрывается, как представлял себе Блок духовное возрождение России через религиозные идеалы и культуру, даны представления духовно-нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.Урок – обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока (проблемно-текстуальная работа по ранней лири¬ке и завершающей главе поэмы «Двенадцать»). В конспекте раскрывается, как представлял себе Блок духовное возрождение России через религиозные идеалы и культуру, даны представления духовно-нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике.
Урок-обозрение по поэме _Двенадцать_ А. Блока.doc
Урок­обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно­текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать») Цель: 1) Помочь увидеть, как представлял себе А. Блок духовное возрождение России через религиозные идеалы и культуру. 2)     Попытаться   расширить   представления   духовно­нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике. 3)   Совершенствовать выразительное чтение лирических произведений; продолжить   обучение   анализу   поэзии,   будем   учиться   видеть   в   ней философский смысл. 4) В ходе проблемно­текстуального анализа поэтических произведений сделать еще один шаг к тому, чтобы стать вдумчивыми читателями. Оформление  класса:  Ветхий   Завет,   Евангелие,   Новый   Завет, музыкальные произведения И.С. Баха (орган), свеча, плакат с эпиграфом к уроку: «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался,   тем   яснее   видел   Христа.   И   тогда   же   я   записал   у   себя:   «К сожалению, Христос». А. Блок. Ход урока. Ребята,   сегодня   у   нас   с   вами   будет   интересный   урок   по   творчеству замечательного   поэта   А.А.   Блока.   Это   будет   урок­обозрение.   И   тема   его необычна. Открыли тетради, запишем число и тему: «Религиозное звучание поэзии   Блока   (Проблемно­текстуальная   работа   по   ранней   лирике   и завершающей главе поэмы «Двенадцать»). Что подразумевает  «Проблемно­ текстуальная работа»? Цели нашего урока таковы: 1.     Мы   должны   увидеть,   как   представлял   себе   Блок   духовное возрождение России через религиозные идеалы и культуру. 2.     Попытаемся   расширить   представления   духовно­нравственных ценностей в процессе приобщения к русской литературной классике. 3.     Совершенствуем   навыки   выразительного   чтения   лирических произведений, продолжим обучение анализу поэзии; будем учиться видеть в ней философский смысл. Эпиграфом к уроку предлагаю слова А.А. Блока (зачитываю с плаката): «Когда   я   закончил,   сам   удивился:   почему   Христос?   Но   чем   больше   я вглядывался,   тем   яснее   видел   Христа.   И   тогда   же   я   записал   у   себя:   «К сожалению, Христос». А. Блок. Запишем и его. Слово учителя. Отпадание   от   религии   стало   к  XIX  веку   характернейшим   процессом эпохи, захватило широчайшие слои русского образованного общества. Этот процесс   стимулировался   бурным   развитием   естественных   наук,   успехами промышленности и техники и небывалым ростом авторитета опытного знания. Так возник новый духовно­мировоззренческий контекст эпохи, суть которого точно передала формула Ницше: «Бог ­ умер». Смерть Бога в сознании людей породила тупиковую духовную ситуацию. Отсутствие   Бога   нельзя   заменить   любовью   к   человечеству,   считал Достоевский,   потому   что   человек   тотчас   спросит:   для   чего   мне   любить человечество? «Я объявляю, ­ настаивал великий гуманист, ­ что любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой. Эта мысль не давала покоя писателю­провидцу, пришедшему к выводу, что если нет Бога, то нет и добродетели и тогда «всё» позволено». Вот что по этому   поводу   говорит   его   герой   Иван   Карамазов:   «...   уничтожьте   в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того, тогда уже ничего не будет безнравственно, всё будет позволено ...» 