Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Оценка 4.7

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
04.05.2017
Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс
Цель: Продолжить знакомство учащихся с великими представителями российской культуры XIX в, биографическими сведениями о них и произведениями. Задачи: образовательные: 1) Закрепить знания об искусстве России XIX века с помощью повторения ранее пройденного материала. 2) Раскрыть понятие «Золотой век» культуры России. 3) Познакомить детей с яркими представителями этого времени. развивающие: 1) Расширять кругозор учеников. 2) Развивать внимание детей с помощью работы с текстом учебника и с наглядным материалом. 3) Развивать память учащихся с помощью актуализации ранее изученного материала. воспитательные: 1) Воспитывать любовь к искусству. 2) Воспитывать эстетический вкус. 3) Воспитывать бережное отношение к памятникам искусства.
otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_klasse.docx
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области» Урок окружающего мира в 4 классе Программа «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова 19 век. «Золотой век» русской культуры. Уровень класса: средний. Цель: Продолжить знакомство  учащихся с великими представителями российской культуры XIX в,   биографическими сведениями о них и произведениями. Задачи: образовательные: 1) Закрепить знания об искусстве России XIX века с помощью повторения ранее пройденного  материала.  2) Раскрыть понятие «Золотой век» культуры России.  3) Познакомить детей с яркими представителями этого времени. развивающие: 1) Расширять кругозор учеников. 2) Развивать внимание детей с помощью работы с текстом учебника и с наглядным материалом. 3) Развивать память учащихся с помощью актуализации ранее изученного материала.  воспитательные: 1) Воспитывать любовь к искусству. 2) Воспитывать эстетический вкус. 3) Воспитывать бережное отношение к памятникам искусства. Оборудование:  Блок­схема с компонентами искусства; викторина по сказкам А.С.Пушкина , портреты художников,  композиторов, поэтов XIX века; иллюстрации картин И. Репина "Бурлаки на Волге", Левитана  «Март .Большая вода» I. Организационный момент. (1 мин) Ход урока Прозвенел уже звонок  Тихо встали на урок Улыбнулись  и присели  Много дел ребята с вами  ­ Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой нашей        страны.  Мы начали знакомство с искусством Древней Руси,  изучали     культуру России 18 века теперь перед нами «Золотой 19 век».  И сегодня мы продолжим  знакомится с поэтами, художниками  и писателями XIX    века. II.  Знакомство с новым материалом. 1. Вступительная беседа 19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их всех невозможно. А чтобы  рассказать о каждом, понадобится очень много уроков. Культура России этого времени преуспела во  многом: в литературе и музыке, архитектуре и живописи. Многие имена поэтов, писателей  появились и стали известными именно в 19 веке. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.     Назовите тему урока.   Тема урока                             Золотой век русской культуры 19 век называют «золотым веком» русской культуры. ­ Как вы думаете, почему ? ­ Отгадайте, о ком пойдет речь? ­ Его называют «солнцем русской поэзии». 2. Знакомство с творчеством  А.С.Пушкина. презентация ученика                        (сообщение ученика) слайд                Стихотворение « Няне» (рассказывает ученик).   3.  Рассказ учителя. Сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин одним из первых русских поэтов обратился к жанру сказки. А.С.Пушкин в  Михайловском с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина  Родионовна. О впечатлении, какое они произвели на поэта, можно судить по его письму к брату Льву:  «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером  слушаю сказки … Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»  А.С.Пушкин создает пять стихотворных сказок. Назовите их.          В каждой сказке проявляется народность, торжество добра над злом. Кроме сказок А.С.Пушкин пишет свою первую поэму «Руслан и Людмила».  У лукоморья дуб зеленый                                  ­ Вспомните, какими строками она начинается? (Чтение отрывка наизусть) 4. Викторина по сказкам А.С.Пушкина. ­ Отгадайте, из каких произведений эти строки? *У лукоморья дуб зеленый…..(поэма «Руслан и Людмила») *Ветер по морю гуляет     И кораблик подгоняет…..( «Сказка о царе Салтане.») *Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»)  *Ель растет перед дворцом,   А под ней хрустальный дом….( «Сказка о царе Салтане.») *Вот пошел он к синему морю;   Видит, море слегка разыгралось…( «Сказка о рыбаке и рыбке.») *Жил­был поп,  Толоконный лоб.  Пошел поп по базару,  Посмотреть кой­какого товару….( «Сказка о попе и  работнике его Балде.») *Кири­ку­ку­  Царствуй лежа на боку….( «Сказка о золотом петушке.») *И останутся на бреге   33 богатыря,  В чешуе златой горя….