Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»
Оценка 4.9

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
12.03.2017
Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»
Данная методическая разработка является конспектом урока по предмету "ОРКСЭ. Основы православной культуры" по учебнику «Основы православной культуры", автор А.В.Кураев в 4 классе. Тема урока "Заповеди". Для проведения урока понадобится следующее оборудование: 1)толковый словарь С.И.Ожегова; 2)тексты заповедей; 3)дидактические карточки; 4)мультимедийный проектор; 5)авторская презентация «Заповеди»; 6)компьютер. Тип урока: урок открытия новых знаний.Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»
разработка урока на конкурс.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37» Златоустовский городской округ Методическая разработка урока по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики» (данная работа рассчитана на детей 11 лет, срок реализации – 2 четверть учебного года) Васильева Наталья Александровна,  учитель начальных классов, высшая квалификационная категория г. Златоуст 2017г. Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди» Цель: осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре. Задачи: Образовательная:  знакомство   учащихся   с   понятием   «заповеди», предоставление возможности определять своё ценностное отношение к миру, к окружающим людям, самому себе. Развивающая:  развитие   умения   работать   в   парах   и   группах,   расширение кругозора   учащихся,   способствование   развитию   речи,   образному   мышлению, самостоятельности суждений. Воспитательная: воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу. Планируемые результаты Личностные: формировать целостный социально­ориентированный взгляд на мир,   развивать   этические   чувства,   формировать   уважительное   отношение   к религии. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: 1. определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке; Познавательные УУД: 2. ориентироваться в учебнике; 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. выделять главное в тексте; отличать   неизвестное   от   уже   известного   в   диалоге   с   учителем   и одноклассниками. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других; уметь вести диалог, стараться договориться, находить общее решение. Оборудование: учебник «Основы православной культуры, автор А.В.Кураев; толковый словарь С.И.Ожегова; тексты заповедей; дидактические карточки; мультимедийный проектор; авторская презентация  «Заповеди»; компьютер. Тип урока: урок открытия новых знаний. Ход урока 1. Организационный момент. 1 слайд ­   Дорогие,   ребята!   Пусть   этот   урок   принесет   нам   радость   общения   и наполнит души прекрасными чувствами. 2. Актуализация знаний. 2 слайд ­Ребята, скажите, в какой стране мы живём?  (В России) ­  Что   россияне   могут   делать   и   чего   не   могут?   (обсуждение   в   парах, высказывания) 3 слайд ­Где   это   записано?   (В   Конституции.   Конституция   –   основной   закон,   по которому мы с вами живем.  В  Конституции   записаны права   наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д). ­А что же такое – право? (Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила   охраняются   государством.   Они   определяют   отношения   людей   в обществе.)  ­Кто   эти   правила   сформулировал?  (Проект   Конституции   разрабатывается компетентными   специалистами,   затем,   либо   утверждается   парламентом   или самим народом, на референдуме, как наша Конституция  в 1993 году) ­Есть ли такие правила для людей, исповедующих православие? (обсуждение в парах, высказывания) ­Кто эти правила сформулировал? (обсуждение в парах, высказывания) 4 слайд ­В православии есть такие правила. Только они называются заповеди. Это и есть наша тема урока. Сегодня мы должны выяснить: кто для православных людей составил правила, как они к ним попали и что они означают, чему учат. 3. Изучение нового материала. 1.Словарная работа ­Ребята,   как   вы   понимаете   слово   «заповедь»?  (обсуждение   в   парах, высказывания) ­Найдите   в   толковом   словаре  С.И.Ожегова   значение   этого   слова. Прочитайте. (работа в группах)  После   ответов   ребят   учитель   предлагает   их   вниманию   определение   из Библейского   словаря   В.Вихлянцева   (листочки   с   текстом   на   столах   перед учащимися).  Запишите   в   тетрадь   наиболее   понравившееся   вам   из   данных   трактовок определение.  Заповедь –  изречение, содержащее религиозно­нравственное предписание.  Заповедь ­  правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)­нибудь.  