2 Ребята,   как   вы   думаете   (показываю   рукой   на   эпиграф),   почему   поэт обращается к образу Христа в своем творчестве? Возможно, ответ на этот вопрос мы вместе с вами найдем немного позже. Давайте вспомним, каким было домашнее задание к этому уроку: 1. Продемонстрировать самый важный момент судьбы А. Блока. 2.     Подготовить   сообщение   на   тему:   «Религиозные   мотивы   в   ранней лирике А. Блока» на основе стихотворения по выбору. 3.     Используя   дневниковые   записи   самого   поэта   в   творческой   форме напомнить   основные   этапы   создания   поэмы   «Двенадцать»   (это   было групповое задание). 4. Быть готовыми к полемике на тему: «Значение образа Христа в поэме «Двенадцать». 5.   И небольшое задание: отыскать и записать в тетрадях высказывания известных людей по обсуждаемой теме. Итак,   во   время   наших   прошлых   уроков   мы   обозначили   с   вами   всё творчество Блока как роман, посвященный любви, религии и женщине. И центром его творений как раз и становится душа женщины или женское начало во всем и во все времена. Не только в лирических произведениях, но и в личной жизни А. Блок преклонялся перед женщиной. Всю жизнь образ его жены Л.Д. Менделеевой оставался для него идеалом. «Подруга   вечная»,   «София   Премудрость   ­   Божия»,   «Вечная женственность», «Жена, облеченная в солнце» ­ ласково называет он ее». Эта любовь принимает характер возвышенного служения молитв, возносимых уже не простой женщиной, а владычицей Вселенной. Давайте   из   большого   фильма   «Жизнь   Блока»   восстановим   один   из важнейших моментов ­ их первую встречу. (Приглашаю желающих). Звучит музыка. На виду портрет Л.Д. Менделеевой и А. Блока. «Вдруг пронесся неожиданный ветер и осыпал яблоневый и вишневый 3 цвет. За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье   статную   девушку   в   розовом   платье   с   тяжелой   золотой   косой. Очевидно, ее спугнул неожиданно раздавшийся топот лошади, потому что она быстро встала, и краска залила ее щеки; она побежала в глубь сада, оставив меня смотреть, как за вьюгой лепестков мелькало ее розовое платье». В описаниях ее и его почти ничего общего. У нее ­ масса житейских подробностей,   таких,   которые   любят   составители   подробных   биографий   и жизнеописаний. У него всадник, девушка на скамейке и мелькающее розовое платье,   и   облетающий   яблоневый   цвет.   У   нее   ­   вехи   биографии,   у   него   ­ судьба. Это действительно была судьба. В это лето их отношения с Любовью Дмитриевной   полны   неопределенности.  Тайное   взаимное   расположение  ­   и очень сдержанное общение. Она чувствует, что Блок окружает ее «кольцом внимания», но боится о своих чувствах «проговориться» даже взглядом; «Я смотрела всегда только внешне ­ светски, и при первой попытке встретить по­ другому мой взгляд ­ уклоняла его». Ему кажется, что Любовь Дмитриевна холодна и равнодушна. Учитель:  Но лето 1898 года принесло не только чистую юношескую любовь, но и дружбу. Любовь и дружбу на всю жизнь. Ребята, вспомните, что все творчество Блока дореволюционного периода мы определили с вами как поэзию Вочеловечения и торжества трех начал: Веры, Надежды, Любви. Я вас просила еще раз обратиться к ранней лирике Блока и выбрать те произведения, в которых бы вы нашли союз поэта и религии. Напоминаю, что предварительным заданием к сегодняшнему разговору было следующее: 1. Обратиться к ранней лирике Блока. 2.   Подготовить   выразительное   чтение   избранных   стихотворений   с вариантами возможных моноспектаклей. 4 3.  Быть готовыми к обсуждению нравственно­духовных воззрений поэта, связанных с концепцией христианской религии. ­ Итак, какие стихотворения привлекли ваше внимание и почему? Ученик:  Я  обратился к сборнику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (стихотворному молитвеннику раннего Блока). Учитель:  А   что   ты   смог   усмотреть   в   столь   зашифрованном   цикле? Ученик:  Из   сборника   мне   очень   понравилось   стихотворение   «Я,   отрок, зажигаю свечи». Можно, я его прочитаю. Включает музыку. Зажигает свечу, читает стихотворение наизусть Имеющий невесту есть жених;  а друг жениха, стоящий и внимающий ему,  радостью радуется, слыша голос жениха.  