Урок окружающего мира (конспект + презентация) по теме "Вода и её свойства. Практическая работа" (2 класс ПНШ)
Оценка 4.6

Урок окружающего мира (конспект + презентация) по теме "Вода и её свойства. Практическая работа" (2 класс ПНШ)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
14.06.2017
Урок окружающего мира (конспект + презентация) по теме "Вода и её свойства. Практическая работа" (2 класс ПНШ)
Материал для оформления доски на этапе рефлексии
Конспект урока окружающего мира по теме Вода и её свойства. 2 класс ПНШ.docx

Урок окружающего мира по теме:

 «Вода и её свойства.Практическая работа»

2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»

                                      Смульская Наталья Анатольевна –                      

                 учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 п. Новоорск

 

    Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель  деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.

Коммуникативные: вступать в беседу на уроке.

Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

Оборудование:

·         Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: Учебник: в 2 ч.. — М.: Академкнига/Учебник, 2013 – Ч.1.

·         Федотова О.Н.Окружающий мир. 2 кл: тетрадь для самостоятельной работы №1.  — М.: Академкнига/Учебник, 2015.

·         ТСО (настенный экран, ноутбук. мультимедийный проектор, колонки.

·         Презентация (приложение 1)

·         Карточки с заданиями для групп (приложение 2)

·         Лабораторное оборудование: стаканы, стеклянные палочки, чашки, чайная чашка, тарелка,  пипетка, чайные ложки,  цветные трубочки, зеркало, вода, молоко, сахар, соль, речной песок, деревянный кубик.

Сценарий  урока

I.                   Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Наличие общей  установки на урок. Приветствие обучающихся.

– Проверим готовность к уроку. (Слайд 2. Презентация – приложение 1)

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите –

Всё в порядок приведите.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. А теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной.

Вместе с учащимися проговариваю: Слайд 3 – пустой.

Я в школе на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

            У меня всё получится.

II.                Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

 Чтобы узнать тему нашего  урока ( Слайд 4), отгадайте загадку: Слайд 5.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

                                     (Вода.)

(Вывесить табличку на доску «ВОДА») (приложение 2) Слайд 6.

- Мы с вами уже познакомились со свойствами воздуха, и если сегодня мы говорим о воде, то  сегодня узнаем… (свойства воды)  (Вывесить табличку на доску «СВОЙСТВА ВОДЫ») (приложение 3) Слайд 7.

(на доске перевёрнутые  карточки со свойствами  воды) (приложение 4)

- Посмотрите, сколько свойств у воды (показываю на карточки). Хотите их узнать?

-Так значит какая цель нашего урока? Слайд 8.(Познакомиться со свойствами воды)

-Давайте еще раз грамотно попробуем сформулировать тему и цель нашего занятия.

План урока. Слайд 9.

  1. Почему воду назвали водой?
  2. Какой может быть вода и сколько её на земном шаре?
  3. Кому и для чего нужна вода?
  4. Какими свойствами она обладает?
  5. Какое значение имеет вода для человека?

 

Почему воду назвали водой? Слайд 10

     Учитель:  Происхождение слова «вода» точно неизвестно. Оно возникло еще в глубокой древности, и с тех самых пор, так говорят о любой «живой» жидкости, без которой невозможно наше существование, а также и всей природы. ВОДА - Веда Образ ДА (истины доброй) . Знает образ добра. Так закодировано название вода. Видимо что в нашем языке именно воде придавалось такое свойство. В древности слово вода звучало --- бода. Слайд 11.

Ученик 1. (приложение 5) Слайд 12- пустой.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить! (Н. Рыжова)

Какой может быть вода и сколько её на земном шаре? Слайд 13.

-А сейчас давайте прослушаем небольшие выступления (приложение 5)  

Ученик 2. Вода- одно из самых важных для человека веществ. Вода существует повсюду- в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и над землёй, в почве. Много воды содержится в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. Вода - самое распространенное вещество в мире: она занимает три четверти поверхности нашей планеты.

Вода входит в состав любого живого организма.  Да и сами мы - водные существа. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на две трети состоит из воды. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Вода содержится во всех частях растений. (Слайды 14-19)

 

Ученик 3.   Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

 Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери. 

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров. Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды. (Слайды  21-24)

- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами

 

III.             Повторение. Проверка д/з. Работа по учебнику (с.42-43)

Кому и для чего нужна вода? Слайды  25-26.

 (ответы детей)

Физкультминутка для глаз. Слайды  27-28.

ΙV. Формирование  новых знаний. Практическая часть.

Цель практической части: определение свойств воды.

Какими свойствами обладает вода? Слайд 29.

- А  знакомиться с  этими свойствами мы будем  с помощью опытов и наблюдений.

Наблюдение.  Слайд 30. (фронтальная работа)

- Какая вода на вкус?  Сделайте вывод. Вода не имеет вкуса (переворачиваю карточку на доске)

·         Если не знаешь точно, что за жидкость в сосуде, пить из него воду нельзя!    Слайды 31-33.         

