Тема урока: Основные методы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Вавилова о центрах происхождения культурных растений»
11 класс
Цель урока: познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений, открытых Н.И.Вавиловым.
Задачи:
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа.
Междисциплинарные связи: история, география
Дидактическое обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, рабочие листы, тестовые задания, мультимедийная презентация, гербарии различных сортов растений, карта «Центры происхождения культурных растений», изображения домашних животных разных пород, фотографии сортов растений, портрет Н.И. Вавилова, И.В. Мичурина, видеофильмы
Основные термины: селекция, сорт, порода, штамм, искусственный отбор, стихийный (бессознательный) и методический отбор, гибридизация, инбридинг, аутбридинг, гетерозис, мутагенез, полиплоидия, колхицин, причины бесплодия межвидовых гибридов и способы их преодоления, центры происхождения культурных растений
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Введение в тему
Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции.
Например:
1. Предком коровы является тур.
2. Предком Овцы мериноса является муфлон.
3. Предками Арабского жеребца и Владимирского тяжеловоза является дикая лошадь Прежевальского.
4. Предками различных пород собак является дикий волк.
Без знания основ генетики селекция как наука, не могла бы развиваться. Поэтому мы должны вспомнить основные понятия генетики
Формулировка целей и задач урока
Работа с терминами в виде фронтального опроса.
Ген
Генетика
Генотип
Наследственность
Изменчивость
Фенотип
Мутации
На экране портреты селекционеров и карта центров происхождения культурных растений
Как вы думаете какова будет тема сегодняшнего урока:
Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Вавилова о центрах происхождения растений
Какие цели и задачи должны быть достигнуты на уроке?
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания методов селекции растительных организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) прививка
2) вакцинация
3) гибридизация
4) полиплоидия
5) окучивание
Пояснение.
К методам селекции растений относятся: 1) прививка (одного растения на другое); 3) гибридизация (скрещивание);
4) полиплоидия (увеличение набора хромосом)
Два термина, «выпадающих» из общего списка: 2) вакцинация и 5) окучивание
Ответ: 25
Выберите два верных ответа из пяти. Если в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу, примерно равное 3 : 1, то исходные родительские особи
1) относились к чистым линиям
2) имели рецессивный генотип
3) гетерозиготные по генотипу
4) гомозиготные по фенотипу
5) имели доминантный фенотип
Пояснение.
Согласно правилу расщепления Менделя. Закон расщепления, или второй закон Менделя, гласит, что при скрещивании гибридов первого поколения (гетерозиготных по генотипу, доминантных по фенотипу) между собой среди гибридов второго поколения в определенных соотношениях появляются особи с фенотипами исходных родительских форм и гибридов первого поколения.
Так, в случае полного доминирования выявляются 75% особей с доминантным и 25% с рецессивным признаком, т. е. два фенотипа в отношении 3 : 1. При неполном доминировании и кодоминировании 50% гибридов второго поколения имеют фенотип гибридов первого поколения и по 25% — фенотипы исходных родительских форм, т. е. наблюдают расщепление 1 : 2 : 1.
Ответ: 35.
Работа с текстом
Прочитайте текст.
Человечеству осталось не более 100 лет
Профессор микробиологии Франк Феннер (Frank Fenner) из Австралии считает, что XXI век станет последним в истории человечества. Главной угрозой земной цивилизации учёный считает слишком большую численность населения и слишком высокий уровень потребления. Быстро растущие потребности быстро растущего населения Земли уже привели к многочисленным экологическим катастрофам, и в ближайшем будущем станут причиной резкого изменения климата. По мнению Франка Феннера, воздействие современного человека на экосистему планеты сравнимо со столкновением с крупной кометой, растянутым во времени.
Уже сейчас, когда население Земли близится к 7 миллиардам, во многих местах планеты наблюдается нехватка воды и пищи. При сохранении современных темпов прироста населения острая нехватка ресурсов приведёт к военным конфликтам, которые только усугубят проблему голода из-за уничтожения плодородных земель и ускорят изменение климата из-за неконтролируемых выбросов парниковых газов и уничтожения лесов. Знаменитый микробиолог считает, что исправить ситуацию уже невозможно, и человечеству следует готовиться к худшему сценарию.