( «Сказка о царе Салтане.») *Вкруг ее стоит грозная стража,  На плечах топорики держат.  Как увидел старик­испугался!  В ноги он старухе поклонился…( «Сказка о рыбаке и рыбке.») *Петушок с высокой спицы  Стал стеречь его границы….( «Сказка о золотом петушке.») *Свет мой, зеркальце, скажи  Да всю правду доложи  Я ль на свете всех милее,  Всех румяней и белее…..( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.») 5.  Проверь себя:     (слайд 7) ­ Что вы узнали о детстве , творчестве, жизни А.С.Пушкина? ­ Какие произведения вам нравятся больше всего? ­ Почему А.С.Пушкина называют «солнцем русской поэзии» ? 6. Знакомство с творчеством В.И.Даля. ­ Мы продолжаем знакомство с писателями 19 века.   Отгадайте загадки: 1)Запорошила дорожки,    Разукрасила окошки,    Радость детям подарила    И на санках прокатила. (Зима) 2)Она приходит с ласкою    И со своею сказкою    Волшебной палочкой взмахнет,    В лесу подснежник расцветет. (Весна) 3)Пришла без красок и без кисти,    Разукрасила все листья. (Осень) 4) 12 братьев друг за другом бродят,    Друг друга не обходят. (Месяцы) 5)Гляжу в окошко­    Бродит черная кошка. (Ночь) 6)Протянулся мост на семь верст,     А в конце моста золотая верста. (Неделя) ­ Как вы думаете, кто сочинил эти загадки? Этого писателя называют «знаток русского народного творчества». Речь  пойдет о В.И.Даль был удивительный человек ­ морской офицер, военный врач, ученый, собиратель  произведений народного творчества. Современники считали его одним из самых образованных людей. 8. Сказки В.И.Даля.  (Слайд ­ Какие сказки В.И.Даля вы знаете? 9. Пословицы русского народа. 1) Объясните смысл пословиц: ­ Всякому мила своя сторона. ­ Родина­мать, чужая сторона­мачеха. ­ Береги землю родимую, как мать любимую. 2) Доскажи пословицу:    (слайд  3) Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Родина мать умей за нее постоять Береги землю родимую как мать любимую Физкультминутка. (3 мин) Движения Мы убегаем, мы засыпаем,                   Плаваем мы и улетаем                 Мы танцуем и поем                 Поругаемся, помиримся                 И с тобой дружок                  мы продолжим наш урок 11. Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова. ­ Мы знакомимся еще с одним поэтом 19 века. ­ Про него говорили так: «Он чувствовал чужие страдания»                                             (Слайд  1) Сообщение ученика о Н.А.Некрасове.    (Слайд  Стихотворение «Мужичок с ноготок» (читает наизусть ученик). Однажды в студеную зимнюю пору  я из лесу вышел был сильный мороз Гляжу поднимается медленно в гору  Лошадка везущая хворосту воз  2) Рассказ учителя. Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой. « Благословенная река, кормилица народа!»­ говорил он о ней. Но именно здесь, на этой  «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Он бродил по берегу в жаркую погоду и, вдруг, услышал какие­то стоны, а вслед за тем увидел  бурлаков, которые брели вдоль реки.                      (Слайд  картина Репина «Бурлаки на Волге») Написал поэму «Кому на Руси жить хорошо», где рассказал о несправедливости, о необходимости  освободить народ от рабского труда. Отрывок из стихотворения «На Волге» Н.А.Некрасова  читает наизусть ученик.  Старый уч. Стр 96            чтение вслух стиха 12. Проверь себя: ­ Где родился и провел свое детство Н.А.Некрасов? ­ Какие темы волновали Н.А.Некрасова в стихах? Композиторы          кто это  Петр Ильич Чайковский  «Щелкунчик» балет ., «Лебединое озеро»  Михаил Иванович Глинка написал музыку к поэме «Руслан и Людмила» Художники Тропилин Василий Андреевич портретист Он был очень жизнерадостным человек и все его картины  это люди улыбчивые, радостные,  мечтательные­ они излучают теплоту, сердечность, скромность, доброту Илья Ефимович Репин портретист известная картина «Бурлаки на Волге», рассказывает о жизни  простых, бедных людей.  Исаак Ильич Левитан пейзажист его картины это природа родного края во все времена года и  суровая, и теплая, и холодная , и днем и ночью. III. Проверочная работа (тест) 1. Рефлексия. ­Наше путешествие подходит к концу. ­ Почему же 19 век называют золотым веком русской культуры? ­ «Жизнь коротка, искусство вечно».  Почти два столетия люди знают, помнят, изучают  культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства… ­ Что бы хотели взять с собой в наше время? Залов сияние, балы, приёмы и рауты… Чудное время собой озаряет их блеск: Верили  люди, страдали, влюблялись без памяти – Вот он какой, золотой девятнадцатый век V.  Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин)   Подготовить Творчество В.И.Даля на выбор ( сообщение стих, презентация, пересказ сказки,  народное творчество, скороговорки, пословицы, заметки о словаре Даля, иллюстрации)

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс

Урок окружающего мира Золотой век  в русской культуре 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017