- Чем пахнет вода? Сделайте вывод: Вода не имеет запаха (переворачиваю карточку на доске)

– Как правильно нюхать незнакомое вещество? (На расстоянии 20–30 см от лица держать сосуд с жидкостью или газом. Затем движениями руки направлять поток воздуха в свою сторону.)

·         Никогда не подноси к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная жидкость.  Слайды 34-36..

Опыты (групповая работа) Слайды 37-39.

- Организую работу в группах.   Работа проводится в шести группах. Каждая группа получает оборудование и индивидуальное задание на карточке  (приложение 6).

Опыт 1. Задание для 1 группы. Слайды 40-41.

       Перед вами   стаканы с молоком и с водой. Посмотрите на них.   Какого цвета молоко? А какого цвета вода? Сделайте вывод. Вывод:  ____________________________________________

    Возьмите цветные палочки и опустите их в стакан с молоком и в стакан с водой. Что увидели? Сделайте вывод. Вывод: __________________________________________

Опыт 2. Задание для 2 группы. Слайды 42-43.

      Наберите воду в пипетку и выпустите её на поверхность маленького зеркальца. Слегка наклоните  зеркальце. Что заметили? Сделайте вывод. Вывод: __________________________________________

Опыт 3. Задание для 3 группы. Слайды 44-45.

     Перед  вами  стакан , чашка и тарелка. В стакане вода и маленький деревянный кубик. Перелейте воду вместе с кубиком сначала в чашку, затем в тарелку. Что происходит? Изменяет ли кубик форму? А вода? Сделайте вывод. Вывод: __________________________________________

Опыт 4. Задание для 4 группы. Слайды 46-48.

     Перед  вами  стакан  с водой и чашка с сахаром. Возьмите чайную ложку сахара и размешайте его в воде. Что увидели? Сделайте вывод. Вывод: __________________________________________

Опыт 5. Задание для 5 группы.

Перед  вами  стакан  с водой и чашка с солью. Возьмите чайную ложку соли и размешайте её в воде. Что увидели? Сделайте вывод. Вывод: __________________________________________

Опыт 6. Задание для 6 группы.

Перед  вами  стакан  с водой и чашка с речным песком. Возьмите чайную ложку песка и размешайте его в воде. Что увидели? Сделайте вывод. Вывод: __________________________________________

Ответственные от каждой группы по очереди выходят к доске, делают вывод и поясняют, а учитель переворачивает карточки со  свойствами воды  (приложение 4)

- прозрачная;

- бесцветная;

- не имеет формы;

- растворяет соль и сахар;

- не растворяет песок;

- текучая

 

- Вода может стать невидимкой. Проведём ещё один опыт.  Слайды 49-50.

Влажной губкой протрём классную доску. Через несколько минут опять посмотрим на доску. Куда делась вода? Сделайте  вывод: Вода испаряется (переворачиваю карточку на доске)

V. Применение новых знаний.

Учитель: Послушайте сказку о двух осликах. Слайд 51.Она поможет вам доказать одно из  свойств воды.

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

    Вскоре животным пришлось переходить речку. Ослик, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда ослик вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой ослик, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Проблемная ситуация

     - Почему же ноша первого ослика после купания стала легче, а второго – тяжелее?

    -Что произошло бы, если б второй ослик нес не вату, а сахар?  О каком свойстве воды эта сказка?

Как человек использует свойства воды? Слайд 52.

Работа по учебнику  с. 54, 56, 57, 58. Слайд 53.

 - Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Слайды  54-57.

 Расскажите,  какие свойства воды и как используют люди в жизни, в быту, в хозяйстве.

 

Работа в паре. Слайд 58.

Заполните таблицу по результатам наблюдений и опытов (приложение 7). Слайд 59.

 

 

 

    Свойства воды

 

 

 

 

 


VI.             Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание (на выбор) Слайд 60.

  • Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.
  • Придумать и нарисовать условные знаки, запрещающие купаться и пить воду из незнакомого водоёма
  • Провести опыт: ТПО с.22 №30

VII.          Итог урока. Слайды 61-62.

- С каким веществом мы работали сегодня на уроке и что нового мы про него узнали?                                          – Как человек использует свойства воды?

-А вот о том как правильно и рационально использовать воду в быту и как правильно применять ее свойства  мы поговорим с вами на следующем  уроке.

Запомни навсегда:  Слайд 63.

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, -

Мы ведь на планете не одни!

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

 

- Вы МОЛОДЦЫ! Очень активно сегодня поработали!  Слайд 65.

VIII.         Рефлексия деятельности. Слайд 66.

 

-А сейчас посмотрите, перед вами на столах лежат капельки воды (приложение 8)., нарисуйте в виде  на ней, свое настроение от урока смайликом.

- А теперь я предлагаю вам устроить теплый летний дождик, вывесив все ваши капельки под наши  тучки (приложение 9).

 


 

Урок окружающего мира по теме: «Вода и её свойства

Урок окружающего мира по теме: «Вода и её свойства

Я и туча, и туман, И ручей, и океан,

Я и туча, и туман, И ручей, и океан,

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы

Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы

Опыт 4. Задание для 4 группы.

Опыт 4. Задание для 4 группы.

Свойства воды

Свойства воды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017
Посмотрите также: