Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Оценка 5

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
17.02.2017
Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Милосердие и сострадание".Материал для урока старалась подобрать интересный для ребят. Усть задание для разных видов работ: коллективной, индивидуальной, групповой.Задания ориентированы на воспитание моральных качеств детей. Урок дополнила отрывками из мультфильма "Библейские притчи", песней "Дорогою добра". В конце урока дано домашнее задание нарисовать солнышко и написать добрые дела, которые дети совершили за неделю.урок
урок Милосердие и сострадание.docx
Урок по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание» ( 4 класс) Цель: ­ Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и  благотворительности; ­ Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной  активности; ­ Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.  Форма: Беседа. Методы: Рассказ, диалог, использование мультимедийных технологий. Ход урока: 1. Вступительное слово учителя.  Учитель:   ­ Добрый день, ребята.  Давайте  познакомимся с вами, давайте  возьмёмся за руки, построимся в круг и начнём урок с песни. Послушайте  музыкальную композицию (песня «Дорогою добра»).  ­ О чём задумались, прослушав песню? (о добре, дружбе) ­ Вы встали рядом, что вы почувствовали? ( Ответы детей: хорошее настроение:  ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло  на ваше настроение). ­ Если произнести слово «добро», что оно значит для вас? (Ответы детей: Теплота.  Доброта.  Спокойствие. Любовь. )  Учитель:   ­  Добро ­ это радоваться, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.   Учитель:  А теперь послушайте  рассказ писателя Федора Достоевского «Дорогая  копеечка» (рассказ каторжника). Каторжником  называли людей, отбывающих  наказание за какое­то преступление в 19 веке.  (2 слайд) «Дорогая копеечка» Я возвращался с работы один, с конвойным, навстречу мне прошла мать с дочерью.  Дочь была девочка лет девяти. Я уж видел их раз. Мать была солдатка, вдова. Муж ее был под судом и умер в  больнице, в арестантской палате. В то время и я там лежал больной. Жена и дочь приходили в больницу прощаться с покойным; обе ужасно плакали. Увидя меня, девочка закраснелась и прошептала что­то матери. Мать тотчас же  остановилась, отыскала в узелке что­то и дала девочке. Девочка бросилась бежать за мной. Она сунула мне в руку монету и сказала: «На, несчастненький, прими  Христа ради копеечку». Я взял копейку, и девочка возвратилась к матери  совершенно довольная. Эту копеечку я и теперь храню у себя. Учитель:  ­ О чем этот рассказ?  Почему каторжник хранит копеечку? О каком  хорошем человеческом качестве рассказывает  оно?                                  /ответы учеников/ Доброта, жалость, сочувствие Учитель:     ­ Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (о добре) Особый вид доброты — милосердие.  Основная часть. 2. (3 слайд)Учитель:   Тема сегодняшнего урока «Милосердие и сострадание» . 1)­ Что значат эти слова? ( Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание,  любовь к людям). (4 слайд)­ Перед вами, ребята, листочки, которые я приготовила для вас. На них  есть определение этих слов. Давайте прочитаем их. В словаре С.И. Ожегова даётся толкование слова милосердие: «Милосердие – это  готовность помочь кому–либо или простить кого­нибудь из сострадания,  человеколюбия.           В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие,   сочувствие,   любовь   на   деле,   готовность   делать   добро   всякому, милостливость, мягкосердость».  2)Исследовательское задание:  Учитель:   Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие». Назовите корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня) ­Молодцы! Итак, корень «мил»  и корень «серд». ­Что значит милосердный? (милый сердцу).  (5 слайд)  Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. ­   А   как   вы   понимаете   смысл   слова   сострадать?   (жалеть,   сочувствовать, сопереживать). Учитель:   Как назвать человека, который обладает этими качествами?  (милосердный) ­О каком человеке так можно сказать?   Милосердный ­ это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает.  К  каждому он относится, как к родному,  к своему ближнему. (6 слайд) Учитель:  Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.  Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на  вопрос Христос рассказал   «Притчу о милосердном самарянине» ­ жителе Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян  невежественными, чужими  и смотрели на них свысока (в учебнике стр. 42  последний абзац найдём эту притчу и  прочтём).  Мультфильм. Учитель:  ­Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?  ­ Ребята, на листочках под цифрой 2  прочитайте вопросы и выберите тот, на  который бы вы хотели бы ответить. (  Какие добрые дела совершил самарянин? ­омыл раны, привёз в гостиницу ­ Все ли люди могут поступить так же, как он? Нет, некоторые,  погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно. А  самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь.  Милосердие и любовь к человеку оказались выше религиозной розни).  :  А вот как закончил притчу Христос. Окончив притчу, Иисус спросил:  Учитель   «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?»  Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и  ты поступай так же».  Учитель:  ­  Как нужно поступать людям? ­ Кто такой ближний? У вас на листочках есть задание 3, ответьте, как вы поняли,  кого называют ближним.  (7 слайд)      а) это тот, кто нуждается в твоей помощи.                  б )это тот, кто не оставит тебя в беде. Учитель:  Можно ли назвать самарянина милосердным человеком? Ответы детей: Да. Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы  должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового  помочь в беде другим.  Учитель:  Можно ли научиться быть милосердным? Милосердию можно и нужно  научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем  это станет доброй привычкой твоего сердца. Учитель:  Давайте поразмышляем: часто ли вы слышали слово, вынесенное в  название урока? А как часто вы видели милосердие в реальной жизни? 