Урок окружающего мира на тему "Хлеб - всему голова" (2 класс, окружающий мир)
Оценка 4.7

Урок окружающего мира на тему "Хлеб - всему голова" (2 класс, окружающий мир)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
04.01.2017
Урок окружающего мира на  тему "Хлеб - всему  голова" (2 класс,  окружающий  мир)
Урок начинается с притчи о значении хлеба, важности труда хлебороба. Далее раскрываются знания о процессе создания хлеба и о его пользе. Даётся понятие о значение хлеба в Великую Отечественную войну, о Блокадном хлебе, о ценности хлеба. Работа с картиной А. Пластова "Жатва". Решение задачи о хлебе. Правила обращения с хлебом. Воспитание чувство бережного отношения к хлебу.открытый урок "Хлеб - всему голова"
Открытый урок (Каримова Л.М.).docx
Тема урока: «Хлеб­ всему  голова»   Личностные УУД: Формирование чувства прекрасного. Регулятивные УУД: Целеполагание, как постановка учебной задачи, контроль. Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности. Подведение под понятие, выведение следствий, анализ, синтез. Коммуникативные УУД: Умение договариваться, находить общее решение.  Умение аргументировать  свое предложение, убеждать и уступать. Взаимопомощь по ходу выполнения задания Рефлексия своих  действий. Умение слушать собеседника. Цели урока: • Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца. •Расширить знания о процессе создания хлеба и о его пользе. •Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу. •Формировать интерес литературе ,искусству. • Расширить кругозор, повысить культуру учащихся. • Учить детей работать в группе. Ход урока. Орг. момент. Проверка  домашнего  задания. ­ Зачем  человек  трудится? Дети  рассказывают  о  труде  своих  родителей. ­ Объясните  пословицу. Землю  красит  солнце,  а  человека  труд. Новый  материал 1.    Притча.  ­Я  хотела  бы  продолжить урок прочитав  притчу. А вы постарайтесь  определить  тему  урока. ­ Что  такое  притча?  (рассказ,  в  котором  заключена мудрая  мысль) ­ Чему  учат  притчи?  (притчи  учат  человека  правильным  поступкам.  Учат  людей   принимать  верное  решение)     Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру,  спросил: ­ Сколько стоит мой самородок? ­1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок  в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал: ­Стоит твоя находка 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом. ­Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, ­ сказал он седобородому старцу, ­ но не могу я  установить истинную цену самородку. Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись  этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть –  отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни”. ­ Что  же  самое  ценное  в  нашей  жизни?   ­ Какова  главная  мысль  этой  притчи?  Прочитайте  («Попробуй  неделю  не  поесть – отдашь   самородок за  кусок  хлеба», т.е. хлеб  дороже  золота) ­ Так  ли  это?  Мы  постараемся  ответить  на  этот  вопрос? ­ О чём  мы  будем  говорить  на  уроке? ­ Чему  мы  будем  учиться? УЗНАТЬ …  (новое  по  теме,  полезность  данных  продуктов,  когда  появился  хлеб) ПОВТОРИТЬ … (какие  бывают  хлебобулочные  продукты,  кто такие  хлеборобы) ПОМНИТЬ! (о том,  что  нужно  бережно  относиться  к  хлебу, уважать  труд  взрослых) ­ Почему  же  хлеб  дороже  золота? ­ Почему  так говорят : «Хлеб всему  голова»? ­ Вот  почему  так  важен   труд  хлебороба.  А  что  значит  слово  «хлебороб»? (тот, кто  работает –  делает хлеб) Даже  в  самом  названии  этой  благородной  профессии  слова  «хлеб»  и  «работа» ­ соседи. Хлебороб  должен знать  и  любить землю,  быть  терпеливым  и  выносливым. ­ А  для  чего  хлеборобу  терпение  и  выносливость? (хлеб  долго  растёт ,  плоды  труда   видны  не   сразу,  их  нужно  дождаться) ­ Я хочу,  чтобы  вы  сами  нашли  ответ   на  эти  вопросы,  проследив  путь,  который  проходит   зёрнышко,  чтобы  прийти  к нам  на  стол  в  виде  ароматного,  мягкого  хлеба. ­ Составим  цепочку  превращения  зерна  в  хлеб. ­ Определите  профессии  людей,  которые  помогают  хлебу  прийти  на  стол. На  доску прикрепляются слова. Труд    хлебороба                                                                                   Профессии  хлебороба Вспашка  поля     Боронирование  почвы                                                                       селекционер       Сортировка  