Урок "Односоставные предложения" (8 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок "Односоставные предложения" (8 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
16.01.2017
Урок "Односоставные предложения" (8 класс, русский язык)
Урок русского языка по теме «Односоставные предложения» включен в раздел «Простые односоставные предложения» по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы. Для реализации программы используется учебник Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2012 г . Курс русского языка в 8 классе в учебном плане МБОУ г. Иркутска СОШ №50 рассчитан на 102 учебных часа (34 недели, 3 часа в неделю). Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.Урок "Односоставные предложения" (8 класс, русский язык)
Односоставные предложения.docx

Пояснительная записка

Урок русского языка по теме «Односоставные предложения»  включен в раздел «Простые односоставные предложения» по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.

Для реализации программы используется учебник  Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение»,    2012 г         .

Курс русского языка в 8 классе в учебном плане МБОУ г. Иркутска СОШ №50 рассчитан на 102 учебных часа (34 недели, 3 часа в неделю).

Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.

                             

Технологическая карта  урока

 Предмет

 Русский язык

Класс

 8 класс

Тип урока/занятия

 Урок первичного предъявления новых знаний

Технология построения урока/занятия

 проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Тема

 Односоставные предложения

Цель

 знакомство с видами односоставных предложений

Основные термины, понятия

 -  односоставное предложение;

-  определенно-личные предложения;

-  неопределенно-личные предложения;

-  безличные предложения;

-  назывные предложения.

Ожидаемый (планируемый) результат

Предметные умения

·         распознавание односоставных предложений в тексте;

·         классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;

·         построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.

Личностные УУД:

·         испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

·         уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

·         осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;

·         эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·         понимать эмоции других людей, сопереживать;

·         обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

·         владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

·         находить ответы на вопросы;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

·         выразительно читать и пересказывать текст;

·         учиться работать в паре, группе;

·         умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык 8 класс» (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, 2012)

Технические средства обучения: компьютер,  проектор, сенсорная доска.:

 

Дидактические задачи этапов урока/занятия

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

 Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

 Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Постановка учебной проблемы

 Выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность из знаний, умений, способностей.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

 Построение проекта выхода из проблемной ситуации, выбор способа и средств ее решения.

Открытие нового знания

 Построение нового способа действия и формирование умений его применять при решении проблемы, вызвавшей затруднение.

Первичная проверка понимания

 Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

Применение новых  знаний

 Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

Рефлексия учебной деятельности

 Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

 Приветствует обучающихся.

Здравствуйте, все! Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке. Желаю успехов! Давайте улыбнемся друг другу и сегодняшнему дню!  

Предлагает обучающимся присесть, записать число, а тему урока попробовать сформулировать самим, после просмотра видеоролика. 

Приветствуют учителя и друг друга. Садятся, записывают число.

Актуализация знаний

Предлагает учащимся обратить внимание на экран, демонстрирует видеоролик рекламы МТС со стихотворением А.Блока.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Задает вопросы:

-Назовите автора стихотворения.

- О чем это стихотворение?

- Почему в рекламе МТС используется данное стихотворение?

-В чем особенность этого стихотворения?

 

 

-Из каких предложений оно состоит?

-О чем сегодня будем говорить на уроке?

 

 

 

 

 

Сообщает о том, что данная тема показывает богатство языковых средств русского языка.

Говорит о том, что на примере данного стихотворения мы увидели, как поэты используют односоставные предложения в своих произведениях. 

 Просматривают видеоролик.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

-Александр Блок.

-В стихотворении А.Блока говориться о вечности.

-Именно поэтому используется такой рекламный ход, проводиться параллель между вечностью и  сотовой связью, которая будет существовать всегда. 

-Большая часть стихотворения состоит из односоставных предложений.

Формулируют тему урока: «Односоставные предложения», записывают ее в тетрадь.

Постановка  учебной проблемы

 Обращает внимание обучающихся на предложения, которые проектируются на доске, предлагает найти в них грамматическую основу и определить какой частью речи она выражена.

Напоминает учащимся, что главный член односоставное предложения подчеркивается тремя чертами.

1.Раннего детства туманное видение. (видение – сущ. в им.п.)

2.Выхожу из дома рано утром. (выхожу глаг. в форме 1 лица изъявительного наклонения)

3. Живи еще хоть четверть века. (живи – глаг. в форме 2 лица повелительного наклонения).

4. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (бранят – глаг. в форме 3 лица мн. ч., наст. времени)

5.Вот смерклось. (смерклось – безличный глаг.)

6. Вам не видать таких сражений. (не видать – инфинитив)

 Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания.

Один обучающийся работает у доски.

Формулирование проблемы, планирование

 Предъявляет проблемную ситуацию, предлагает сравнить  предложения и определить их вид.

 

 

 

 

 

 Осознают проблемную ситуацию,

сравнивают предложения, делают вывод, что главный член односоставного предложения может быть выражен существительным и глаголом в разной форме. Формулируют проблему, которая заключается в определении  вида  односоставных предложений.

Открытие нового знания

 Для решения возникшей проблемы предлагает провести исследование и заполнить таблицу (Приложение 1),  используя материал учебника (параграфы 31,32,33,35) и дополнительный материал, который выдан на парту.

Работают в парах, после проведанного исследования называют виды односоставных предложений.

Применение нового знания

Предлагает вернуться к предложениям и определить их вид, для этого составить алгоритм, который поможет легко справиться с заданием (Приложение 2).

Задает наводящие вопросы, которые помогут составить алгоритм.

1.Раннего детства туманное видение – назывное.

2.Выхожу из дома рано утром – определенно-личное.

3. Живи еще хоть четверть века- определенно-личное.

4. Дни поздней осени бранят обыкновенно – неопределенно-личное.

5.Вот смерклось – безличное.

6. Вам не видать таких сражений – безличное.

 

 

Проверочная работа «Кроссворд».

Дает задание из предложений, которые проектируются на доске, выписать грамматическую основу в нужную графу (по номеру предложения), рядом сокращенно записать вид односоставного предложения. Если грамматические основы будут выписаны верно, то в выделенном вертикальном ряду будет читаться ключевое слово (Приложение 3).

Предлагает проявить творческие способности: описать пейзаж с помощью односоставных предложений (Приложение 4).

 Составляют алгоритм, способ действия, при помощи которого можно определить вид односоставного предложения.

Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия.

Один обучающийся работает у доски.

Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения. Производят мыслительные операции.

 

Описывают пейзаж с помощью односоставных предложений.

Итоговый контроль

Тест «Односоставные предложения»

Выполняют задания, осуществляют взаимопроверку, используя ключ.

Рефлексия учебной деятельности

 Методика «Незаконченное предложение»

Предлагает учащимся продолжить предложение: «Сегодня на уроке мне удалось…»

 Продолжают фразу «Сегодня на уроке мне удалось…»

…узнать, что такое односоставные предложения.

… научиться определять вид односоставного предложения.

…находить односоставные предложения.

 

 

 

Приложение 1

Виды

Формы выражения главного члена предложения

Примеры

Определённо-личные

Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения

(подставляем:  я, мы, ты, вы)

Люблю грозу в начале мая.

Поедешь со мной?

Верните книгу в библиотеку.

Неопределённо-личные

Глаголы:3 лица множ. числа наст. и буд времени;

множ. числа прош. времени.

(окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и )

В дверь стучат.

В садах окапывают деревья.

Принесли почту.

Безличные

(нет и не может быть подлежащего)

Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр.(окончания: -ет (-ит).

Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ).

Инфинитив.

Слова «нет», «нельзя»

Краткие прилаг.  и причастия на –О.

Слова состояния на –О.

Уже смеркается.

К вечеру подморозит.

Светало.

Быть грозе великой.

Нет ни гроша.

Об экзаменах сообщено.

Мне страшно.

 

Назывные

 

Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов - только определения).

 

 

Раннее утро.

Вот и беседка.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Алгоритм определения вида односоставного предложения

1.     Есть ли глагол  в предложении

 

 

да (см. п.2)                                                                                             нет

2.     Можно подставить Я, ТЫ, МЫ, ВЫ                                                         НАЗЫВНОЕ

                                                                                                         

 

 

                                                                                             да                                   нет (см. п.3)

                                              ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ

3.     Можно подставить ОНИ

 (или глагол стоит в форме мн. ч. прош. вр.)

 

 


                                                                                                                                                                             да                                                      нет

                                                                                              НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ               БЕЗЛИЧНОЕ

Приложение 3

 

1.

С

М

Е

Р

К

А

Л

О

С

Ь

 

2.

П

О

Г

О

Д

А

3.

О

Б

Ъ

Я

В

Л

Я

Ю

Т

4.

П

О

Н

А

Е

Х

А

Л

О

5.

Д

О

Ж

Д

Ь

6.

С

П

Е

Ш

И

М

7.

М

Е

Р

Ц

А

Т

Ь

 

 

 

Задание: выпишете  грамматическую основу в нужную графу (по номеру предложения), рядом сокращенно запишите  вид односоставного предложения. Если грамматические основы будут выписаны верно, то в выделенном вертикальном ряду вы прочитаете  ключевое слово.

1.     За окном смеркалось. (безлич.)

2.     Великолепная погода! (назывное)

3.     По радио объявляют посадку. (неопред.-лич.)

4.     Понаехало гостей. (безлич.)

5.     Дождь над вокзалом. (назывное)

6.     Спешим в школу. (опред.-лич.)

