Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Оценка 4.9

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
28.04.2017
Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
презентация по основам православной культуры по учебнику А.В.Кураева 4 класс
конспект урока Отношение христианина к природе.doc
урок  по ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 4 КЛАСС Учитель Чинакал Наталия Юрьевна МБОУ «ООШ имени Н.Д.Серова с.Юнгеровка Лысогорского района Саратовской области» 1 Тема: Отношение христианина к природе. Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную  ответственность человека за вверенный ему мир. Задачи урока:  – освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к  природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к  животному миру; – осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть; – обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению  делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений  автора учебной статьи. Планируемые результаты: Предметные: ­ моделировать самостоятельные высказывания; ­ воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока; ­ анализировать текст, осознанно извлекать  необходимую информацию. Метапредметные: Регулятивные: ­ организовывать рабочее место; ­ осуществлять контроль выполненных действий; ­ оценивать свою деятельность. Познавательные: ­ ориентироваться в материале учебника; ­ осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках; ­ выдвигать гипотезы и их обосновывать; ­ устанавливать причинно­следственные связи. Личностные:  ­ формировать личную ответственность за сохранение природы; ­ уметь работать в группе Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, пазлы для составления картины. 2 Ход урока: Выявление восприятия,  мотивация. 1) Прослушивание песни «Край родной»                                        (слайд с изображением природы) О чём сегодня на уроке пойдёт речь? 2) Вводная беседа. Вы часто гуляете на лоне природы? Что такое природа? Есть ли у вас любимые места на природе? Расскажите о них.    Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Он сотворил за шесть дней  природу и человека и вложил в мир Свою любовь и мудрость. Всемогущий  Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни,  с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми  ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько  обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке  мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.  Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить на этом  уроке? 3) Работа с текстом учебника (самостоятельное чтение второго абзаца) Осмысление прочитанного. (слайд – портрет М.В.Ломоносова)  О каких книгах великий Ломоносов говорил, что они написаны Богом?   Как вы понимаете мысль Ломоносова о двух книгах, данных Творцом  человеку?  Был   ли   великий   русский   учёный   Михаил   Васильевич   Ломоносов верующим человеком? Как ты это понял? 4) А сейчас послушайте одну историю. (слайд – портрет И.Ньютона) Как­то Ньютон принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги, профессора   того   университета,   где   трудился     Ньютон.   В   беседе   Ньютон упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил: «Ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе все   создается   и   развивается   само   собой,   без   вмешательства   какого­то 3 божественного   разума!».   Хозяин   дома   не   стал   спорить.   Но   после   чая   он пригласил   гостей   в   свою   лабораторию.   Украшением   лаборатории   Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики­планеты. В центре был светильник­солнце. Вокруг   третьей     планеты   Земля   вращалась   луна.   Планеты   можно   было передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать причины затмений и тому подобное. Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который   за   чаем   сказал,   что   мир   понятен   и   без   Бога,   спросил   Ньютона: «Скажите,   а   где   найти   того   мастера,   который   сделал   для   Вас   такую замечательную   модель!  Я  хочу  заказать  ему  такую  же  для  себя!». На  что Ньютон   вполне   серьезно   ответил:   «А   никакого   мастера   нет!   Эта   модель возникла   тут   сама   собой.   Знаете,   постепенно   появились   эти   прутики   и шарики.   Шарики   катались   себе,   катались,   а   потом   нанизали   себя   на   эти прутики   и   вот   так   вот   закрутились!».   Гость   растерялся:   «Да   вы   шутите, такого   не   может   быть!   Эта   модель   слишком   сложна,   чтобы   вот   так   вот случайно возникнуть! Ее обязательно кто­то изготовил!». Тут уж пришла пора для серьезного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее – эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще час   назад   Вы   утверждали,   что   у   нашего   мира   нет   никакого   Творца   и   все возникло   случайно,  а  теперь   вы   же  уверяете,  что   даже   для  гораздо  более простой игрушки все же нужен творец!». – Были ли сходны мыслям Ломоносова мысли учёного: англичанина Ньютона? 5) Слово учителя о воздействии человека на природу. 