семян                                                                 Посев  семян                                                                                      механизатор Уборочная  страда                                                                           тракторист Зерно везут  на  элеватор                                                              комбайнёр Зерно  везут  на мукомольный  завод                                           агроном      Муку везут  на  хлебозаводы, пекарни                                        мукомол                                                                                                            пекарь                                                                                                            продавец  Дополнительный  материал  , ведь пословица гласит: весенний день год кормит. Через        Хлебный   каравай  начинается  с  зёрнышка.  Хлеб – это дело многих  тысяч  рук.  А путь его   пахаря начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У       посева семян подготовить землю для       сеялки некоторое время на поле выходят другие машины—      проверяют на всхожесть  , сортируют на специальных машинах, называемых сортировальными. Для    посева нужны средние зёрнышки. На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в  колосьях. Когда приходит уборочная страда, колосья становятся золотыми, значит, хлеб созрел и  пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины. Это комбайны. А потом на грузовых  автомашинах зерно везут на элеватор. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.   много работы: нужно быстро   . Прежде чем посеять пшеницу, зерно      Много разных профессий нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и  ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение –  когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются  всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают  специалисты.  Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да  проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там  рождается хлеб. Знаете ли вы, что из одного зернышка, получается около 20млг. муки? Это значит, что для выпечки  одного батона требуется муки от помола 10тыс. зерен. -Хлеб – один из удивительных продуктов человеческого труда. Много ли может сделать человек одним  пальцем? Пустяк какой­нибудь. Другой разговор, если в работе все пять. Необходимых условий для  жизни растений пять, как пальцев на руке. ­Может кто­то из вас назовёт эти условия? Первое – тепло (пришла весна – есть тепло). Второе –свет (Солнце на небе – есть свет). Третье – влага (растаял снег, прошел дождь – есть влага). Четвёртое ­ воздух (воздухом окутано все растение от вершков до корешков). Пятое – пища (удобрение ­ есть пища). Взятые отдельно, они ничего не значат. А собранные вместе –они дают растению полную жизнь от  всходов до плодов. ­ Хлеб  ­ народное  богатство.  Каждому гражданину  нашей страны  надо  помнить  о  настоящей цене   хлеба.  Его  стоимость  вовсе  не  та,  что  определяется  рублями,  которые  мы  платим  в  магазине,  а   другая – это  цена огромного  человеческого  труда. Работа  по  учебнику. Стр. 138 ­ Что  говорится в  тексте? ­ Как  вы  понимаете  эти  пословицы? ­ Русский  народ всегда  очень  бережно  относился  к  хлебу.  Хлеб – всему  голова. Всего  три  слова,  но как  точно  говорится  в  пословице  о важности  хлеба.  ­ Ребята, а  какие  ещё  вы  знаете  пословицы  о  хлебе? Было  время,  когда  всем  было  трудно. Это когда  был  неурожайный  год.  Но  очень  плохо  было во  время  Вов.  Враг  сжёг  и  уничтожил  много  посевов,  стало  голодно.  Но особенно   трудно  и  плохо   было  людям  города Ленинграда.  Город  был  окружён  врагами,  продовольственные пути  были   отрезаны.  В  городе  начался  страшный  голод.  Хлеб  был  для  человека  самой  большой   драгоценностью,  дороже  жизни. ­ Самым  большим  грехом  на  Руси  считалось  уронить  хотя  бы  одну  крошку  хлеба,  ещё  большим –  растоптать  эту  крошку  ногами. Не  из – за  скупости  подбираются  все  крошки  за  столом,  а  из – за  почтительного  отношения  к   бесценному  продукту. Учитесь  ценить труд  других.   НЕ  ПРОСТО  ЕДА. Мальчик, ногою  пинающий хлеб, Мальчик,  голодных  не  знающий  лет,   Помни,  что  были  лихие  года. Хлеб­ это  жизнь,  а  не  просто  еда. Хлебом  клялись,  за  хлеб  умирали Не для  того,  чтоб  в  футбол  им  играли. В слове  народная  мудрость  таится. Вот  что  в  народе  у  нас  говорится: «Если  ты  хлеб  ценить  перестал, Ты  человеком  быть  перестал»                                          Бобо  Ходжи ­ Недаром  к  теме   хлеба  обращались  и  композиторы,  и  писатели,  и  поэты,  и  художники. Рассмотрите  картину  А.А. Пластова  Жатва. Расскажите  о  ней.  Стр. 138. Картинная галерея .Работа по картине А. А. Пластова Жатва Доп. материал. Около снопов только что сжатого хлеба обедают старик и дети. В их серьезных и усталых лицах — сознание выполненного долга. Это было, — писал Пластов, — время поистине героического усилия народа в тылу, где остались в  основном женщины, старики да дети. Они­то и несли главную тяготу труда”. Особенно удался художнику образ старика. В нем ярко выражены черты национального русского  характера, переданы внутренняя красота и благородство человека, прожившего долгую трудовую  жизнь. Медленны и спокойны его движения, во всей фигуре ощущаются уверенность и большая сила. С исключительным вниманием и любовью написаны художником образы детей, особенно первой  девочки, с выглядывающими из­под белого платка косичками и нежной детской шейкой. Теплыми золотыми тонами насытил Пластов колорит полотна. Вывод ­Живи  так, чтобы  хлеб  твой  был  всегда  честным. Запомни  и  скажи  всем,  кого  знаешь, в   хлебе – душа  твоей  родной  земли,  судьбы многих  людей,  их  неустанный  труд.  Судьба  хлеба   зависит  от  каждого  из нас. 1.  группа:       Работа  в  группах Группа 1 разгадывает кроссворд. Кроссворд 1. Профессия человека, который выращивает хлеб. (хлебороб) 2. Отгадай загадку: Вырос в поле дом, Полон дом зерном. (колос) 3. Профессия человека, который выпекает хлеб. (пекарь) 4. Сдобное изделие. (булка) В выделенных клетках: хлеб. 2 группа:  соединяет стрелками: что получает     человек из этих растений?                                                            манную крупу Рожь                                                 муку Пшеница                                         белый хлеб                                                           черный   хлеб 3 группа:    Перед  Новым  годом  отец  семейства  «прятался»  за  горкой   пирогов  и  спрашивал  детей: «Видите   меня?».  Те отвечали: «Не  видим!». Тогда  отец  приговаривал: «Ну, так   чтоб  и  на  следующий  год   так  было!»  Почему  он  так говорил?     4 группа:   Выберите  названия  транспортных  средств,  на  которых  трудятся  хлеборобы. (трактор,   комбайн, грузовик, сеялка, плуг ) 5 группа: Выбери  профессии  тех  людей,  которых  можно  назвать  «хлеборобами». (трактористы,  механизаторы, комбайнёр, шофёр,  мукомолы, агрономы, пекари, повара) Постарайтесь определить  правила  обращения  с  хлебом. 1. Береги  хлеб,  он  дорого  достаётся. 2. Не  оставляй  недоеденных  кусков. 3. Никогда  не  бросай  хлеб. 4. Подними  брошенный  кусок,  отдай  птицам,  но  не  оставляй  на  полу,  на  земле,  чтобы   не  затоптали  в  грязь  человеческий  труд. Вывод. Каждый  раз,  беря  кусочек  хлеба  за  обеденным  столом,  проникнись  глубоким  уважением  к  труженикам  полей.  И  где  бы  ты  не встретил  хлебороба,  низко  поклонись  ему. IV.     Итог. ­ Выскажите  своё  мнение. Я расскажу  дома … Я  принял  решение …   Ребята,  а  вы  знаете,  что  учитель  тоже  сеет  зерно  знаний,  зерно  доброты.  Труд  учителя  тоже   даёт  всходы. Звучит песня  Л. Зыкиной «Хлеб – всему  голова» (муз. В Темновой.)    V   . Домашнее  задание.  Стр. 138 – 139,выучить  3 пословицы  о  хлебе.

Урок окружающего мира на тему "Хлеб - всему голова" (2 класс, окружающий мир)

Урок окружающего мира на  тему "Хлеб - всему  голова" (2 класс,  окружающий  мир)

Урок окружающего мира на тему "Хлеб - всему голова" (2 класс, окружающий мир)

Урок окружающего мира на  тему "Хлеб - всему  голова" (2 класс,  окружающий  мир)

Урок окружающего мира на тему "Хлеб - всему голова" (2 класс, окружающий мир)

Урок окружающего мира на  тему "Хлеб - всему  голова" (2 класс,  окружающий  мир)

Урок окружающего мира на тему "Хлеб - всему голова" (2 класс, окружающий мир)

Урок окружающего мира на  тему "Хлеб - всему  голова" (2 класс,  окружающий  мир)

Урок окружающего мира на тему "Хлеб - всему голова" (2 класс, окружающий мир)

Урок окружающего мира на  тему "Хлеб - всему  голова" (2 класс,  окружающий  мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2017