От Иоанна 111.29.  Я, отрок, зажигаю свечи,  Огонь кадильный берегу.  Она без мысли и без речи  На том смеется берегу. Люблю вечернее моленье  У белой церкви над рекой,  Передзакатное селенье  И сумрак мутно­голубой.  Покорный ласковому взгляду,  Любуюсь тайной красоты,  И за церковную ограду  Бросаю белые цветы. Падет туманная завеса.  Жених сойдет из алтаря.  И от вершин зубчатых леса  5 Забрезжит брачная заря.  7 июля 1902. Учитель: Какую философию ты почувствовал и понял, прочитав его?  Ученик: Прочитав его, я понял, что для молодого Блока образы рыцаря и   монаха   почти   неразделимы.   Читая   это   стихотворение,   я   представил обстановку церкви или храма, и понял, что действующих лиц здесь должно быть  вое ­  это «я» ­  лирический герой и «она» ­  героиня,  находящаяся  в недоступности   для   Блока.   Я   понимаю,   что   поэт   пишет:   «Люблю   вечернее моленье ...» Мне   показалось,   что   глагол   Блока   «люблю»   в   этом   стихотворении объединяет   три   мира   ­   трехединства   через   три   цвета:   белый   ­   это   цвет религии,   красный   (здесь   намек   на   него   слово   «предзакатное»),   цвет человеческого   мира   и   страдания   Христа.   Цвет   голубой   ­   цвет   взаимопо­ нимания Таким   образом,   в   этом   произведении   я   увидел   тесную   связь мировоззрения   поэта   с   реалиями   праздничными   и   жестокими,   которые преподносит нам сама жизнь. Учитель:  Спасибо.   Какое   стихотворение   созвучно   по   настроению   и времени только что услышанному? Ученик: Это стихотворение «Я их хранил в приделе Иоанна».  Учитель: Давайте обратимся к его тексту:  Я их хранил в приделе Иоанна,  Недвижный страж, ­ хранил огонь лампад.  И вот ­ Она, и к Ней ­ моя Осанна – Венец трудов ­ превыше всех наград.  Я скрыл лицо, и проходили годы  Я пребывал в Служеньи много лет. И вот зажглись лучом вечерним своды,  Она дала мне Царственный Ответ  Я здесь один хранил и теплил свечи.  Один, ­ пророк, ­ дрожал в дыму кадил. И в Оный День ­ один участник Встречи – 6 Я этих Встреч ни с кем не разделил. Ноябрь, 1902. Учитель:  Я  думаю, ребята, параллель проведена достаточно ярко. Не так ли, Илья?  Ученик: Да. Но данное стихотворение ­ одно из самых зашифрованных. А смысл его кроется в простой знаковой схеме: «Я ­ храм ­ Она». Учитель: Здесь нам не поможет никакой анализ, а нужен комментарий Очевидно,   здесь   рассказывается   о   чем­то   необычайно   важном   и торжественном:   Л.Д.   Менделеева,   которую   Блок   совершенно   искренно принимал   за   одно   из   воплощений   Софии,   дала   ему   согласие   на   брак. Лирический герой, таким образом, оказывается накануне мистического акта соединения со своим божеством. А теперь о приделе Иоанна. Видимо, речь идет об Иоанне Предтече ­ ведь и себя герой считает предтечей новой религии ­ религии Прекрасной Дамы, герой скромно хранит огонь лампад. ­   Ребята,   какое   еще   стихотворение,   по­вашему,   достойно   анализа   на сегодняшнем уроке, исходя из темы? Поднимаю   учащихся,   они   отвечают:   «Это   стихотворение   «Вхожу   я   в темные храмы». Учитель: Я предлагаю остановиться на этом стихотворении.  Скажите, с чем связано религиозное воззрение Блока, его мировоззрение, исходя из содержания этого стихотворения?     Ученик: Это его соотношение ценностей жизни, нравственных идеалов с Вечной   Женственностью.   Потому   что   только   женские   начала,   к   примеру, Вера, Надежда, Любовь способны сыграть особую роль в мировых судьбах.  Учитель:  Хорошо,   а   если   вам   настолько   понравилось   это стихотворение, то кто сможет прочитать его наизусть?  Я вижу, что это стихотворение всем понравилось. Но послушать каждого сейчас нет возможности. Прочитаем его эстафетой. 7 Включаю органную музыку Баха. Дети читают с места ­ 4 человека: Илья Б., Миша П., Дима П., Сергей У. Учитель:  Попробуем   разобраться:   Каков   облик   Прекрасной   Дамы   в этом произведении? Ученик: Я думаю, что он не доступен для поэта. Так как все­таки она ­ существо надмирное, религиозное. Учитель: В чем вы увидели религиозное прозрение Блока? Ученик:  В том, что выбранная истина в женских началах должна стать для человечества надеждой к примирению и созиданию. Мне кажется, что в последней строчке «... Но я верю: Милая ­ Ты» он обращается именно к своей Надежде. Учитель:  Конечно, ребята, стихотворение «Вхожу я в темные храмы» глубоко   философское.   И   у   каждого   есть   право   на   индивидуальное   его осмысление и восприятие. Но я вам очень благодарна за то, что вы уловили главное: Религия для Блока ­ это она ­ Вера, Надежда, Любовь. Учитель:  Блока не случайно причислили к великим духовидцам, его видения подобны видениям знаменитых мистиков. Образ его «Подруги Вечной» светится красками зорь, в его обращении к Ней часты «огненные» эпитеты. Часто он и самим именем подчеркивает Её лучезарность: «Дева ­ Заря ­ Купина». ­ В каком стихотворении это отражено? Ученик: Верю в Солнце Завета. Учитель: Читаем это стихотворение. Пожалуйста, Надя.  Верю в Солнце Завета,  Вижу зори вдали.  Жду вселенского света  От весенней земли.   Всё дышавшее ложью  Отшатнулось, дрожа.  Предо мной ­ к бездорожью  8 Золотая межа.  Заповеданных лилий  Прохожу я леса  Полны ангельских крылий  Надо мной небеса. Непостижного света  Задрожали струи.  Верю в Солнце Завета,  Вижу очи Твои.  22 февраля 1902. Учитель: Не случайно Блок использовал слова из «Апокалипсиса»: «И Дух и Невеста говорят: Приди». О каком приходе идет речь? Ученик: Он ждал не только революции, но именно «вселенского света», крушения   старого   мира.   А   то,   что   перемены   неизбежны,   говорило   само явление:  Непостижного света  Задрожали струи  Верю в Солнце Завета   Вижу Очи твои.  Учитель: Хочу вам напомнить эпиграф к сегодняшнему уроку (читаю) и спрашиваю: «Давайте подумаем, к какому изученному произведению Блока мы сейчас с вами обратимся?»  Ученик: Я думаю, что к поэме «Двенадцать».  Ученик: Мое мнение такое же. Это будет поэма «Двенадцать». Учитель:  Верно, к поэме «Двенадцать» Это главное и самое сложное произведение   в   творчестве   поэта,   которое   имеет   много   концепций толкования. Обратимся   к   созданию   поэмы   самим   автором.   Каков   же   творческий календарь поэмы «Двенадцать»? Календарь сомнений, находок. Перелистаем его страницы в хронологической последовательности. 10 учащихся зачитывают творческий календарь (на столе листочки): 3 9 января, 8 января, 11  января, 15 января, 22 января, 25 января, 27 января, 28 января,   29   января,   18   февраля:   «...   Что   Христос   идет   перед   ними   ­ несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого ­ ?» Учитель:  Какой   из   дней   оказал   решающую   роль   для   появления   12 главы? Творческий календарь поэмы «Двенадцать» основывается на  материалах 56­й записной книжки. «3 января...К вечеру ­ ураган (неизменный спутник переворотов)». «8 января...Весь день ­ «Двенадцать». «11 января...Нет уж, не то время, не та музыка. ­ Музыка какая (если... желтое)?» «15 января... ­ Мои « Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. Неужели дело    в Луначарском или, даже, в Ленине? Это же ­ «конец исторического процесса». Дело   также   не в Румынии, не   в Финляндии, не в Украине». «22 января... Звонил Есенин,­ рассказывал о вчерашнем   «утре   России» в Тенишевском зале. Гизетти и толпа кричали по адресу его, А. Белого и моему:  «изменники».  Не подают руки.  Кадеты и Мережковские   злятся   на меня   страшно.   Статья «искренняя», но «нельзя» «простить». ­ Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет». «25 января...