Заповедь – строго обязательное правило поведения. ­Так что такое заповедь? 5 слайд Итог:  «Заповедь   –   религиозное   предписание,   составляющее   одну   из моральных норм человечества».  2.Физминутка. 6 слайд ­ Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" ­ вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" ­ вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" ­ вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки   вверх.   Если   я   скажу   "огонь"   ­   вы   вращаете   руками   в   локтевых   и лучезапястных суставах. Выполняем. 3.Работа по теме. ­Ребята,   кто   дал   православному   народу   заповеди?  (обсуждение   в   парах, высказывания) 7 слайд ­Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась  и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай   для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней  Моисей провел на   объятой   огнем   вершине.   Этот   огонь   не   обжигал   его,   потому   что   он   был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях).  Скрижали   были   положены     в   ящик,  обитый     золотом,  который назывался Ковчегом. Моисей поставил  ковчег  в особой палатке (скиния), где для него было отведено  специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей  вынес  скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что  вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя  сам он этой перемены в себе не замечал. 8 слайд ­Работа   с   учебником:   с.40,прочитайте   третий   абзац   и   скажите,   сколько заповедей дал Бог Моисею? Каких отношений они касаются? (10 заповедей: с 1 по 4 – отношение человека и Бога, остальные – отношения людей между собой.)   ­Прочитайте   на   с.40­41   сами   заповеди.   Они   все   в   учебнике   написаны? Сколько не хватает? Прочитайте весь список заповедей на экране. 9 слайд 10 заповедей: 1.Я Господь, Бог твой, и других богов нет. 2.Не делай себе кумира (идола). 3.Не произноси напрасно имени Божия. 4.Помн день субботний и освящай его. 5.Почитай твоих отца и мать. 6.Не убивай. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не кради. 9.Не лги. 10.Не желай того, чем владеет другой. ­ Как вы думаете, на что они больше похожи — на приказ Бога человеку или на что­то другое? (обсуждение, высказывание) 10 слайд ­ Это не приказ, а предупреждение: не делай того, что нанесет рану твоей душе. Господь желает человеку только добра, а люди часто поступают вопреки собственному благополучию.  ­Эти заповеди многое требуют от человека. Но подумаем, что лежит в основе этих требований? (обсуждение, высказывание) ­ А что руководило вашей мамой, когда она говорила вам: «Не трогай огонь, не засовывай пальцы в электрическую розетку?» Мама охраняет вас от всего злого, потому что вас любит. Вот и все эти заповеди продиктованы Любовью Бога, Который любит людей и никогда их не оставит. Именно любви нас учит Божественный закон. ­ Запись в тетради 11 слайд Первая заповедь: «Я — Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня». ­Объясните, как понимаете? (обсуждение, высказывание) ­  Эта первая заповедь означает, что Господь должен почитаться превыше всего остального. В жизни человека Бог должен стоять на первом месте и   быть центром всех людских отношений. Однако всепоглощающая любовь к Господу вовсе не уменьшает ценности человека. Мы можем и должны любить и уважать других   людей.   Проблемы   начинаются   в   тот   момент,   когда   люди   начинают предпочитать   Богу   что­то   другое,   будь   то   человек,   власть   или   деньги,   тем самым   приобретая   себе   новых   богов.   И   часто   эти   божки   становятся единственным смыслом существования, заменяя собой другие ценности жизни. 12 слайд Вторая заповедь: «Не сотвори кумира». ­ Идолом   является   все   то,   к   чему   человек   чрезмерно   привязывается.   В древности   люди   обоготворяли   разные   стихии   природы,   небесные   светила, изображения   людей,   животных.   Для   современного   цивилизованного   человека буквальное поклонение идолам редко, хотя встречается и сейчас, но и всякая страсть   или   «зависимость   души»   —   настоящий   идол.   Кто­то   служит   своим прихотям и не может отказаться от плохих привычек (это внутренние кумиры). А для других — какой­то человек может стать кумиром, они так и говорят: «Вот этот певец — мой кумир…» 13 слайд Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно». ­ Имя   Божие   можно   произносить   только   в   серьезном   разговоре   или   в молитве. Иначе получается, что человек зовет Бога, а сам и не думает о встрече с Ним. Разве это не оскорбительно для Того, Кто всегда слышит нас и ждет настоящей встречи? Послушайте   пример   из   жизни.   