6) Исследовательская работа с текстом учебника с.85 ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем мире – это задание Бога­Творца человеку? Осмысление прочитанного.  Чем человек отличается от животных?   Какая разница между человеком и животными, по замыслу Божьему?  На какую ступень Бог ставит человека?  Как  человек должен относиться к  природе, по замыслу Божьему? Что  в этой логике делаете вы?  В чем проявляется милосердие к животным?  4  Есть ли у вас домашние питомцы, и какие у вас обязанности перед  ними?  Расскажите о своем отношении к природе. Вы чувствуете, что сейчас можно говорить об экологической беде?   Знакомы   ли   вам   случаи   разрушительного   и   вредного   воздействия человека на природу?  Что обязан человек выбрать, преобразуя природу: выгоду и большие  экономические доходы для себя и государства или заботу о сохранении  природы и преумножении её богатств? Что в конечном итоге будет  выгоднее человечеству и почему?  Как на поставленные выше вопросы отвечает автор учебника?  Согласны ли вы с утверждением автора учебника, что истинным  хозяином мира является Бог, а не человек? Свою точку зрения  аргументируйте.  Почему   именно   человеку   Бог   поручил   охрану   созданного   им   мира? Львы могли бы охранять саванну, волки – лес и степь, акулы ­ море, орлы – горы, в том числе, и от человека.  Можно ли сказать, что уже сегодня (а не через миллион лет) человеку приходится  держать  ответ  за  то,  что  он  делает   природе?  В чём  это проявляется? Расскажите о значении слова экология. (Экология /социальная/ – раздел  науки, в котором рассматриваются взаимоотношения человека и  окружающей среды). Какое отношение оно имеет к теме нашего урока? 7) Чтение материала о Ноевом ковчеге. С.85 (слайд И.Айвазовский  «Всемирный потоп»)  О чем предупреждает нас всех библейский рассказ о потопе?  Чем отличается поведение Ноя, когда он в свой ковчег взял «каждой твари по паре», от поведения современного человека, который берёт к себе в дом обезьянку или медвежонка?  Как в поведении Ноя проявилось его послушание Богу?  Представьте себе, как проходил день Ноя и его семьи, если ему  приходилось кормить животных, а в его ковчеге плыли звери, одни из  которых ели в первом часу ночи, другие – во втором, третьи – на  рассвете, четвёртые – днём, пятые – на закате и т.д.  Как связан современный человек с Ноем? Что сделал Ной для  современного человека? Обязан ли современный человек Ною?   Как сегодня складываются отношения человека с окружающей средой? 5  Что может сделать маленький человек, ребёнок, школьник или даже  дошкольник, для христианского отношения к природе? 8) Мини­проект «Что мы можем сделать для улучшения среды?»  (работа в парах, группах) Описание:  Участники,  Цель,  Действия,  Результат. 9)  Прочитайте   отрывок   стихотворения   замечательного   русского   поэта Федора Ивановича Тютчева: (слайд) Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Как вы понимаете эти слова? Чем для христианина является природа? 10) Практическая работа. Нарисуйте три круга. Расположите их один над другим. Впишите в них слова:  «Природа», «Бог», «Человек» – так, чтобы получилось христианское  представление  о том, кто кому (чему) служит. Проговорите это задание в  парах, приведите доводы, свидетельствующие о правильном порядке  следования (иначе говоря, иерархии). Как вы думаете: мир иерархичен (то  есть упорядочен, одно должно следовать за другим в определенном порядке)  или беспорядочен? От чего это зависит? 11) Так как человек является частью природы и должен о ней заботиться,  давайте составим правила отношения человека к природе. ( У детей пазлы,  по количеству которых должны быть составлены правила отношения человека к природе.  Затем правила зачитываются, прикрепляются на видное место, а  пазлы собираются в картину с изображением красивого уголка природы.) 6 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  Рассмотрите иконы святых, где они изображены вместе с животными. Залогом чего для всех нас может стать такая дружба?  Вы помните, что в раю не было вражды между человеком и животными.  Что же являет нам пример святых? (Гармонию можно восстановить, многое  зависит от человека). В заключении послушайте стихотворение: Родная природа. Люблю родную я природу: Поля и реки, и леса. И в ясный день, и в непогоду Мне дорога её краса. Люблю бродить я по дорожкам В густом лесу, между полей. И нету места мне дороже, Милей, привольнее, родней. Пруды, луга, леса, тропинки Все сердцу дороги, милы. Знакома каждая травинка, Цветочек, деревце ветлы. А сколько здесь грибов и ягод! Полей незримые края! Взгляни на север и на запад Всё это ­ Родина моя! Природы прелесть дорогую Должны мы с детства охранять. Чтобы цвела Земля родная, Чтобы могла всем счастье дать. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (по выбору) 1. Напишите мини­сочинение на тему: «Может ли христианское отношение к природе помочь решению  экологической проблемы?». 7 2. Нарисуй иллюстрацию к Библейской истории «Всемирный потоп». 3. Ответьте на вопросы учебника с. 85. 8

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе

Урок ОРКСЭ по теме "Отношение христианина к природе" в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017