Думы, думы ­ и планы, столько, что мешает приняться за что­либо прочно. А свое бы писать (Иисус)». «27   января...Пишу   о   «Праматери»   в   издательстве   Сабашниковых. «Двенадцать»». «28 января. «Двенадцать»». «29 января...Сегодня я ­ гений». «18   февраля...Что   Христос идет перед ними ­ несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого ­ ? ­ Я как­то измечен». ­ Верно, этот день ­ 18 10 февраля. Мы еще к нему вернемся. Нам с вами необходимо рассмотреть христианские убеждения Блока в поэме. Давайте  еще раз обратимся к самому тексту завершающей главы  в поэме «Двенадцать» для того, чтобы воссоздать ту картину, которой Блок заканчивает произведение. Читаем 12 главу. ­ Позвольте, начну я: Вдаль идут державным шагом.  Кто еще там? Выходи!  Это ­ ветер с красным флагом  Разыгрался впереди ...  Продолжайте в том порядке, как сидите.  Впереди ­ сугроб холодный,  Кто в сугробе ­ выходи!..  Только нищий пёс голодный  Ковыляет позади ... Отвяжись ты, шелудивый,  Я штыком пощекочу!  Старый мир, как пёс паршивый,  Провались ­ поколочу! Скалит зубы ­ волк голодный ­  Хвост поджал ­ не отстает – Пес холодный ­ пес безродный ...  Эй, откликнись, кто идет? Кто там машет красным флагом?  Приглядись­ка, эка тьма!  Кто там ходит беглым шагом,  Хоронясь за все дома? Все равно, тебя добуду,  Лучше сдайся мне живьем!  Эй, товарищ, будет худо,  Выходи, стрелять начнем! Трах­тах­тах! ­ И только эхо  Откликается в домах ...  11 Только вьюга долгим смехом  Заливается в снегах... Трах­тах­тах!  Трах­тах­тах! Так идут державным шагом – Позади ­ голодный пёс,  Впереди ­ с кровавым флагом,  И за вьюгой невидим,  И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной,  Снежной россыпью жемчужной,  В белом венчике из роз – Впереди ­ Иисус Христос.  Январь, 1918. Учитель:  Ребята, давайте порассуждаем: «Почему А. Блок так часто обращался к образу Творца и сам финал поэмы считает невозможным без его присутствия.   Каково   ваше   мнение:   Почему   Христос.   Каково   твое   мнение, Жанна? Ученик: Мне кажется, что современники Блока и сам он воспринимали образ Христа как  попытку освятить дело революции, другие ­ как кощунство. Появление   Христа,   может   быть,   залог   будущего   света,   символ   лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый ­ «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».  Учитель:  Вы   заметили,   что   в   12   главе   очень   ярко   прослеживается антитеза  «Позади  ­  голодный  пёс,  впереди ­ Иисус   Христос». Что  бы  это значило? Подтвердите это словами из текста 12 главы. Ученик: Ответ находим во 2 и 6 строфах главы:  Впереди ­ сугроб холодный,  Кто в сугробе ­ выходи!..  Только нищий пёс голодный Ковыляет позади ... 12 Все равно, тебя добуду,  Лучше сдайся мне живьем!  Эй, товарищ, будет худо,  Выходи стрелять начнем. Учитель: О чем говорят эти строки? Каково отношение поэта к старому миру? Ученик: Между строк поэт не оставляет шансов на выживание старому миру. Учитель:  Картина,   нарисованная   в   последней   главе   поэмы,   ­   12 красноармейцев,   за   которыми   ковыляет   голодный   пёс,   всегда   охотно воспроизводилась тогда, когда надо было подтвердить, что Блок прославил поход победителей. Однако в первую очередь эта картина показывает, что поэт   прекрасно   понимал:   прошлое   и   будущее   неразрывно   связаны   между собой, неотделимы друг от друга на таких крутых поворотах истории, как революции. Отсюда и их совместный путь в последней главе. Последняя строфа поэмы ­ апогей этого шествия. (Зачитать последнюю строфу). Любопытно проследить за «расстановкой» героев. Какова же она? Ученик:  Расстановка   героев   такова:   «Позади   ­   голодный   пёс,   центр группы ­ «двенадцать», а впереди них, впереди старого мира, невидимый ими ­ как они считают ­ абсолютно им не нужный ­ Иисус Христос. Учитель: Случайно ли появление Христа в поэме? Ученик:  Появление Христа нельзя считать неожиданностью. Начиная с первой же строфы поэмы образ Творца постоянно присутствует в ней.  