7.     Больше не мерцать огням за рекой. (безлич.)

 

 

 

http://www.bebinka.ru/sites/default/files/images_event/zima_samara_bebinka.jpgПриложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

1. Найдите назывное предложение.

Ключ

 

Критерии

5 – нет ошибок

4 – 1 ошибка

3 – 2 ошибки

 
а) Первые шаги весны.

б) На картине изображен лес.

в) Морозит.

г) Привыкаешь к городскому шуму.

2. В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

а) безличное предложение,

б) неопределенно – личное предложение,

в) определенно личное предложение,

г) назывное предложение.

3. Найдите неопределенно – личное предложение.

а) Что новенького в газете пишут?

б) Люблю грозу в начале мая.

в) Наступает темнота.

г) Весной было тепло.

4. Определите тип односоставного предложения. Давай побеседуем вновь про радости и про страдания.

а) определенно – личное,

б) неопределенно – личное,

в) безличное,

г) назывное.

5. Определите тип односоставного предложения. На соседней даче поздно зажигали свет.

а) определенно – личное,

б) неопределенно – личное,

в) безличное,

г) назывное.

 

 

Список литературы

 

 

1. Русский язык .8 класс: учеб.для  общеобразоват. учреждений/(Л.А.Тростенцова , Т.А. Ладыженская , А.Д.Дейкина, О.А. Александрова ; науч.ред. Н.М. Шанский) -М.: Просвещение, 2012.

2.Текст стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

3. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/108353-urok-russkogo-jazyka-po-teme-odnosostavnye-pr.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия

на урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения»

учителя русского языка и литературы Сердюковой Юлии Юрьевны

Урок по теме «Односоставные предложения» - это урок первичного предъявления новых знаний. Данный урок соответствует авторской программе для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, календарному плану на 2015-2016 учебный год.

Содержание урока соответствует теме. Урок спланирован так, что в нем предусмотрены самые короткие пути решения поставленной цели. Учителем заранее выбрано необходимое для урока оборудование. Педагог умело организует познавательную деятельность учащихся, применяя различные формы работы: фронтальные, индивидуальные, работу в парах.

                     Структура урока соответствует его целям и типу. Усвоение нового материала идёт самостоятельно, через создание проблемной ситуации и её решение:

            1) у учащихся есть запас знаний, чтобы решить эту проблему (умеют находить односоставные предложения);

            2)интеллектуальное затруднение (определить вид односоставного предложения).

Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны. Чередуются формы работы с точки зрения их сложности. Используется проблемная ситуация, исследовательская деятельность, самостоятельная работа,  наглядность.

Учитель формирует мотивацию на учебную деятельность, а также настраивает на воспроизведение изучаемого материала. В ходе урока происходит систематизация новых знаний, решение поставленной проблемы. Деятельность учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, учитывает уровень их интеллектуального развития.

Учитель организовал деятельность учащихся на уроке таким образом, чтобы дети не только самостоятельно вышли на проблему урока, но и нашли пути решения этой проблемы. На уроке были реализованы следующие универсальные учебные действия: регулятивные (определена цель, проблема, алгоритм определения вида односоставного предложения); коммуникативные (аргументированное изложение своего мнения в монологе, диалоге, полилоге); познавательные (информация, необходимая для решения учебных задач, найдена учащимися самостоятельно, учащиеся анализировали, доказывали, делали выводы, причём готового решения учитель не предоставлял, умело направляя деятельность учащихся в самостоятельное русло), личностные (учащиеся учились видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве, обращали  внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей).

Цель данного урока достигнута, задачи реализованы.

 

Зам. директора по УВР                                                                                      Е.Г. Рычкова

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Урок русского языка по теме «Односоставные предложения» включен в раздел «

Пояснительная записка Урок русского языка по теме «Односоставные предложения» включен в раздел «

Личностные УУД: · испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; · уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве; · осознавать роль односоставных предложений…

Личностные УУД: · испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; · уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве; · осознавать роль односоставных предложений…

Формы работы Ресурсы

Формы работы Ресурсы

Организационный Приветствует обучающихся

Организационный Приветствует обучающихся

Постановка учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Применение нового знания

Применение нового знания

Приложение 1 Виды

Приложение 1 Виды

Приложение 2 Алгоритм определения вида односоставного предложения 1

Приложение 2 Алгоритм определения вида односоставного предложения 1

Приложение 3 1

Приложение 3 1

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5 1. Найдите назывное предложение

Приложение 5 1. Найдите назывное предложение

Список литературы 1. Русский язык

Список литературы 1. Русский язык

Рецензия на урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения» учителя русского языка и литературы

Рецензия на урок русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения» учителя русского языка и литературы

Цель данного урока достигнута, задачи реализованы

Цель данного урока достигнута, задачи реализованы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017