Один   современный   работник   таможни, Василий,   служил   в   морфлоте.   Как­то   их   часть   оказалась   на   берегу.   Они испытывали   батисферу   —   большой   металлический   шар,   который   опускался глубоко в воду, не имея связи с берегом и без подачи воздуха. К этому времени Василий   и   его   друг   со   свойственным   молодости   легкомыслием   полезли   в батисферу   и   крепко   заснули.   Никто   этого   не   знал.   Их   закрыли   крышкой, завинтили все гайки и опустили на глубину. Там они проснулись. Воздуха все меньше, кругом вода, полная тьма. Сами они — полусонные, полуживые. Что делать?   Василий   вспомнил   вдруг,   что,   когда   его   призывали   в   армию,   мать сказала: «Вася, когда будет тебе плохо там, помяни Господа...» — «Да ладно тебе», — ответил он. Только теперь понял Василий, что один Бог может спасти их от гибели. Всей душой он взмолился: — Господи, прости меня, помоги, спаси отсюда! В это время командир воинской части сидел в кабинете на берегу. Он вдруг ясно услышал голос: «Поднять из воды — там люди!» Тут же командир отдал по телефону   приказ   поднять   батисферу.   Приказ   выполнили.   Когда   отвинтили гайки, открыли крышку — увидели, что там два человека. — Ребята, вы живы? — Живы, — ответили они, — Бог спас! ­У   каждого   из   вас,   если   хорошо   припомнить,  тоже   были   такие   случаи   в жизни.   Поговорите   об   этом   с   родителями,   они   вам   тоже   могут   многое рассказать. 14 слайд Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято». ­ Для евреев суббота — седьмой день недели, Шаббат. Согласно истории сотворения мира, описанной в первой книге Библии ­ книге Бытия, увидев, что все   Им   сотворенное   "хорошо   весьма",   Господь   почил   и   отдыхал,   Поэтому Шаббат празднуется в честь сотворения мира. Смысл жизни не исчерпывается только   трудом   и   пользой,   принесенной   другим.   Часто   оказывается   слишком легко так погрузиться в повседневные заботы, что мы теряем понимание того, что   является   самым   важным   в   жизни.   Шаббат   был   установлен   для   блага человека. Это был день отдыха, молитвы, занятий и размышлений. Это семейный праздник, когда царит особая атмосфера мира и радости. В нашем календаре это всё совершатся в воскресенье. ­ Любовь к Богу в Десяти заповедях Моисея ставится на первое место (это первые четыре заповеди). Но это не значит, что любовь к людям (последующие шесть заповедей) менее важна. Первого не может быть без второго; человек, не любящий людей, не может приблизиться к Богу. 4.Физминутка. 15 слайд Как приятно ходить по  чистому лесу, где поют птицы, на ветвях резвятся белочки! Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь и представьте, что вы кормите этих белочек. 5.Работа с учебником. 16 слайд ­Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою» с.40, прочитай, что сказано в тексте об этой заповеди. Приведите примеры из жизни. ­Рассказ Осеевой В. Читает подготовленный ученик. Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок           на       Вот   камушек   говорит   одна отдохнуть     женщина присел.   другой:             –   Мой   сынок   ловок   да   силён,   никто   с   ним   не   сладит.       – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.       А третья молчит.            – Что же ты про своего  сына не скажешь? – спрашивают  её соседки.            – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.       Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины,   останавливаются.   Болят   руки,   плещется   вода,   ломит   спину.     навстречу   три   мальчика   выбегают.   Вдруг       Один   через   голову   кувыркается,   колесом   ходит   –   любуются   им   женщины. Другой   песню   поёт,   соловьём   заливается   –   заслушались   его   женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.   Спрашивают женщины           старичка:     наши     – А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!   Каковы     Ну, что? –         сыновья? 17 слайд 18 слайд Шестая заповедь: «Не убивай» с.40­41,   прочитай,   что   сказано   в   тексте   об   этой   заповеди.   Приведите примеры из жизни. ­ В древнееврейском языке были разные слова для обозначения разных типов убийства.   Слово,   употребляемое   в   этой   заповеди   —   "расах",   ­   означает преднамеренное   убийство,   совершенное   по   злобе.   