Учитель: Необходимо обратится к творческому календарю поэмы от 18 февраля. Настя, напомни этот день (читает). ­ Почему поэту «страшно», что опять Он с ними. Ваше мнение? Ученик: Изначально христианство ­ религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Вероятно, можно говорить о том, что та революция, которая 13 вихрем   пронеслась   по   России   и   принесла   столько   горя,   ­   это   «конец исторического  процесса», конец когда­то  начатого именем  Христа похода. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути ­ ибо не принес ни мира, ни добра ­ похода. Учитель:  Что   значит   «Надо   Другого?»   О   ком   это?   Почему   он обязательно нужен? Ученик:  Возможно,   Христос   в   финале   поэмы   потому   берет   в   руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он неволен в самом   себе,   ибо   не   вправе   оставить   слабое  и  несовершенное   творение   ­ человека ­ наедине с тем миром злобы, которой этим же человеком и создан ... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступит миру света, добра ... Без него такой надежды быть не может. Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер») заканчивается все­таки белым: «В белом венчике из роз» ... Учитель: Есть ли желающие еще высказаться по этому вопросу? Ученик:  Да,  действительно, «Христос»  в  поэме  ­  антитеза «псу»  как воплощение зла, центральному «знаку» старого мира, ­ самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости. Учитель:  Ребята,   вся   творческая   концепция   Блока   строилась   на традициях   и   опыте   прошлого   русского   народа.   Какие   мысли   вы   можете высказать в связи с этим в продолжение полемики? Ученик:  Блок   ввел   Христа   не   как   образ   церковной   традиции,   а народного,   незамутненного   церковью   и   государством   представления   о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа? Учитель:  А   показалось   ли   вам   неожиданностью   обращение   к   этому 14 образу? Ученик:  Мне кажется, что любой русский человек в обстановке хаоса, разрушения ценностей, созданного веками, начинает искать помощи и совета у сил   извне.   Поэтому   я   думаю:   именно   Христос   стал   для   Блока   символом стабильности и гармонии, которой он мечтал для России. Учитель:  Идея   объединить   в   поэме   Христа   и   красногвардейцев   как попутчиков   в   гармонический   мир   не   была   случайной,   она   была   Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин. Он полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли. Чего, как мы видим в поэме «Двенадцать» и не произошло. Они не породнились, потому что произошло отпадание религии, уничтожение веры.                     Учитель:  К   каким   авторитетным   оценкам   и   отзывам   об   этом произведении вы считаете в данный момент уместно обратиться?     Ученик: На мой взгляд, очень удачны слова Петра Струве: «Но все­таки «Двенадцать» ­ величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолен романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком ­ в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, ­ в духовном, пророческом   видении,   что   в   здешнем   мире   порок   и   мерзость   смежны   со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая­то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет ­ в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом». Учитель: Миша, откуда эти слова, из какого источника? Ученик:  Это   я   выписал   из   публицистически­критического   сборника Петра Струве: «Скорее за дело». Взяв «Ветхий Завет» в руки говорю: 15 Поэту   без   песни   торжества   трех   начал,   провозглашенных   Ветхим Заветом. Веры, Надежды и Любви никогда не суждено сбыться. Это понимал, чувствовал и осознавал такой тонкий лирик, как А. Блок. Поэтому Блок был и есть часть России. Мне кажется, сегодня на урок Неслышными шагами вошел Блок Сел молчаливо у окна: Осанка гордая