Ответьте на вопрос: Так ли все мрачно на самом деле? А может можно исправить ситуацию? Как обеспечить растущие потребности человечества? Какая наука занимается созданием новых пород и сортов?
Свойства организмов определяются их генотипом и подвержены изменчивости. В связи с этим все действия селекции должны быть основаны на законах генетики. На основе сходства между эволюционным процессом и селекцией Вавилов называет селекцию эволюцией, направляемой волей человека.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Опишите кратко методы, которыми вы бы воспользовались при выведении нового сорта или породы.
Основные методы селекции – это гибридизация и искусственный отбор (просмотр видеоролика с последующим обсуждением)
Эффект гетерозиса и его затухание.
На пакетиках с семенами вы часто можете видеть надпись F1. Что она означает? Почему лучше всего выбирать именно такие семена?
Методы гибридизации – мутагенез и полиплоидия
Разработка генетических основ селекции связана с именем Н.И.Вавилова.
Фильм «Жизнь Вавилова»
Как вы думаете, почему не тронут был семенной фонд в условиях блокадного Ленинграда?
Фильм
Защита презентаций «Центры происхождений культурных растений» (опережающее задание)
Задание: Сейчас вам предлагается на основе выступлений учеников заполнить таблицу:
Центры происхождения |
Название растений |
1.Индийский |
Рис, цитрусовые, огурцы, баклажаны |
2. Китайский |
Просо, соя, гречиха, вишня, слива |
3. Среднеазиатский |
Пшеница, горох, бобы, лен, чеснок |
4. Переднеазиатский |
Рожь, ячмень, инжир, роза |
5. Средиземноморский |
Капуста, маслины, свекла, клевер |
6. Абиссинский |
Сорго, бананы |
7. Центральноамериканский |
Кукуруза, тыква, хлопчатник, перец |
8. Южноамериканский |
Томаты, картофель, ананас, фасоль |
После заполнения таблицы, ученикам показываются овощи и фрукты, а ученики показывают этот центр на карте и фиксируют в тетради.
Перец – Центральноамериканский
Банан – Абиссинский
Томат – Южноамериканский
Апельсин – Индийский
Роза – Переднеазиатский
Лимон - Индийский
Психологическая пауза
В КИМ ЕГЭ по биологии есть третий блок «Организм как биологическая система», который контролирует усвоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, об онтогенезе и воспроизведении организмов, о селекции организмов и биотехнологии, а также выявляет уровень овладения умениями применять биологические знания при решении задач по генетике.
Это задание №7 Максимальный балл за это задание 2
Тесты
Самопроверка
Жеребцова (задача часть С)
Итог урока (ОЦЕНКИ)
Домашнее задание.
Консультирует учащихся по технологии выполнения и методам оценивания дифференцированного домашнего задания
Получают домашнее задание
Рефлексия
Придумайте по три слова, связанные с понятием «СЕЛЕКЦИЯ».
Запишите их
Положите их на стол и перемешайте.
Возьмите по три карточки.
Придумайте предложения с этими словами
Приложение
Задание 7 № 19828
Выберите клетки, в которых набор хромосом диплоиден.
1) ооциты первого порядка
2) яйцеклетки растений
3) сперматозоиды животных
4) клетки печени мыши
5) нейроны мозга
6) клетки листьев мха
Пояснение.
Клетки, в которых набор хромосом диплоиден: ооциты первого порядка; клетки печени мыши; нейроны мозга. Гаплоидный набор: яйцеклетки растений; сперматозоиды животных; клетки листьев мха (гаметофит).
Ответ: 145.
Задание 7 № 21497
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания методов селекции растительных организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) прививка
2) вакцинация
3) гибридизация
4) полиплоидия
5) окучивание
Пояснение.
К методам селекции растений относятся: 1) прививка (одного растения на другое); 3) гибридизация (скрещивание);
4) полиплоидия (увеличение набора хромосом)
Два термина, «выпадающих» из общего списка: 2) вакцинация и 5) окучивание
Ответ: 25
Задание 7 № 21279
Выберите два верных ответа из пяти. У людей в норме два разнояйцовых близнеца отличаются друг от друга
1) только по фенотипу
2) по фенотипу
3) по генотипу
4) по числу хромосом в ядрах соматических клеток
5) только по генотипу
Пояснение.