3) Давайте сыграем в игру «Сердечко милосердия». Вы должны, передавая  сердце милосердия друг другу рассказать о каких­либо милосердных поступках,  которые совершают люди по отношению друг к другу или совершили вы в своей  жизни. Начнём с меня: моя семья участвует в проекте «Русфонда» в акции добра,  где помогают больным детям. Учитель:– Какие у вас были  чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела? (радость) ­ Вспомните рассказ Достоевского, почему девочка была довольная после того, как она отдала копеечку? Милосердие – это добро, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать в наших делах, поступках, мыслях. 4)Работа   с   новым   понятием.  Комментированное   чтение   статьи   из   пособия МИЛОСТЫНЯ. Учитель:– Одно из дел милосердия – милостыня. Каким же образом можно  оказывать милостыню и что включает в себя это понятие?  На стр. 44­45 учебника есть понятие милостыни. Зачитайте. (Ответы детей) (8 слайд)  ­ Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай!» А святой  Дорофей пояснял: «Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в  мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра,  произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее». ­ Как вы понимаете эти слова? ( Ученики делают вывод из прочитанного) Учитель: – Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как  встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». И очень непросто решить, какая из этих рук несёт больше добра.  Богатый видел людскую нужду, становился мягче. А получивший милостыню знал,  за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается», – говорили в старину. Учитель: – Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет? (не будут делать добрые дела) Учитель:  ­ Продолжим размышлять о том, как человек может проявить  милосердие.   Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома,  а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет  возможности помыться; мы сыты, а они голодают?   А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим  на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких  несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром. ­ Как им можно помочь?(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)  (9 слайд)  Учитель:   ­  Христос сказал, что когда подаёте милостыню, пусть правая ваша рука не знает, что делает левая. Почему?  Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому­то? ­  А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?  ­   Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным  и незаметным для него самого, как и его собственное дыхание? ­  Можно ли сказать, что это признак хорошего, святого человека? Учитель:  ­  Выполните следующее задание № 4 в листочках, обсудив его в парах. Решите, какие высказывания нельзя отнести к милосердию? Почему? Напомните мне,   какие   качества   нужно   проявлять,   работая   в   паре?   (Дети   называют: уважение,   сотрудничество,   вежливость,   умение   слушать   другого,   уважать мнение другого и т.д.) Задание.   Вычеркните   те   утверждения,   которые   нельзя   отнести   к милосердию. Подать милостыню; прощать обиды; накормить голодного; дать из­за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому не нужно; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать   в   обмен   на   что­то;   одеть   бедного;   сделать   доброе   ради   похвалы   или благодарности;     поделиться   последним   куском   хлеба;   посетить   больного;   дать добрый совет. (10   слайд)  Учитель:  ­    Назовите   мне   высказывания,   которые   не   соответствуют милосердию.   Почему   вы   их   вычеркнули?   Объясните   кратко  (Отвечает   один человек   из   пары   по   цепочке)   (Дать   из­за   боязни   показаться   другим   жадным; подарить то, что самому не нужно; дать в обмен на что­то). Учитель:  Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764  года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для  бедных.  (11 слайд) Для развития систем государственной благотворительности в России  Екатерина II подписала приказ о системе государственной помощи для школ,  больниц, госпиталей, неизлечимых больных, приютов и т.д. (12 слайд)Императрица Мария Федоровна и супруг император Павел I тридцать лет руководили благотворительностью. В 1802 году Александр I создал благотворительное, императорское,  человеколюбивое общество. (13 слайд) Во время первой мировой войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна  ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия, она была сестрой  императрицы. (14 слайд)  Учитель:– К счастью сегодня, традиции благотворительности  возрождаются. Существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь»  актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих  раком. А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из  основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи  для детей с нарушениями развития и их родителей «Дети Земли», «Линия жизни».  Благотворительные акции проводятся и на телевидение.   Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. Существуют и  благотворительные фонды помощи бездомным животным.  Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.   (15 слайд)  3.Рефлексия.  Посмотрите на ключевые слова нашего урока. Теперь вы  знаете значение этих слов?  Учитель:    • • •    Учитель:  – Мне хочется верить, что сегодня наш урок не прошёл даром для нас всех и что вы поняли, что надо оказывать  помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь   должна   быть   незаметной,  бескорыстной.  Я   хочу   вам   пожелать:   будьте  Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?    Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке? внимательнее   к   людям,   старайтесь   их   понять,   в   нужную   минуту   окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.   Ребята, вы сегодня замечательно работали.   4.Домашнее задание. (15 слайд) Рисунок «Солнышко милосердия» 1)Вырежьте   из   бумаги   солнышко  милосердия   и   подумайте,   какие   милосердные поступки  вы вместе с семьёй можете совершить в течение недели. Напишите    на лучиках те милосердные дела, которые вы совершили за это время.     2) Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии.

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)

Урок ОРКСЭ на тему "Милосердие и сострадание"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017