видна. Открытый взгляд добрейших глаз Всех согревал сегодня нас. Он опечален нашим днем, Ведь в сложном мире мы живем. В минуту трудную помочь Спешил души боль превозмочь Испить поэзии родник ­ Волшебный, чудный, светлый миг. А мысль его необычайна: Мираж, непостижимость, тайна. Ее завесу приоткрыли И этим счастливы мы были, Что он вселяет веру в нас, Чтобы добра свет не угас. Он, как маяк, ведущий к миру, Благодарим за это лиру. Проходят годы, век за веком. Но отозвался в человеке Его божественный зов: Надежда, Вера и Любовь. Пусть   же   гимном   этому   негаснущему   имени   в   русской   литературе прозвучит   романс   «Гори,   гори,   моя   звезда».   А   звездой   в   его   жизни   и творчестве   была   всегда   Надежда,   Вера   и   любовь.   Слушая   этот   романс, оживите в своей памяти страницы его биографии. Всякий раз, обращаясь к ней, находишь что­то новое. После того, как прозвучит романс Учитель: Я не думаю, что этот прекрасный романс не оставил в вашей душе никакого следа. Как вы думаете, созвучен ли он с жизнью поэта. 16 Ученик:  Созвучен, конечно. Потому что и жизнь, и творчество поэта трагичны. И все­таки в них присутствует оптимизм. В   день   первой   встречи   с   Блоком   юная   поэтесса   Елизавета   Кузьмина высказала Блоку то, что чувствовала не только она: «Перед гибелью, перед смертью Россия сосредоточила на вас все свои самые страшные лучи. И вы» Учитель: Да, в душе любого человека всегда найдется место Доброму и Святому. Пример этому слова любимого мною поэта Е. Евтушенко: России внутренняя ценность не в реставрации церквей, а чтобы в нравственность, как в церковь, водили мы своих детей. Безнравственность ­ уже не русскость. Но если нравственность жива ­ Россия выстоит ... ­ Е. Евтушенко продолжает  мысль  Блока из поэмы.  Он тоже верит  в возрождение духовности и спасение веры. Несмотря ни на что. Подтверждением тому ­ восстановление из пепла и руин храмов по всей Земле русской. ­ Ребята, с чем можно согласиться и что можно отрицать? Ученик: Отрицать что­либо невозможно, а в своих взглядах на духовные ценности России и нашего народа Е. Евтушенко прав. И где­то он является продолжателем,   последователем   воззрения   на   духовные   ценности представителя Серебряного века в русской культуре А.А. Блока. Учитель:  Мне   трудно   что­либо   возразить.   Но   интересно   услышать, какие высказывания вы выписали к сегодняшнему разговору? Учащиеся отвечают: 1.     Саша   Киселев.   Я   выписал   слова   Николая   Гавриловича Чернышевского: «Бог ­ это совесть, живущая внутри нас». 2.     Катя   Логинова.   Меня   заинтересовал   диалог   Иешуа   и   Волонда: «Христос   ­   это   великая   сила,   не   позволяющая   вживаться   в   нашу   кровь мертвечине подлости и соблазна». 17 3.     Лена   Зорина.   А   мне   понравились   слова   Михаила   Юрьевича Лермонтова: «Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то, как может быть бог?» Учитель: Спасибо. Прекрасные слова. Какое из этих высказываний вам понравилось более всего? Иди, Лена, твоя находка оказалась ярче всех. Запиши эти слова на доске. А мы с вами, ребята, занесем их в тетрадь. Учащиеся записывают ­ Дорогие ребята, у вас впереди целая жизнь и еще много времени на раздумья и переоценки всего сказанного, а я хочу поблагодарить вас за работу и оценить ее. ­ Сегодня всем ставлю отличные оценки. Домашнее   задание   к   следующему   уроку   будет   таким.   Запишите   его, пожалуйста.   Создать   авторскую   иллюстрацию   к   завершению   поэмы «Двенадцать». Работы могут быть групповыми.  На этом урок завершен. Спасибо. 18

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока» (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и завершающей главе поэмы «Двенадцать»)

Урок-обозрение «Религиозное звучание поэзии Блока»  (Проблемно-текстуальная работа по ранней лирике и  завершающей главе поэмы «Двенадцать»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017