У людей в норме два разнояйцовых близнеца отличаются друг от друга по фенотипу и генотипу, поэтому не изучаются в близнецовом методе. Разнояйцевые близнецы получаются, когда в половых путях матери одновременно оплодотворяются две яйцеклетки. Такие близнецы могут быть одного или разного пола, похожи друг на друга как обычные братья и сестры.
Ответ: 23.
Задание 7 № 20469
Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания полового размножения организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гонада
2) спора
3) оплодотворение
4) овогенез
5) почкование
Пояснение.
Для описания полового размножения организмов используются термины:
Гонада — орган, в котором образуются или (как у высших позвоночных и человека) только размножаются, растут и созревают половые клетки.
Оплодотворение — слияние мужской и женской половых клеток — гамет, в результате чего образуется зигота, способная развиваться в новый организм. Оплодотворение лежит в основе полового размножения и обеспечивает передачу наследственных признаков от родителей потомкам.
Овогенез — это процесс формирования яйцеклеток. Овогенез — оогенез — это один и тот же термин — греч. «оон», «овон» — яйцо, «генезис» — рождение.
Два термина, «выпадающих» из общего списка:
Спора (растений) — клетки или группы клеток, служащие для бесполого размножения. Споры бактерий — способ существования бактерий в неблагоприятных условиях.
Почкование — тип бесполого или вегетативного размножения животных и растений, при котором дочерние особи формируются из выростов тела материнского организма (почек).
Ответ: 25.
Задание 7 № 7302
Выберите два верных ответа из пяти. Норма реакции
1) изменяет генотип организма
2) определяется генотипом организма
3) ведет к мутации
4) изменяет локусы генов
5) формирует в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы
Пояснение.
Под цифрами 1, 3, 4 — признаки мутационной изменчивости. Норма реакции признака заложена в генотипе, передается по наследству и формирует в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы.
Ответ: 25.
Задание С7 № 11314
Критерии оценивания ответа на задание С6 |
Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальное количество баллов |
3 |
Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.
Пояснение.
1) Доминантная окраска кроликов темная,шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не произошло расщепления признаков).
2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb;
3) генотипы потомства первого поколения: AаBb.
4) Во втором поколении проявляется закон независимого расщепления.
Ваша оценка (баллов):
Задание С7 № 20368
Критерии оценивания выполнения задания |
Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растений с морщинистыми неокрашенными семенами потомство оказалась с гладкими и окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибрида F1 получилось потомство двух фенотипических групп. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в скрещиваниях. Объясните появление двух фенотипических групп в F2. Какой закон наследственности проявляется в F1 и F2?
Пояснение.
Дано:
A — окрашенные
a — неокрашенные
B — гладкие
b — морщинистые
1) Схема решения задачи.
P: ♀ АAВB × ♂ ааbb
G: AB ab
F1: AaBb — 100% окрашенные гладкие семена.
P1: ♀ АaВb × ♂ ааbb
G: AB ab ab
F2: AaBb — окрашенные гладкие, aabb — неокрашенные морщине=истые семена
2) Генотипы родителей в первом скрещивании AABB (окрашенные, гладкие), aabb (неокрашенные морщинистые)
Генотипы родителей во втором скрещивании AaBb (окрашенные гладкие), aabb (неокрашенные морщинистые)
3) Генотипы и фенотипы потомства в первом скрещивании:
в первом скрещивании: AaBb — все потомство с окрашенными и гладкими семенами.
Генотипы и фенотипы потомства во втором скрещивании: AaBb — окрашенные гладкие, aabb — неокрашенные морщинистые.
4) Появление двух фенотипических групп в F2 объясняется тем, что в мейозе не произошёл кроссиновер, так как гены сцеплены (поэтому только два типа гамет — AB и ab).
5) В F1 проявляется закон единообразия гибридов первого поколения. В F2 проявляется закон сцепленного наследования генов (признаков).
Примечание.
Второе предложение «в анализирующем скрещивании» поясняем с какой особью произведено скрещивание: ♂ ааbb
При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растений с морщинистыми неокрашенными семенами потомство оказалась с гладкими и окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибрида F1 получилось потомство двух фенотипических групп. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в скрещиваниях. Объясните появление двух фенотипических групп в F2. Какой закон наследственности проявляется в F1 и F2?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.