Его   следует   отличать   от убийства в более обобщенном смысле. Хотя убивать всегда нехорошо, иногда это происходит случайно, а иногда и оправданно ­ например, при защите себя или своей страны во время войны. Эта заповедь выражает веру в то, что че­ ловеческая жизнь священна. Поскольку жизнь — Божий дар, каждый человек обладает уникальной и бесконечной ценностью. Право на жизнь, обоснованное ее божественным происхождением, является основой всех прочих прав человека, естественных и законных, и базой цивилизованного общества. Никто не имеет права прервать жизнь, собственную или чужую. 19 слайд Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй». ­Давайте разберем эти слова: не — отрицательная частица; пре — неполногласная приставка со смыслом «переступить»,  «перешагнуть»; люб — корень слова «любовь»; действ — корень слова «действие». —  Таким образом,  смысл  заповеди «Не  прелюбодействуй» — «Не  совершай действий против любви».  Мы   с   вами   уже   говорили,   что   умение   любить   является   самым   главным свойством человека. Только если ты по­настоящему любишь, то другой человек для тебя важнее, чем ты сам. И этот другой может быть лишь одним, потому что в Библии написано: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». В этой  фразе содержится указание на совершающееся в Таинстве Брака чудо: муж и жена   представляют   собой   целостность,   —   поэтому   разрушение   этой целостности является действием против любви. 20 слайд Восьмая заповедь: «Не кради». с.41, прочитай, что сказано в тексте об этой заповеди. Приведите примеры из жизни. 21 слайд Девятая заповедь: «Не лги» с.41, прочитай, что сказано в тексте об этой заповеди. Приведите примеры из жизни. ­ Эта заповедь запрещает ложь: дав слово, нельзя его нарушать; нельзя лгать, обманывать, перекладывать свою вину на другого человека. 22 слайд Десятая заповедь: «Не завидуй» ­ с.41, прочитай, что сказано в тексте об этой заповеди.  Вспомним историю о Каине и Авеле. Каин сильно огорчился, и лицо его омрачилось, поникло, когда он увидел, что жертва Авеля была принята Богом, а его — отвергнута. Возникшая в сердце Каина зависть привела к убийству, к совершению невиданного еще землей злодеяния. 4. Закрепление нового материала. 1.Работа в парах с пословицами. ­О  какой заповеди говорится в каждой группе пословиц? 1.Худой мир лучше доброй драки. 2.Шила   в   мешке   не   утаишь.                  Сколько веревочке не виться, а конец будет.   Кто   сам   врет,           другим   не   верит. 3.Кто   свою   мать   уважает,   тот   и   чужую   не   обидит.          Почитай учителя как родителя. 4.Лучше   по   миру   сбирать,   чем   чужое   брать.          Знает кошка, чье мясо съела. 5.Не   коси   глаз   на   чужой   квас.          Кто чужого желает, скоро свое потеряет. ­Проверка. 2.Работа в группах.  Класс делится на 3 группы.  Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд. К Р О С С В О Р Д : 1Д Е 5С К Я Т Ь Р 3З 2М 4С О И Ж А Л И Н С А Е Й Й П О В Е Д 6Б И Б Л И Я По вертикали: 1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку? 2.Имя пророка, получившего заповеди 3.Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло 4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди По горизонтали: 5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди 6.Книга, в которой записаны заповеди. Проверка. 5. Итог урока. ­Что нового узнали на уроке? (ответы учащихся) ­Перечислите все заповеди. Чему они учат? (ответы учащихся) 23 слайд ­Все эти заповеди  можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!».   Я желаю,   чтобы   вы   были   счастливы,   чтобы   смеялись,   светились   и   радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас, становились тоже счастливы. Пусть   же   все   хорошее,   что   есть   в   каждом   из   нас,   только   растет   и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. Список  использованных источников и литературы 1. 2. 3. 4. 5. Кураев,   А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы   религиозных   культур   и   светской   этики.   Основы   православной культуры.   4­5   классы   :   учеб.   для   общеобразоват.   Учреждений   /   А.В. Кураев. – М. : Просвещение, 2012. – 95 с. : ил. – ISBN 978­5­09­026881­3. – с.40­41. Ожегов,  С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. Чл.­корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18­е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз., 1986. – 797с. – с.171. Детская  библия. Библейские  рассказы в картинках. Институт  перевода библии. 1983г. – с.57 Вихлянцев, В.П. Библейский Словарь: М., Коптево, 1998 г. – с.123. Осеева, В.А. Сыновья. – М.: Просвещение, 2008г.

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры» 4 класс Тема: «Заповеди»

Урок: «Основы православной культуры»   4 класс Тема: «Заповеди»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017